ФОТОСИНТЕЗ. ЛИСТ- ОРГАН ФОТОСИНТЕЗА.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ермишичева Валентина Валентиновна

Конспект урока на тему " Лист - орган фотосинтеза"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА №: ФОТОСИНТЕЗ.  ЛИСТ- ОРГАН ФОТОСИНТЕЗА.

           « Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно,- он решит, что вы над ним  смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений».

                                                ( К. А. ТИМИРЯЗЕВ)

Имя этого учёного не раз будет встречаться, при изучении биологии. Поэтому не поленитесь и найдите в энциклопедии материал о жизни и научной деятельности этого замечательного учёного.

          К. А. Тимирязев не первый, кто заинтересовался ролью зелёного листа. Но он первый обобщил все данные о фотосинтезе, которые были известны науке, и сформировал научное понятие этого процесса.

           Итак, из почвы в лист поступает вода и растворённые в ней минеральные соли. На лист падает свет. Из воздуха в лист поступает углекислый газ. В хлорофилловых зёрнах под влиянием солнечного света из воды и углекислого газа образуется крахмал и в воздух выделяется кислород.

            Фотосинтез - образование органических веществ из неорганических с использованием энергии солнца.

Хлорофилл, находящийся в хлоропластах является посредником между Солнцем (космосом ) и Землёй. По словам К. А. Тимирязева, зелёные растения в жизни Земли играют роль космического фактора.

             Превращение солнечной энергии в энергию химических связей сложных органических соединений происходит только на свету, поэтому эту часть фотосинтеза назвали световой фазой.

             Ту часть фотосинтеза, во время которой происходит превращение веществ, называют темновой фазой.

              Чтобы убедиться, что фотосинтез происходит на свету проведём классический опыт

 ( демонстрирует ученик, опыт закладывается  заранее).

Комнатное растение герань ставим на несколько дней в тёмный шкаф. Достав растение из темноты, закрывают часть любого листа полоской тёмной бумаги, на ней можно вырезать буквы. Ставят растение на свет (6-8 часов). После этого экспериментальный лист срезаем, снимаем бумагу, опускаем лист в кипяток, а затем  опускаем в горячий спирт. Хлорофилл из листа попадает в спирт, окрашивая его в зелёный цвет, а сам при этом обесцвечивается.

              Затем лист промываем водой и погружаем его в слабый раствор йода. Под влиянием йода, крахмал, находящийся в листе синеет и на листе можно различать знаки, нанесённые ранее на полоску тёмной бумаги.

                 ВЫВОД: В зелёных листьях растений на свету образуется органическое вещество- крахмал, он необходим для питания растений (ученики записывают в тетрадь):

 Крахмал - органическое вещество. Это значит, что он встречается только в живых организмах. В неживой природе крахмала нет. Крахмал нужен для питания растений. Он откладывается растением в клубнях, стебле, корнях и других органах. Эти вещества растению нужны для питания. Человек использует для своего питания плоды, семена, листья, стебли клубни, луковицы.

                     

                    Ежегодно на Земле в результате фотосинтеза образуется 150 млрд. органического вещества.

                    Английский учёный лорд Кальвин Томсон в 1898 году утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется огромное количество углекислого газа. Чего не учёл лорд Кельвин?

Это утверждение опроверг Тимирязев и в качестве доказательства правильных утверждений Тимирязева, продемонстрируем опыт:

Взять два небольших горшка с комнатными растениями и поставить в стеклянные банки. Банки прикрыть. Одну банку поставить на свет, а другую - в тёмную место. Через некоторое время в банки внесём горящие лучинки. В банке, где растение стояло в тёмном месте, лучинка потухнет, а в банке. которая стояла на свету лучинка будет гореть.

                     ВЫВОД: На свету клетки листа с хлоропластами выделяют кислород.

Ежегодно на Земле в результате фотосинтеза выделяется 2000 млн. тонн кислорода.

                       ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. В чём суть космической роли растений?
  2. Где образуется хлорофилл?
  3. Почему плоды винограда сладкие?
  4. Где откладывается в запас сахар у арбуза?
  5. Где образуется крахмал у картофеля?
  6. На рисунке показан процесс образования крахмала, т.е. фотосинтеза. Но художник упустил одну существенную деталь, условие фотосинтеза. Внимательно посмотрите на рисунок. Что упустил художник? (Схему  выделения кислорода).

      7.Ученик, узнав, что из воды и углекислого газа на солнечном свету образуется крахмал, решил получить его. Он поставил бутылку с газированной водой (газированная вода содержит углекислый газ) на яркий солнечный свет. Образовался ли крахмал? Что  не учёл шестиклассник?

    8. Задача: Человек в среднем в сутки потребляет 430 г. Кислорода и выдыхает 800 г. Углекислого газа. Какое количество кислорода в сутки нужно жителям города, насчитывающего 1миллион 300 тысяч человек? Какое количество углекислого газа они при этом выделят?  Сколько гектаров леса «работают» на жителей этого города, если 1 га. Поглощает столько углекислого газа, сколько выделяют 200 человек?

 9. Вспомните сказку К. Чуковского «Как крокодил солнце в небе проглотил». А на самом деле. Если бы это случилось, чтобы произошло с животными? Правда ли, что зайчишку и медведя солнце согревало изнутри?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особливості організації та життєдіяльності одноклітинних еукаріотів. Колоніальні одноклітинні організми.

Урок построен с учетом специфики школы при воспитательной колонии. Дополнен ученическими листками и дополнительными материалами о строении и жизнедеятельности одноклеточных и колониальных эукариотичес...

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачиЕдиная система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Р

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ор-ганов местного само...

Фотосинтез.Углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями

Углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями...

Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов, ЛОР-органов, острых заболеваний, травм и повреждений опорно-двигательного аппарата

Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов,  ЛОР-органов, острых заболеваний, травм и повреждений опорно-двигательного аппарата...

тест по теме Эволюция органов и систем органов животных

В данном тесте представлены вопросы, охватывающие эволюцию всех органов животных. Учащимся представляется возможность ответить, дав полный развернутый ответ....

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....