Конспект урока русского языка в 9-ом классе на тему "Понятие бессоюзного сложного предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Агапова Татьяна Николаевна

Тема урока: «Понятие бессоюзного сложного предложения».

Тип урока: изучение нового материала с частичным закреплением.

Цели и задачи урока:

  • Образовательная: ознакомление учащихся с основными признаками бессоюзных сложных предложений и знаками препинания в них.
  • Развивающая: развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность.
  • Воспитательная: воспитание любви к родному языку на примере цитат из художественных текстов русских писателей и потов.

Задачи:

  • формирование умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • развитие умение анализировать языковой материал,  формулировать собственные выводы.

К концу урока ученики должны

  • знать: признаки бессоюзных сложных предложений;
  • уметь: находить БСП в тексте, отличать БСП от других видов сложных предложений; устанавливать смысловые отношения между частями БСП, расставлять знаки препинания.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, мультимедийное приложение, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bsp.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Понятие бессоюзного сложного предложения».

Тип урока: изучение нового материала с частичным закреплением.

Цели и задачи урока:

  • Образовательная: ознакомление учащихся с основными признаками бессоюзных сложных предложений и знаками препинания в них.
  • Развивающая: развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность.
  • Воспитательная: воспитание любви к родному языку на примере цитат из художественных текстов русских писателей и потов.

Задачи:

  • формирование умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • развитие умение анализировать языковой материал,  формулировать собственные выводы.

К концу урока ученики должны

  • знать: признаки бессоюзных сложных предложений;
  • уметь: находить БСП в тексте, отличать БСП от других видов сложных предложений; устанавливать смысловые отношения между частями БСП, расставлять знаки препинания.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, мультимедийное приложение, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА.

Деятельность учителя: Здравствуйте, ребята, сегодня я шла к Вам на урок с отличным настроением. Как Вы думаете, почему?

Я очень рада нашей с Вами встрече. За окном по-весеннему светит солнышко, которое согревает нас своим теплом. Пусть сегодняшний урок принесёт нам массу положительных теплых эмоций и новых открытий. Итак, начнём … проверьте свою готовность к уроку. открываем тетради и записываем … (число, классная работа)

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Деятельность учителя Движение – то жизнь. Мы постоянно куда-то спешим, о чём-то думаем, к чему-то стремимся. И порой не замечаем того, что происходит вокруг нас. Не замечаем того, как начинается дождь, как старательно паучок плетёт свои первые паутинки, как наступает рассвет и закат. Вокруг нас много всего интересного. Но от взгляда опытного писателя, пота, художника не ускользает ни одна мелочь. Обратимся к отрывку из стихотворения.

Стихи о весне: И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом..."

Крупный дождь в лесу зеленом

Прошумел по стройным кленам,

По лесным цветам...

Слышишь? – Звонко песня льется,

Беззаботный раздается

Голос по лесам.

Деятельность учителя Какая картина предстаёт перед нами? К кому обращается автор стихотворения? С помощью чего это происходит? Каким настроением пронизаны строки? Назовите ключевые слова, передающие настроение автора.

Объясните орфограммы в приставках. Приведите свои примеры. Запишите их.

Посмотрим на эти строки с другой стороны. Сколько частей в данном предложении, укажите грамматические основы. Составьте схему.

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.

Деятельность учителя. Думаю: не трудно догадаться, что речь сегодня пойдёт о бессоюзных сложных предложениях. Запишите тему урока. Исходя из темы урока постарайтесь определить цели урока. Чему вы должны будете сегодня научиться. (Слайд)

Деятельность обучающихся. Записывают тему урока, формулируют цели занятия.

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ ПАРАГРАФА. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. 

Параграф № 30, стр. 175

Таблица-памятка (раздаточный материал)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП

Знак препинания

Значение

Пример предложения

        перечисления

Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки.

Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады.

причины

       ( потому что, так как )

Печален я: со мною друга нет.

          пояснения

         ( а именно )

Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

        дополнения

( что )

Я понимал: выручить нас может только случайность.

 противопоставления

( а, но )

Скажешь слово – добавят десять.

времени

( когда )

Лес рубят – щепки летят.

условия

( если )

Раз солгал – на век лгуном стал.

следствия

( значит,)

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Деятельность учителя: Как вы думаете, в какой речи чаще всего употребляются бессоюзные сложные предложения? (в художественной речи)

Какова роль бессоюзных сложных предложений?

Деятельность обучающихся: Их роль огромна. Прежде всего сложные предложения помогают более точно представить картину, перечисляя действия. Делают речь более связанной, а не монотонной, разбитой на маленькие предложения... Может быть помогает более обширно и детально представить картину.

Обратимся к предложению из произведения И. С. Тургенева «Записки охотника».

А между тем з..ря разг..рается; вот уже золотые полосы прот..нулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный2 ветер подул — и тихо в..плывает б..гровое солнце.

Жаворонок – символ весны. Синонимы к слову «звонко», «выплывает»

Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Укажите грамматические основы. Составьте схему. (смысловые отношения)

Найдите в предложении слова, передающие краски весны.

Какие образы предстают перед нами? Как изображает их автор?

Почему заря разгорается?

Что же то за жёлтые полосы, которые протянулись по небу?

Какие звуки мы слышим? (звонку, подул)

К чему готовится природа? (к восходу солнца)

Деятельность учителя: Роль бессоюзных сложных предложений, бесспорно, велика. Многие пословицы и поговорки также представляют собой бессоюзные сложные предложения. приведите примеры пословиц и поговорок.  Есть пословицы и поговорки о дружбе, учении, мудрости, силе …

Но, готовясь к сегодняшнему уроку, есть и народные приметы о весне.

Деятельность учителя: Прочитайте предложения, постарайтесь объяснить их значение. Опираясь на таблицу-памятку, объясните постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Запишите ту пословицу, в которой есть однокоренные слова.

Вешние воды никто не уймет: вода путь найдет.

Рано вернулись жаворонки и грачи – жди раннюю весну.

Весна – пора пробуждения не только природы, но и нас с вами. С появлением первых весенних лучиков мы чаще проводим время на свежем воздухе, наслаждаемся чистым весенним воздухом. И даже влюбляемся. В наших сердцах пробуждается теплота.

"Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче".

М. Горький

Вы согласны с этим высказыванием?

Что значит «люди становятся мягче»?

Надеюсь, что в этом году весна подарит Вам много приятных и тёплых встреч …

Деятельность учителя А что может быть лучше весенних походов на просторы природы? Вы любите ходить в походы? А что Вам больше всего нравится в школьных походах?

Это всё, конечно же, прекрасно, но сейчас, я немного испорчу Ваше весеннее настроение. Представьте, что сегодня Вы должны были отправиться в поход. Посмотрели прогноз погоды в интернете: день предстоял ясный, солнечный. Настроение позитивное, бодрое. Рюкзаки готовы … но (продолжают мысль) пошёл дождь. Что будем делать? (отложим то мероприятие на следующий день).

Поход пришлось отложить: погода резко изменилась. (метод реконструирования)

Погода резко изменилась – поход пришлось отложить.

Деятельность учителя: Запишите предложение. Объясните постановку тире. Но резко может измениться не только погода! Поменяйте местами части предложения. что у нас получится. Запишите. Обратите внимание на смысловые связи частей предложения. какой знак препинания поставим. К какому выводу приходим?

Деятельность учеников: записывают предложения, делают вывод о том, что постановка знаков препинания в БСП зависит от смысловых связей между частями предложения.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

А напоследок я скажу …

Каждое дело не станет совершенным, если оно не имеет определённых целей и задач.

Ребята, какие цели мы поставили перед собой в начале нашего урока?

Чего нам удалось достичь?

Над чем стоит поработать ещё?

Какие чувства и эмоции нам удалось пробудить в наших сердцах?

Благодаря чему то произошло?

Менялось ли ваше настроение в течение урока?

А подвести итог нашей тёплой встрече я хочу словами:

"Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна"

М.М.Пришвин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 «В» классе «Синтаксический разбор сложного предложения» («Экологическое равновесие»)

Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. Конспект с УУД, построенный по требованиям ФГОС...

Урок русского языка в 9-м классе на тему: Виды сложных предложений( урок-обобщение)

Данный урок- обобщение по теме " Виды сложных предложений" разработан в форме деловой игры  на тему Зимних Олимпийских игр  в Сочи. Необычная форма урока побуждает учащихся к активной работе...

Конспект урока русского языка в 7 а классе Тема: «Роль глагола в предложении»

Конспект урока русского языка в 7 а классе. Тема : "Роль глагола в предложении"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...

конспект урока на тему: "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

Тема урока: Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.Цели урока:      - сформировать знания о правилах постановки запятой и точки с запятой в бессо...