Паспорт пришкольного участка
опыты и эксперименты по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

паспорт пршкольного участка МБОУ "Сиренькинская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_prishkolnogo_uchastka.doc536 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        

Заявка

на  участие в конкурсе по отбору учебно- опытных участков на грант

АПК РТ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сиренькинская  средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района

Казань 2012

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ЗАЯВКИ

Наименование учреждения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа» Альметьевского муниципального района РТ.

№ и дата свидетельства о государственной аккредитации учреждения

№0285 от 06 мая 2010 года.

Наименование Учредителя учреждения Исполком Альметьевского

муниципального района РТ.

Юридический адрес, банковские реквизиты учреждения 423413, Республика Татарстан, Альметьевский район, д.Чувашское Сиренькино, ул.Молодежная, дом 2а ИНН: 1644021869, АКОТО: 92208830333, ОГРН: 1021601629708, ЛВ.079430064- Сир.СОШ, ГРКЦ НБ РТ Банк Россия БИК 049205001, Расчетный счет: 40204810500000000027, КПП: 164401001, ОКПЛ 56345053 ОКВЭД:80.21.2 ОКОНХ 92310, ОКВД 80212.

ФИО директора учреждения Файзетдинов Талгат Мингатинович

ФИО руководителя УОУ  Халимова Гузалия Мусиновна

Контактные адреса и телефоны учреждения (в т.ч.электронные) 88553347434, 88553347305, sirenkinoSOSH@yandex.ru.

Юридический адрес, контактные телефоны и адреса (в т.ч. электронные) Управления сельского хозяйства и продовольствия, районного отдела образования

Перечень приложений к заявке:

Паспорт УОУ (электронный вариант имеется)

Материально- техническое обеспечение УОУ (электронный вариант имеется)

Содержание работы и организация основной деятельности (электронный вариант имеется)

Приложение  к паспорту.

Директор школы:          _____________                         Файзетдинов Т.М.

                                                  (подпись

                                                             « Утверждаю»

                                            Директор МБОУ « Сиренькинская СОШ»

                                            Альметьевского муниципального района

                                            Республики Татарстан

                                              ___________Т.М.Файзетдинов

                                             

                Паспорт                                                        

учебно-опытного участка                                муниципального бюджетного                          образовательного учреждения «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»

                                 

I. Год организации пришкольного учебно-опытного  участка  - 1981г.

II. Размер пришкольного участка (без школьных зданий, хоздвора, спортплощадки) – 0,7 га

III. План-схема пришкольного учебно-опытного участка (приложение № 1)

IV. Количество учащихся – 129 человек.(привлечены к работе на учебно-опытном участке- 129)

V.  Материально-техническая оснащенность пришкольного участка  (с/х техника, инвентарь, хозяйственные постройки ) (приложение №2)        

VI. Наличие отделов:

1. Плодово-ягодный сад.  

2. Отдел цветочно-декоративных растений

3. Отдел овощных культур

4. Дендрологический отдел

5. Защищенный грунт  

 Структура УОУ

УОУ школы занимает площадь 0,7 га и соответствует всем требованиям Типового положения о УОУ. УОУ имеет следующие отделы:
- Овощных культур – 3250кв.м;
- Цветочно-декоративный – 450 кв.м;
- Защищенный грунт – 97,5 кв.м;
- Хозяйственные постройки, дорожки;
-Дендрологический– 1500 кв.м;
-Плодово-ягодный-1700 кв.м.


Цели и задачи, реализуемые на УОУ:

-развитие личности учащихся, обладающих не только определенной суммой знаний по предмету, навыками трудовой деятельности, но и владеющих основами экологической культуры, любящих природу своей Родины.

- воспитание чувства любви и уважения к сельскохозяйственному труду;

- комплексация всех производственных затрат и получение прибыли;

- производство продуктов растениеводства для организации питания учащихся;

- закрепить, расширить, углубить знания учащихся по биологии;

- закрепить связь школы с ООО "Заря"; ООО « Д-Ивановка», КФХ

« Файзетдинов»

- воспитать у учащихся ответственность за порученное дело, прививать навыки с/х работы

Назначение: :Учебно-опытный участок является базой для реализации образовательных программ, проведения уроков с/х труда, фенологических наблюдений, экскурсий, летней трудовой практики.

На учебно-опытном участке учащиеся получают дополнительные знания по биологии, экологии, сельскому хозяйству; приобретают умения и навыки выращивания различных сельскохозяйственных и декоративных культур.

При работе на УОУ воспитывается любовь к природе, уважение к труду, формируется эстетический вкус, основы экологической культуры, патриотические чувства.

УОУ школы является базой для выращивания рассады цветов, овощей, посадочного материала древесных , используемых для оформления школьной территории.
С УОУ учитель с учащимися изготавливают гербарии, коллекции, раздаточный материал, используемый на уроках биологии.

Требование к организации УОУ:

-составление и реализация плана агротехнических мероприятий;

-планировка территории участка: размещение отделов, полей севооборота, распределение опытов между группами учащихся;

-выполнение образовательной программы;

-поддержание участка и территории школы  в хорошем эстетическом состоянии;

-организация летней трудовой практики: составление графика летней трудовой практики, проведение инструктажа по правилам ТБ, организация практических работ учащихся;

-организация работы по укреплению материальной и хозяйственной базы УОУ:

изготовление и ремонт ящиков для рассады, подготовка инвентаря, приобретение семян;

-подведение итогов работы на участке.

4.Руководство учебно-опытным участком

-директор школы несет ответственность за состояние УОУ, осуществляет общее руководство работой на нем.

- заместитель директор по учебно-воспитательной работе обязан осуществлять учебно-воспитательную работу на участке.

-заместитель директора по хозяйственной части отвечает за своевременное обеспечение УОУ инструментами, посевным и посадочным материалом, водой для полива, реализацию выращенной продукции и охрану УОУ.

-непосредственное руководство работой осуществляет заведующий участком, назначаемый директором школы. Заведующий отвечает за содержание работы на участке, , организацию работ учащихся, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности, обеспечение посевным и посадочными материалами, оборудованием, инструктирует учащихся и учителей, привлекаемых к работе на участке.

-работа на участке в летний период организуется по графику, утвержденному директором, при обязательном сочетании труда с оздоровительными мероприятиями. Учащиеся работают на закрепленной делянке, обеспечивая систематический уход за растениями.

- учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом учащихся на участке, обучают правилам и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение правил техники безопасности, следят за состоянием и безопасной эксплуатацией инвентаря.

 Планом работы на УОУ определяются:

-учебно-воспитательные задачи работы на участке;

 -опытническая работа по отделам, тематика опытнической и исследовательской работы;

-потребность в сельхозинвентаре и оборудовании, в посевном и посадочном материале, удобрениях, ядохимикатах;

 -график работы учащихся;

 -обеспечение руководства педагогическими кадрами в весенне-летний период работы;

 -использование материалов опытнической работы и продукции, выращенной на УОУ, для оборудования кабинетов.

Практическая и опытническая работа должна проводиться на высоком агротехническом уровне. Опытничество приобщает учащихся к самостоятельному поиску, способствует обогащению знаний, выработке пунктуальности, совершенствованию практических и организаторских навыков.

             

               Подробный план сезонных работ в УОУ

Основные виды работ

Ответственный

Декабрь

1

Ремонтировать сельскохозяйственный инвентарь

Директор школы Файзетдинов Т.М.

Завхоз Тихонова В.Е.

2

Разобрать и приобрести  недостающие семена

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

3

Проверить сохранность картофеля, капусты, лука, моркови, тыквы и других овощей, удаляют загнившие.

Завхоз Тихонова В.Е.

4

Составить на будущий год план посева овощных культур. Продумать их размещение и чередование, сроки посевов.

Руководитель УОУ Халимова Г.М..

Январь

1

Продолжить начатый ремонт орудий труда.

Завхоз Тихонова В.Е.

2

Изготовить маркеры, рассадные ящики. Заготовить питательные горшки, бумажные стаканчики для посева овощных культур.

Учитель технологии Файзетдинов Т.М.

3

Просмотреть  заложенные на хранение овощи, семенники, семенной картофель, удаляют загнившие клубни.

Завхоз Тихонова В.Е.

4

Пополнить  семенные запасы. Начать готовить семена для весеннего посева (оценить всхожесть, сортируют, обеззараживают от вредителей и болезней, промораживают и т. д.)

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

Февраль

1

Проводить  снегозадержание.

Завхоз Тихонова В.Е.

2

Делать  «ревизию» картофеля: проверять «глазки»; если пробиваются «усы», их оборвать. У капусты оборвать  верхние пожелтевшие листья; следить, чтобы кочаны не касались друг друга.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

3

Осмотреть  семенники - двухлетки моркови, свеклы, капусты и других овощных культур.

Учитель биологии Федорова И.В.

4

С 10 февраля до конца месяца сеять семена перца и баклажанов на рассаду. За 3—4 дня до этого их замочить во влажной салфетке. Перед посевом почву полить горячим раствором (60°С) перманганата калия красного цвета. Посев производить в бороздки, расстояние между которыми 5-6 см, глубина 1 см, промежуток между семенами 1,5-2 см.

Размещать  посевы в теплом помещении с температурой не ниже +20°С. До всходов каждые 3-4 дня их опрыскивают теплой водой. Всходы появились через 10—15 дней. Через 35 дней растения пикировать  в горшочки размером 10х10 см и продолжать  уход за

рассадой до посадки на постоянное место.

Руководитель УОУ Халимова Г.М..

5

В это же время сеять  в ящики на рассаду высокорослые и среднерослые томаты. Дезинфицируют  почву указанным выше способом использованием перманганата калия. Семена сеять 8 бороздки, расстояние между которыми 5 см на глубину 1 см. Каждые 3-4 дня посевы поливать теплой водой. Через 40 дней после всхода растений их пикировать  в горшочки 10х10 см. Все это время рассаду содержать на светлом и прохладном подоконнике при температуре днем 15-17°, а ночью — 13-14°С. Во избежание вытягивания растения реже поливать, конечно, если всходы крепкие. Чтобы растения были ровные, горшочки регулярно поворачивать.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

Учитель биологии Федорова И.В.

Март

1

С 1 по 20 марта производить посев на рассаду низкорослых томатов для открытого грунта, предварительно отобрав крупные, наполненные, без пятен и травм семена. Технология проращивания этих семян такая же, как и у высокорослых томатов. Весь период выращивания рассады следить за соблюдением температурного режима и умеренной влажностью воздуха и почвы.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

2

С 20 по 25 марта производить посев семян ранних сортов белокочанной и брюссельской капусты. Их прогреть  в горячей (45—50°С) воде 10 мин. Почвенную смесь из торфа и дерновой земли насыпать  в ящик слоем не больше 5 см. Посев производить  в бороздки, расстояние между которыми 3 см, глубина посева 1 см, а промежуток между семенами 1—1,5 см. Перед посевом почву поливать. Через 3-4 дня после появления всходов ящик разместить в холодном и светлом месте, где температура ночью 7—8, а днем 10—12°С. Растения пикировать  через 12 дней после появления всходов , углубляя в землю до семядольных листочков. Через двое суток после пикировки рассаду вновь подвергнуть  закалке, выносят на открытый воздух, если температура днем 5°С и выше.

Руководитель УОУ Халимова Г.М

Учитель биологии Федорова И.В.

3

С 25 марта до середины апреля посеять на рассаду среднепоздние сорта белокочанной капусты, а также цветной, краснокочанной.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

Апрель

1

Продолжать уход за растениями, посаженными на рассаду.

Учащиеся

2

Подготовка почвы и посева ранних овощных культур.

Яровизация на свету клубней картофеля. Отобрать здоровые картофелины и разложить  их на свету (на полу, подоконнике) в один слой или насыпать в узкие пленочные пакеты с отверстиями и разместить  на свету, подвесив или поставив вертикально и периодически поворачивать разными сторонами к свету. Ко времени посадки на клубнях образуются толстые короткие ростки, что обеспечивает ранние и дружные всходы. Крупные картофелины порезать  на части, оставляя на долях по нескольку глазков. Срезы присыпать  мелом, зубным порошком или золой или за их неимением просто подсушить  на воздухе и только после этого поместить  в пленочный пакет.

Завхоз

Тихонова В.Е.

3

С 10 по 20 апреля сеять  на рассаду по нескольку семян в каждую лунку кабачков, тыквы и патиссонов.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

4

Семена моркови прогреть  в течение 15 мин в воде при температуре примерно 50°С. После этого их замочить во влажной ткани 2—3 суток и затем в мокрой тряпочке поместить  до посева в холодильник. Непосредственно перед посевом их в течение 10—15 мин слегка подсушить, но не на солнце. Между бороздками оставляют 20 см. Перед посевом почву полить горячим раствором перманганата калия красного цвета. Семена сеять  не густо и после всходов сразу прореживать.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

Учитель биологии Федорова И.В.

5

Готовить к посадке лук—севок. Прежде всего луковицы сортировать  на мелкие (до 1см), нормальные (1—1,5смы) и крупные (3 см и более). Затем их прогреть, держа при температуре 18—20°С в сухом помещении. За неделю до посадки разложить в более теплом месте (30—35°С), что поможет уберечь лук от стрелкования. После этого луковицы замочить  в растворе соли (2 ст. л. на 5 л воды) в течение суток. Затем их промыть  в растворе перманганата калия (красного цвета) и высаживать: мелкие и нормальные в первых числах, крупные — в середине мая, иначе лук пойдет в стрелку.

Завхоз Тихонова В.Е.

6

В этот же календарный срок (с 25 апреля) сеять горох, бобы. Перед посевом семена замочить  на 3—4 дня. Грядку до посева полить раствором, приготовленным из расчета поллитра жидкого коровяка на 10 л воды. Бороздки делать на расстоянии 40-45см, посев семян производить на глубину 4—5см. Наклюнувшиеся семена равномерно разложить  в бороздки. оставляя между ними 10—15 см. Когда растения достигнут 10 см высоты, под них делать опоры (колышки или сетку). Растения предварительно прополоть  и лишь потом установить опоры.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

7

Определить  готовность почвы к обработке. Берем  в руки ком земли из верхнего слоя (10—12 см), сжимаем и бросим с высоты 1,5 м. Если он при падении легко рассыпается — почва пересохла; если нет — еще не поспела; а если ком при падении разваливается на куски — время приступать к обработке.

Посев начать  сразу же после обработки почвы, поскольку семенам требуется влага.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

Май

1

Появление  всходов ранних овощных культур. В случае образования на поверхности почвы корки ее нужно обработать мотыгой.

Завхоз Тихонова В.Е.

2

В первой декаде мая (с 1 по 10) завершить  высадку ранней горшечной рассады белокочанной и брюссельской капусты в открытый грунт: до 15—го высадить  рассаду кабачков, тыквы, патиссонов.до середины июня рассаду прикрыть пленкой.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

3

В этот же период высадить  на грядки предварительно подготовленный лук—севок для получения лука—репки. Грядку под него удобрить  перепревшим навозом, рыхлить на глубину 10—12 см. Луковицы заделать  на глубину 2 см с расстоянием 8—10 см одна от другой. Между бороздками оставляют 20 см.В мае—июне полив производить регулярно раз в неделю, в июле — раз в 10 дней, регулировать  его в зависимости от погоды. В конце июля за 20 дней до уборки урожая полив прекратить  вовсе.

Учитель биологии Федорова И.В.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

4

К 20 мая закончить  посев семян моркови, редиса, лука репчатого, петрушки, свеклы, репы и редьки (для летнего употребления).Применить  меры к защите овощных от вредителей. Против крестоцветных блошек, морковной и капустной мухи, тли делянки посыпать табачной пылью, смешанной с золой.для этого на 1 ч. табачной пыли берем 2 ч. золы. Грядку опылять 2—3 раза с интервалом в неделю, предварительно смочить растения водой. С этой же целью применить  порошок из пижмы, сухих листьев чистотела.для этого высушенные в тени цветочные корзинки пижмы (листья чистотела) растереть  в ступке.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

Завхоз школы Тихонова В.Е.

5

С 10 по 15 мая при среднесуточной температуре воздуха 10°С высадить  картофель, иначе в холодной земле клубни загниют. При посадке между ними оставить 25—30 см, а между рядами — 60 см. Заделывать  клубни на глубину 8—10 см, добавить  в лунку 2 ст. л. древесной золы, 1 ч. л. суперфосфата (размельченного) и 1 ч. л. нитрофоски. Все это перемешать  с землей. Через неделю почву разрыхлить, помогая скорейшему появлению всходов, удалить сорняки.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

6

С середины месяца высадить рассаду средней поздней белокочанной капусты, а также цветной, краснокочанной, кольраби. Проводить предпосевную обработку делянок под позднеспелые сорта капусты, теплолюбивые культуры.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

7

В середине месяца в открытый грунт высадить рассаду низкорослых томатов мартовского посева. Формировать их в один или три стебля. На кусте оставляют по 4—5 плодовых кистей. После посадки растения прикрыть пленкой. Проверить их приживаемость и провести  подсадку рассады взамен слабых и погибших.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

8

С 25 мая и до конца месяца сеять  в открытый грунт огурцы, тыкву, кабачки, патиссоны, фасоль. Посев производить  в хорошо подготовленную почву — разрыхленную граблями и с тщательно выбранными сорняками.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

9

Калиброванные семена огурца перед посевом в течение 2-3 ч прогреть при температуре 50—60°с, что способствует ускорению образования на растениях женских цветков. Закалка проросших семян в течение 1—2 суток на леднике (в холодильнике) при 0—1°С повышает устойчивость растений к пониженным температурам.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

10

Весенний полив огурца является мерой борьбы с утренними заморозками. Первые поливы проводить  малыми нормами. Огурцы и редис поливать  раз в два—три дня, а в жаркую погоду — ежедневно. Два раза в неделю обильно поливать раннюю белокочанную и цветную капусту, совмещая полив с органическими и минеральными подкормками, а также зеленные и все рассадные. После каждого полива или дождя рыхлить  почву в междурядьях, что препятствует образованию корки и создает благоприятный воздушный режим для растений.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

11

С 5 по 15 мая сеять свеклу, морковь для зимнего употребления. Семена свеклы перед посевом обеззаразить, замочить на 12 ч в растворе борной кислоты (на 1 л теплой воды берут 1,5 г (на кончике ножа) и предварительно растворить ее в небольшом количестве кипятка).

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

Июнь

1

В первой декаде (с 1 по 10) завершить высадку 65—70—дневной рассады томата и 25—30—дневной огурца. Продолжить высаживать рассаду поздней белокочанной капусты. В открытый грунт высадить рассаду баклажанов, перцев с цветочными бутонами. Чтобы рост растений был интенсивным, полив производить теплой водой (30°с).

Завхоз школы Тихонова В.Е.

2

Сеять  лук—батун, щавель, редьку, укроп, салат.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

3

Проводить профилактическую обработку посевов против вредителей и болезней. Окосить  межи, пустыри, придорожные участки, чтобы не допустить цветения и созревания семян сорных растений.

Завхоз Тихонова В.Е.

4

Столовые корнеплоды в начале вегетации разрыхлить  сначала мелко (на 3—5 см), но затем глубину рыхления увеличить  до 12—14 см. Капусту, томат, огурец, наоборот, сначала разрыхлить глубоко, а по мере развития корневой системы глубину рыхления уменьшить. При необходимости беглой прополки ее проводить незамедлительно.пока сорные растения не разрослись. В середине месяца прорежить  столовые корнеплоды, так как в это время начинается их усиленное нарастание. Прореживание способствует быстрому формированию корнеплодов, луковиц, а у листовых овощей — розеток. Опоздание с этим значительно снижает урожай.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

5

Первое прореживание моркови, столовой свеклы, петрушки, репы, лука—чернушки проводить с появлением 1-2-х настоящих листьев. Между растениями оставить расстояние 1-2 см в ряду. Перед прореживанием и после него выполнить полив мелким дождеванием. Второе прореживание совпадает обычно с выборкой молодых корнеплодов и луковиц с листьями  4-5 см, свеклы и репы — 8-10 см, пастернака — 6, редьки зимних сортов -13-15 см.Морковь прореживать  только вечером после очередного полива. Для исчезновения морковного запаха, привлекающего морковную муху, грядки опудривать молотым черным или красным перцем.

Ответственный  учитель по графику работы на пришкольном участке.

6

В июне интенсивный полив овощных растений раз в 7—10 дней совмещать  с подкормкой коровяком или птичьим пометом, разбавленным соответственно в 8 и 12 раз. Это особенно важно для ранней бело— кочанной и цветной капусты. Проводить  подкорневую подкормку цветной капусты бором или молибденом (из расчета 2—3 г борной кислоты или молибдена аммония на 10 л воды). После появления 6—7 хорошо развитых листьев растения окучить. Если головки капусты имеют желто-синий оттенок, повторить  подкормку теми же микроэлементами и в той же концентрации. Цветная капуста не выносит перепадов с подачей влаги. Она формирует хорошую головку лишь при наличии 16—20 листьев.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

7

Окучивание картофеля. Междурядья рыхлить  после каждого дождя и полива. При необходимости второго окучивания его проводить не позднее начала массовой бутонизации растений.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

8

Для всех корнеплодов влага в почве особенно необходима в первый период вегетации и в начале их формирования. Позднее корни их глубоко проникают в почву и растения используют влагу нижних слоев земли. Посевы важно поддерживать чистыми от сорняков, а междурядья — е рыхлом состоянии, тогда поливать растения можно реже. Если почва была недостаточно заправлена удобрениями (это видно по слабому развитию и бледной окраске растений), проводить  подкормку минеральными удобрениями и коровяком. После дождя или хорошего полива минеральные удобрения вносить вдоль рядков и сразу проводить рыхление междурядий.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

9

Начинать  очистку и просушивание хранилищ под урожай.

Завхоз Тихонова В.Е.

10

Июнь — лучшее время для накопления органических удобрений и закладки компостов. Для сборного компоста использовать  сорняки (до обсеменения) и остатки здоровых растений (пораженные болезнями сжигают), а также сухие листья, опилки и прочие хозяйственные отходы.

Завхоз Тихонова В.Е.

Июль

1

Неотложная работа в этом месяце — борьба с сорняками.  Сорняки зачастую опережают в росте овощные культуры. Поэтому повторную ручную прополку проводить незамедлительно, поскольку через неделю на нее потребуется втрое больше сил и времени. Кроме того, культурным растениям будет нанесен непоправимый ущерб от угнетения их сорняками, а также от повреждения корневой системы при выдергивании мощных сорняков, которые уже нельзя будет оставить в междурядьях для «солнечной сушки».

Руководитель трудовой практики Капитонова Н.А.

2

В июле овощные растения особенно нуждаются в регулярных поливах (ежедневно или через день) и еженедельных подкормках, совмещаемых с поливом. Состав подкормок изменяют в зависимости от состояния растений. Если у огурцов плети тонкие, а листья мелкие, бледные, увеличивать дозу азотных удобрений. При сильном росте плетей и листьев и задержке плодоношения ее уменьшают, а фосфора и калия — увеличивать.

Завхоз Тихонова В.Е.

3

Подкормка овощных растений, особенно капусты, минеральными и органическими удобрениями. Наиболее эффективны они в сочетании с вечерними поливами, что снижает опасность ожогов растений и в 2—3 раза сокращает время поступления питательных элементов к их корням.

4

Огурцы, кабачки, тыкву и прочие овощные растения повреждает тля. Против нее использовать  опрыскивание растений следующими растворами:

1) полведра луковой шелухи заливают кипятком, добавляют 1 ст. л. жидкого мыла, 1 ст. древесной золы и оставляют на сутки. Затем раствор процеживают. Опрыскивание начинают от нижней части растения к верхней, а потом наоборот. После чего почву разрыхляют на глубину 1 см, чтобы упавшие вредители смешались с землей: тогда они не смогут повторно забраться на растения;

2) в 10 л кипятка добавляют 1 ст. табака, 1 ст. золы, 1 ст. ложку мыла и оставляют на сутки. Процеженным раствором опрыскивают растения (только не в вечернее время!) через опрыскиватель (не веником!). Перед опрыскиванием снимают плоды.

Завхоз Тихонова В.Е.

6

Обрезать  лишние плети тыквы.

Завхоз Тихонова В.Е.

7

Сбор плодов огурца, томатов, кабачка, высаженных рассадой, а также редиса, зелени, ранней моркови, репы, ранней капусты и других овощей.

Завхоз Тихонова В.Е

9

С 20 июля по 1 августа в сухую солнечную погоду убирать  урожай озимого чеснока, выкопать  его вместе с ботвой. После чего отряхнуть  головки от земли и оставить  их на грядке подсохнуть. Затем обрезать  корни, листья (оставить пенек в 2-3 см) и подвесить для просушивания в течение 2-х недель. По окончании просушивания часть чеснока отбрать  для посадки под зиму. Остальной — для употребления.

Руководитель трудовой практики Артюхова И.Л.

10

Составляют рабочие планы по уборке овощных, картофеля и других культур.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

11

Продолжают просушивание и уборку хранилищ.

Август

1

С 1 числа все теплолюбивые культуры (огурцы, томаты, перцы и др.) прикрывают пленкой, чтобы продлить плодоношение до сентября.

Руководитель трудовой практики  Галиаскарова Г.А.

2

В первой пятидневке провести  профилактическую борьбу с фитофторой, поражающей томаты и картофель: на 10 л воды вносят по 1 ст. л. медного купороса и извести (пушинки) и 1 ч. л. жидкого мыла. Опрыскивание проводить рано утром. До его начала снять  зрелые, бурые плоды томата.

Завхоз  Тихонова В.Е.

3

В теплую погоду растения огурца, томата, тыквы, кабачков, баклажанов, перцев продолжают формировать плоды. Поэтому особое внимание уделять подкормке. На 10-ведерную бочку взять ведро мелконашинкованной крапивы, 1—2 ведра других нашинкованных трав (подорожник, мокрица, листья одуванчика, тысячелистник, мать-и-мачеха и др.), добавить  1 кг коровяка или куриного помета (можно и без них), 1 кг древесной золы, 1—2 ст. нитрофоски. Все это залить  3—5 ведрами горячей воды, тщательно размешать  и оставить  на неделю. Затем бочку долить  доверху водой, размешать  и обязательно процедить  настой. Растения полить им в теплом виде — 22—25°С.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

4

В первой декаде месяца произвести  уборку лука—репки, лука—севка, чеснока. Чеснок сушат и готовят к посадке в конце сентября - начале октября для выращивания головок.

Руководитель трудовой практики  Галиаскарова Г.А.

5

Август — время массовой переработки овощей. В течение всего месяца сушить  листья зеленных культур: укропа, петрушки, сельдерея, мелиссы, базилика и др. После просушивания их хранить в бумажных пакетах, жестяных банках, не размельчая листьев.

Руководитель УОУ  Халимова Г.М.

Сентябрь

1

В первой половине месяца при хорошей погоде еще продолжается наращивание урожая поздних овощных культур. Поэтому необходим уход за поздними сортами белокочанной капусты: полив, подкормка, окучивание. При необходимости вести  и борьбу с вредителями.

2

Важнейшая работа месяца — уборка урожая.

До заморозков закончить  уборку теплолюбивых культур — помидоров, огурцов, перца, баклажанов, фасоли, тыквы, кабачка, патиссонов.

Продолжить сбор овощных семян, выращиваемых на огороде.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

3

Первая половина сентября время убирать  картофеля.

Завхоз Тихонова В.Е.

4

С 15 числа до конца месяца убирать  корнеплоды моркови, свеклы, репы, зимние сорта редьки, не оставляемые под зиму, петрушку.

Завхоз Тихонова В.Е.

5

Столовая свекла больше, чем другие корнеплоды, страдает от первых заморозков. Поэтому ее убирать  первой или одновременно с морковью (не позднее 25 сентября).

6

Если стоит сухая погода, с уборкой моркови не спешить. В этот период резко возрастает масса корнеплодов. При уборке ботву срезать вровень с «плечиками, не задевая «ткань». При обрезке оставить черешки 0,5 см. Корнеплоды, просушить в течение двух часов под навесом, убирать на хранение, предварительно отобрать здоровые, без механических повреждений.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

7

Зеленые помидоры положить  на дозревание.

8

Делянки, освободившиеся от овощных культур, очистить от кочерыг, ботвы и других послеуборочных отходов, использовать  их для компоста, перекапать  и удобрить.

Учитель технологии Файзетдинов Т.М.

9

Заготовить семена.

Разобрать пленочные укрытия, отремонтировать парники парники.

Завхоз Тихонова В.Е.

Октябрь

1

Отбирать и заложить  на зимнее хранение семенники.

Руководитель  УОУ Халимова Г.М.

2

До 15 числа закончить уборку кочанной капусты, уложить ее на хранение.

Завхоз Тихонова В.Е.

3

Готовить  почву к весеннему севу, удалить корневища многолетних сорняков. Землю оставить  до весны в гребнистом состоянии.

Руководитель УОУ Халимова Г.М.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

по выращиванию сельскохозяйственных культур

Этапы агротехнологии

Правила выполнения и требования к качеству

Сроки

проведения

1.Подготовка семян к посеву

1.1. Отбор полновесных семян

1.2.Обеззараживание

семян

1.3. Проращивание семян

Отметить год сбора семян. Проверить по справочнику сохранность всхожести семян данной культуры.

Опустить семена в 3-5% р-р поваренной соли, перемешать, через 3-5 мин. Извлечь осевшие на дно семена и просушить их.

Замочить семена в 1%р-ре марганцовокислого калия, выдержать 20 мин. и тщательно промыть водой .Или в растворе 20 г древесной золы 1л, или в р-ре экстракта алоэ (1:1)выдержать 1-2 часа.

На влажной мешковине до наклевывания

Март

Перед проращиванием

За 1-2 дня до посева

Подготовка почвы

Перекопка почвы и внесение удобрений

Подготовить гряды

Посев семян

Внести в грунт под перекопку перегной .

Размеры : высота-10-20 см, ширина-90-110 см,длина-3-5 см.

Дата посева

Норма посева

Глубина заделки, см

Температура почвы

Оценка влажности почвы

Схема посева

Расстояние между рядами

 Под зиму или апрель-май ( 2 недели  до посева

май

май

3.Уход за растениями

3.1. Рыхление

3.2. Прополка и про-реживание всходов

3.3. Полив

3.4. Подкормка

3.5.Обработка против вредителей и болезней

3.6.Формирование растений (подвязка, прищипка)

Дата:

Дата:

До цветения поливать 2-3 раза в неделю. В период плодоношения – в соответствии состоянием растений

Растворить в 10 л воды: аммиачной селитры 10-20, суперфосфата 20-30, сернокислого калия 15-20. Расход 10л на 3 кв.м.

Шпагатом к горизонтальной проволоке. Не допускать сильного натяжения шпагата и тугой петли.

В солнечную погоду через 7-10дн. В пасмурную-12-15д.

4. Сбор урожая

Начало сбора урожая по мере созревания

                                        Экологическое состояние УОУ

 УОУ расположен на юго-востоке села Сиренькино. Участок хорошо освещен, поверхность ровная. Почва чернозем, суглинок. Глубина пахотного слоя – 27см. Органические удобрения периодически  вносились. Сорняки: пырей ползучий, вьюнок полевой, марь белая, щирица запрокинутая, осот полевой, звездчатка средняя (мокрица) и другие. Хорошо огорожен со всех сторон деревянными штакетниками, частично железными прутьями .

Школьное здание расположено в середине УОУ. Перед школой расположен отдел дендрария,где растут деревья черемухи и ели, рябины и кусты калины.

         С левой  и правой стороны школы посажены цветники, которые ежегодно меняются. При входе на территорию школы слева растут высокие стройные березы . А дальнейший путь украшен вечнозелеными елями,  рядами душистой черемухой. На территории УОУ из числа деревьев в основном растут ели и сосны(30 шт.), березы (15 штук:), калина и рябина (19шт.), кусты сирени (10шт.). Эти деревья и кустарники составляют основу блестящего дендрария. Под ними растут травянистые растения. Ранней весной это участок дендрария покрывается желтым «ковром» из одуванчиков. Учащиеся с большим желанием ведут наблюдения за набуханием почек, цветением, образованием плодов и семян, их расселением, листопадом и другими явлениями. На территории участка и всей территории школы не происходит сжигание ботвы,  она относится за территорию школы в особо отведенное для этого место: компостную яму, куда складируется весь органический мусор.

       С правой  стороны школы расположен ФАП села,  недалеко –СДК (Дом культуры. Школа находится в центре села, поэтому ее окружают  со всех сторон жилые дома, в 120 метрах от школы проходит  федеральная автомобильная трасса.

      Календарный план работы на учебно-опытном  участке.

 № п/п

Мероприятия

Сроки

1

 Анализ работы на учебно-опытном участке за 2011 год

Февраль

2

Составление плана севооборота на УОУ по классам

Март

3

Составление плана по тематике опытнической работы

Март

4

Составление агротехнического плана по овощным культурам

Март

5

Подготовка сельскохозяйственного инвентаря для весенних работ

Март

6

Подготовка посевного материала к посадке

Март-апрель

7

Весенняя подготовка почвы

Апрель

8

Разбивка участка на делянки

Апрель

9

Посев и посадка овощей

Апрель

10.

Распределение цветочных клумб по классам

Апрель

11.

Подготовка клумб к посадке цветов

Март-апрель

12.

Посев и посадка цветочно-декоративных культур

Апрель-май

13.

Выполнение агротехнического плана по каждой высаженной овощной культуре

Апрель-октябрь

14.

Провести посадку саженцев плодово-ягодных деревьев и кустарников

Апрель

15.

Проводить систематический уход за саженцами плодово-ягодных культур

Май-ноябрь

16

Посев полевых культур на опыт.( горох, пшеница, ячмень)

май

17

Посев и посадка овощных культур

май

18.

Провести скашивание травы на территории школы

Июнь

19.

Провести обрезку декоративного кустарника на территории школы

Июнь

20

Регулярно проводить полив цветочных клумб

Июнь

21

Провести химическую обработку картофеля и капусты ядохимикатами

Июль

2022

В летний период, согласно графика летних работ, проводить прополку овощей и скашивание межи.

Июль-август

21.

Провести сбор семян с маточных культур

Август

22.

Уборка урожая овощей и сдача их в столовую

Август-сентябрь

25.

Уборка растительных остатков с УОУ

Сентябрь

26.

Осенняя обработка почвы

Сентябрь-октябрь

27.

Подведение итогов работы на УОУ

Ноябрь

28.

Снегозадержание

Январь-февраль

Агротехнический план работ на учебно-опытном участке

Отделы

Проводимая работа

Сроки

Класс

 

Отдел начальных классов

 Подготовка грядок.

Посев культурных растений, бобовых

Уход (полив, борьба с сорняками и вредителями, рыхление)

 Апрель

Май

Май-сентябрь

 

1-4

 

Отдел
овощных   культур

 Обработка и боронование почвы

 Апрель

 

8-11

 Посев по плану опытов

Май-июнь

 Уход (полив, борьба с сорняками и вредителями, рыхление)

 Июнь-август

 Мульчирование корнеплодов (свекла, морковь)

 Июнь

 

 Внесение органических  удобрений на фазе 7-8 листьев

 Июнь

 

 Опрыскивание капусты от вредителей

 Июль

 

Отдел полевых культур

 Обработка почвы

 Апрель

 

8-9

 Посев полевых культур – картофеля, ячменя. пшеницы

 Май

 Уход (полив, прополка, рыхление)

 Май-август

 Сбор урожая

 Август

 

Цветник

 Предпосевная обработка почвы

 Апрель

 

5-7

 Посадка рассады однолетников

 Апрель

 Посадка в грунт однолетних и многолетних культур

Оформление клумбы

 Май

 

 Уход

 Май-август

 Сбор семян

 Август-октябрь

Посадка луковичных

Октябрь

АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ПЛАН ВЫРАЩИВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР

Наименование   мероприятий

Сроки

МОРКОВЬ

1.

Осенняя   обработка   почвы

Сентябрь

2.

Снегозадержание

Январь, Февраль

3.

Боронование почвы

Апрель

4.

Замачивание семян в течении 5-6 дней  и выдерживание их на холоде

Апрель

5.

Посев   семян

Апрель

6.

Прикатывание посевов

Апрель

7.

Прореживание при появлении дружных всходов

Май

8.

Второе прореживание

Май

9

Прополка

Май

10

Прополка с прорывкой по мере необходимости

Июнь, Июль

11.

Уборка

Сентябрь

КАПУСТА

1.

Осенняя обработка почвы

Сентябрь

2

Боронование

Апрель

3.

Обработка семян

Апрель

4.

Посев семян в грунт

Апрель

5

Рыхление почвы по мере необходимости

Апрель,   Май

6.

Полив по мере необходимости

Май

7.

Прореживание

По мере

8.

Борьба с вредителями

необходимости Июнь

9.

Первая подкормка

Июнь

10

Первое окучивание

Июль

11.

Второе   окучивание

Июль

12.

Уборка    урожая

Сентябрь , октябрь

СТОЛОВАЯ СВЕКЛА

1.

Осенняя   вспашка

Сентябрь

2.

Снегозадержание

Январь .февраль

3.

Боронование

Апрель

4.

Обработка   семян

Апрель

5.

Культивация

Апрель

6.

Посев

Апрель

7.

Шаровка   при появлении всходов

Май

8.

Прополка и прореживание всходов

Май

9.

Первая подкормка и рыхление

Июнь

10.

Проверка и прополка

Июль

11.

Вторая подкормка

Июль

12

Удаление   цветух

Август

13..

Уборка   урожая

Сентябрь

ЛУК-СЕВОК

1.

Осенняя   обработка почвы

Сентябрь

2.

Боронование

Апрель

3.

Подготовка семян к посеву

Апрель

4.

Высадка лука

Апрель

5.

Мульчирование посевов и междурядий.

Апрель

6.

Полив по мере необходимости.

В течение  вегетационного  периода

7.

Рыхление

В течение вегетационного

периода

8.

Первая и вторая подкормки

В фазе первого листа и в период образования луковиц.

9.

Уборка урожая

С начала пожелтения пера

ОГУРЦЫ

1.

Обработка почвы

Сентябрь

2.

Снегозадержание

Январь февраль

3.

Боронование

Апрель

4.

Подготовка семян к посеву

Апрель

5.

Посев

Май

6.

Прореживание и прополка

2-3   раза до появления сложных листьев

7.

Полив

Регулярно

8.

Рыхление

По  мере необходимости

9.

Подкормка первая - после прореживания, затем - последующие

Через  каждые 10-12 дней

10.

Уборка   урожая

Через  каждые 2-3 дня

КАРТОФЕЛЬ

  1.  

Обработка почвы

Сентябрь

Снегозадержание

Январь,  февраль

Боронование.

Апрель

Подготовка семян к посеву - яровизация

Март, апрель

Посадка клубней

Апрель

Первая прополка

Май

Вторая прополка

Май, июнь

Окучивание.

Июнь

Борьба с вредителями

По мере

необходимости

Проверка и прополка.

Июль, август

Уборка урожая.

Сентябрь

 

ТОМАТЫ

1

Обработка почвы

Сентябрь

2

Боронование

Апрель

3

Подготовка семян к посеву.

Апрель

4

Посев семян в грунт.

Апрель

5

Рыхление почвы и прорывка всходов

Май

6

Подкормка .

Май.

7

Вторая подкормка.

Июнь.

8

Прищипка .

Июнь, июль.

9

Уборка урожая по мере созревания

томатов.

Август.

10

Уборка и дозревание плодов

Сентябрь.

«СОГЛАСОВАНО»                                              « УТВЕРЖДАЮ»

Председатель  профкома                                  Директор МБОУ

МБОУ «Сиренькинская средняя                   «Сиренькинская средняя

общеобразовательная школа»                        общеобразовательная школа»

_____________Капитонова Н.А.                    _________Файзетдинов     Т.М.  

«____»_____________2012г                             «____»______________2012г                          

               

Инструкция по охране труда школьников при работе на учебно-опытном участке

  1. Общие требования безопасности: 
  • К работе на учебно-опытном участке допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К работе на учебно-опытном участке допускаются учащиеся с 1-го класса.
  • В процессе работы учащихся на учебно-опытном участке обязательно наличие аптечки с необходимым набором медикаментов и перевязочных средств;
  • При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
  1. Опасные производственные факторы: 
  • переноска тяжестей сверх допустимой нормы;
  • травмы при небрежном обращении с сельскохозяйственным инвентарем;
  • травмирование рук при очистке почвы от посторонних предметов и при прополке делянок;
  • заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении немытых овощей, ягод и фруктов
  1. Требования безопасности перед началом работы: 
  • Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям, не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по прополке делянок надеть перчатки.
  • Проверить исправность и заточку сельскохозяйственного инвентаря.
  • Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.
  1. Требования безопасности во время работы: 
  • Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переноситьего только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей.
  • Не использовать сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для работы
  • Масса любого инструмента, используемого учащимися до 10 лет, не должна превышать 400-600 г. Ручки инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно прикрепленными, немного короче и на 2-3 см в диаметре меньше, чем для взрослых.
  • При переноске земли, воды, удобрений и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей для учащихся:
  • начальных классов – не более 3 кг;
  • 14 лет – девушки – 6,0 кг, юноши – 6,0 кг;
  • 15 лет – девушки – 6,8 кг; юноши – 8,2 кг;
  • 16 лет – девушки – 8,0 кг; юноши – 12,0 кг;
  • 17 лет – девушки – 9,0 кг; юноши – 16,4 кг;
  • Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работа, а также через каждые 45 минут работы делать перерыв на 15 минут для активного отдыха.
  • Общая продолжительность ежедневной работы учащихся в период каникул не должна превышать: для учащихся 1-4 –х классов – 2 часа, для учащихся 5-7 –х классов – 3 часа, для учащихся 8-9-х классов – 4 часа, для учащихся 10-х классов – 6 часов. В свободное от учебы время продолжительность ежедневной работы учащихся уменьшается в два раза.
  • Очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекла, кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат, граблей и другого инвентаря.
  • При прополке делянок во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять немытые корнеплоды, овощи, фрукты и ягоды.
  • Запрещается какая-либо работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
  1.  Требования безопасности в аварийных ситуациях: 
  • При выходе из строя сельскохозяйственного инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
  • При получении учащимся травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
  1. Требования безопасности по окончании работы: 
  • Очистить и сдать на хранение сельскохозяйственный инвентарь.
  • По окончании работы на учебно-опытном участке тщательно вымыть руки с мылом.

Приложение №2

          2.   Материально-техническое обеспечение УОУ

2.1  Земельная площадь УОУ – 0,7 га. Участок расположен на юго-восточной стороне. В этих условиях сохранение влаги и органических веществ, для растения является важным условием. Во всех участках и отделах почва чернозем, суглинок. Регулярно удобряется. Имеются следующие отделы:

Плодово-ягодный-1700 кв.м.

Овощных культур – 3250кв.м;

Цветочно-декоративный – 450 кв.м;

Защищенный грунт – 97,5 кв.м;
Отдел полевых культур -1.2 га

Защищенный грунт- 12 кв.м

Парники-2 шт.( по 5 кв.м и 6 кв.м)

Дендрологический– 1500 кв.м;

Отдел учебно-опытнической, исследовательской

деятельности- 0.01 га

                           Краткое описание отделов УОУ.

  1. Плодово-ягодный отдел.

 Год основной посадки – 1981 г.

В плодово-ягодном саду выращиваются из сорта семечковых -Боровинка, Московская грушовка, Белый налив, Золотая китайка , Антоновка, Медуница и др. Из косточковых – вишня низкорослая, войлочная вишня, калина, черноплодная рябина, смородина, малина.

Руководитель плодово-ягодного участка: Федорова И.В.

   

№ п/п

Пло-щадь

Плодовые деревья

Ягодники

Семечковые

Косточ-ковые

Сморо-дина

Крыжов-ник

Мали-на

Земляника

1.

1000 кв.м

яблони – 15 шт.

Вишни-5 шт

2.

400 кв.м

30 кустов

200 кв.м

3

300 кв.м

50 кустов

20 кус-тов

  1. Отдел овощных культур.

Руководитель: Тихонова В.Е.

№ п/п

Площадь

Схема севооборота

Коллекционный (перечислить видовой состав)

Предыдущий год

Текущий год

1.

920 кв.м

капуста ,лук

картофель

капуста белокочанная, цветная капуста

2.

700 кв.м

корнеплоды

Кабачки. Арбузы. Дыни, огурцы

4.

300 кв.м

томаты

капуста

5.

630 кв.м

картофель

Лук

6.

700 кв.м

Кабачки

огурцы;  

фасоль;  

лук.                                    

Корнеплоды;                        

Томат;            

3.Цветочно-декоративный отдел.

        Выращиваются красивые однолетние и многолетние цветы, которые украшают всю школу. В клумбах цветы цветут с ранней весны до поздней осени, в холодные прозрачные зори мая начинают цвести ярко -фиолетовые, пестро-желтые ирисы , их сменяют  розовые пионы. Вслед за ними покрывают землю, словно ситцем цветущие летники: львиный зев, бархатцы, годеция, календула, дельфиниум. На склоне лета зацветают астры, мальвы, георгины, петунии, сальвия.

          Цветы являются не только украшением пришкольного участка. но и служат богатым материалом для изучения вопросов строения и размножения растений, знакомства с представителями изучаемых семейств, для закладки учебных опытов, для селекционной работы на уроках, а так же во внеклассной и внешкольной работе.

 Руководитель: Файзетдинова М.Г.

Пло-щадь

Однолетние

Двулетние

Многолетние

450 кв.м

бархатцы (смесь),  астра, лаватера   петуния, циния, ночная красавица, кохия веничная, партулак, эшшольция, львиный зев.

гвоздика турецкая, маргаритки. анютины глазки

лилия (смесь), тюльпаны, флоксы, пионы, астра (сентябринка), георгины, кореопсис, нивяник (ромашка), люпин, хризантемы, дельфиниум, лилейник,  роза коричная, мальва ( шток-роза)

.

4.Защищенный грунт.

В парнике необходимо выращивать рассады капусты, томатов, цветы для различных отделов пришкольно-опытного участка.

Руководитель: Алексеева В.В..

№ п/п

Теплица м2

Парник м2

1.

97.5 кв.м

Томаты – 5 кв.м

2.

Капуста, цветы – 6 кв.м

5. Отдел учебно-опытнической, исследовательской деятельности.

 Проводится учебно-опытническая, исследовательская работа с участием агрономов, специалистов СКХ «Заря», ООО« Д-Ивановка» и КФХ  « Фай-зетдинов».

Руководитель:Халимова Г.М.

6. Дендрологический отдел

№ п/п

Площадь м2

Виды растений

Количество видов (шт.)

1.

1500 кв.м

Калина

5 шт.

2.

Береза повислая

10 шт.

3

Верба

2 шт.

4

Ель обыкновенная

25  шт.

5

Тополь

14 шт.

6.

Рябина черноплодная

20  шт.

7.

Рябина красная

9 шт.

8.

Сосна обыкновенная

30  шт.

9.

Сирень обычная

3 куста

.2.2  Теплица

    Теплица размером- 97,5 кв.м количестве одной штуки, предназначено для выращивания томатов, перца, огурцов, рассаду капусты и цветов. Теплицы  дают возможность создать благоприятных условий для выращиваемых растений. В теплице в отличие от малогабаритных укрытий и парников можно без нарушения целостности ограждения выполнять все агротехнические мероприятия, а также широко использовать различные механизмы для ухода за растениями. В нашей школе посев огурца начинается в конце декабря и в начале –середине выращенный урожай огурцов начинает поступать в школьную столовую для витаминизации питания школьников

2.3  Парники

       Парники - 2 штук, каждая размером 5кв.м. и 6 кв. м.

 Основное назначение их — выращивание и выгонка низкорослых овощных растений (салат, редис, лук на перо, дыни, арбузы, кабачки и др.), выращивание рассады ранней, поздней и цветной капусты, томата, кабачка, лука-порея и сельдерея для открытого грунта.. В осеннее время и в начале зимнего периода в парниках с укрытием доращиваем цветную капусту, петрушку, сельдерей на зелень для школьной столовой Устройство парника несложное. По длине парник расположен с востока на запад.

 2.4  Малая механизация

Наименование

Год приобретения

Кол-во

Назначение

1

Мотокоса

2009

1

Для благоустройства территории школы, УОУ

2

Трактор МТЗ-1221 без погрузчика

2003

1

Для сельскохозяйственных работ, вспашки и культивации участка, уборки территории, для обучения по профилю школы использовалось в существовании филиала Акташского СПТУ-84 2001-2008 гг на базе Сиренькинской школы.

3

Плуг ПЛН-3-35

2007

1

Для сельскохозяйственных работ.

4

Прицеп ПТС-4

2007

1

Для сельхозработ;

5

Косилка КРН – 2.1

2003

1

Для сельхозработ; для обучения

6

Культиватор КПС-4

2000

1

Для сельхозработ;

7

Борона БЗС-1

2000

4

Для сельхозработ.

2.5. Сельскохозяйственный  инвентарь.

Инвентарь

Назначение

количество

1

 грабли

Для разрыхления почвы

20шт

2

Лопаты  штыковые  

Для копки и измельчения

20 шт

3

Лопаты совковые  

Для  очистки территории

5 шт.

4

Лейки  

Для поливки.

10 шт.

5

Ведра-5 литровые

Для поливки , в опытнической работе , в уборке мусора и сорняков

10 шт

6

Ведра -7 литровые

Для поливки , в опытнической работе , в уборке мусора и сорняков

10шт

7

Ведра -10 литровые

Для сбора урожая

10 шт

8

Мотыги

Для прополки и рыхления почвы

15 шт

9

Рыхлители

Для рыхления грядок

20 шт

10

Секаторы

Для обрезки кроны, кустарников.

3 шт

11

Опрыскиватель

Для опрыскивания вредителей сельскохозяйственных культур.

1 шт

12

Носилки для мусора

Для переноски мусора. сорняков

5 шт

13

Шланги

Для полива

100 м

14

Разбрызгиватели

Для равномерного распрыскивания воды

5 шт

2.6. Водоснабжение - централизованное. К пришкольному учебно-опытному участку подведена вода.

2.7 Метеорологическая площадка.

Метеорологическая площадка имеется. Назначена для проведения практических занятий по природоведению, географии. Ведутся метеорологические наблюдения за погодой, за изменениями в атмосфере, количеством осадков. Оснащен: осадкомером, термометром, флюгером, солнечными часами, гигрометром.

3.Содержание работы и организация основной деятельности.

3.1. Организация сельскохозяйственной и учебно-опытнической работы на УОУ 

             Пришкольный учебно-опытный участок создан в 1981году при Сиренькинской восьмилетней школе.  Одними из первых были созданы отделы: дендрологический, овощной, плодово-ягодный, цветочно-декоративный, сейчас имеется 6  отделов.  Площадь, закрепляемая под огородом была равна 0,7 га.     Количество учащихся, привлеченных к работе на УОУ в текущем году – 129 учащихся. Всего в школе 130 ( 1- инвалид) человек..

           Опытно – практические работы на участке способствуют расширению и углублению знаний по биологии, приобретению знаний и умений по выращиванию культурных растений, сельско – хозяйственных животных, воспитанию у учащихся качеств рачительного хозяина земли, бережного отношения к природе, творческого отношения к труду.

               Учебно – опытный участок используется для оснащения учебных кабинетов самодельными наглядными пособиями. Позволяет школам иметь возможности для обеспечения школьных столовых продуктами питания.

 Самое пристальное внимание при организации труда учащиеся на учебно – опытном  участке должно быть уделено опытнической работе.

Школа тесно сотрудничает с СКХ « Заря» ( руководитель Зиатдинов В.Ф), КФХ « Файзетдинов» ( руководитель Файзетдинов Т.М.). Руководители заказывают проводить  опыты на урожайность или на всхожесть полевых культур. В этом году учащиеся вместе с руководителем – биологом Федоровой И.В. проводили опыты с горохом, ячменью, пшеницей. Результаты опытов направляем в эти хозяйства. А  учащиеся получают ясные урожайности растений.

 Также учебно – опытная работа на пришкольном участке является важным звеном связи представления о главных агрономических приёмах возделывания сельско – хозяйственных растений и ухода за ними. В процессе работы на УОУ у учащихся воспитываются организаторские и коллективистские навыки, культура труда и эстетические чувства. Поэтому мы стараемся проводить не менее 4-5. опытов в каждый учебный год.

В 2009году мы проводили - 5 опытов;

в 2010году – 5 опытов;

в 2011году – 4 опыта.

В 2012 году проводили  следующие опыты:

Опыт проводят учащиеся 11 класса.

       Культура – морковь

Сорт   –   Шантане

Биологические особенности культуры, хозяйственной значение.

Морковь двулетнее растение, травянисто, из семейства зонтичных: в первый год жизни образует корнеплод, а во второй год выгоняет цветоносный стебель и дает семена.

Морковь содержит много сахаров, минеральных солей, витаминов. Семена моркови прорастают медленно: температура почвы 18 ºС –через 8 дней, 11 ºС – через 16 дней, а при 8 ºС – лишь через 25 дней. Морковь теплолюбива. Всходы моркови выдерживают заморозки до 4ºС. Однако, лучшая температура для развития моркови 18 – 20 ºС. Из всех корнеплодов морковь наиболее отзывчива к обработке почвы, но менее прихотлива к питательным веществам. Для развития моркови нужно много влаги, особенно в период прорастания семян и в первые 3 – 4 недели после появления всходов. Недостаток влаги в почве снижает урожай и ухудшает качество корнеплода: он утрачивает сочность, становится деревянистым. В условиях излишней влажности корнеплод часто заболевает.

Морковь светолюбивое растение. Недостаток света приводит к вытягиванию растений и значительно снижает урожай. Поэтому своевременная прополка сорняков в рядах и прореживание растений совершенно необходимы для получения высоких урожаев. Площадь питания регулируют одно – двукратным прореживанием растений. В первый год роста и развития морковь больше берет из почвы азота и калия. Фосфора вначале она берет немного, но потом резко увеличивает его потребление.

Тема опыта:  Влияние сроков прореживания всходов моркови на урожай.

Цель опыта:  Установить какие сроки прореживания подходят к нашим условиям.

Методика опытаПлощадь одной делянки 8кв.м., располагается в 1 рядпоследовательно. Общая площадь под опытом 24кв.м.

План размещения делянок

1

     2

     3

      Характеристика опыта:

Выделить делянки. На первой делянке произвести прореживание при наличии одного настоящего листка, на второй – двух листков, на третьем  трех настоящих листков.

Фенологические наблюдения

Фенологические наблюдения

1 делянка

2 делянка

3 делянка

посев

24.04.12.

24.04.12.

24.04.12

всходы

07.05.12.

07.05.12.

07.05.12.

1пара настоящего листа

прореживание

            ---

      ---

2пара настоящего листа

         ---

прореживание

      ---

3пара настоящего листа

         ---

       ---

прореживание

Наряду с прореживанием производится прополка и рыхление почвы для всех делянок одинаково. Для этого почву сначала поливают, затем пропалывают от сорняков и рыхлят.

Смыкание листьев между рядами

25.06.12

20.06.12.

15.06.12

В третьей делянке растения выглядят более жизнеспособными -корни глубже проникают в почву, листья развиты сильнее.

Высота растения

15.07.12.

10 см.

13 см.

17 см.

Появление сухих листьев

Конец августа

Начало сентября

Конец сентября

Уборка и взвешивание урожая каждой делянки.

Уборка всех делянок  производится в одно и то же время – в конце сентября, начале октября.

100 кг

130 кг

200кг

Если стоит сухая погода, с уборкой моркови не спешат. В этот период резко возрастает масса корнеплодов. При уборке ботву срезают вровень с «плечиками», не задевая «ткань». При обрезке оставляют черешки 0,5 см. Корнеплоды, просушенные в течение двух часов под навесом, убирают на хранение, предварительно отобрав здоровые, без механических повреждений.

Выводы:C целом, согласно приведенным выше данным прореживание моркови в фазе трех настоящих листьев показало, что растения значительно опережали в росте контрольные, наблюдалось лучшее образование листьев, побегов. Опережение роста растений 3 делянки составило в среднем 6-7 см. в месяц, а урожай в два раза больше.

Зерновые культуры

Опыт проводят учащиеся 9 класса

Культура- ячмень

Биологические особенности культуры, хозяйственной значение.

Зерновые хлеба относятся к семейству Мятликовые. Род включает один вид культурного ячменя и много видов дикого ячменя.

Корневая система – мочковатая. При прорастании зерна сначала образуются так называемые зародышевые, или первичные корни, у ячменя 5-8. Основная часть корней находится на глубине 20-25 см в верхнем пахотном слое почвы.

Стебель – соломина, состоящая из 5-7 междоузлий и разделена стеблевыми узлами. Соломина полая. Стебель растёт всеми своими междоузлиями. Первым трогается в рост нижнее междоузлие, затем последующее. Стебель обладает способностью образовывать боковые побеги из подземных стеблевых узлов.

Лист – состоит из листового влагалища и листовой пластинки. На месте перехода влагалища в листовую пластинку имеется тонкая бесцветная плёнка, называемая язычком.

Соцветие – сложный колос. Колос состоит из членистого колосового стержня (продолжение стебля) и колосков. Широкая сторона стержня называется лицевой, а узкая –боковой. У колоса ячменя на каждом уступе колосового стержня сидят три одноцветковых колоска.

Плод – зерновка, сросшаяся с цветковыми чешуями или голая. Семя покрыто не только семенной оболочкой, развившейся из двух оболочек семяпочки, но и плодовой, образовавшейся из тканей завязи.

Тема опыта: Выявление внесения минерального удобрения (нитрофоски) на урожай ячменя.

Цель опыта: Применяя подкормку, получить с опытной делянки урожай значительно выше, чем с контрольной.

Характеристика опыта:

Подготовка почвы: Поверхность почвы, вспаханную с осени, прокультивировать и заборонить в два следа (15-17 апреля). На опытной  делянке внести нитрофоску: на 10 м 250 г. На контрольную делянку удобрения не вносить.

Посев: Сеять рядовым способом с междурядьями 12-15 см из расчета 200г. семян на 10 м. Глубина заделки семян 3-4 см (5-10 мая).

Уход: Посевы прополоть один- два раза, сорняки вынести за пределы участка (июнь).

Уборка: Раздельно по делянкам и повторностям сжать серпом и, связав в снопы, просушить в течение 5-6 дней. Обмолотить (1-5 августа).

Фенологические наблюдения

Наблюдения

контроль

опытная делянка

Посев

7мая

7 мая

Всходы

18 мая

14-16 мая

Кущение

31 мая

25-28 мая

Выход в трубку

20 июня

15-18 июня

Начало колошения

10 июня

4-7 июля

цветение

15-20 июня

7-10 июля

Молочная спелость

28 июня

20-22 июля

Восковая спелость

15 августа

1-3 августа

Полная спелость

20 августа

4-6 августа

Вывод: Использование удобрения благоприятно влияет на жизнедеятельность растения.  Опытные растения опережали в росте и созревании контрольных. Листья имели темно- зеленый цвет. Опережение составило, примерно 10-15 дней.

                  Опыт проводят учащиеся начальных классов.

Культура  – горох

  Биологические особенности культуры, хозяйственное значение.

Семейство бобовые
Описание.
Однолетнее травянистое вьющееся бобовое растение. Стебель полый, полегающий, высотой 40-250 см (в зависимости от сорта). Листья перистосложные, светло- или темно-зеленые, оканчиваются усиками. Прилистники крупные, сердцевидно-яйцевидные. Цветки обоеполые, самоопыляющиеся, мотыльковые. Плод - боб длиной 3-15 см. Цветет в июне - июле.
Родина - Передняя Азия, где до настоящего времени культивируются его мелкосеменные сорта. Как дикорастущее растение не встречается. Во многих областях России возделывается на полях и в огородах как зернобобовая культура.
В состав семян входят сахар, жир, крахмал, витамины В1, В2, В6, С, РР и К, каротин, белки с набором аминокислот (белка в горохе больше, чем в мясе), клетчатка, минеральные вещества (калий, фосфор, магний, кальций, йод, натрий, железо).

Тема

Одновременный посев сухих, замоченных и проросших семян (фасоли (бобов)

Цель

Выявить лучшие способы подготовки семян к посеву, способствующие лучшему развитию растений и большему урожаю

Схема опыта

1

2

3

3

1

2

Вариант

1 – сухие

2 - замоченные

3 - проросшие

Способ сева

Гнездовой

20х30 см

фаза

Варианты

опыта

Сроки посева

Первые всходы

Массовые всходы

Бутон

Цветки

Массовое

цветения

плод

Сухие

1

28 мая

07.06

14.06

27.06

30.06

04.07

11.07

2

Замоченные

1

03.06

7.06

20.06

24.06

28.06

04.07

2

Проросшие

1

31.05

03.06

16.06

20.06

24.06

30.06

2

При возвратных заморозках всходы закрываем укрывным материалом

Вывод: Проросшие семена  растут и созревают быстрее, чем сухие и замоченные.

Затем подводили итоги, результаты опытов стараемся использовать при изучении соответствующих тем по биологии в 5-11 классах.

Стараемся создать оригинальные фотокомпозиции травянистых целебных растений (летников и многолетников), радующих глаз, оздоравливающих среду обитания детского организма, улучшающих экологическую обстановку вокруг территории школы. Создали лечебный газон (3 грядки), на которых сочетаются газонные травы с лекарственными многолетними растениями (мятой, мелиссой), позволит при регулярном скашивании усилить «выброс» фитонцидов в воздушную среду.

В медицине используется около 200 видов лекарственных растений.       Многие из них могут прорастать на пришкольных участках. Они способны выполнять целый ряд функций:

1 – познавательную;

2 – лечебную;

3 – эстетическую.

Посажено ряд целебных растений:

1 – многолетний лук;

2 – валериана лекарственная;

3 – мята перечная и лекарственная;

4 – бессмертник итальянский;

5 – ноготки лекарственные.

Составляем план участка, отмечаем, где и какие культуры будут выращиваться на участке, соблюдаем севооборот, какую площадь они займут и какие опыты будут проводиться с этими культурами. В соответствии с намеченным планом проводится разбивка пришкольного участка, культуры всех отделов:

1 – овощных;

2 – защищенных культур;

3 – плодово-ягодных;

4 – декоративных культур;

5 – дендрологических;

По каждому отделу есть ответственные, они отвечают за отдел. Чтобы обеспечить нормальные условия роста и развития полевых и овощных культур, установили севооборот – чередуем культуры в определенном порядке на одном и том же участке земли. Перед посевом составляю таблицу севооборота – не сажать в одном и том же месте одну и ту же культуру два сезона подряд

В 2009году для удешевления питания в школьную столовую сдали урожай на сумму – 24510руб. .

Морковь – 500кг;

Картофель -1000кг;

Капуста – 260кг;

Свекла столовая – 350кг;

Лук репчатый – 900кг;яблоки – 140кг;

Кабачки – 35кг;

Черная смородина – 70кг.

В 2010году – на сумму 19800 руб. ;

Морковь – 520кг;

Картофель – 200кг;

Капуста – 500кг;

Свекла столовая – 240кг;

Черная смородина – 75кг;

В 2011году – на сумму 22000руб.

Морковь – 500кг;

Картофель – 500кг;

Столовая капуста – 200кг;

Кабачки – 150кг;

Яблоки – 100кг;

Капуста – 200кг;

Черная смородина – 51кг;

Томаты – 120кг.

Лук репчатый – 1000кг;

Капуста цветная – 15кг.

В 2012 году – на сумму 35000 руб.

Картофель – 1000 кг

Лук- 1250кг

Морковь- 930 кг

Свекла- 450 кг

Капуста- 460 кг.

Томаты- 250 кг

Огурцы- 120 кг

Чеснок- 4 кг

В школьном распоряжении имеется теплица для выращивания огурцов и помидоров и т.д. Летом в теплице выращиваем арбузы и дыни.

В парниках выращиваем рассаду капусты. Семена для учебно–опытного участка на следующий год готовим самостоятельно (семена моркови, свеклы, укропа, дыни, тыквы, красного перца, капусты и цветочных культур).

На учебно-опытном участке проводим экскурсии, практические занятия и опыты, предусмотренные учебной программой (6 – 7 классы). Заготавливаем раздаточный и демонстративный материалы для преподавания предметов естественно – научного направления.

По итогам работы в октябре месяце проводим общешкольные и классные мероприятия на темы: «Дары осени», «Осенний бал – Очей очарованье!».

1 -4 классы проводят – «Праздник Урожая»,

5 – 8 классы «Урожай 2011»,

9 – 11 классы «Осенний  бал».

Ежегодно организовывали выставки на темы: «Осенний калейдоскоп»», «Осенние дары природы»; стенгазет - « К нам пришла Золотая осень».

Сиренькинский коллектив учеников и учителей состоят в организации ВООП  и являются  ее членами. Регулярно печатаются в « Экологической газете». В 2009-2010, 2010-2011  уч.гг. школа занимала призовые  места в муниципальном конкурсе

 « Эколидер», 2011-2012 году участвовали в республиканском конкурсе по отбору учебно- опытных участков на грант АПК РТ.

3.2 Информация о выпускниках, обучающихся в учреждениях профессионального образования аграрного профиля

Кол-во выпускников с 2007 по 20111 г.г.

Поступившие в профильные ВУЗы

(уч-ся)

Поступившие в сельхозтехникумы

(уч-ся)

От общего количества выпускников

46

4 (9%)

9 (19,5%)

28%

Информация о выпускниках за 2011-2012 годы

Год выпуска

Поступившие в профильные ВУЗы

(уч-ся)

Поступившие в профильные СУЗы

(уч-ся)

Всего,

от общего кол-ва выпускников

(в %)

2011 год

1 (КГЭУ- электроснабжение сельского хозяйства )

2 (Чистопольский сельхозтехникум)

27%

2012 год

1(КСХА)

2 ( Мензелинский сельхозтехникум и Буинский ветеринарный техникум)

43%

4.1. Фактические цифровые показатели результатов 2012 года по сравнению с 2011 годом

№ п\п

Название продукции

Выращенный урожай

Заготовлено для столовой

Реализовано продукции

2011

урож. кг\с

2012

урож. кг\с

2011

2012

2011

2012

1

картофель

500

33

1000

50

500

500

-

500

2

лук

1000

100

1250

125

300

300

700

950

3

морковь

500

100

930

186

300

300

200

630

4

свекла

250

125

450

150

100

120

150

330

5

капуста

225

112

460

230

225

460

-

-

6

томаты

100

50

250

83

50

65

50

185

7

огурцы

100

68

120

88

100

120

-

-

8

чеснок

5

18

4

16,6

5

4

-

-

9

сушеный укроп

0,5

0,7

0,5

0,7

-

-

10

лук севок

120

160

120

160

-

-

11

семена моркови

0,4

0,5

0,4

0,5

-

-

12

семена свеклы

1,5

1,7

1,5

1,7

-

-

13

семена огурцов

0,3

0,2

0,3

0,2

-

-

14

семена цветов

1,2

1,3

1,2

1,3

4.2 Организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции УОУ

Урожай с учебно-опытного участка идет на удешевление обеда учащихся в школьной столовой. Овощи хранятся в специальном овощехранилище и закладываются в достаточном количестве на целый год. Излишки реализуются, вырученные деньги используются для нужд школы

 Количество овощей заложенные для организации дополнительного питания учащихся на 2012-2013 учебный год

Наименование овощей и фруктов

Кол-во заложенной с/х продукции, кг

1

Лук репчатый

300

2

Картофель

500

3

Морковь

300

4

Свекла столовая

120

5

Капуста

460

6

Огурцы (соленые)

25 банок (3-х л)

7

Томаты

-свежие

- консервированные

65

8

Чеснок

4кг

9

Черная смородина

- варенье

75

10

Малина (варенье)

8 кг

11

Сушеный укроп

0,7

4.3. Публикация в научных журналах, СМИ, репортажи по радио и телевидению

Работа на учебно-опытном участке, результаты его работы освещаются на местных газетах «Экологическая правда», «Экологическое образование» г.Альметьевска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ.

Конечно, научные полевые опыты на больших делянках, с применением трактора и сельскохозяйственных машин, не по силам юному опытнику. Для него существуют упрощенные, облегчен­ные, доступные...

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:УБОРКА ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЯТС С ОВОЩНЫМИ КУЛЬТУРАМИ,СОСТАВИТЬ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ПРИШКОЛЬНЫМ УЧАСТКОМ В ОСЕННИЙ ПЕРИОД,РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ,ВНИМАНИЕ,ВОСПИТЫВАТЬ ТРУДОЛЮБИЕ. -ОТГАДАЙТЕ З...

Сортоиспытание тыквы на пришкольном участке

Овощеводство включает производство овощей в открытом и закрытом грунте. Надо хорошо изучить биологические особенности каждого растения. В условиях севера у жителей наблюдается недостаток витамин...

Исследование физико-химических свойств и плодородия почвы пришкольного участка МБОУ «Инсарская СОШ №1»

Презентация к исследовательской работе ученицы 9 класса Бакулиной Л....

Проект "Рациональное использование пришкольного участка"

Огромную роль играют пришкольные участки в школах, особенно сельских.   Актуальны задачи, которые решаются с помощью  пришкольного участка:-формирование сельскохозяйственных умений...

отчёт о работе пришкольного участка

ежегодно школа участвует в смотре-конкурсе "Зелёный наряд образовательно учреждения". Что получается - читайте. Жаль, что нельзя опубликовать фотографии участка....

Паспорт пришкольного участка

Документ где отражена работа пришкольного участка и инвентарь...