Конференция по биологии и химии "Элементы жизни"
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс) на тему

Калиберда Валентина Ивановна

Сценарий проведения конференции по биологии и химии для учащихся старших классов о значении химических элементов, входящих в состав живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementy_zhizni_-_konferentsiya.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭЛЕМЕНТЫ ЖИЗНИ».

 Конференция для  учащихся 9 -11 классов

Задачи: показать единство живой и неживой природы; повторить материал тем «Неметаллы» (химия), «Нервно-гуморальная регуляция», «Общий план строения организмов»; сформировать основу для изучения последующих тем курса химии и биологии; продолжить развитие умения работать с дополнительными источниками информации, находить логическую взаимосвязь между фактами и реализовывать знания на практике; формировать умение оценивать работу одноклассников.

Оборудование: диапроектор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон; магнитные доски; выставка биологических и химических коллекций, натуральных продуктов, изделий производства и т.д.; модели скелета и торса человека; химическое оборудование

и реактивы; таблицы по химии и биологии; пакеты с дидактическим материалом (см. приложение); набор для работы на магнитных досках.

Участвуют  3 группы учащихся.  Они выступают в роли научных сотрудников, которые представляют лаборатории химии, биохимии и диетологии НИИ. За две недели до урока школьники получили задание собрать материал о нахождении в природе элементов С, О, Н, N, Fe, Ca, F, С1, Вг, I, К, Na, P, о свойствах их основных соединений и простых веществ, об их роли в организме человека, о содержании этих элементов в продуктах питания; подготовить выставку природных источников данных элементов, областей их применения, продуктов, содержащих эти элементы.

Ход урока

I. Вступление. Определение цели урока

Ведущие (учителя химии и биологии).

Литвинец Н.Н. Точных сведений о происхождении слова «элемент» нет. Согласно одной из версий, оно образовалось при последовательном произношении букв латинского алфавита -1, т, п, t. Прочтя их, мы получим «эль», «эм», «эн», «те». Этим подчеркивается, что как все слова состоят из букв, так и все тела сложены из элементов. Мы с вами, всё, что нас окружает, — это комплексы различных химических элементов. О них-то и пойдет речь на нашей конференции.

В конференции принимают участие научные сотрудники лабораторий химии, биохимии, диетологии НИИ (представление заведующих лабораториями - руководителей групп из числа хорошо успевающих учеников).

Сотрудники данных лабораторий провели исследовательскую работу, собрали большой материал о химических элементах, участвующих в построении организма человека. Надеемся, что услышанные сегодня сообщения дадут нам возможность еще раз проследить связь живой и неживой природы, почерпнуть полезные сведения для каждого из нас. Вести конференцию будут «заведующая кафедрой химии» Н.И. Литвинец и «заведующая кафедрой биологии» В.И.Калиберда.

Калиберда В.И.:«Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю» — эти слова великого немецкого поэта и естествоиспытателя Гёте могут стать эпиграфом нашего урока. Вы пролистали много страниц учебников и дополнительной литературы, вы, как и мы, готовились к сегодняшнему уроку. И творить его мы будем вместе. Это — урок-сотрудничество.

Диетолог. В периодической системе Д.И.Менделеева насчитывается 104 элемента, 87 из них обнаружены в организме человека. По количественному содержанию они делятся на макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Макроэлементы - это

углерод, кислород, водород и азот, а также Mg, К, Са, Fe, Na, P, S, C1. Они составляют 99% массы клетки и являются главными компонентами всех органических соединений. Микроэлементы содержатся в клетках в очень малых количествах: от 0,001 до 0,000001%. К ним относятся Zn, Mn, Си, I, F, A1. Но даже те элементы, которые содержатся в ничтожно малых количествах, необходимы для жизни и ничем не могут быть заменены.

Ведущие. Заслушивать информацию о 87 химических элементах мы не можем, так как находимся во временных рамках урока, поэтому обсудим лишь некоторые из них.

Сообщения «научных сотрудников» (25 мин)

На столе у учителя лежат 6 карточек с изображениями знаков химических элементов: С, Fe, Са, К и Na, P, галогены. Участники конференции вытягивают карточку и демонстрируют классу символ элемента, о котором в данный момент и будут говорить собравшиеся. Первыми выступают химики. Они рассказывают о природных источниках данного элемента, свойствах простых веществ и соединений, демонстрируют химические эксперименты. Биохимики говорят о роли данного элемента в жизнедеятельности организма, о нарушениях, связанных с его недостаточным содержанием. Диетологи, обращаясь к выставке, демонстрируют продукты питания, в которых содержится этот элемент, дают рекомендации по правильному питанию.

Углерод

Химики. Углерод — один из самых распространенных элементов в атмосфере Земли и ее недрах. Из ее глубин мы добываем его в виде природного газа, нефти, угля (демонстрация коллекций). В простом виде углерод встречается в виде алмаза, графита, карбина. Древесный уголь, который получают при сухой перегонке древесины, благодаря своей

Углерод

Химики. Углерод — один из самых распространенных элементов в атмосфере Земли и ее недрах. Из ее глубин мы добываем его в виде природного газа, нефти, угля (демонстрация коллекций). В простом виде углерод встречается в виде алмаза, графита, карбина. Древесный уголь, который получают при сухой перегонке древесины, благодаря своей   оглобина, о роли железа в обеспечении транспортировки кислорода от органов дыхания к тканям.)

В организме человека содержится 4,2 г железа. Оно сосредоточено в эритроцитах, мышцах и костях. При его недостатке возникает железодифицитная анемия, сопровождающаяся усталостью и апатией.

Диетологи. Железом богаты продукты ярко пигментированные: свекла, хурма, гранаты, красная икра, яблоки, печень, мясо (говядина), зеленые листья овощей.

Кальций

Химики. Кальций в виде металла (в переводе с латинского означает известь) — был выделен в 1808 г. Это один из самых распространенных химических элементов на Земле (почти 3,5% массы земной коры). В природе в свободном состоянии он не встречается, так как обладает большой химической активностью. Много кальция содержится в осадочных породах. Гидроксид кальция (известковая вода) используется в лабораториях для определения углекислого газа.

(Демонстрация опытов: помутнение известковой воды при пропускании через нее СО2, полученного при взаимодействии мрамора с соляной кислотой, и воздуха, выдыхаемого человеком. Са(ОН)2 + GO = СаСО3 + Н,,О.)

Мел, мрамор, известняк - хорошие строительные материалы. (Демонстрация видеофрагмента «Скульптуры и здания Древнего Рима».) Их используют для постройки и отделки зданий, при создании скульптур. Однако мрамор — прочный строительный материал — разрушается под действием кислотных дождей. Строительный материал, используемый человеком, является строительным материалом и самого человека.

Биохимик. (Демонстрация скелетов млекопитающих, раковин моллюсков.) Фосфат кальция составляет основу скелета человека. Наглядный пример этого — декальцини-рованная кость, которую можно завязать в узел. (Демонстрация опыта с декалъциниро-ванной костью.)

Кальций — основной компонент зубов, при его дефиците возникают проблемы:

кариес, пульпит, выпадение зубов. Ионы кальция — активаторы многих ферментов, поэтому его недостаток приводит к нарушению жизненно важных процессов в клетке. Без кальция невозможно сокращение мышечного волокна. Кальциевые соли серной кислоты служат важной составной частью минерального питания растений. (Демонстрация минеральных удобрений.)

Диетологи. Потребность взрослых людей в кальции составляет 0,8 г в сутки, детей - 1,4 г в сутки. Это количество кальция можно усвоить, введя в пищевой рацион 1 л молока, или 150 г творога, или 1 яйцо. Кальций содержится также в гречневой крупе, капусте, черной смородине, апельсинах.

Фосфор

Химики. Фосфор открыл X е н н и н г Б р а н д в 1669 г. В переводе с латинского фосфор означает светоносный. В земной коре на долю фосфора приходится 0,1% (по массе). Он входит в состав минералов фосфорита и апатита. Существуют 3 аллотропные модификации фосфора — красный, черный, белый. Белый - химически неустойчив, от сотрясения воздуха самовозгорается.

(Демонстрация опыта «Огнедышащий дракон». Возгорание белого фосфора при нагревании без доступа воздуха; красного в стеклянной трубке диаметром 1 см, при резком пропускании воздуха резиновой грушей.)

Черный фосфор - полупроводник. Красный — используют для производства спичек, фосфорных удобрений и кормовых добавок для животных. Ничто живое не может обходиться без фосфора.

Биохимики. В живых организмах фосфор присутствует в костях, мышцах, тканях мозга и нервах. В организме взрослого человека содержится примерно 4,5 г фосфора. Почти все важнейшие физиологические процессы связаны с превращением фосфорсодержащих веществ. Из фосфора строятся собиратель и носитель энергии аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). рибонуклеиновые, дезоксирибонуклеино-вые кислоты (РНК, ДНК), отвечающие за передачу наследственных свойств. Фосфор

необходим детям для построения костной ткани. Он также участвует в функционировании клеточных мембран и помогает поддерживать рН среды внутренних жидкостей.

Диетологи. Продукты, богатые фосфором, - это рыба, сваренная с костями, рыбные консервы, морепродукты, яйца.

Фтор

Химики. Фтор в свободном виде получил в 1866 г. французский химик А н р и М у а с с а н, за что ему была присуждена Нобелевская премия. Многие пытались получить фтор, но или погибали или получали тяжелые увечья. В переводе с греческого, «фторос» - разрушающий, он очень активен, в нем горит даже вода: 2F0 + 2Н2О = 4HF + О,.

Конечно же, из-за своей активности фтор в свободном виде не встречается, а существует главным образом в минералах, _например в флюорите (плавиковом шпате).

 Простое вещество фтор - очень ядовитый газ. Без этого элемента человеческий организм существовать не может.    

 Биохимики. Фтор участвует в построении зубной эмали и костей, и при его недостатке происходит их разрушение.

Диетологи. Чтобы повысить количество фтора в организме, нужно употреблять морскую пищу, фторированную воду и чистить зубы зубной пастой, содержащей фтор.

Йод

Химики. Элемент йод мало распространен на Земле. Йод в виде простого вещества был получен в 1811 г. французом К у р т у а, а название свое получил за цвет паров (греч. «иодэс» — «фиолетовый»).

(Демонстрация опыта возгонки йода в закрытой колбе.)

Йод в твердом виде — это серое вещество с металлическим блеском. Йод применяется в медицине и для получения высокочистых металлов, например циркония. Элемент йод необходим организму человека.

Биохимики. Человек не может жить без йода. Его недостаток в воде и пище резко снижает выработку гормона тироксина щитовидной железы. Под регулирующим действием тироксина находятся мышечное возбуждение, биение сердца, аппетит, пищеварение, работа мозга и даже темперамент человека. Хронический недостаток йода вызывает серьезные нарушения обмена веществ и такие болезни, как Базедова, или зобная, гипотиреоз. В древности были зарегистрированы случаи, когда щитовидная железа разрасталась до таких размеров, что ее нужно было везти на тележке перед собой. Диетологи. В горных районах, где наблюдается особый дефицит йода, обязательно применение йодированной соли для приготовления пищи. Нам же с вами надо не забывать о морепродуктах, особенно о морской капусте. Суточная потребность в йоде для школьника и взрослого человека 130—200 мкг. В 100 г рыбы пикши содержится 416 мкг йода, в 100 г лосося — 216 мкг. Йода много в фейхоа и хурме, он есть в хлебе (8,5 мкг йода в 100 г), овсе, рисе.

Калий и натрий

Химики. Элементы калий и натрий — представители семейства щелочных металлов, из-за своей активности они не могут находиться в природе в виде простых веществ. Самые распространенные минералы, содержащие эти элементы, — галит, или каменная соль (NaCl), сильвин (КС1) и сильвинит (NaCbKCl). Каменную соль добывают открытым способом на озерах Эльтон и Баскунчак. Даже летом эти озера покрыты соляной кор-. кой «льда». Калий — составная часть макроудобрений. Человек тоже не может обходиться без этой «сладкой парочки».

Биохимики. Пока клетка жива, различие в концентрации ионов калия и натрия между клеткой и межклеточной средой стойко удерживается. От концентрации солей внутри и вне клетки зависит интенсивность обмена веществ в тканях. Калий обеспечивает водный баланс, сердечную деятельность, метаболизм углеводов и белков. Он концентрируется в мышечной и костной тканях, в крови. Недостаток калия (менее 100 г в организме взрослого челове-

ка) приводит к нарушению сократительных свойств сердечной мышцы и при увеличении нагрузки на организм может наступить внезапная смерть из-за аритмии сердечных сокращений.

Натрий сосредоточен в крови, мышечной и костной тканях. Он отвечает за передачу нервного импульса. При дефиците натрия (менее 140 г) появляются такие симптомы, как головная боль, слабость, ухудшение памяти, потеря аппетита.

Диетологи. Так как натрий участвует в минеральном обмене всех живых организмов и не содержится в достаточном количестве в пище, то человек вынужден употреблять с пищей поваренную соль (хлорид натрия). Однако и недостаточное, и избыточное потребление поваренной соли вредно для человека. Ее суточная потребность для взрослых, живущих в умеренном климате, составляет 9 г, а для людей, живущих в жарком климате 15—20 г.

Калий содержится в таких продуктах, как бананы, сухофрукты, апельсиновый сок, картофель.

III. Закрепление изученного материала (10 мин)

1. Решение задач.

Каждая группа получает конверт, в который вложены таблица «Суточная потребность в некоторых элементах» (см. табл. 1) и тексты трех задач, на решение задач отводится 3 мин.

Задача 1

В куске белого пшеничного хлеба содержится 0,8 мг железа. Сколько кусков хлеба нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе?

Ответ: так как суточная потребность подростка в железе составляет 18 мг, а в куске хлеба его содержится 0,8 мг, то для удовлетворения потребности в железе надо было бы съесть 22,5 куска хлеба. (18 мг: 0,8 мг/кус. - 22,5 кус.)

Задача 2

Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать

в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента?

Ответ: для удовлетворения суточной потребности в кальции подростку надо выпивать 4,17 стакана молока (1200 мг : 288 мг/ст. = 4,17 ст.)

Задача 3

Рассчитайте, сколько вам необходимо потребить кальция и фосфора в год. Почему норма потребления этих элементов для подростков выше, чем для взрослых людей? (Подсказка: подумайте, на что они расходуются "?) Каковы могут быть последствия недостатка в пище этих элементов?

Ответ: подростку в год необходимо потребить 438 г кальция и фосфора (1200 мг/день х х 365 дней = 438000 мг). Эти элементы используются для формирования скелета. В результате их недостатка замедляется рост и повышается хрупкость костей.

Таблица 1

Суточная потребность (мг) в некоторых элементах

Пол и возраст

(лет)

Со

Р

Mq

Fe

Zn

1

(мкг)

Мужчины

11-14

1200

1200

350

18

15

150

15-18

1200

1200

400

18

15

150

19

и старше

800

800

350

10

15

150

Женщины

11-18

1200

1200

300

18

15

150

19-50

800

800

300

18

15

150

51 и старше

800

800

300

10

15

150

2. Инсценированное задание.

Группы получают наборы для работы на магнитной доске, которые включают таблички с: символами элементов: С, Fe, F, Ca, I, Na; названиями болезней: куриная слепота, цинга, анемия, усталость, кариес, рахит, переломы, зобная болезнь, слабая память; перечнем продуктов, необходимых для профилактики заболеваний, связанных с недостатком поступления в организм

перечисленных элементов: цитрусовые, клюква, шиповник, яблоки, печень, гранаты, желток куриного яйца, овес, молоко, творог, хурма, морепродукты, поваренная соль. В ходе выполнения задания учащиеся

могут использовать данные, приведенные в табл. 2.

Звучит тревожная музыка. В класс входит бледный анемичный человек со сломанной ногой, зобом, больным зубом, в синяках.

Таблица 2 Элементный состав пищи

Элемент

Источник

Функция

Внешние признаки недостаточности

Макроэлементы (углерод, водород, азот, кислород — широко представлены в живой природе)

Кальций

Молоко, молочные продукты, рыба, приготовленная с костями

Образование костной ткани, зубов, регулирование передачи сигнала по нервам, мышечное сокращение, свертывание крови, образование коллагена

Рахит у детей, остеопороз (размягчение и хрупкость костей) у взрослых

Фосфор

Животные белки

Входит в состав костной ткани, ДНК, РНК, белков, АТФ, участвует в передаче энергии и функционировании клеточных мембран, помогает поддерживать требуемый рН внутренних жидкостей

Практически неизвестны и не описаны

Калий

Апельсиновый сок, бананы, сухофрукты, картофель

Обеспечение сердечной деятельности, водного баланса и целостности клеток, необходим для передачи нервного сигнала, метаболизма углеводов и белков

Внезапная смерть при увеличении нагрузок, плохая передача нервных сигналов, аритмия сердечных сокращений

Натрий

Соленая пища, пищевая соль

Регулирование содержания жидкости в организме, передача нервного сигнала

Головная боль, слабая память, потеря аппетита

Хлор

Молоко, соленая пища, пищевая соль

Переваривание пищи (НО), поддерживает электронейтральность жидкостей организма путем диффузии

Сухость кожи

Магний

Орехи, морская пища, шоколад

Катализирует синтез молекул — переносчиков энергии, участвует в синтезе белков и энергетических процессах, расслаблении мышц

Потеря жидкости организмом, сердечные спазмы

Сера

Все белки

Входит в состав биологических молекул и ионов

Микроэлементы

Фтор

Морская пища

Участвует в построении костей и зубов

Разрушение зубов

Хром

Печень, животные и растительные ткани

Необходим для переработки глюкозы

Потеря с возрастом эффективности инсулина

Марганец

Печень, почки, орехи, чай

Кофермент

Потеря веса, дерматоз

Железо

Печень, мясо, зеленые листья овощей, зерно _

Составная часть белков — переносчиков кислорода (гемоглобина и миоглобина)

Железодефицитная анемия, усталость и апатия

Кобальт

Печень, животные белки

Составная часть витамина В]2

Анемия

Медь

Печень, почки, яичный желток, цельное зерно

Образование гемоглобина, составная часть 11 ферментов

Встречается редко

Цинк

Печень, мясо, морские продукты

Входит в состав 154 ферментов

Анемия, замедление роста

плохая память, и он все время забывает, куда и зачем пришел.

Вопросы классу:

  1. Симптомы каких болезней можно обнаружить у этого несчастного?
  2. Нехватка каких элементов стала их причиной?
  3. Что вы порекомендуете включить в рацион его питания, чтобы избежать этих
    заболеваний?

Ответы на вопросы должны быть представлены в виде таблицы (см. табл. 3).

Таблица 3

Элемент

Болезни, возникающие при нехватке элементов

Продукты, содержащие данный элемент

С

Куриная слепота, цинга

Цитрусовые, клюква, шиповник

Fe

Анемия

Яблоки, печень, гранаты

F

Усталость, кариес

Желток куриного яйца, овес, молоко

Са

Рахит, переломы костей

Молоко, творог

1

Зобная болезнь

Хурма, морепродукты

На

Снижение памяти

Поваренная соль

IV. Подведение итогов урока (3 мин)

Ведущие. Заведующие лабораториями в начале урока получили оценочные листы. Они внимательно наблюдали за вашей работой на уроке и сейчас максимально объективно постараются выставить оценки. (Оценочные листы сдаются заведующим ка-

федрами биологии и химии для, утверждения и затем оглашаются).

Дополнительные вопросы для уточнения оценок:

1.        У бедуинов женщины всегда полностью закрыты одеждой — лишь для глаз остается щель. При этом они часто страдают от размягчения костей. Почему?

Ответ: Авитаминоз D возникает в результате дефицита ультрафиолетовых лучей.

2.        В большую часть продаваемой поваренной соли добавляют немного иодида калия. Для чего это делается? Если вы последуете
совету многих врачей-кардиологов и не будете солить пищу то какой продукт может служить хорошим источником иода?

Ответ: это профилактика гипотериоза -пониженного содержания гормона тироксина. Другие источники иода - морепродукты и хурма.

Ведущие называют оценки за урок.

V. Заключение

Калиберда В.И.. Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь — за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% — от образа жизни, который вы будете вести. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гёте: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока- конференции по биологии "Промысловые рыбы" 7 класс

Открытый урок-конференция по биологии "Промысловые рыбы" в 7 классе проведен в месячник естественно-математического цикла. На данном уроке учащиеся пополнили свой запас знаний о промысловых рыбах, поз...

Рекомендации к проведению экологической конференции по биологии…

Эта статья будет хорошм помощником начинающим преподавателям и педагогам. В ней даются рекомендации для  предварительной  подготовка к конференции,программа для научного руководителя, которы...

урок - конференция по биологии для 7 класса

Открытый урок – конференция по биологии в 7 классе по теме: « Многообразие голосеменных»....

Методическая разработка урока по теме "Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии"

Урок знакомит обучающихся 9 класса с целями и задачами предмета "Общая биология", прослеживает взаимосвязь биологии с другими науками. Дает представление о практическом применение достижений современн...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

Научно-практическая конференция по теме «Прогрессия в жизни человека».

Для научно - практической конференции. Урок математики 9 класс....