Статья «Творчество в работе учителя, как фактор воспитания и развития способностей учащихся».
статья по биологии на тему

Статья, подготовленная к проведению РМО учителей биологии .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Калакуток Аминет Асланбечевна

учитель биологии  МБОУ «СШ № 11»

                                                             а. Старобжегокай

   

            «Творчество в работе учителя, как фактор воспитания и развития способностей учащихся».            

Творческий учитель – это тот, кто открывает,      

умудряет  и ободряет

                               Н. Рерих

Слайд 5. Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник)

 Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.

 Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности. 

Слайд 6.                      Цель работы:

Раскрыть условия для развития творческих способностей обучающихся средствами формирования интеллектуальных умений, использование системы креативных заданий и формирование функциональной грамотности, информационной компетентности через приемы организации самостоятельной работы с различными источниками учебной литературы.

                                            Задачи:

  1. Изучить литературу по данной проблеме.
  2. Провести диагностику, проанализировать результаты, выявить проблемы.
  3. Наметить пути решения проблемы:

- формирование интеллектуальных умений

- использование системы креативных заданий через приемы организации самостоятельной работы.

Каждый учитель биологии, работая в школе, создает собственную систему работы с учениками. За несколько лет создается комплекс педагогических методик и средств, который позволяет эффективно излагать курс. И не существует среди этих комплексов двух одинаковых, как не существует двух одинаковых учителей или учеников. Каждый учитель может найти в опыте других те изюминки, которые позволят ему усовершенствовать свою творческую систему.

Хорошая методика развивает не только детей, но и самого учителя, делает работу приятной и успешно-результативной.

 Слайд 7.Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. 

Слайд 8.Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. 

 Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Слайд 9.Существуют определённые критерии  творческой активности учащихся

       Психологические задатки.

  • Способность к концентрации внимания.
  • Интеллект.
  • Память, воображение.
  • Личностный статус.
  • Мотивация достижений.
  • Привычки.
  • Притязания.
  • Талант.
  • Устремлённость.
  • Цели и ценности ребёнка

(здоровье, материальные блага, общение).

Слайд 10. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

Слайд 11. Методы работы, используемые при развитии творческих способностей учащихся: 

  • исследовательский (практические и лабораторные работы);
  • частично-поисковый (беседа, лекция, сам. работа, сбор материала, проблемный семинар);
  • проблемный (мозговые атаки, урок-дискуссия, урок-семинар, решение проблемных задач, зачёт).
  • Проектный (групповые, индивидуальные; с различными источниками информации; краткосрочные, долгосрочные и др.)

Хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, применяемыми мною  на уроках биологии.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Слайд 12.«Удивляй!» Биология – наука, где всегда можно найти удивительное, как в мире природы, так и в мире животных. В этом нам помогает коллекция ЦОР по биологии – фото ученых, микрофотографии, галерея различных рисунков и анимаций.

«Узнаем ученых». Учителя знают, что очень редко школьники узнают выдающихся деятелей науки. Виртуальный лабораторный практикум по биологии 5-11 класс располагает целой серией разнообразных заданий такого типа.

Слайд 13.Ребятам очень нравится прием: «А знаете ли вы что…»

Учащимся предлагается подобрать интересную информацию по определенной теме урока, либо одного из предстоящих уроков. Подобранный занимательный материал по желанию обучающиеся могут оформить в виде презентации, буклета, иллюстрируя его картинками, фотографиями.

Так, к уроку по теме «Сердце. Работа сердца» обучающиеся, руководствуясь дополнительной литературой, ресурсами Интернет подготовили занимательный материл по теме урока, буклет «Чего тебе хочется, сердце – здоровья!»

А в буклет вошли следующие материалы: список продуктов, наиболее полезных для сердечно-сосудистой системы, на ваши вопросы отвечает врач – кардиолог, курение и сердце, правила здорового сердца.

Слайд 14.Отслеживание настроения учащихся на необычное начало урока – в этом помогает прием педагогической техники «Настроение». Слайды с изображением растений, животных по теме урока создают положительный настрой на урок и дальнейший поиск информации.

Слайд 15.Прием «Корзина идей, понятий, имен». Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой проблеме урока. Условно в корзине собирается все, что ученики знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинку». В нее могут сбрасываться факты, мнения, имена, проблемы, понятия. Этот прием способствует развитию критического мышления. 

Слайд 16. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в началеXX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Слайд 17-18.   Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

   Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Цитология
изучающая, клеточное
исследует, устанавливает, диагностирует
раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти
клеточная биология

Анатомия
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом
группа научных отраслей

Жизнь
живая, протекающая
размножаться, развиваться, существовать
способ бытия сущностей
наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём

Морфология
научная, комплексная
изучает, исследует
форму и строение животных и растительных организмов
комплекс научных отраслей

Организм
живой, действующий
состоит, обладает, отличается
тело с органами
отдельная особь

Цветок
видоизменённый, укороченный
привлекает опыляется развивается
орган семенного размножения цветковых
укороченный  побег

Цитоплазма
водянистая, изменяющаяся
движется, растет, воспроизводится
внутренняя среда живой или умершей клетки
содержимое

Мутация
Случайная, стойкая.
Изменяет, проявляется, наследуется.
Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Эволюция.

Стволовая клетка

Неспециализированная, пластичная

Делится, дифференцируется, мигрирует

Стволовая клетка – это доктор внутри тебя!

Регенерация

Микротрубочка

Растущая, полая

Двигаться, опираться, транспортировать

Без микротрубочек клетке труба!

Тубулин

Белки

Трехмерные, уникальные

Ускоряют, регулируют, защищают

Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

Трудяги!

Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

 Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

Голова!

 Митоз 
Четырёхстадийный, самый распространённый, 
Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает, 
Митоз - лежит в основе роста и вегетативного размножения, 
Деление.

  Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.

Слайд 19.Амонашвили писал: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса».

Игра, наряду с трудом и учением, - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов.

Примерами таких игр могут служить: упражнения, викторины, ребусы, кроссворды, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, высказываний великих людей, применение загадок.

Игры - это хорошая форма для формирования коммуникативной и кооперативной компетенций - деловые игры. Использование ролевых игр способствует формированию целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Несомненно, игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, приобретаются знания, необходимые в дальнейшей жизни.

Например, Игры на развитие внимания.

«Выбрать лишнее»

«Четвертый лишний»

«Рассказ небылица»

«Отгадай задуманное»

«Четвертый лишний»- Всем известный прием педагогической техники. Исключить лишнее понятие. Обосновать выбор лишнего понятия, указать признак классификации оставшихся 3-х понятий.

Баклажан – Перец- Картофель – Репа (лишнее репа, т.к. это Семейство Крестоцветные) и т.д

Слайд 20.В конце урока ребятам можно предложить закончить записанные на доске предложения:

-А я и не знал …

-На будущее мне надо иметь в виду …

-Самым сложным для меня сегодня было …

Это прием учит детей анализировать свою деятельность, материал закрепляется путем многократного повторения.

Рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

На уроке биологии можно использовать различные способы диагностики интереса учащихся.

Например, для определения уровня понимания материала подойдет такой вариант рефлексии:

3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно; 2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен; 1 балл - я не все понял, но мне было интересно; 0 баллов - я ничего не понял и скучал на уроке.

Можно использовать ассоциацию с погодой (солнечная, дождливая), с цветом (желтый, синий, красный), с выражением лица человека.

Слайд 21.При подаче домашнего задания может быть проведена дифференциация с учетом интересов учащихся.

Какой вид домашнего задания по теме тебе захотелось выполнить?

1. Задания креативного типа: разработка учебных пособий, изготовление моделей, поделок, учебных пособий, эссе, что является приемом технологии критического мышления.

2. Задания когнитивного типа – исследование объектов, выполнение лабораторных работ, постановка опытов, рассмотрение научных проблем.

3. Задания с использованием информационных технологий, интернет ресурсов.

Заранее обучающимся можно предложить сайты, на которых необходимо найти ответы на вопросы темы урока или найди в Интернете сайт по данной теме и напиши рецензию.

 

Слайд 22. Не обойтись современному учителю и без творческого домашнего задания. Это и составление кроссвордов, ребусов, выполнение рисунков, поделок на заданную тему.

Уверена, что у каждого учителя в арсенале множество различных педагогических приемов, чтобы сделать урок интересным, приятным и результативным, чтобы создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности.  Педагоги  всегда смогут найти эффективное сочетание уже существующих приемов и новых средств обучения.

Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Сегодня на первый план выходят методы и приёмы обучения, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, умения видеть проблемы и искать пути их решения, ставить эксперимент и описывать методику его проведения. Все это помогает реализовать школьникам свои способности в обширном информационном пространстве, позволяет уйти от единообразия в обучении и в максимальной степени учитывать индивидуальные особенности детей. Учитель должен не только помочь учащимся в полной мере овладеть знаниями. Но и проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность и творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»

Изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельНа се...

Работа учителя по выявлению и развитию способностей учащихся

Выступление на ШМО учителей истории. Доклад...

Из опыта работы. Формирование ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности.

Из опыта работы по формированию и развитию у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе на уроках географии....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по  выявлению и развитию ...

План работы учителя географии по выявлению и развитию способностей одаренных обучающихся.

 Определение одаренности ребенка - сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка...


 

Комментарии

Статья, подготовленная к РМО учителей биологии Тахтамукайского района