8 класс урок ФГОС "Организм человека единое целое"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Кашкина Екатерина Владимировна

Урок разработам с учетом системно-деятельностного подхода. Разработан раздаточный материал. Работа на уроке предполагает как парную, так и индивидуальную. Подходит к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина "Биология. Человек" 8 класс, но может применяться и другими программами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Органы, системы органов, организм.

Актуализация

(15 минут)

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Формирование регулятивных УУД:

волевая саморегуляция, контроль и оценка  деятельности.

Выполните задание предложенное, Вам, на листочке № 1 .

1 вариант

1.Главным структурным и функциональным элементом организма человека является

А) система органов,    Б) клетка,   В) орган,    Г) ткань.

2.Выберите три верных ответа. Клеточная мембрана выполняет следующие функции:

А) отделяет содержимое клетки от окружающей среды;

Б) защитную функцию;

В) транспортную функцию;

Г) запасает питательные вещества;

Д) осуществляет связь с соседними клетками;

Е) обеспечивает рост клетки.

3.Установите соответствие между названиями органоидов и их функциями

А) митохондрии                                    

Б) лизосомы

В) комплекс Гольджи

1)разрушение ненужных веществ,

2)транспорт веществ

3)синтез молекул АТФ

А

Б

В

4.Выберите три правильных ответа. Эпителиальные ткани выполняют следующие функции:

А) защищают от неблагоприятных внешних воздействий,

Б) всасывают питательные вещества,

В) выделяют различные вещества,

Г) воспринимают раздражение,

Д) образуют жировую ткань.

5.Подпишите рисунок тканей организма человека

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/49/43687/hello_html_11f3e052.png

Вариант 2

1.Наименьшая структурно-функциональная единица строения организма:

А) орган,     Б) система органов,    В) клетка,    Г) ткань.

2.Выберите три правильных ответа. В транспорте веществ в клетке принимают участие:

А) комплекс Гольджи,

Б) эндоплазматическая сеть,

В) лизосомы,

Г) клеточная  мембрана,

Д) цитоплазма.

3. Установите соответствие между названиями органоидов и их функциями

А) Рибосомы

Б) Ядро

В) Центриоль

1)хранитель наследственной информации

2) участвует в образовании веретена деления

3) участвует в синтезе белка

А

Б

В

4.Выберите верные ответы. Для нервной ткани характерно следующее:

А) образует органы кровеносной системы;

Б) состоит из нейронов;

В) межклеточное вещество бывает твердым, жидким, волокнистым;

Г) нейроны контактируют друг с другом в синапсах;

Д) выполняет функцию возбудимости и проводимости;

Е) клетки многоядерные.

5.Подпишите ткани организма человека.

http://zrenielib.ru/tw_refs/4/3358/3358_html_m6b5682e4.png

Проблематизация

Формирование логических УУД

Клетка            ткань              органы                  …….            …..           ……..

( продолжите последовательность)

При каких условиях клетки, ткани, органы, системы органов будут целостным организмом?

Целеполагание

Формирование регулятивных УУД: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Сформулируйте цель урока : доказать, что ………….

( доказать, что организм представляет собой единое целое).

План

Формирование регулятивных УУД: Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Попробуйте провести логическую цепочку  для достижения вашей цели (составьте план)

1.Связь между строением и функциями органов.

2.Физиологическая система  ( системы органов)

3.Взаимосвязь систем органов в организме.

Содержание урока

Формирование познавательных общеучебных УУД: - формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;

Формирование  познавательных логических  УУД: - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;

Выполните задания по приведенному плану (работают в парах, с учебником)

1.Найдите в тексте слова, характеризующие общие и частные признаки понятия орган. Сформулируйте определение этого понятия. Запишите определение _______________________________________________( 1 балл)

2.Используя таблицу, рисунки учебника, назовите органы, расположенные в брюшной и грудной полости ( устно).

3.Прочитайте текст учебника с.40-45. Назовите одну из причин объединения анатомии и физиологии в один предмет. Приведите пример, доказывающий взаимосвязь строения органов и их функций. (2 балла)

__________________________________________________________________-

4.Вспомните системы органов млекопитающих. Из каких органов состоят эти системы? Какие функции они выполняют? ( устно)

Какие физиологические системы объединяют деятельность всех органов?

______________________________________________ (1 балл)

5. Вывод: В каком случае ткани, органы, системы органов представляют собой единый организм? ____________________________________(1 балл)

Рефлексия

Формирование личностных УУД.

Формирование  познавательных логических УУД

: : - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;

построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;

Формирование коммуникативных УУД :планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение точно выражать свои мысли,

Регулятивные УУД :  волевая саморегуляция, контроль и оценка  деятельности.


Выполни задания, которые помогут тебе понять,  как ты усвоил материал урока.

1 вариант

1.Из перечисленных ниже органов выберите те, которые относятся к пищеварительной и кровеносной системам  (2 балла)

Пищеварительная

Кровеносная

А) сердце,    Б) желудок,   В) легкие,   Г) почки,   Д) мочеточник,   Е) печень,  Ж)кровеносные сосуды,  З) тонкий кишечник,   И) трахея.

2.Найди лишнее слово и составь с ним предложение. ( 2 балла)

Почки, мочеточник, мочевой пузырь, глотка, мочеиспускательный канал, выделение.

3.Выполните задание на соответствие : подберите характеристики к системам органов ( 2 балла)

А) Покровная

Б) Опоры и движения

В) Дыхательная

Г) Выделительная

1) Препятствует проникновению в организм микробов и ядовитых веществ 2)Обеспечивает поступление в организм кислорода

3)Обеспечивает движение

4)Выполняет функцию осязательную , температурную и болевую чувствительность

5)Обеспечивает удаление из организма углекислого газа

6)Удаляет жидкие продукты обмена

7) Является опорой для мышц, защищает внутренние органы

А

Б

В

Г

4.Какие функции организма называются  физиологическими?(1 балл)

5.Обоснуйте вывод. Нельзя понять строение органа , не зная его функции.

( 3 балла)_____________________________________________________

6.Почему поддержание  постоянства химического состава клеток и тканей и их физико-химических свойств является наиболее важной функцией организма человека? ( 3 балла)

2 вариант

1.Из перечисленных ниже органов выберите те, которые относятся к дыхательной и выделительной системам. (2 балла)

Дыхательная

Выделительная

А) сердце,    Б) желудок,   В) легкие,   Г) почки,   Д) мочеточник,   Е) печень,  Ж) кровеносные сосуды,  З) тонкий кишечник,   И) трахея

2.Найдите лишнее понятие и составьте с ним предложение ( 2 балла)

Ротовая полость, глотка, яичники, пищевод, желудок, кишечник, пищеварение.

3. Выполните задание на соответствие. Подберите к системам органов их характеристики (2 балла)

А) Пищеварительная

Б) Кровеносная

В) Нервная

Г) Половая

1)Выполняет функцию размножения

2)Регулирует и согласовывает работу всех систем организма

3)Устанавливает связь организма и среды

4) Обеспечивает механическую обработку пищи

5)Доставляет кислород к клеткам тела

6) Транспортирует питательные вещества, гормоны и витамины

7) Обеспечивает химическое расщепление органических веществ пищи на более простые

А

Б

В

Г

4.Какие функции организма называются психическими? ( 1 балл)

5.Обоснуйте вывод. Понять функцию органа можно, только зная его строение? ( 3 балла)_________________________________________

6. Почему поддержание  постоянства химического состава клеток и тканей и их физико-химических свойств является наиболее важной функцией организма человека? ( 3 балла)

17 – 14 баллов

13-10 баллов

9- 7 баллов

6 и меньше

5

 4

3

плохо

Домашнее задание

С.40- 45 ( знать органы, системы органов, функции)

Лист оценивания № 1                                     Ф.и. класс _______________________________-

Выполни предложенные задания, не используя учебник и дополнительные материалы.

Вариант 1

1.Главным структурным и функциональным элементом организма человека является

А) система органов,    Б) клетка,   В) орган,    Г) ткань.

2.Выберите три верных ответа. Клеточная мембрана выполняет следующие функции:

А) отделяет содержимое клетки от окружающей среды;             Б) защитную функцию;

В) транспортную функцию;                                                          Г) запасает питательные вещества;

Д) осуществляет связь с соседними клетками;                            Е) обеспечивает рост клетки.

3.Установите соответствие между названиями органоидов и их функциями

А) митохондрии                                                     1)разрушение ненужных веществ,                    

Б) лизосомы                                                            2)транспорт веществ

В) комплекс Гольджи                                             3)синтез молекул АТФ

А

Б

В

4.Выберите три правильных ответа. Эпителиальные ткани выполняют следующие функции:

А) защищают от неблагоприятных внешних воздействий,        Б) всасывают питательные вещества,

В) выделяют различные вещества,                                              Г) воспринимают раздражение,

Д) образуют жировую ткань.

5.Подпишите рисунок тканей организма человека

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/49/43687/hello_html_11f3e052.png

Лист оценивания № 1                                     Ф.и. класс _______________________________-

Выполни предложенные задания, не используя учебник и дополнительные материалы.

Вариант 2

1.Наименьшая структурно-функциональная единица строения организма:

А) орган,     Б) система органов,    В) клетка,    Г) ткань.

2.Выберите три правильных ответа. В транспорте веществ в клетке принимают участие:

А) комплекс Гольджи,                        Б) эндоплазматическая сеть,

В) лизосомы,                                        Г) клеточная  мембрана,

Д) цитоплазма.

3. Установите соответствие между названиями органоидов и их функциями

А) Рибосомы                                      1)хранитель наследственной информации                    

Б) Ядро                                               2) участвует в образовании веретена деления

В) Центриоль                                    3) участвует в синтезе белка

А

Б

В

4.Выберите верные ответы. Для нервной ткани характерно следующее:

А) образует органы кровеносной системы;

Б) состоит из нейронов;

В) межклеточное вещество бывает твердым, жидким, волокнистым;

Г) нейроны контактируют друг с другом в синапсах;

Д) выполняет функцию возбудимости и проводимости;

Е) клетки многоядерные.

5.Подпишите ткани организма человека.

http://zrenielib.ru/tw_refs/4/3358/3358_html_m6b5682e4.png

Лист оценивания № 2                   Работа в парах Ф.И. __________________и _________________

                 Выполните задания по приведенному плану (работа в парах, с учебником)

1.Найдите в тексте слова, характеризующие общие и частные признаки понятия орган. Сформулируйте определение этого понятия. Запишите определение _______________________________________________________________________( 1 балл)

2.Используя таблицу, рисунки учебника, назовите органы, расположенные в брюшной и грудной полости ( устно).

3.Прочитайте текст учебника с.40-45. Назовите одну из причин объединения анатомии и физиологии в один предмет. Приведите пример, доказывающий взаимосвязь строения органов и их функций. (2 балла)

-___________________________________________________________________________________

4.Вспомните системы органов млекопитающих. Из каких органов состоят эти системы? Какие функции они выполняют? ( устно)

Какие физиологические системы объединяют деятельность всех органов?

___________________________________________________________________________ (1 балл)

5. Вывод: В каком случае ткани, органы, системы органов представляют собой единый организм? _____________________________________________________________________________(1 балл)

Самопроверка

Выполните  задания, которые помогут вам понять,  как вы усвоили материал урока.

1 вариант

1.Из перечисленных ниже органов выберите те, которые относятся к пищеварительной и кровеносной системам  (2 балла)

Пищеварительная

Кровеносная

А) сердце,    Б) желудок,   В) легкие,   Г) почки,   Д) мочеточник,   Е) печень,  Ж)кровеносные сосуды,  З) тонкий кишечник,   И) трахея.

2.Найди лишнее слово и составь с ним предложение. ( 2 балла)

Почки, мочеточник, мочевой пузырь, глотка, мочеиспускательный канал, выделение.

3.Выполните задание на соответствие : подберите характеристики к системам органов ( 2 балла)

А) Покровная

Б) Опоры и движения

В) Дыхательная

Г) Выделительная

1) Препятствует проникновению в организм микробов и ядовитых веществ 2)Обеспечивает поступление в организм кислорода

3)Обеспечивает движение

4)Выполняет функцию осязательную , температурную и болевую чувствительность

5)Обеспечивает удаление из организма углекислого газа

6)Удаляет жидкие продукты обмена

7) Является опорой для мышц, защищает внутренние органы

А

Б

В

Г

4.Какие функции организма называются  физиологическими?(1 балл)

5.Обоснуйте вывод. Нельзя понять строение органа , не зная его функции.

( 3 балла)_____________________________________________________

6.Почему поддержание  постоянства химического состава клеток и тканей и их физико-химических свойств является наиболее важной функцией организма человека? ( 3 балла)

17 – 14 баллов

13-10 баллов

9- 7 баллов

6 и меньше

5

 4

3

плохо

Лист оценивания № 2                   Работа в парах Ф.И. __________________и _________________

                 Выполните задания по приведенному плану (работа в парах, с учебником)

1.Найдите в тексте слова, характеризующие общие и частные признаки понятия орган. Сформулируйте определение этого понятия. Запишите определение _______________________________________________________________________( 1 балл)

2.Используя таблицу, рисунки учебника, назовите органы, расположенные в брюшной и грудной полости ( устно).

3.Прочитайте текст учебника с.40-45. Назовите одну из причин объединения анатомии и физиологии в один предмет. Приведите пример, доказывающий взаимосвязь строения органов и их функций. (2 балла)

-___________________________________________________________________________________

4.Вспомните системы органов млекопитающих. Из каких органов состоят эти системы? Какие функции они выполняют? ( устно)

Какие физиологические системы объединяют деятельность всех органов?

___________________________________________________________________________ (1 балл)

5. Вывод: В каком случае ткани, органы, системы органов представляют собой единый организм? _____________________________________________________________________________(1 балл)

Самопроверка

Выполните  задания, которые помогут вам понять,  как вы усвоили материал урока.

2 вариант

1.Из перечисленных ниже органов выберите те, которые относятся к дыхательной и выделительной системам. (2 балла)

Дыхательная

Выделительная

А) сердце,    Б) желудок,   В) легкие,   Г) почки,   Д) мочеточник,   Е) печень,  Ж) кровеносные сосуды,  З) тонкий кишечник,   И) трахея

2.Найдите лишнее понятие и составьте с ним предложение ( 2 балла)

Ротовая полость, глотка, яичники, пищевод, желудок, кишечник, пищеварение.

3. Выполните задание на соответствие. Подберите к системам органов их характеристики (2 балла)

А) Пищеварительная

Б) Кровеносная

В) Нервная

Г) Половая

1)Выполняет функцию размножения

2)Регулирует и согласовывает работу всех систем организма

3)Устанавливает связь организма и среды

4) Обеспечивает механическую обработку пищи

5)Доставляет кислород к клеткам тела

6) Транспортирует питательные вещества, гормоны и витамины

7) Обеспечивает химическое расщепление органических веществ пищи на более простые

А

Б

В

Г

4.Какие функции организма называются психическими? ( 1 балл)

5.Обоснуйте вывод. Понять функцию органа можно, только зная его строение? ( 3 балла) _________________________________________

6. Почему поддержание  постоянства химического состава клеток и тканей и их физико-химических свойств является наиболее важной функцией организма человека? ( 3 балла)

17 – 14 баллов

13-10 баллов

9- 7 баллов

6 и меньше

5

 4

3

плохо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Организм как единое целое. Предмет: биология 6 класс

Предмет: биология, урок изучения нового материала и первичного закрепления                  знаний.Тема: "Организм ...

Презентация по разъяснению и пропаганде Послания Президента Казахстана Н. А. Назарбаева «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года

Предлагаемый материал можно  применить на уроках истории Казахстана, обществознания, на  классных часах в старших классах, внеклассных мероприятиях (круглые столы, в работе информационно-про...

Презентация по биологии 6 класс на тему "Организм- единое целое"

Презентация предназначена для учащихся 6 класса при использовании УМК Сфера  Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова 5-6 класс Биология Живой организм "Просвещение" 2014г...

Биология 10 класс конспект урока "Организм-как единое целое"

Конспект урока 10 класса Биология на тему:"Организм- как единое целое "...

Урок биологии. 5 класс. Тема: "Организм как единое целое"

Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолж...

5 класс урок "Виды предложений по цели высказывания"

Виды предложений по цели высказывания...

Организм человека, как единое целое

Урок рассказывает детям о том? что их организм является системой, в которой все целые связаны. И направлен на то, чтобы сформировать представление о растительном и животном организмах как о целос...