Планирование внутрипредметных и межпредметных связей в содержании курса анатомии, физиологии и гигиены человека.
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Планирование  внутрипредметных  и  межпредметных  связей в содержании курса анатомии, физиологии и гигиены человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование  внутрипредметных  и  межпредметных  связей в содержании курса анатомии, физиологии и гигиены человека.

Учебные темы курса

Основные вопросы программы

Дополнительные вопросы из опыта работы

Внутрипредметные связи

Межпредметные связи

Предметы, классы, темы

Вопросы

Введение

Наука анатомия, физиология, гигиена;

их связь

Развитие человекознания, изучение отношений «природа- человек –общество»

Зоология

« Развитие животного мира на Земле»

Химия, физика,

Физкультура,

Технология

Ориентация на связь с этими предметами.

Общий обзор

организма человека

Строение и функции организма человека. Родство  с  животными. Строение и функции клетки. Типы тканей. Рефлекс.

Единство химического состава и физико – химических процессов в живой и неживой  природе.

Ботаника

« Клетка», « Растение – целостный организм.

Зоология. « Класс млекопитающие», «Развитие животного мира на Земле» - скелет и мускулатура. Органы полостей тела

Химия,8 класс.

«Водород, Кислоты.

Соли, Вода, Растворы. Основания», «Кислород. Оксиды. Горение».

Физика,7 класс..

«Работа и мощность. Энергия».

Химические элементы, входящие в состав клеток тела человека. Значение воды как растворителя. Окисление. Катализатор.

11. Опорно – двигательная система

Понятие системы как совокупности взаимосвязанных объектов, образующих единое целое.

Ботаника «Семя» - состав семян ( органические и минеральные вещества)

Зоология «Класс Млекопитающие»,

«Скелет и мускулатура»

Физика, 7класс.

«Работа и мощность. Энергия», «Движение и силы»

 Физкультура.

Химия, 7,8 класс.

«Водород. Кислоты. Соли».

Механическое движение. Механическая энергия. Масса тела, сила тяжести, центр тяжести, упругость. плотность. Рычаг. Атмосферное давление. Работа. Единицы работы. Динамометр.

Значение физических упражнений, ритма и

Нагрузки в работе мышц. Правила тренировки.

Органические вещества.

Глюкоза как источник энергии для сокращения мышц*

111. Кровь

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови. Группа крови. Переливание крови. Иммунитет и его виды.

Гомеостазис. Физико – химические свойства крови – постоянное осмотическое давление и и постоянная  слабощелочная  реакция.

Ботаника.

«Бактерии», болезнетворные бактерии и  борьба с ними. Эпидемии.

Химия, 8класс.

«Первоначальные химические понятия». «Кислород. Оксиды. Горение». «Водород, Кислоты. Соли». «Вода. Растворы. Основания»

Типы химических реакций. Реакция окисления и восстановления гемоглобина.

Концентрация солей.

Растворимость газов в жидкостях. Смесь газов воздуха

1V. Кровообращение

V. Дыхание

VI. Пищеварение

VII. Обмен веществ.

VIII. Выделение.

IХ. Кожа

Х. Нервная система.

Х1. Анализаторы. Органы чувств

Х11. Высшая нервная деятельность

Х111. Железы внутренней секреции

Х1V.Развитие человеческого организма.

Органы кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. Сердце его строение и работа.

Автоматия  сердца. Движение крови по сосудам.

Гигиена сердечно – сосудистой системы

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Реанимация. Защита воздуха от загрязнения. Вред курения. Профилактика болезней органов дыхания.

Питательные вещества и  пищевые продукты. Строение органов пищеварения. Опыты И,П. Павлова по изучению деятельности пищеварительных желез. Пищеварение в полости рта, желудка, кишечника. Гигиена питания.

Ассимиляция и диссимиляция. Водно – солевой, белковый, жировой и углеводный обмен.

Обмен веществ между организмом и средой. Нормы питания.  Витамины.

Органы мочевыделительной системы. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи.

Гигиена кожи.

Развитие нервной системы и её значение. Строение и функции отделов центральной нервной системы. Значение  больших полушарий.

Значение органов чувств.

Анализаторы. Органы зрения. Органы слуха. Гигиена органов чувств.

Роль работ  И.М. Сеченова и И.П. Павлова  в изучении ВНД. Условные и безусловные рефлексы.

Сложность поведения человека. Значение речи. Сознание и мышление.

Вред предрассудков и  суеверий. Сон. Режим труда и отдыха.

Значение желез внутренней секреции  Понятие о гармонах. Роль гормональной регуляции. Заболевания.

Роль размножения в воспроизведении организмов. Половые железы. Развитие  зародыша человека. Развитие детского и юношеского организма. Значение физкультуры и спорта.

Открытая система – система, которая не может существовать без связи с окружающей средой.

Саморегуляция кровяного давления

Эволюция дыхательной системы. Процесс дыхания, его этапы.

Связь химических превращений питательных  веществ с деятельностью нервной, кровеносной, опорно-двигательной, выделительной систем. Организм – единое целое

Синтез пищевых продуктов и витаминов.

Обмен веществ – основное свойство живых существ.

Закон сохранения

энергии при

Терморегуляции.

Связь организма с  внешней средой –общебиологический закон.

Бионика. .Биоакустика. Эхолокаторы.

Наука и метод. Системный метод познания. Роль сознания в социальном поведении и труде человека.

Отношение «природа – человек – общество». Роль  биологических и социальных факторов в развитии человека.

Зоология «Развитие животного мира на  Земле» - доказательство исторического развития животного мира , его этапы

Ботаника.

«Семя – дыхание семян»

Зоология

«Дыхательные системы и дыхание у  насекомых, рыб, земноводных, птиц, млекопитающих

Зоология

«Класс Млекопитающие» -

Органы полостей тела

Зоология 6 класс.

« Тип Простейшие»,

« Класс Птицы» - обмен веществ

Зоология

« Класс Млекопитающие» - органы полостей тела

Зоология

« Класс Млекопитающие» - кожные покровы

Зоология . 6,7 классы. Нервная система гидры, насекомых, червей, хордовых.

Зоология. 7класс.

«Тип членистоногие»

«Класс Рыбы», «Класс Птицы». «Класс Млекопитающие» -

Органы чувств, приспособления к среде.

Зоология. 7 класс.

«Класс Млекопитающие –

Домашняя собака, приматы, обезьяны,

Регуляция их поведения.

Ботаника 6 класс.

Растение- целостный организм».

Ботаника 6 класс

«Папоротникообразные»,

«Голосеменные»- размножение и оплодотворение.

Зоология 7класс.

Размножение рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц. Млекопитающих.

Физика. 7класс. «Первоначальные  сведения о строении вещества».

История средних веков

Физика, 7класс. «Работа и мощность. Энергия».

 «Давление жидкостей и газов»

Движение и силы

Химия, 7 класс.

«Первоначальные химические понятия»

Химия,8класс

.«Количественные отношения в химии».

Физика. 7класс.

«Давление

жидкостей и газов»

Химия 7 класс. Все темы

Химия  8 класс

« Подгруппа кислорода»

Химия, 7 класс. «Кислород. Оксиды. Горение». «Водород».  «Кислоты. Соли»

Химия 8 класс

« Количественные отношения в химии». « «Химическая связь.

Строение вещества.»

Физика 7 класс

«Работа и мощность. Энергия»

Физика 8 класс

« Теплопередача и  работа»

Физика 8 класс

« Теплопередача и работа». «Изменение агрегатных состояний вещества»

Физика 8 класс.

« Сила тока. Напряжение. Сопротивление.

Физика 1Х класс.

 «Геометрическая оптика». «Механические волны»

История 5 класс.

Русский язык 8 класс.

« Общие сведения о языке – язык средство общения и познания. Основы государства и права.

Обществознание.

«Сознание – свойство высокоорганизованной материи»

Химия 8 класс. «Галлогены - йод.»

Парциальное давление газов в воздухе*

Зависимость  обмена газов от давления. Диффузия в газах и

жидкостях..

Эпидемия чумы и оспы. Открытие

кровообращения.

Работа сердца. Единица работы. Мощность.

Давление крови. Измерение давления. Манометр. Единицы давления (мм.рт.ст.)

Скорость. Единицы скорости (м/с).

 Зависимость между скоростью движения крови, давлением и сопротивлением сосудов.

Реакции разложения и соединения.

Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Окисление. Свойства углекислого газа. Качественная реакция на  углекислый газ.

Реакции экзотермические и эндотермические. Окислительно –восстановительные реакции, химическая связь.

Атмосферное давление, его изменение с высотой над уровнем моря

Химический состав пищевых продуктов. Реакции разложения. Общие свойства кислот. Реакции кислой и щелочной среды на лакмус. Катализаторы

Зависимость  скорости  химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ

Реакция разложения и синтеза. Окисление.

Понятие о катализаторе. Состав солей.

Экзотермические и эндотермические реакции. Расчет количества вещества по уравнению реакции. Термическое уравнение реакции. Окислительно – восстановительные реакции. Превращения энергии химических связей.

Понятие о потенциальной и кинетической энергии. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Калория. Калориметр.

Работа и теплопередача. Способы теплопередачи. Количество теплоты. Внутренняя энергия. Испарение. Удельная теплота парообразования. Поглощение энергии при испарении жидкости.

Электрический ток. Электрическая цепь.

Сила тока. Действие

Электрического тока.

Световые лучи. Освещенность. Преломление света. Собирающие рассеивающие  линзы.

Звуковые волны. Скорость звука. Частота колебаний, высота тона. Шумы. Акустический резонанс. Ультразвук.

Корни религии

Языки мышление

Право и нравственность

Пути научного познания

Физиологическое действие йода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологический диктанп по теме «Анатомия, физиология, психология и гигиена человека", 8 класс

Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...

«Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека..»план урока

«Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека..»...

Рабочая программа элективного курса "Анатомия, физиология и гигиена организма человека"

Данная программа предназначена для поддержки естественнонаучного профиля в 10 или 11 классе и рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа учебного курса "Основы физиологии и медицины"

Программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся....

Контролирующая программа по анатомии к учебнику «Биология. Человек» 8 класс с ответами

Контролирующая программа по анатомии позволяет обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии в 8 классе...

Элективный курс "Анатомия человека"

Элективный курс для 10 - 11 классов...

Презентация-игра по теме "Анатомия, физиология и гигиена человека"

Игра может быть использована на итоговом уроке в 8 классе...