Урок в 9 классе"Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Основной целью этого урока является развитие навыков пунктуационного анализа предложения, умение обобшать, сравнивать и делать выводы о бессоюзных сложных предложениях на примере отрывков из романа А.С Пушкина "Евгений Онегин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bsp_9_kl..doc41.5 КБ
Office presentation icon 9_klass.ppt188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях».

Цели урока: повторить теорию о БСП, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать и делать выводы о БСП.

Оборудование: компьютер, процессор, экран.

                         

                             Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

      - Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Поэтому мы, сегодня будем частично повторять теорию, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умения обобщать, сравнивать и делать выводы и, конечно же, как на любом уроке, опираясь на уже известное, изученное, узнаем кое-что новое и интересное о БСП. И это новое будет связанно с их стилистической функцией в художественном тексте. А поскольку совсем недавно на уроках литературы мы закончили знакомство с творчеством А.С.Пушкина, я хочу воспользоваться возможностью еще раз обратиться к самому глубокому и многогранному его произведению - роману «Евгений Онегин».

        Мы будем наблюдать за употреблением бессоюзных конструкций и их стилистической ролью в 5-й главе романа. А почему для анализа выбрана именно эта глава, думаю, к концу урока вы сами сможете ответить, если, конечно, умеете обобщать и делать выводы. Это нам с вами задача «на вырост».

  1. Орфографическая диктовка.

- Раз уж у нас повторение, то сначала повторим орфографию.

Приобщиться к достижениям мировой культуры, присутствовать на презентации, на премьере спектакля, приготовить тезисы доклада, не рассчитывать на беспрекословное подчинение, поражаться причудам природы, преобразить старинную усадьбу.

  1. Повторение и проверка Д/з.

- Прочитаем формулировку темы урока, найдем в ней ключевые слова и определим содержание терминов (сложное предложение, БСП, отличие БСП от союзного, пунктуация).

- А так ли уж важно, как мы будем ставить знаки препинания и будем ли вообще их употреблять? Ведь есть же примеры в литературе, когда без них обходятся даже великие, всемирно известные писатели, такие, как, н-р, французский писатель XX в. Марсель Пруст, который был одним из ярких представителей литературы «потока сознания», или Уильям Фолкнер, написавший свой роман «Шум и яркость» без единой запятой.

- Ответы учащихся.

Вывод: знаки препинания очень важны: иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному его истолкованию.

- В классическом примере Казнить нельзя помиловать место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти.

А в шутке про кисель из резины:

Кисель там варят из резины

Галоши делают из глины

Кувшины лепят пирожки…-

мы находим пример абсурдного истолкования, если нет запятых.

- Кроме того, знаки препинания могут выступать в качестве специального приёма, призванного помочь писателю ярче, эмоциональнее, т.е. экспрессивнее, глубже выразить мысль, создать художественный образ. Ведь мы с вами не раз обращаем внимание на роль многоточия, восклицательных  и вопросительных знаков в поэтическом тексте.

-Поскольку мы пришли с вами к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложении и поскольку никому не хочется варить кисель из резины или делать из глины галоши, давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в БСП.

-Ответ учащихся.

-Теперь попробуем составить обобщающую таблицу и назовём ее «Пунктуация в БСП».

Запятая,                                                            Двоеточие                    

точка с запятой            

                                                          причина                     дополнение      перечисление.                                                        пояснение       смысла                                          

                                                                            (смысла)

                                Тире

                                                           

1) противопоставление               2) время, условие

3) вывод, следствие                     4) быстрая смена событий.

- А теперь проверим Д/з: зачитайте подобранные дома  примеры БСП из романа «Евгений Онегин» и объясните знаки препинания в ни. Читайте, соблюдая интонацию.

IV.    Новое- стилистическая роль в БСП.

- Поскольку предложения используются либо в процессе общения (устного или письменного), либо в литературных произведениях, есть смысл поговорить об их стилистической роли и наиболее предпочтительной сфере употребления.

- В начале урока мы говорили о том, что смысловые отношения в БСП, в отличие от союзных, выражаются менее определенно. В связи с этим следует отметить, что БСП реже всего употребляется в научной речи, которой свойственна подчеркнутая логичность, точность и четкость. Зато они более характерны для разговорно-бытового стиля. Т.к. при устном общении интонация является ярким средством выражения смысловых отношений между частями СП.

Эти конструкции обычно очень экспрессивны, выразительны, поэтому к ним часто прибегают писатели и публицисты, особенно в текстах с разговорной окраской.

  1. Работа с художественным текстом.

- Перелетайте странички 5-ой главы и обратите внимание на знаки препинания. Какие знаки здесь встречаются7 какие из 7них будут интересовать нас в связи с темой урока и почему?

(; , - : ,т.к они употребляются в БСП.)

- Только ли в БСП используются двоеточия и тире? В каких еще синтаксических конструкциях употребляются эти знаки? (Прямая речь, обобщающие слова при однородных членах). Повторим правила пунктуации в таких предложениях. Найдем в 5-ой главе предложения с прямой речью и зачитаем их.

- Итак, мы отделили те синтаксические конструкции, с которыми не должны путать БСП, несмотря на то, что в них употребляется те же знаки.

-А теперь перейдем к пунктуационному анализу БСП. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию, и объясните расстановку знаков препинания в строфе IV (двоеточие-пояснение; а именно), в строфе VII (двоеточие-причина; потому что), в строфе VIII (двоеточие-дополнение смысла; видит, что).

- Обратите внимание на пунктуационное оформление предложения в XI строфе: точка с запятой может разделять и придаточные предложения в составе СПП, если они соединены однородным подчинением, подчинительный союз употребляется только один раз, а каждая из частей  предложения осложнена различными синтаксическими конструкциями.

- Запишите предложение из XVIII строфы, объясните пунктуацию (тире-быстрая смена событий), составим его схему. Обратим внимание на прием синтаксического параллелизма.

VI.    Итоги, выводы, обобщения.

- Чтобы подвести итоги наблюдений за ролью БСП в пушкинском тексте, давайте «подкорректируем» БСП, заменив их синонимичными союзными словами (IV, VII, VII, XIII строфы).

- Изменилось ли что-нибудь?

( Да, ритм; предложения стали более длинными, логически завершенными).

- Почему же Пушкин предпочел менее логичные БСП в этой главе?

( Текст имеет ярко выраженную просторечную окраску. Ведь о снах и гаданиях люди повествуют разговорным языком. А для текстов разговорного стиля использование более выразительных БСП является характерной чертой).

- Почему же в качестве иллюстративного материала для беседы о БСП была выбрана именно эта глава?

( Здесь встречаются предложения со всеми знаками препинания, практически со всеми оттенками  значения, потому что в данной главе стиль изложения близок к разговорному.)

  1. Задание на дом: придумать небольшой текст о весне с использованием различных БСП.

  1. Рефлексия урока.

  1. Оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях.

Слайд 2

Цель урока: повторить теорию по данной теме; развивать навык пунктуационного анализа предложения; совершенствовать умения обобщать, сравнивать и делать выводы.

Слайд 3

Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

Слайд 4

Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов или союзных слов).

Слайд 5

Казнить нельзя помиловать. 2) Кисель там варят из резины Галоши делают из глины Кувшины лепят пирожки.

Слайд 6

Знаки препинания в БСП. Запятая, Точка с запятой. Перечисление.

Слайд 7

Двоеточие. 1) Причина. 2) Пояснение. 3) Дополнение смысла.

Слайд 8

Тире. Противопостав- ление. 2) Время,условие. 3) Вывод, следствие. 4) Быстрая смена событий.

Слайд 9

Стилистическая роль БСП. БСП реже всего употребляются в научной речи, которой свойственна подчеркнутая логичность, точность и четкость. Зато они более характерны для разговорно-бытового стиля, т.к при устном общении интонация является ярким средством выражения смысловых отношений между частями сложного предложения.

Слайд 10

Употребление двоеточия и тире: А: «П». А: «П?». А: «П!» «П» ,-а. «П?» -а. «П!» -а. 2) при обобщающем слове в предложениях с однородными членами [ О: О,О,О ] . [ О: О,О,О - … ] . [ О,О,О - О ] .

Слайд 11

По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьев военных и поход. ( А.С.Пушкин «Евгений Онегин», гл. V , строфа VI)

Слайд 12

Что ж? Тайну прелесть находила И в самом ужасе она: Так нас природы сотворила, К противуречию склонна (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», гл. V , строфа VII)

Слайд 13

Татьяна любопытным взором На воск потопленный глядит: Он чудно вылитым узором Ей что-то чудное гласит; Из блюда, полного водою; Выходят кольца чередою; И вынулось колечко ей Под песенку старинных дней… (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», гл. V , строфа VIII)

Слайд 14

И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена; В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой; Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток; И перед шумящею причиной Недоумения полна, Остановилася она. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», гл. V , строфа XI)

Слайд 15

Она, взглянуть назад не смея, Поспешный ускоряет шаг; Но от косматого лакея Не может убежать никак; Кряхтя, валит медведь несносный; Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип наших Сияет луч светил ночных; Дороги нет; кусты, стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», гл. V , строфа XIII)

Слайд 16

Он знак подаст и все хлопочут Он пьет все пьют и все кричат Он засмеется все хохочут Нахмурит брови все молчат Так, он хозяин, это ясно. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», гл. V , строфа XVIII)

Слайд 17

Задание на дом: Придумать небольшой текст о весне с использованием различных бессоюзных сложных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях

Цели урока: закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять; закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложн...

Урок русского языка в 9 классе. Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Данный материал поможет в закреплении умений определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения  устан...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока русского языка в 9-ом классе на тему "Понятие бессоюзного сложного предложения"

Тема урока: «Понятие бессоюзного сложного предложения».Тип урока: изучение нового материала с частичным закреплением.Цели и задачи урока: Образовательная: ознакомление учащихся с основными признаками ...

9 класс. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Упражнения для этапа "Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону".

Данные упражнения предназначены для организации самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия и проследующего соотнесения своей работы с эталоном для самопроверки....

Методика проведения урока русского языка в 9 классе. Обобщение знаний по теме "Сложноподчиненные предложения"

Данное пособие  предусматривает повышение грамотности и формирование ментальности школьника – носителя языка.Важность гуманитарных задач, стоящих перед учителем словесником –  фо...