План-конспект урока в 7 классе "Повторение и обобщение знаний по теме "Тип Членистоногие"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

План коспект урока с применением технологии обучения в сотрудничестве с использованием УМК Пасечника В.В.

Тип урока: урок обобщающего повторения с применением: тестового контроля, игровой технологии, групповой работы, технологии обучения в сотрудничестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7классе.

Повторение и обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие»

Цели и задачи урока:

  • обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие;
  • сформировать навыки групповой формы деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;
  • развивать умения анализировать, сопоставлять и делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству;
  •  воспитание любви  и бережного отношения к природе.

Тип урока: урок обобщающего повторения с применением:

  • тестового контроля;
  • игровой технологии;
  • групповой работы;
  • технологии обучения в сотрудничестве.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • обучающая презентация к уроку «Тип Членистоногие»
  • раздаточный материал на два варианта (тесты).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока.

2. Вступительное слово учителя

Мы закончили изучение темы «Тип членистоногие» и сегодня на уроке нам предстоит обобщить изученный материал, привести ваши знания в систему. Будем работать сегодня как  в группах так и  индивидуально.  Но, перед тем как приступить к заданиям различного уровня, вспомним общие особенности представителей типа.

Фронтальная беседа учителя и учащихся.

1.назовите общие признаки членистоногих:

двусторонняя симметрия тела;  членистые конечности; плотный хитиновый покров (роль наружного скелета);различают головной, грудной и брюшной отделы.

2. Какие способы дыхания у членистоногих?

дыхание лёгочное, трахейное или жаберное.

Какие особенности органов чувств?

сложные фасеточные глаза.

Какие особенности роста у этих животных?

рост возможен только путём периодических линек;

3. Представление групп учащихся (название и девиз)

Первая группа – «Ракообразные»
Вторая группа – «Паукообразные»
Третья группа – «Насекомые»


5. Работа с текстом (слайды с 8-13)

В каждой группе на столе лежит текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова.  За каждое правильно вставленное слово команда получает –1 балл

Задание для первой группы "Ракообразные".

Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков _________.

Задание для второй группы "Паукообразные".

Тело пауков разделено на_________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Развитие _________.

Задание для третьей группы "Насекомые".

Тело насекомых разделено на _________, ___________и ___________. На голове у насекомых расположены________глаза и ________усиков. Насекомые имеют ______или _______пары крыльев и _______ног. Взависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы:_________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________.Развитие у насекомых 2х типов с________и с не __________ превращением.

Учащиеся представляют результаты работы в группах с использованием слайдов презентации, выполняющей одновременно и контролирующую функцию. Результаты работы заносятся в сводную таблицу всеми учащимися.

 

Выполнение заданий по слайдам 15-17:

1.Где мы используем знания о насекомых в своей жизни?

2.Люди каких профессий используют знания о членистоногих?

 Учащиеся представляют результаты работы в группах с использованием слайдов презентации, выполняющей одновременно и контролирующую функцию. Результаты работы заносятся в сводную таблицу всеми учащимися.

7. Исключите лишнее (слайды 21-23)

На слайдах представлены три животных, нужно определить какое из них лишнее и объяснить почему. За правильно выполненное задание команда получает – 2 балла

  • Тарантул, крестовик, омар. Омар – ракообразное, а тарантул и крестовик – паукообразные;
  • Вши, блохи, пчела. Пчела – общественное насекомое, а первые два – паразиты;
  • Колорадский жук, бабочка капустница, божья коровка. Божья коровка – регулирует численность вредителей;  колорадский жук, бабочка капустница – вредители огородных культур;

8. Биологические задачи (слайды 18-19)

Учащимся предлагаются задачи, на которые по возможности они должны дать полный ответ. За каждую правильно объясненную задачу группа получает – 2 балла (Слайды 18,19).

  • В 1877 году этот небольшой жук был завезён из Америки в Германию, постепенно он распространился по всей Европе. Личинки и жуки питаются листьями паслёновых растений. Они страшно прожорливы и стали подлинным несчастьем наших огородов. (Колорадский жук);
  • Прогуливаясь в лесу, вы обнаружили, что на ноге находится присосавшийся клещ. Какими будут последовательность ваших действий? Какие меры предосторожности вы предпримите во время следующей прогулки?
  • 11. Подведение итогов
  • Команда набравшая максимальное количество баллов получает оценку – «отлично», за второе место – «хорошо», плохих оценок не выставляем, чтобы не отбить у учащихся интерес.
  • 12. Рефлексия
  • Эмоциональная оценка работы  с обозначением перспективы успеха.

1 вариант

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1. К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза, четыре пары ходильных ног?

а) головоногих;
б) ракообразных; 
в) паук

2.  Линька у членистоногих происходит в связи с тем, что хитиновый покров по мере роста животного:

а) изнашивается;
б) теряет свою окраску; 
в) становится нерастяжимым;
г) пропускает воду.

3.  Какой клещ прогрызает ходы в коже человека?

а) таежный;
б) собачий;
в) чесоточный;
г) паутинный.

4.  По характеру питания вши являются:

а) наружными паразитами;
б) внутренними паразитами; 
в) хищниками;
г) потребителями мертвого органического вещества.

2 вариант

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1. К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза, четыре пары ходильных ног?

а) головоногих;
б) ракообразных; 
в) паук

2.  Линька у членистоногих происходит в связи с тем, что хитиновый покров по мере роста животного:

а) изнашивается;
б) теряет свою окраску; 
в) становится нерастяжимым;
г) пропускает воду.

3.  Какой клещ прогрызает ходы в коже человека?

а) таежный;
б) собачий;
в) чесоточный;
г) паутинный.

4.  По характеру питания вши являются:

а) наружными паразитами;
б) внутренними паразитами; 
в) хищниками;
г) потребителями мертвого органического вещества.

2 вариант

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1.  К какому классу относят животных, имеющих три пары ног, три отдела тела (голову, грудь, брюшко), органы дыхания – трахеи.

а) насекомых;
б) ракообразных;
в) сосальщиков;
г) паукообразных.

2.  Жук-навозник по характеру питания

а) хищник;
б) паразит;
в) растительноядное животное;
г) разрушитель органических веществ.

3.  Человек заражается чесоткой:

а) при охлаждении тела; 
б) при рукопожатии; 
в) через укусы клещей;
г) через воздух.

4.  Какую роль играют божьи коровки в хозяйственной деятельности человека:

а) опыляют растения;
б) обогащают почву перегноем; 
в) разрыхляют почву;
г) регулируют численность членистоногих.

2 вариант

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1.  К какому классу относят животных, имеющих три пары ног, три отдела тела (голову, грудь, брюшко), органы дыхания – трахеи.

а) насекомых;
б) ракообразных;
в) сосальщиков;
г) паукообразных.

2.  Жук-навозник по характеру питания

а) хищник;
б) паразит;
в) растительноядное животное;
г) разрушитель органических веществ.

3.  Человек заражается чесоткой:

а) при охлаждении тела; 
б) при рукопожатии; 
в) через укусы клещей;
г) через воздух.

4.  Какую роль играют божьи коровки в хозяйственной деятельности человека:

а) опыляют растения;
б) обогащают почву перегноем; 
в) разрыхляют почву;
г) регулируют численность членистоногих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе"Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях"

Основной целью этого урока является развитие навыков пунктуационного анализа предложения, умение обобшать, сравнивать и делать выводы о бессоюзных сложных предложениях на примере отрывков из романа А....

Урок: Африка:контроль и обобщение знаний

Уроки обобщающего повторения позволя­ют учащимся приобретать новые знания на ба­зе систематизации и обобщения пройденного материала. Учитель, используя творческий под­ход, может провести эти уроки в н...

Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс

Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно вы...

Урок в 9 классе: "Обобщение знаний по западным районам России"

Цель урока:закрепить знания об изученных экономических районах;повторить характерные черты каждого района....

Урок химии в 8классе Обобщение знаний по теме Первоначальные химические понятия

Сценарий урока химии в 8 классе. Тема - Обобщение знаний по теме первоначальные химические понятия. Урок систематизации, коррекции знанийи подготовке к контрольной работе...

План-конспект интегрированного урока-обобщения английского языка и физкультуры во 2 классе.

Интегрированный урок английского языка и физкультуры обобщает знания учащихся 2 классов в области грамматики и лексики...

Открытый урок в 9 классе ,урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Урок повторения ,систематизации знаний ,закрепления умений ао теме"Толерантность "...