Мастер- класс " Мыслим критически"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Зарочинцева Татьяна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Типы высшей нервной деятельности человека»

 с применением приёмов развития критического мышления

Зарочинцева татьяна Сергеевна

МЬОУ ООШ с.Вязовое

 Долгоруковского  

муниципального района

Липецкой области

«Не сравнивай! Живущий несравним»

О. Мандельштам

Цель:

  • продемонстрировать на практике эффективность использования приёмов ТРКМ: ИНСЕРТ, Фишбоун.

Методы и приёмы:

  • составление списка “известной” информации; систематизация материала (графическая); верные и неверные утверждения;
  • методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей, Фишбоун, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, синквейн

План

I. Стадия вызова.  

Первый этап вызова: Использование приёма «Нестандартный вход в урок» через анализ нескольких фактов для активизации мыслительной деятельности обучающихся.

1.Перед вами портреты выдающихся личностей разных эпох: Петр Первый, Н.В.Гоголь, А.В. Суворов, М.И. Кутузов.

Кто изображен?

Как вы думаете,  о чем пойдет речь?

2.Проанализируйте факты:

а) Пётр Первый: то взрывной, то весёлый. То резко без переход раздражительный   или грустный.  

б) Н.В.Гоголь: мнительный, сомневающийся, постоянно переписывал свои произведения.    

в) А.В. Суворов:   очень подвижный, стремительный, целеустремлённый, в то же время уравновешенный, всегда очень точно просчитывал этапы своих военных операций.

г) М.И,  Кутузов: медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый.

Вопрос «разрыва»: Как эти факты связаны с темой нашего занятия?  

             3. Чтобы ее сформулировать ваши предположения, гипотезы, мы будем складывать в корзину идей.

(отличаются характером, темпераментом, типом  высшей нервной деятельности)

Тема занятия: «Типы высшей нервной деятельности человека»

Эпиграф: «Не сравнивай! Живущий несравним»

О. Мандельштам

Второй этап вызова – актуализация уже имеющихся знаний о строении и функциях мозга через реализацию приёма «Согласен – не согласен». Рядом с утверждениями ставить «+», если согласны, и «-», если не согласны или не знаете ответа.

«Согласен - не согласен»

1. На одни и те же события разные люди реагируют по-разному.

2. Знаменитый врач Гиппократ ещё 2,5 тысячи лет назад разделил человечество на 4 основные типа и назвал их  темпераментом.

3. Темперамент – есть проявление типа высшей  нервной деятельности в поведении человека.

4. Человек получает  темперамент по наследству от родителей, и его не переделаешь.

5. Современную классификацию создал И.П.Павлов  и выделил четыре типа классических темпераментов.

6. Каждый человек знает, какой у него тип темперамента

Подведём итоги: Что нам известно? Что неизвестно?

+ согласны

- не согласны, не знаете ответа

II.  Стадия осмысления материала.

Первый этап осмысления. 

Чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, я предлагаю провести работу «ИНСЕРТ» Это работа с информационным текстом. Чтение с маркировкой. Прочтите текст в рабочих листах. Маркируйте его значками «V» - знаю, «+» - это новое для меня, «-» не согласен, есть другое мнение, «?» непонятно!

  1. По теории Гиппократа (V век до н.э.) - состояние организма определяется соотношением в нем различных жидкостей (крови, лимфы, желчи). У холериков преобладает желчь (холле), у сангвиников – кровь (сангвис), у флегматиков – слизь (флегма), у меланхоликов – какая-то особая «черная желчь» (меланхоле).

 2.Слово «темперамент» означает в переводе с латинского «правильное смешение».

3.Научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог Иван Петрович Павлов, положив в основу силу процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

   4.Меланхолик ( слабый тип) : легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в    себе. Склонен к глубоким  внутренним переживаниям. Свойственны нестандартность мышления, богатство воображения.

    5.Холерик ( сильный, неуравновешенный тип) легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Высокий уровень активности, сильно и ярко выраженные эмоциональные переживания. Характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.

   6.Флегматик  ( сильный уравновешенный инертный тип) малоэмоциональный, малообщительный, малоподвижный. Его отличает низкий уровень поведенческой активности. Характерно постоянство чувств и настроений.

   7..Сангвиник ( сильный уравновешенный подвижный тип) спокойный, устойчивый. Максимально высокий уровень исследовательской активности, подвижен, общителен. Легко переживает неудачи.

8. Тип высшей нервной деятельности определяет темперамент, который  тесно связан с характером, а вместе они формируют   личность

«V» - знаю

«+» - это новое для меня

«-» не согласен, есть другое мнение

«?» непонятно!

Второй этап осмысления – приём Фишбоун.  

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятия, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Голова – тип ВНД (высшей нервной деятельности)

Косточки сверху – флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник

Кости снизу – малоэмоциональный, вспыльчивый, малообщительный,  спокойный

Хвост – темперамент

III. Рефлексия.

Первый этап рефлексии – актуализация полученных знаний. Можем ли мы воспользоваться полученными знаниями? А лично для себя? Только если знаем тип своего темперамента.

Практическая работа: Тест «Темперамент»

1 часть. Напишите ответом на каждый вопрос «Да» или «Нет»

  1. Любите ли Вы ходить в гости?
  2. Легко ли Вам обратиться на улице к незнакомому человеку?
  3. Нравится ли Вам работа, требующая быстрой реакции?
  4. Любите ли вы рассказывать анекдоты?
  5. Доводилось ли Вам разыгрывать своих знакомых?

Подсчитайте свои ответы «ДА», запишите промежуточный результат.

От 0 до 2 – Ваш тип «М»

От 3 до 5 – Ваш тип «N»

2 часть. Ответьте также «да» или «нет» на оставшиеся 5 вопросов:        

  1. Бывают ли у  Вас резкие и внезапные перепады настроения?
  2. Часто ли Вам приходиться жалеть из-за того, что Вы что-то сказали или сделала не подумав?
  3. Легко ли Вас обидеть?
  4. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
  5.  Волнует ли Вас мнение окружающих?

Подсчитайте свои ответы «ДА» и запишите еще один промежуточный результат

От  0 до 2 – Ваш тип «О»

От 3 до 5 – Ваш тип «Р»

Теперь сложите результаты вместе, и Вы узнаете свой темперамент:

Первая часть

Число «Да»

Вторая часть

Число «Да»

Ваш темперамент

Ваш тип

Ваш тип

«МО» - Вы флегматик

«МР» - Вы меланхолик

«NO» - Вы сангвиник

«NР» - Вы холерик

Второй этап рефлексии  анализируем усвоенный и осмысленный материал урока. Вернёмся к заданию «Согласен-не согласен». Можем ли мы теперь с уверенностью выбрать верные и неверные утверждения? Да, можем.

А что можно сказать о людях, о которых говорится в изложенных в начале урока фактах?

а)Пётр Первый -взрывной, то весёлый. То резко без переход раздражительный   или грустный. Какой тип темперамента. ( Холерик) 

б) Гоголь Н.В, -мнительный, сомневающийся, постоянно переписывал свои произведения.    Какой тип темперамента?     Меланхолик.

в)Суворов А.В. -очень подвижный, стремительный, целеустремлённый, в то же время уравновешенный, всегда очень точно просчитывал этапы своих военных операций. Какой это тип темперамента? (Сангвиник вместе с холериком.)
              г) Кутузов М.И. -медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый.  
(флегматик)
д) В.В. Путин

И в заключение  оценим высказывание Осипа Мандельштама: «Не сравнивай! Живущий несравним»

Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  на уроках  литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...

Мастер-класс "Развитие критического мышления при работе с тестом на уроках немецкого языка"

Данный материал может быть использован для подготовки урока СНЧ...

Мастер- класс " Мыслим критически"

Мастер- класс .Рабочий лист...

Мастер-класс "Формирование критического мышления"

Этот мастер-класс можно провести на заседаниях методических советов. Здесь на практике отрабатываются некоторые приемы технологии критического мышления....

Презентация мастер-класса "Формирование критического мышления"

Презентация к мастер-классу "Формирование критического мышления"...

Мастер-класс "Развитие критического мышления"

Материалы для проведения мастер -класса для учителей по теме "Развитие критического мышления на уроках истории и правоведения""...

Мастер-класс « Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».

Материал выступления на областном семинаре  по теме: " Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС"....