Конспект урока русского языка в 7 а классе Тема: «Роль глагола в предложении»
материал по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 7 а классе. Тема : "Роль глагола в предложении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_pismo_v_7_kl._rol_glagolv_v_predlozhenii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 а классе

Тема: «Роль глагола в предложении»

Составитель: Учитель   Власова Т.Н.    

Цель: Закрепить умение правильно употреблять глаголы в речи.

Задачи: 1. Образовательные:

                -  обобщить знания учащихся о глаголе;

                -  активизировать использование полученных знаний;

                -  совершенствовать умение правильно согласовывать глаголы с именами        

                   существительными и личными местоимениями.      

                2. Коррекционные:

                 - развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие,                                                    

                   мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения;  

                 - повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений,            

                   способствовать обогащению, активизации словарного запаса.

                3. Воспитательные:

                 - воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, интересы и любовь к  

                   предмету.

Оборудование: Раздаточные карточки с текстами, карточки с заданиями  для самостоятельной работы,  учебники, тетради, учебные принадлежности; опорные таблицы.

                                                                    Ход урока.

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовет глаголы, относящиеся к учебной деятельности, т. е. назовите, что вы делаете на уроках.

- Садитесь.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И внимательно сидим.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

- Ребята, с какой частью речи мы работали на прошлом уроке?

- Сегодня мы продолжим изучать тему «Глагол», потренируемся находить его в предложении, определять каким членом предложения он является.                                                   -Кто мне скажет, что такое глагол?

- Открываем тетради и записываем число и классная работа.

II. Проверка домашнего задания.

- Дома вы работали по карточкам. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Вы должны были вставить в текст глаголы, которые наполнят его звуками.

Текст:

Нас всюду окружают звуки.

Утром ….. (звенит) будильник. На улице …... (шумит) транспорт. В морозный день ….. (хрустит) снег под ногами. В осенний день дождь ….. (стучит) по стеклу. А на улице вода ….. (хлюпает) под ногами.

- Назовите, какие глаголы вы вставили.

- Докажите, что слова, которые вы вставили, являются глаголами.

- Чем они являются в предложении?

- Для чего нужны глаголы?  (Без них не понять, какое действие совершает предмет.)

- В данном тексте глаголы обозначают звучание, т. е. звуки.

Вообще глаголы могут называть самые разнообразные действия:

  1. движение ( ползать, прыгать );
  2. речь ( говорить, спрашивать );
  3. трудовые действия ( рисовать, строить );
  4. поступки ( заботиться, обидеть );
  5. чувства ( грустить, любить ).

- О каких бы событиях вы не рассказывали друг другу, вам не обойтись без глаголов.            Глагол занимает одно из главных мест в нашей речи.                                                                   Вот и сейчас глаголы помогут нам вспомнить словарные слова.

III. Словарно – орфографическая работа.

- Итак, глаголы обозначают действие предмета, а как называется часть речи, которая обозначает предмет?

- Давайте образуем от глаголов однокоренные имена существительные и запишем их в тетрадь.

Мастерить – мастер

Продавать – продавец

Тренировать - тренер

- Как называют человека, который разносит почту?       ( почтальон )

- Что это за слова?   ( Словарные; названия профессий )

- А кто из вас услышал ещё одно словарное слово? Какое?     ( тренировать )

- Давайте тоже его запишем.

- А теперь проверим, правильно ли вы написали словарные слова.

( Один ученик записывал словарные слова у доски, остальные в тетрадях.)

- Где работает продавец?

- Давайте составим предложение с существительным продавец так, чтобы в нём появилось ещё одно словарное слово.

( Один ученик записывает предложение на доске и разбирает его, остальные в тетради.)

Продавец работает в центральном универмаге.

- Какую роль выполняет глагол в этом предложении?

( Обозначает действие, является сказуемым.)

- Запомните! Глагол в предложении обычно бывает сказуемым!

( Опорная таблица.)

IV. Физ. минутка.

- Сейчас давайте поиграем в игру «Делай всё наоборот». Я вам буду называть действия, а вы будете выполнять противоположные по значению.

Сядьте, стойте, идите, откройте глаза, опустите руки, закройте глаза, поднимите руки, встаньте.

- Молодцы! А теперь я называю глагол и кидаю вам мячик, а вы называете противоположный по значению глагол и возвращаете мяч мне .

Молчать – ….. ( говорить )

Отдыхать - ….. ( работать )

Встречать - ….. ( провожать )

Лежать - ….. ( стоять )

Терять - ….. ( находить )

Ненавидеть - ….. ( любить )

Открыть - ….. ( закрыть )

- Молодцы! Немного отдохнули, а теперь продолжим наш урок.

- Мы не зря сейчас с вами выполняли эту физ. минутку. Она вам поможет выполнить следующее задание.

V. Упражнения на закрепление.

1. Работа с учебником.

Страница 187 – 188 упражнение 236 (  3, 4 – в тетради; 2 – один ученик индивидуально у доски )

Разобрать устно все загадки. Записать в тетрадь 3, 4 загадки.                                                       Глаголы подчеркнуть              .

2. Упражнение в нахождении на слух глаголов.

- А сейчас послушайте стихотворение, попробуйте найти на слух и назвать глаголы.

     Что без меня предмет?

     Лишь название.

     А я приду –

     Всё в действие придёт.

     Летит ракета.

     Люди строят здание.

     Цветут сады,

      И хлеб в полях растёт.

3. Игра «Да – нет». 

- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Да – нет».                                                              Если мои утверждения верны, то поднимите полосатую карточку  («да»), если неверны – то красную («нет»).

1) Глагол обозначает действие предмета.

2) Глагол отвечает на вопросы Кто? Что? 

3) Глагол в предложении является подлежащим.

4) Глагол в предложении подчёркивается                .

5) Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

6) Глагол в предложении подчёркивается               .

Молодцы!

4. Самостоятельная работа.

- У каждого из вас на парте лежит карточка с заданием, которое вы должны выполнить самостоятельно.

……. ( Живёт ) в л.су белка. Гн.здо у белки на с.сне в дупле. Она ……. ( сушит ) гри.ки и яго.ки. …….  ( Наступила ) х.лодная з.ма. Снежком ……. ( замело ) поля и тр.пинки. ……. ( Трещит ) м.роз. Трудно з.мой ……. ( искать ) пищу. А белочка в т.пле ……. ( грызёт ) орешки.

Слова для справок: живёт, сушит, наступила, искать, трещит, замело, грызёт.                                                                                                                                                                                                                                                                                      Проверка самостоятельной работы.

IV. Подведение итогов.

- Какую часть речи мы сегодня изучали на уроке?

- Что такое глагол?

 - На какие вопросы отвечает?

- Какова роль глагола в предложении?

- Ребята, скажите с помощью глаголов, что вы делали на уроке?

V. Домашнее задание.

Страница 188 упражнение 237.

VI. Оценивание.

Самооценка: Учащиеся выходят к доске и снимают с ёлочки игрушку – оценку, объясняя свой выбор.