Исследовательские работы учащихся
творческая работа учащихся по биологии (5 класс) на тему

Максимова Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Иволгинский район

МАОУ  Сотниковская   СОШ

Х  Республиканская научно - практическая конференция для учащихся 5 - 6 классов «Серебряная альфа»

Номинация: Биология – растительный мир

Тема:  Движение растений

                                                                         

                                                              Автор:  Горбунов Дима ,  ученик  6а класса

                                                               Сотниковской СОШ  Иволгинского района

                                                              Домашний адрес: с. Сотниково   ул. Лесная 43 - 2  

                                                               Телефон 89834570312

                                                               Руководитель: Максимова Елена Васильевна

                                                              Телефон: 89834326468

 

г. Улан-Удэ

2015г.

Содержание

1 Введение

2Движение – проявление жизни.  

   Виды движения:

      Фототропизм

      Геотропизм

      Хемотропизм

3. Практическая часть:

       Опыт1 Движение растения к свету

       Опыт 2 Как корни ищут себе пищу

       Опыт 3  Направление роста корешка и стебелька проростка  фасоли            

       Опыт 4 Движение растения в ответ на раздражение

4. Заключение

5 .Список литературы

Введение

Актуальность

 Движение – одно из свойств живых организмов.  Нет живого существа на нашей планете, кто не был бы связан с этим свойством .Маленькие и большие, разумные и не очень – движутся…

Мы привыкли к тому, что животные активно передвигаются, в отличие от растений. Как движутся растения? Внешне это совсем незаметно.            

Какие же есть движения у растений не сразу заметные взору человека?  

ГИПОТЕЗА:  Растение растёт – значит, организм находится в движении.

 

Цель исследования: 
установить, как и зачем двигаются растения.

Задачи исследования:

  • Изучить литературу по теме исследования.
  • Провести опыты, подтверждающие, что растения могут двигаться.
  • Провести наблюдения, чтобы убедиться, что растения двигаются.

Объект исследованиярастения

Предмет исследованиядвижение растений

 Методы исследования  

  1. Теоретические - изучение дополнительной литературы
  2. Эксперимент – постановка опытов
  3. Наблюдения – наблюдение за растениями (герань,кислица)

 Движение - проявление жизни растений

У живых существ самое заметное проявление жизни - движение. Это относится и к растениям, у которых оно совершается гораздо медленней, по сравнению с животными. У растений очень медленно движутся органы: листья, стебли, корни, цветы. Движутся они путем изгиба или скручивания. У вьющихся растений, например, хмеля, вьюна или декоративной фасоли, растущие верхушки стеблей в поисках опоры совершают круговые движения. Различают несколько видов движения растений:

Фототропизм

Геотропизм

хемотропизм  

 Фототропизм

Фототропизмом называется способность движения растений в зависимости от направления лучей света. Положительным фототропизмом обладают стебли, а корни и усики – отрицательным. Листья располагаются обычно перпендикулярно к падающим лучам. Фототропизм имеет огромное значение в жизни растений, так как благодаря ему стебли и листья оказываются в положении наиболее выгодного освещения . Отрицательный фототропизм корней можно хорошо подметить при проращивании семян. При резко одностороннем освещении корни проростков сильно отклоняются от света, а стебли – к свету .
Большое  значение для растений  имеет положительный  и отрицательный фототропизм. Зеленым стеблям и листьям нужен свет для усвоения углерода. Многие цветки обладают положительным фототропизмом; так, соцветия подсолнечника и череды до распускания корзинок все время поворачиваются к солнцу. 
Благодаря отрицательному фототропизму боковые корни растений, отклоняясь от света, зарываются в землю.

Геотропизм

Геотропизм— способность различных органов растения располагаться и расти в определённом направлении по отношению к центру земного шара. Всем известно, что стебель растёт вверх, а корень вниз.  Причина такой ориентировки кроется в силе земного притяжения, или силе тяжести. Если молодое (ещё растущее) растение положить горизонтально, то через некоторый промежуток времени  конец корня загнётся вниз, а конец стебля — вверх. Такие геотропические изгибы происходят лишь в области растущего участка , участки же, переставшие расти, не изгибаются. У злаков изгиб происходит на месте узла, и стебель подымается вверх ломаной линией Обнаружить отрицательный геотропизм стеблей можно простым опытом. Цветочный вазон с бальзамином (или с другим растением) ставим в темное помещение в горизонтальном положении. Через несколько дней обнаруживается геотропический изгиб: стебель направляет свой рост от земли. Следовательно, сила тяжести - необходимый экологический фактор для роста, образования органов и размножения растения .

Хемотропизм

Под хемотропизмом подразумевают способность растений направлять рост в зависимости от питательных веществ. Так, распространение корней в почве происходит в зависимости от распределения в ней питательных веществ; Если посадить в бедную почву по кругу диаметром до 1 метра какие-нибудь семена, а в центр положить кусочек навоза, то, когда растения хорошо разовьются, нужно раскопать землю возле круга. Можно увидеть, что все растения протянули свои корни к лежащему в центре комку навоза и оплели его. Причины тропических изгибов стеблей и корней объясняются неравномерным распределением гормонов роста на верхней и нижней поверхности горизонтально расположенного органа. Если рассмотреть клетки на внешней и внутренней стороне изгиба (при любых тропизмах), то видно, что на внешней стороне изгиба клетки вытянутые и более крупные, а на внутренней стороне – мелкие.

Я изучил литературу,   и узнал много нового о растениях и их движении. Постарался  запомнить самое главное.

           

Чтобы доказать, что растения движутся я провел несколько опытов. Каждый день я наблюдал за изменениями, которые происходят с моими растениями и делал записи в блокнот.

Опыт 1.  Движение растения к свету.

        Для опыта я взял растение герани в двух горшочках. Один горшочек поставила на окно  (на солнечной стороне), а другой – на  шкаф , который находится в двух метрах от окна. Я наблюдала, как  герань в горшочке на шкафу постепенно изгибаются в одну сторону, по направлению к свету. В горшочке на окне  листья герани  тоже были изогнуты, но только чуть-чуть.

Вывод: У растений происходит движение в сторону света. Освещённая сторона растёт более медленно, чем неосвещённая, поэтому растение изгибается. Благодаря этому  растения лучше используют энергию солнечного луча.

Опыт 2. Как корни «ищут» себе пищу.

        Для проведения опыта нужно приготовить раствор желатина (на 1 стакан тёплой воды положила 2 листика желатина).

Приготовленный раствор желатина я вылил в тарелку. После того как он застыл, по краям посадил несколько проросших зёрен фасоли. В середину тарелки положила кусочек удобрения.

Через 5 дней  стало хорошо видно, что все корешки направились в центр тарелки. А ещё через 5 дней они опутали кусочек удобрения – свой источник пищи!

Вывод: Корни движутся по направлению к источнику пищи.

Опыт 3. Направление роста корешка и стебелька прорастающего семени фасоли.

        Я посадил  в прозрачный стакан два семени фасоли. Поставил в тёплое место. Через несколько дней появились корешки, а затем и стебельки. Корешки изогнулись и начали своё ростовое движение по направлению вниз, а стебельки по направлению вверх.

Одно проросшее семя я осторожно выкопал  и перевернул  его корнем вверх, а стеблем вниз. Через несколько дней стало хорошо заметно, что корешок изогнулся вниз, а стебелёк – вверх.

Вывод: Корень обладает направленным ростом – вниз. Поэтому растение может закрепляться в почве, всасывать из неё воду и растворённые в ней питательные вещества. Стебелёк тоже обладает направленным ростом, но только вверх, так как растению нужен свет.

 

Опыт 4. Движение растения в ответ на раздражение.

 У нас дома есть очень интересное растение – кислица. Если некоторое время трогать её листочки пальцем, то примерно через 1-2 минуты листочки складываются. Если на неё попадает яркий солнечный свет, то листочки тоже складываются. И наконец, вечером с наступлением темноты листья кислицы всегда складываются, а утром разворачиваются.

Вывод: Листья растений способны двигаться, менять своё положение, в зависимости от окружающих условий.

 Заключение

        На основании проведенных опытов, можно сделать вывод, что растения - это живые организмы. Любой живой организм обладает таким свойством как движение. И растения не исключение. Движения растений разнообразны и происходят в результате их роста и развития.

         Моя гипотеза подтвердилась – растение растёт – значит, организм находится в движении!

        

.

Список литературы

  1. Биология. Справочные материалы. М., Просвещение, 1995г
  2. Г.С. Нога. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976г
  3. Растения. Полная энциклопедия . М.: Эксмо, 2007
  4. Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике. М., Просвещение, 1985г
  5. Интернет-ресурсы:

http://www.priroda-rb

http://www.openclass.ru 

http://www.playroom.ru



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Иволгинский район

МАОУ  Сотниковская   СОШ

Х  Республиканская научно - практическая конференция для учащихся 5 - 6 классов «Серебряная альфа»

Номинация: Биология – растительный мир

Тема:   Ловушки для комаров и мошек

                                                                         

                                                              Автор:   Халтанова  Лера ,  ученица  5в  класса

                                                               Сотниковской СОШ  Иволгинского района

                                                              Домашний адрес: с. Сотниково    

                                                               Телефон  

                                                               Руководитель: Максимова Елена Васильевна

                                                              Телефон: 89834326468

 

г. Улан-Удэ

2015г.

 Содержание

1 Введение

2.Исторические сведения о хищных растениях

3.Виды хищных растений Бурятии

4 Биологические особенности хищных растений

5Причины и условия превращения растений в хищников

6 заключение

7 список литературы

Введение

 

Хищные растения стали истинными воплощением таинственности и непознанности дикой природы. Они покоряют нас своей изобретательностью, великолепной приспособляемостью   и просто своей красотой. Трудно представить, что растения могут питаться животной пищей, ведь в природе обычно животные питаются  растениями. В мере насчитывается до пятисот видов растений хищников. И что самое удивительное, многие насекомоядные растения так малы, выглядят такими изящными и нежными, что вовсе не кажутся коварными хищниками, обманом завлекающими и затем поглощающими добычу. Что заставляет эти растения выходить на охоту. Есть ли такие растения в Бурятии? Где они произрастают? Каковы их особенности?

Цели и задачи :

  1. Изучить исторические сведения о растениях – хищниках и виды населяющую Бурятию .
  2. Рассмотреть особенности .
  3.  Выявить причины и условия превращения в хищника .

Предмет исследования – расстения – хищники.

Объект исследования – росянка, жирянка.

Методы исследования :

  1. Сбор и анализ сведений по теме.
  2. Поиск информации в интернете.
  3. Анализ данных
  4. Составление презентации.

 

Гипотеза:

Что заставляет эти растения «выходить на охоту»?   Возможно , они охотятся совсем не так как животные , и добыча у них не самая крупная

Теоретическая часть.

Исторические сведения о хищных растениях

 

В конце XVII века прибывавшие из-за океана в Европу моряки рассказывали порой леденящие душу истории о кровожадных растениях-вампирах, которые встречаются якобы среди непролазных тропических джунглей Нового Света. Фантазию рассказчиков подпитывали впечатления об огромной лиане – монстере, чьи воздушные корни могли напомнить живому воображению не слишком образованного путешественника о коварных щупальцах. Однако, как это не кажется странным, растения-хищники существуют на самом деле.

Речь идет о небольшой группе цветковых растений, включающей около 500 видов; их листья превратились в своеобразные ловушки для насекомых. Многие виды «плотоядных» растений обитают на болотах, где часто растут на моховой «подушке», а другие – на песке. Не удивительно, что при отсутствии плодородной почвы они испытывают нехватку солей и микроэлементов, именно поэтому такие растения приобрели удивительные приспособления, позволяющие пополнить запасы азота, разлагая белки животного происхождения. Любопытно, что большинство насекомоядных растений обладает специальными ферментами, способными переваривать пойманную добычу.

 Растения-хищники обнаружены были в середине 18-го века. Исследователь  Джон Эллис описал  захват в течение нескольких секунд мухоловки Венеры.

Чарльз Дарвин  начал изучать в болотах росянку. Он изучал «поведение» и кормил ее насекомыми и соленым английским сыром.

В природе обычно животные поедают растения, а тут всё наоборот.  Конечно, растения, став хищниками, не начинают бегать по лесу, как  львы, бараны, или плавать в реках, как змеи и крокодилы.

 

 К группе насекомоядных растений относится более 500 видов, но в Бурятии обитает 6 видов:

Росянка обыкновенная

Росянка английская

Жирянка альпийская

Жирянка лопатчатая

Жирянка волосистая

Жирянка обыкновенная 

Особенности насекомоядных расений

Росянка  обыкновенная

На каждом листочке находится до двух сотен волосков. На кончике каждого волоска блестит капелька жидкости. Она похожа на капельку росы. Отсюда и название растения - росянка круглолистная. Это самое настоящее растение-хищник. Блестящие липкие капли, привлекающие насекомых, содержат целый набор веществ, принимающих участие в переваривании жертв. В состав капель входит также вещество кониин, который обездвиживает пойманных насекомых. В ответ на движения прилипнувшего насекомого соседние волоски тянутся к жертве, а сам лист росянки начинает постепенно закрываться. Переваривание жертвы среднего размера происходит в течение 2-3 суток. На раскрывшемся через некоторое время листе от жертвы почти ничего не остается, кроме пустой шкурки. В отличие от Венериной мухоловки росянки имеют чрезвычайно широкое распространение - они встречаются на всех континентах за исключением Антарктиды. Родовое название растений – дрозера - намекает на капельки липкой слизистой жидкости, которые появляются на верхней стороне и по краям ее листьев (в переводе с греческого языка дрозос - «роса»). За сверкающие на солнце капельки жидкости американцы зовут росянку «травкой драгоценных камней». Росянки живут долго - возраст отдельного растения может насчитывать десятки лет. Самой маленькой считается произрастающая в Австралии карликовая росянка дрозера пигмея, длина ее листьев не достигает 1 см. Наибольший размер листьев - до 60 см в длину имеет королевская росянка дрозера регия. Охотничий рекорд росянок 51 комар, пойманный одним растением за 3 часа!   К листочкам полюбившейся им росянки прилипают даже сильные слепни! 

Росянка английская

Болотный многолетник 5-20 см высотой. Корневище вертикальное, тонкое. Стебель укороченный, листья сближены в розетку, узко-обратнояйцевидные, на верхушке закругленные, к основанию постепенно суженные, 1,5-3 см длиной, 0,3-0,5 см шириной, преимущественно сверху и по краям густо покрытые длинными железистыми волосками. Цветочные стрелки немногочисленные, в 2-3 раза превышающие листья. Цветки мелкие, белые, в негустых завитках. Плоды - удлиненно-овальные гладкие коробочки 5-7 мм длиной. Цветет в июне-июле, плодоносит в июле-августе. При совместном произрастании Drosera rotundifolia и D. anglica встречается гибридная форма

Жирянка обыкновенная


В поймах рек, на сфагновых болотах, на сырых лугах и по берегам мелководных озер встречаются необычные растения с толстыми мясистыми прикорневыми листьями. Если прикоснуться к ним пальцем, то чувствуешь что они липкие. Это жирянки. С помощью своих липких листьев жирянки ловят насекомых. Научное название растений - пингвикула. На латыни пингвис - «жирный». .   Листья жирянки сочные и обычно имеют ярко-зеленый или розовый цвет. Есть два специальных вида клеток, находящихся на верхней стороне листьев. Один известен, как цветоножная железа и состоит из секреторных клеток, находящихся на вершине одной клетки стебля. Эти клетки вырабатывают слизистый секрет, который образует видимые капли на поверхности листьев и 
действует, как липучка. Другие клетки называются сидячими железами, и они находятся на поверхности листа, вырабатывая ферменты, такие как амилаза, протеаза и эстераза, которые способствуют пищеварительному процессу.  

 Поверхность листьев жирянки маслянисто блестит благодаря сахаристой слизи, которую выделяют особые железы, находящиеся в тканях листа. Это слизистое покрытие настолько липкое, что севшее на лист насекомое оказывается буквально приклеенным к его поверхности. (После контакта насекомого с листом в данном месте выделяется дополнительная порция липкой слизи). Затем лист начинает постепенно скручиваться, в дело вступают пищеварительные соки и захваченная жертва начинает перевариваться. Вскоре от пойманного насекомого остается только одна пустая оболочка. Жирянки способны переваривать даже пыльцу растений, попавшую на ее листья.   Питательные вещества, получаемые от насекомых, дополняют почву, бедную минеральными веществами.    

 

Жирянка. волосистая

Многолетнее травянистое насекомоядное растение с коротким стержневым и несколькими придаточными корнями. Листья до 1 см длиной, в числе 2-4 в прикорневой розетке, толстоватые, овальные с клейкими железками, с широким, по краю реснитчатым черешком. Стебель 2—8(10) см высотой, безлистный, одиночный, в нижней полови не волосистый, кверху железистый. Цветки одиночные, светлофиолетовые, желтым пятном в зеве, вместе со шпорцем 5—9 мм длиной. Цветет в июле. Плодоносит в августе.

Альпийская жирянка

 Этот вид распространен от тундровой зоны до севера лесной зоны. Это очень красивое растение, которое можно найти в горах Евразии. Любит достаточно влажные почвы, особенно берега рек, озер, болота, сырые скалы, заболоченные леса. У растения листья цельнокрайние, яйцевидной и немного продолговатой формы. Достигают 3 сантиметров в длину, цветки – прямые. Пластины желто-зеленого цвета, железисто-клейкие, а края приподняты вверх. 

Цветоносы одиночные, до трех штук. Их высота может достигать 12 сантиметров, они чаще всего прямые. Внизу цветка, у самом его основании, губы цветочка имеют желтые пятнышки; венчик и шпорец – белые или светло-желтые. Сам шпорец маленький, имеет коническую форму и короче всей остальной части венчика. Цветет такая жирянка летом, чаще в июне-июле. Насекомоядное растение, многолетник. Листья 6-9 мм длиной и 5-7 мм шириной, по 3-7 собраны в прикорневую розетку, лопатчатые или яйцевидные, округлые, покрыты железками, по черешку реснитчатые. Цветоносы 3-10 см длиной, густо усажены желтыми стебельчатыми железками. Цветки одиночные, 10-12 мм длиной, пестрые: средняя часть венчика фиолетовая, губы белые, у основания нижней губы желтое пятно. Шпорец желтый.

Жирянка лопатчатая 

  Произрастает в высокогорьях на сфагновых болотах, замшелых берегах ручьев, в сырых щебнистых и моховых тундрах, на влажных луговинах и в зарослях кустарников по берегам высокогорных озер. Цветет в конце июня - июле. Известно 9 местонахождений. Численность регулируется, в основном, естественными процессами. Популяции находятся в удовлетворительном состоянии.

Заключение 

   Таким образом  все хищные растения растут на бедных почвах,  как, например, торф или песок. Особенно многочисленны хищные растения на влажных почвах, болотах и топях. В таких условиях  мало, кто способен здесь выжить,  и способность ловить живую добычу, расщеплять и усваивать животный белок восполняет дефицит минерального питания и нехватку азота, который они возмещают за счет пойманных животных.

Все растения охотники — цветковые. Но не цветки (хотя подчас очень красивые) привлекают насекомых. Главная приманка для жертвы — листья, издающие сладкий запах особой жидкости, выделяемой растениями

Как правило, они ярко окрашены, и это привлекает насекомых, привыкших ассоциировать яркую окраску с наличием нектара. Привлекая насекомых окраской, запахом или сладкими выделениями, растения хищники ловят их тем или иным способом, а затем высвобождают в ловушку ферменты, которые переваривают пойманную жертву  

 Хищные растения считаются чудом природы. 

 

 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Иволгинский район

МАОУ  Сотниковская   СОШ

Х  Республиканская научно - практическая конференция для учащихся 5 - 6 классов «Серебряная альфа»

                Номинация:  Экология

Тема:   Покормите птиц зимой !

                                                                         

                                                              Автор:   Будаев Дима ,  ученик  5г класса

                                                               Сотниковской СОШ  Иволгинского района

                                                              Домашний адрес: с. Сотниково   ул. Лесная  41-1  

                                                               Телефон  89140539652

                                                               Руководитель: Максимова Елена Васильевна

                                                              Телефон: 89834326468

 

г. Улан-Удэ

2015г.

 

Содержание

1.Введение

2. Чем можно кормить птиц зимой?

3.Кормушки для птиц.

4. Изготовление кормушек.

5. Подкормки для птиц. Наблюдение.

6.Птицы на обеде.

7. Вывод.

8.Литература.

9. Приложение 1

Введение

Все мы любим птиц, и многим из нас небезразлично их существование Они нас радуют весной и летом своим пением, приносят пользу нашим садам и огородам. А куда же птицы деваются зимой? Что с ними происходит? Некоторые улетают в тёплые края, но не все. Некоторые остаются у нас зимовать. Птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, голода, от страшного зимнего ветра.

  Как же мы можем помочь пернатым друзьям? Я решил  как можно больше узнать о зимующих птицах и оказать им посильную помощь.

 Гипотеза: помогая зимой птицам, мы не даем им погибнуть от холода и голода, а они в свою очередь  приносят нам пользу.

Цель работы: провести наблюдения за особенностями жизни птиц в зимнее время года и помочь зимующим птицам.

 Задачи:

1.Узнать, какие птицы зимуют  в нашем селе.

2.Узнать, какие кормушки подходят птицам;

3. Узнать, чем питаются зимующие птицы, и заготовить корм

4.Изготовить кормушки, развесить  их,  и  подкармливать птиц.

 Объектом исследования явились зимующие птицы.

В ходе работы использованы  методы: 

работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами

изготовление кормушек

метод наблюдения

Актуальность

Птицы не только сохраняют зелёные насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями. В зимнюю стужу они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи, нам просто необходимо помочь пернатым соседям не погибнуть от голода. В нашем селе остаются зимовать некоторые виды птиц, которым мы можем помочь зимой.  Это воробьи, сороки , вороны, синицы. голуби и др.  

 

Чем можно кормить птиц зимой

Для различных видов птиц нужны различные корма.  Семена подсолнечника едят почти все птицы.  Семена подсолнечника - наиболее универсальный корм для зимующих птиц. Большое количество растительных жиров внутри семян подсолнечника делает их важным источником энергии в условиях зимних холодов.   Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы .  Пшено и просо – любимая еда воробьев.  Сало, мясо- эти продукты так же можно использовать для зимней подкормки птиц. Их очень любят синицы, поползни и некоторые другие виды птиц. Но стоит помнить, что птицам можно предлагать только несоленое сало   или мясо.  Свежий хлеб  любят есть многие птицы, но его желательно не давать, так как он забивает пищевод, вызывает брожение. А вот сухарики будут очень кстати. Сухарики можно насушить летом на солнце и хранить их в сухом месте в стеклянной посуде, плотно закрытой крышкой. А можно сушить по мере необходимости в духовке.  Хранить запасы в мешочках, коробочках, бумажных пакетах в сухом прохладном месте. В зимнее время нужно регулярно подсыпать в кормушки  корм (сухие хлебные крошки, семена тыквы,  арбуза, подсолнечника; семена сорных  трав. Излюбленным кормом некоторых птиц являются семена различных растений, особенно злаков. Насыпав в кормушку пшено или овес, вы привлечете к ней воробьев и других зерноядных птиц. Не стоит забывать, что голуби также с удовольствием склевывают любые зерна.

Кормушки для птиц.

Правильный выбор кормушки зависит от вида птицы, которую мы хотим привлечь, а также от того, насколько близко мы хотим, от птиц находится, чтобы наблюдать их повадки. Ближе всего наблюдать за птицами можно в окно.  . Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки.   Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из- под сока или молока. Но важно помнить несколько основных правил:

1.У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

2.Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Существует много различных видов кормушек:

  • Кормушка-лоток. Эта кормушка самая простая. Она похожа на лоток.
  • Кормушка-столик. Эта кормушка отличается тем, что лоток здесь прикрепляется к подставке (ножке).
  • Кормушки-домики.
  • Кормушки из стеклянных или консервных банок.
  • Кормушка–булавка.

  Устроить кормушку несложно. Можно пристроить для этой цели различные пакеты из-под молока, кукурузных палочек, банки, авоськи и т.п.  Усложнение конструкции кормушки идет, прежде всего, в направлении защиты пищи от непогоды и конкурентов тех птиц, которых вы хотите подкормить. Для защиты делают различные крышки, боковые стенки. Удобные различные варианты кормушек-автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере ее потребления. Для этого кормовую смесь засыпают в бутылку, которую потом переворачивают кверху, или делают конический «бункер» из досок с узкой щелью внизу. 

Подкормка птиц. Наблюдение. 

Я  решил провести наблюдение в течение пяти дней после уроков. Во время подкормки различные корма смешивал, птицы сами  выбирали свою пищу. В кормушку положил разные виды корма: зерна (пшено, геркулес, пшеница), семечки, крошки белого хлеба. Рядом привязал  кусочек несоленого сала.

1 день. К кормушке прилетела стайка воробьев   и 2 синицы. Воробьи расклевывали семечки и сухарики. Синицы накинулись на сало.  

2 день. На кормушке два воробья, синицы на дереве перелетают с ветки на ветку, одна клюет кусочек сала.  Птиц заметно больше.

3 день. Воробьи и синицы беспрерывно сменяют друг друга на кормушке. Подлетел, схватил семечку, опустился на землю, расщелкнул. Некоторые задерживаются на кормушке, клюют другое угощение.  Помощь_птицам

4 день. Посетителей в нашей столовой много. Угощаются воробьи, синицы, прилетала и ворона  .

5 день. Обед в разгаре. Вдруг мелкие пичуги разлетелись по веткам дерева, и на кормушку приземлилась красавица –  сорока.  Поклевав из кормушки, она заметила наколотое сало, стала клевать его и оно снялось. Сорока  тут – же с этим куском улетела. Остальные птицы, осмелев, по- прежнему сменяли друг друга у кормушки. После нескольких дней наблюдения можно сделать следующие выводы: синицы большее предпочтение отдали салу, но не отказались от хлеба и зерна. Воробьи наоборот предпочитали больше хлеб и зерно, а сало практически не клевали. В другие дни   удалось так же увидеть на нашей кормушке сороку  и  ворону  .Мы составили таблицу с описанием внешнего вида тех птиц, которых  удалось наблюдать.

Подкормка птиц. Наблюдение. 

   Я составил таблицу с описанием внешнего вида тех птиц, которых  удалось наблюдать.

Воробей это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

http://yastreb-60.artphoto.pro/photo.ashx?photoid=872161&type=10&w=900

 

Это красивая птица- синица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое  

http://gallery.imagemaster.ru/data/media/8/900.jpg

 

  3

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.  Это ворона

Картинка 62 из 658

 

 

 

Вывод:

Все птицы запоминают место, где они кормились и прилетают туда вновь.      Чтобы  правильно подкармливать птиц, надо в кормушку насыпать корм 1-2 раза в день. Птицы прилетели, съели угощение в кормушке и потом ищут еще сами себе корм.  Если мы начали подкармливать птичек, то надо это делать до марта месяца, чтобы птицы не погибли. Человек может помочь птицам перезимовать, изготавливая кормушки и постоянно подкармливая их. Развешивая кормушки в садах, парках, около своих домов мы не только помогаем птицам, но и защищаем деревья, потому что если в каком-то месте птицы находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и охранять растения от вредных насекомых.Моя гипотеза нашла свое подтверждение. И хотя зима только началась, на мою кормушку прилетают птицы. Это воробьи, синицы, сороки, вороны, Я надеюсь увидеть и других птиц. Я сам сделал кормушку, подкармливаю птиц, и всем говорю:

Покормите птиц зимой!

 

 

Список используемой литературы

  1. Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.
  1. Ж.-л. Биология №5, изд. «Первое сентября» стр. 14-16, 2009г.
  2. «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).
  3. В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г.
  4. Благосклонов К.Н. «Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве» (энциклопедия) стр. 224, М. 1949г
  5. Поисковая система Интернета.

Приложение 1

 Виды кормушек

Кормушка-лотокКормушка -лоток

 

Кормушка-столиккормушка- столик

 

Кормушка-домик

 

Кормушка-домикКормушка- домик

 

 

 

Кормушка из банки кормушки из стеклянных и консервных банок

 

Кормушка-булавкакормушка - булавка

 

Кормушка-сеткакормушка сетка

 

 

Кормушка из картонной коробки

 

Кормушка из коробкикормушка из пакетов

kormushki-6

http://dovosp.ru/insertfiles/images/i_1a6cc5f1117f270c_html_m64f496cb.jpgкормушка из бутылки

http://dovosp.ru/insertfiles/images/i_1a6cc5f1117f270c_html_62688df7.jpg кормушка из пластиковой банки



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Иволгинский район

МАОУ  Сотниковская   СОШ

Х  Республиканская научно - практическая конференция для учащихся 5 - 6 классов «Серебряная альфа»

Номинация: Биология – растительный мир

Тема: Почему листья зеленые?

                                                                         

                                                              Автор: Телешева Оля  ,  ученица  5а класса

                                                               Сотниковской СОШ  Иволгинского района

                                                              Домашний адрес: с. Сотниково пер. Подгорный 10-2  

                                                               Телефон 89247701972

                                                               Руководитель: Максимова Елена Васильевна

                                                              Телефон: 89834326468

 

г. Улан-Удэ

2015г.

Содержание

        1. Введение

        2.Теоретическая  часть

История изучения фотосинтеза

Пигменты листа

Физико- химические свойства хлорофилла

Значение хлорофилла

  1. Практическая часть

Опыт 1  Обнаружение и выделение хлорофилла

Опыт 2  Разделение хлорофилла

Опыт 3  Обнаружение колец отмирания на листьях

  1. Заключение
  2. Список литературы











 «Хлорофилл, это пожалуй самое интересное из органических веществ.»

Ч.Дарвин

«Стоит зеленому листу прекратить работу на несколько лет, и все живое население земного шара, в том числе и человечество погибнет.»

С.П. Костычев

Актуальность

  Неповторим и загадочен мир растений. Как часто он задаёт нам вопросы, на которые, казалось бы, невозможно найти ответ. Но стоит внимательнее присмотреться, задуматься, проявить любознательность и трудолюбие – и тайна зелёного друга перестанет быть тайной. Жизнь растения раскроется во всей сложности, гармонии, красоте. Кто не восхищался красками цветущего луга, лесной опушки, осенней листвы, даров сада и полей? Но далеко не всем известно, откуда у природы такая богатая палитра цветов. Почему растения зеленые? Что определяет их цвет? Почему у некоторых растений Например у колеуса или бегонии листья пестроокрашены, а некоторые листья имеют белые полоски или пятна?    

 Итак, я выдвинула следующую гипотезу:

  1.  Может быть лист  зелёный, потому что  в нем  есть природные  красители.

Объект исследования: зеленые и пестро окрашенные листья растений( герань, колеус хлорофитум  и др. растения кабинета биологии)

Предмет исследования: пигменты  зеленых растений

Цель работы: исследование пигментов зеленого листа .

Задачи исследования:

1. Провести анализ различных источников по проблеме исследования.

2. Выделить хлорофилл из зеленого листа

3. Разделение пигментов листьев методом бумажной хроматографии;

4.Определить основные физические характеристики растительных пигментов

 5. Выяснить  что влияет на  хлорофилл

 6. Составить компьютерную презентацию

Для решения поставленных задач мною были использованы следующие

методы исследования: 

1.Изучение теоретического материала для дальнейшей разработки и изучения данной проблематики

2.Эксперимент

3.Наблюдения за ростом и развитием растений

4.Фотоотчёт

5.Обработка полученных результатов

Теоретическая часть

 

История изучения фотосинтеза

В течение тысячелетий люди считали, что питается растение исключительно благодаря корням, поглощая с их помощью все  необходимые вещества из почвы. Проверить эту точку зрения взялся в начале девятнадцатого века голландский натуралист  Ян Ван Гельмонт. Он взвесил землю в горшке и посадил туда побег ивы. В течение пяти лет он поливал деревце, а затем высушил землю и взвесил её и растение. Ива весила семьдесят пять килограмм, а вес земли изменился всего на несколько сот граммов. Вывод учёного был таков – растения получают питательные вещества, прежде всего, не из почвы, а из воды. На два столетия в науке утвердилась теория водного питания растений. Листья, по этой теории, лишь помогали растению испарять излишнюю влагу. К самому неожиданному, но правильному предположению о воздушном питании растений ученые пришли лишь к началу девятнадцатого века.

Важную роль в понимании этого процесса сыграло открытие, совершенное английским химиком Джозефом Пристли в 1771 году. Он поставил опыт, в результате которого он сделал вывод: растения очищают воздух и делают его пригодным для дыхания. Позднее выяснилось: для того, чтобы растение очищало воздух, необходим свет. Десять лет спустя, учёные поняли, что растение не просто превращает углекислый газ в кислород. Углекислый газ необходим растениям для жизни, он служит для них настоящей пищей (вместе с водой и минеральными солями). Воздушное питание растений называется фотосинтезом

В 1817 г. два французских химика, Пельтье и Каванту, выделили из  листьев зеленое вещество и назвали его хлорофилл

Хлорофилл и его свойства

Описание: http://festival.1september.ru/articles/626025/f_clip_image010.jpg

Молекула хлорофилла имеет эмпирическую формулу: С55Н72О5N4Мg. Атомы С, Н, О, N соединены в сложное порфириновое кольцо.  Молекула хлорофилла имеет длинный «хвост» - остаток спирта фитола, который содержит цепь из 20 углеродных атомов.

Виды хлорофилла

Хлорофилл имеет модификации а, в, с, d. Отличаются они структурным строением и спектром поглощения света. Например: хлорофилл в содержит на один атом кислорода больше и на два атома водорода меньше, чем хлорофилл а.

Все растения   имеют как основной пигмент желто-зеленый хлорофилл а, а как дополнительный хлорофилл в.

Другие пигменты растений

Некоторые другие пигменты способны поглощать солнечную энергию и передавать ее в хлорофилл, вовлекая ее тем самым в фотосинтез.

У большинства растений есть темно оранжевый пигмент – каротин, который в животном организме превращается в витамин А и желтый пигмент – ксантофилл.

Фикоцианин и фикоэритрин – содержат красные и сине-зеленые водоросли. У красных водорослей эти пигменты принимают более активное участие в процессе фотосинтеза, чем хлорофилл

 Значение хлорофилла

Хлорофилл минимально поглощает свет в сине-зеленой части спектра. Хлорофилл а, в- в фиолетовой области спектра, где длина волны 440 нм. Уникальная функция хлорофилла состоит в том, что он интенсивно поглощает солнечную энергию и передает ее другим молекулам.

Пигменты поглощают определенную длину волны, не поглощенные участки солнечного спектра отражаются, что обеспечивает окраску пигмента. Зеленый свет не поглощается, поэтому хлорофилл зеленый. Осенью в связи с изменением длины светового дня ,накоплением вредных веществ в листьях разрушается хлорофилл и листья изменяют свой цвет.

 Практическая часть

Какие пигменты содержатся в зеленом листе?

1.Вытяжка зеленого и желтых пигментов.

1. На водяной бане нагреть спирт и поместить лист герани. Спирт окрасился в зеленый цвет.

2..Чтобы отделить  пигменты, в вытяжку следует налить немного бензина.

3.. Взболтав смесь, через некоторое время можно заметить, что бензин, как более легкий, всплывет наверх, тогда как слой спирта останется внизу.

При этом бензин будет иметь изумрудную окраску, спирт же примет золотисто-желтый цвет от оставшихся в нем желтых пигментов листа — ксантофилла и каротина.Отделение хлорофилла от желтых пигментов основано на том, что он обладает большей растворимостью в бензине, чем в спирте.

 Вывод. Крепкая спиртовая вытяжка из зеленых листьев при рассматривании ее в проходящем свете выглядит изумрудно-зеленой, в отраженном же свете    вишнево-красным оттенком. Вместе с ксантофиллом в спирт переходят и желтые пигменты

2.Обнаружение зеленых и желтых пигментов

Убедиться в том, что спиртовая вытяжка пигментов листа, помимо зеленых, содержит еще и желтые пигменты, можно 2 способами.

1. способ. На фильтровальную бумагу нанесите стеклянной палочкой каплю полученной спиртовой вытяжки пигментов листа. Через 3—5 мин на бумаге образуются цветные концентрические круги: в центре зеленый (хлорофилл), снаружи—желтый (каротиноиды).

2. способ. Полоску фильтровальной бумаги шириной примерно в 1 см и длиной 20 см погрузите одним концом в пробирку с вытяжкой. Через несколько минут на бумаге появится зеленая полоса хлорофилла, а выше нее — желтые полосы каротиноидов (каротина и ксантофилла).

Разделение пигментов обусловлено их различной адсорбцией (поглощением в поверхностном слое) на фильтровальной бумаге и неодинаковой растворимостью в растворителе, в данном случае — этиловом спирте. Каротиноиды хуже, по сравнению с хлорофиллом, адсорбируются на бумаге, больше растворимы в спирте, поэтому передвигаются по фильтровальной бумаге дальше хлорофилла.

Вывод.  Таким образом, в создании цвета листа участвуют 2 группы пигментов — зеленые и желтые. Количество хлорофилла в сформировавшихся листьях примерно в 3 раза выше, чем каротиноидов, поэтому желтый цвет каротиноидов маскируется зеленым цветом хлорофилла.

Количественное соотношение хлорофилла и каротиноидов непостоянно, зависит от возраста листа, физиологического состояния растений. Если содержание хлорофилла уменьшается, листья приобретают желто-зеленый, желтый цвет.

3.Образование колец отмирания на листьях

 Хлорофилл разрушается при высокой температуре .  

Для опыта нужны:  зеленые листья  растений, спиртовка, препаровальная игла, стеклянная палочка.

Пятикопеечную монету, закрепив так, чтобы не обжечься, нагрейть в пламени спиртовки. Горячую монету опустить на лист. Через несколько минут вокруг монеты появится бурое пятно неправильной формы, при этом часть листа непосредственно под монетой может остаться зеленой. Это кольца отмирания.

Видоизменим  опыт: прикоснемся  к листу концом сильно нагретой стеклянной палочки, либо проколем  его раскаленной препаровальной иглой. Во всех случаях возникают своеобразные изменения окраски листа: зеленые круги с неровными бурыми кольцами.  

Появление бурых колец обусловлено поступлением кислот клеточного сока из вакуолей в цитоплазму, а затем в хлоропласты. Под действием кислот происходит образование феофитина и появление бурого окрашивания. Поскольку химический состав листьев различных растений имеет свои особенности, можно получить различные картины колец отмирания .

Желтые, коричневые пятна отмирания появляются на листьях и в природных условиях под влиянием сильного перегрева, засухи.

  

Выводы и заключение  

 Я провела исследование,  выделив пигменты из зеленого листа  . Это пигменты зеленого и желтого цвета .  Отделение хлорофилла от желтых пигментов основано на том, что он обладает большей растворимостью в бензине, чем в спирте. Разделение пигментов обусловлено их различной адсорбцией (поглощением в поверхностном слое) на фильтровальной бумаге и неодинаковой растворимостью в растворителе, в данном случае — этиловом спирте.  Каротиноиды  хуже, по сравнению с хлорофиллом, адсорбируются на бумаге, больше растворимы  в спирте, поэтому передвигаются по фильтровальной бумаге дальше хлорофилла.

Таким образом, в создании цвета листа участвуют 2 группы пигментов — зеленые и желтые. Количество хлорофилла в сформировавшихся листьях примерно в 3 раза выше, чем  каротиноидов,  поэтому желтый цвет каротиноидов  маскируется зеленым цветом хлорофилла. У пестроокрашенных  растений больше других пигментов чем хлорофилла, а у хлорофитума ,  белые полосы там, где нет хлорофилла,

Количественное соотношение хлорофилла и каротиноидов непостоянно, зависит от возраста листа, физиологического состояния растений. Если содержание хлорофилла уменьшается, листья приобретают желто-зеленый, желтый цвет.

Хлорофилл может разрушаться под действием высокой температуры. При этом образуются кольца отмирания.

На цвет растений влияет солнечный свет, с помощью которого в растениях происходит химический процесс – «фотосинтез», он то и отвечает за выработку зелёных пигментов в растениях под названием «хлорофилл»  

 Вот поэтому трава и листья на деревьях зелёные. Все зелёные растения являются «лёгкими» нашей планеты и имеют огромную  роль в поддержании жизни на Земле!

 

Используемая литература


  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир»: Экология. г. Москва, 1999г.
  2. Полевой В,В, Физиология растений М. Высшая школа 1989
  3. Падалко Н.В. и др. Пособие для учителя. Методика обучения ботанике. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Учебник для 5-го класса. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  5. Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. 5-й класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  6. Рейвн П.,  Эверт Р. , Айкхорн С. Современная ботаника  М. Мир 1990
  7. Розенштейн А.М. Пособие для учителя. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 2008.



 







 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация исследовательских работ учащихся на районных краеведческих чтениях

     В юбилейный для Русской Поляны год  Администрацией городского поселения, Центральной библиотекой, газетой "Голос целины", Комитетом по образованию была объя...

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Данная работа  является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...

Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»

Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...