конспект урока на тему: "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Тема урокаЗапятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока:      

- сформировать знания о правилах постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;

- формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

- определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания;

- обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике;

- развитие речи и творческих способностей учащихся;

- воспитывать личность, способную на самостоятельную деятельность.

Оборудование:

учебник,

учебные тесты,

таблица «Бессоюзное сложное предложение»,

раздаточный материал.

 

Тип урока: комбинированный

Прогнозируемые результаты:

учащиеся определяют смысловые отношения между частями БСП;

знают правила постановки запятой и точки с запятой в БСП,

основные признаки бессоюзного сложного предложения, узнают БСП;

конструируют данные синтаксические конструкции;

правильно и уместно используют БСП в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bsp.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урокаЗапятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока:

- сформировать знания о правилах постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;

- формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

- определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания;

- обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике;

- развитие речи и творческих способностей учащихся;

- воспитывать личность, способную на самостоятельную деятельность.

Оборудование:

учебник,

учебные тесты,

таблица «Бессоюзное сложное предложение»,

раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный

Прогнозируемые результаты:

учащиеся определяют смысловые отношения между частями БСП;

знают правила постановки запятой и точки с запятой в БСП,

основные признаки бессоюзного сложного предложения, узнают БСП;

конструируют данные синтаксические конструкции;

правильно и уместно используют БСП в речи.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний

а) Проверка домашнего задания (выборочно)

б) Практическая работа с языковым материалом (запись на доске и в тетрадях)

Задание. Прочитайте текст, найдите сложные предложения, дайте их общие характеристики. Запишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

В поле чистом с..р..брит(?) ся
Снег в..лнистый и р..бой
Светит месяц, тройка мчит(?)ся
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки
На д..роге, в тьме н..чной
Сла..ки мне родные звуки
Звуки песни удалой.(А.С.Пушкин)

3.Работа над темой урока

Сформулируйте цель урока по опорным словам.

осмысление …специфики БС предложений;

усвоение …правила постановки знаков препинания в БСП;

-отработка…умений находить БС предложения в тексте и правильно ставить запятую и точку с запятой.

Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их.

Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.

- Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).

- Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. - Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

- Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)

- Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП).

- Какие?

(В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий.

В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)

- В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания. БСП отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация на письме обозначается различными знаками: запятой, точкой с запятой, тире, двоеточием.

- В данном предложении какие отношения между предложениями? Перечисления? Причинные?

- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?

- Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.

- Проверьте предложение.

- Начертите схему этого предложения. [ ]; [ ].

Комментарии: Предложение состоит из 2-х частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть причастный оборот, во-второй -деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

Вывод: Точка с запятой ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и т.д.

- Когда ставится запятая в БСП прочитайте в учебнике и дайте ответ.

Итак, Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставятся:

Запятая:

Между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых.

1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, 2) туман везде поднимается, 3) вода пузырьками садится на листья.

Комментарии. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.

Точка с запятой:

Между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.

1) Чёрные тени и красные блики двигались по земле, /сменяя друг друга/; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.

Комментарии. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом

Прочитайте вслух и объясните употребление запятой и точки с запятой между предложениями в бессоюзных сложных предложениях.

1) Недавно вставшее солнце затопляло всю чашу сильным, хотя и неярким светом; везде блестели росинки, кое -где внезапно загорались и рдели крупные капли; всё дышало свежестью, жизнью и той невинной торжественностью первых мгновений утра, когда всё уже так светло и так безмолвно. От мокрой земли пахло здоровым, крепким запахом; чистый, лёгкий воздух переливался прохладными струями (Л. Толстой). 2) Вдруг над самой головой Егорушки со страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыплются обломки (А. Чехов).

2. Практическая работа

Соедините соседние предложения, образуя бессоюзные сложные; прочитайте образованные вами предложения вслух. Перепишите их, расставляя запятые и точки с запятой.

1) Ярко светит солнце. Блестит речка. Благоухают цветы. 2) жужжат пчёлы. Пахнет цветущей липой. С поля доносится шум трактора. 3) Было тихо. Только вода всё говорила о чём-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет. 4) Поезд ушёл быстро. Его огни скоро исчезли в темноте. Через минуту уже не было слышно шума. Опять над маленькой станцией воцарилась тишина. 5) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне. Сквозь сероватую мглу, которая нависла над землёй, чуть видны под горою широкие луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. 6) Прокатились по небу сильные, оглушительные удары грома. Гроза, надвинувшаяся с запада, разразилась. 7) Один холм сменялся другим. Поля тянулись за полями. Ветер волнами пробегал по созревшей пшенице.

3. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

4.Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

5. «Аукцион знаний» Восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.

1. Ремесло не коромысло: не научишься.

2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.

3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.

4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.

5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что является опознавательным признаком для постановки запятой и точки с запятой в БСП?

Какой союз можно поставить между частями БСП при выражении значения перечисления?

Д/з. и комментарий к его выполнению.

- Выучить теоретический материал по теме урока

- С какой целью И. С. Тургенев использует БСП в рассказе «Бирюк» при описании природы? (задание по выбору учащихся)

- Упражнение по выбору учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Урок  изучения нового материала строится на основе комплексного анализа текста....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...