Материал для проведения школьного этапа олимпиады по биологии
олимпиадные задания по биологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Подвигина Наталья Марсиловна

Предлагаемый материал содержит вопросы, матрицы для ответов и ответы на вопросы школьной биологической олимпиады для 7 - 11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Школьная биологическая олимпиада600.41 КБ

Предварительный просмотр:

Задания I школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Биология 10 класс.

    Уважаемые участники олимпиады, теоретическая часть включает 4 части. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения заданий.

Часть 1.

Вам предлагаются 30 тестовых заданий, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Главное отличие бактериальной клетки от клеток других организмов

а) наличие одного или нескольких жгутиков

б) отсутствие оформленного ядра

в) наличие клеточной мембраны (стенки)

г) постоянная форма.

2. На рисунке изображен мох кукушкин лен. Структура, обозначенная цифрой 3, представляет собой

а) плод                     б) слоевище                   в) гаметофит                     г) спорофит.

3. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась

а) пищеварительная система                        б) выделительная система

в) кровеносная система                                 г) нервная система.

4. Наружный скелет членистоногих представлен

а) кожно-мускульным мешком                                 б) хитиновым покровом

в) известковой раковиной                                          г) поперечно-полосатой мускулатурой.

5. Среди растений исключительно на суше встречаются

а) зеленые водоросли                                  б) красные водоросли

в) голосеменные                                          г) покрытосеменные.

6. Изучением работоспособности и утомления мышц занимался

а) И. П. Павлов     б) А. А. Ухтомский            в) И. М. Сеченов             г) И. И. Мечников.

7. Кости крыши черепа относятся к костям

а) воздухоносным              б) губчатым             в) плоским                г) трубчатым.

8. В сердце самая толстая мышечная стенка у

а) левого предсердия                         б) правого предсердия

в) левого желудочка                           г) правого желудочка.

9. Наиболее древним из названных ископаемых предков человека является

а) неандерталец       б) питекантроп        в) австралопитек                г) кроманьонец.

10. Из перечисленных веществ полимером является

а) цитозин                 б) глюкоза             в) АТФ                      г) ДНК.

11. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных

а) жаба — кролик — крокодил — акула                 б) акула — лягушка — крокодил — кролик

в) акула — крокодил — лягушка — кролик           г) крокодил — акула — жаба — собака.

12. В основе нервной регуляции функций лежит

а) выделение гормонов            б) рефлекс            в) возбуждение               г) торможение.

13. Основная роль гемоглобина состоит в

а) переносе кислорода и двуокиси углерода             б) связывании чужеродных частиц

в) свертывании крови                                                   г) переносе питательных веществ.

14. Пищеварение у человека завершается в

а) желудке         б) тонком кишечнике     в) толстом кишечнике              г) прямой кишке.

15. Аппендикс человека является примером

а) атавизма             б) рудимента        в) адаптации                     г) дегенерации.

16. Плацента млекопитающих – это

а) орган, в котором развивается зародыш

б) орган дыхания зародыша

в) участок стенки матки, в который врастают ворсинки оболочки зародыша

г) участок стенки брюшной полости, в котором развивается зародыш.

17. ДНК содержится

а) в ядре  б) митохондриях    в) лизосомах          г) ядре, митохондриях, пластидах.

18.  Неклеточные формы жизни это:

а) черви       б) человек       в) вирусы          г) бактерии.

19. Какую железу называют «дирижером оркестра гормонов»?

а) гипофиз      б) надпочечники       в) щитовидную железу            г) поджелудочную железу.

20. Сколько пар ребер прикреплено к грудине непосредственно?

а) 7             б) 10                в) 12              г) 18.

21. Одинаковое число хромосом в ядре присуще

а) всем эукариотическим клеткам                       б) соматическим клеткам одного организма

в) фотосинтезирующим тканям растениям        г) покровным тканям животных.

22. Значение оплодотворения состоит в том, что в зиготе

а) увеличивается запас питательных веществ и воды

б) увеличивается масса цитоплазмы

в) вдвое увеличивается число митохондрий и хлоропластов

г) объединяется генетическая информация родительских организмов.

23. Какие вещества синтезируются в клетках человека из аминокислот

а) фосфолипиды               б) углеводы             в) витамины    г) белки.

24. В клубнях картофеля запасы крахмала накапливаются в

а) митохондриях     б) хлоропластах              в) лейкопластах        г) хромопластах.

25. Рибоза входит в состав молекул

а) гемоглобина              б) ДНК              в) РНК             г) хлорофилла.

26. Что входит в состав желудочного сока?

а) трипсин, желчь                                  б) ферменты, слизь, соляная кислота

в) тироксин, витамины                          г) гормоны, антитела.

27. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они

а) питаются сходной пищей                            б) имеют примерно одинаковые параметры тела

в) имеют немногочисленное потомство        г) относятся к классу млекопитающих.

28. К продуцентам  в экосистемах относятся

а) голосеменные        б) сапротрофные бактерии       в) травоядные животные        г) грибы.

29. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука

а) систематика          б) экология          в) физиология            г) палеонтология.

30. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода.

а) микроскопирования                             б) центрифугирования
в) окрашивания                                         г) сканирования.

Часть 2.

Вам предлагаются тестовые задания, имеющие несколько правильных ответов. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам

а) цветок четырехчленного типа

б) соцветие кисть

в) цветок пятичленного типа

г) соцветие корзинка

д) плод стручок или стручочек

е) плод боб

2. Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для грибов и животных

а) отсутствие хлорофилла в клетках

б) хитинизированная клеточная стенка

в) запасное вещество — крахмал

г) запасное вещество — гликоген

д) способность к вегетативному размножению участками тела.

3. Два круга кровообращения имеют

а) хрящевые рыбы                                  б) лучеперые рыбы

в) двоякодышащие рыбы                       г) земноводные

д) пресмыкающиеся.

4. К трубчатым костям относятся

а) лучевая       б) грудина             в) пяточная            г) большая берцовая            д) лобная.

5. К отряду чешуекрылых относятся

а) тля                                           б) божья коровка                          в) комнатная моль

г) капустная белянка                 д) азиатская саранча                    е) березовая пяденица.

6. Гермафродитами являются

а) бычий цепень                    б) медицинская пиявка                      в) дождевой червь

г) нереида                          д) пескожил                                        е) человеческая аскарида

7. К светопреломляющим структурам глаза относится

а) роговица                                   б) зрачок                              в) хрусталик

г) стекловидное тело                   д) сетчатка                           е) желтое пятно

8. Условные рефлексы

а) наследуются

б) устойчивы, то есть сохраняются в течение всей жизни

в) индивидуальны

г) способствуют выживанию в изменяющихся условиях среды

д) не вырабатываются при повреждении коры больших полушарий

е) видоспецифичны.

9. Человек в отличие от животных

а) имеет кору больших полушарий

б) образует различные природные популяции

в) обладает второй сигнальной системой

г) может создавать искусственную среду обитания

д) имеет первую сигнальную систему

е) может создавать и использовать орудия труда.

10. В состав среднего уха входит

а) молоточек                                         б) слуховая (евстахиева) труба

в) полукружные каналы                      г) наружный слуховой проход

д) стремя.

Часть 3.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

2. Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.

3. У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа.

4. Половой процесс у инфузорий не ведет к увеличению числа особей.

5. Регенерация у полипов происходит благодаря делению кожно-мускульных клеток.

6. Кровеносная система кольчатых червей замкнутая.

7. Источником заражения человека бычьим цепнем служат его яйца.

8. Болезненные изменения стопы, при которых уплощается свод, называют вывихом.

9. Молекула сахарозы состоит из двух остатков глюкозы.

10. Внутренняя среда организма образована ядром, цитоплазмой, органоидами клетки.

11. Из правого желудочка сердца вытекает венозная кровь.

12. Наиболее напряженной формой борьбы за существование считают внутривидовую борьбу.

13. Под воздействием биологических факторов эволюции у людей сформировались трудовая деятельность и общество.

14. Вторичная структура белка образована пептидными связями.

15. Митохондрии участвуют в образовании АТФ в процессе дыхания.

Часть 4.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 9. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите соответствие между наличием названных органоидов у бактериальной и животной клеток

ОРГАНОИДЫ                                                  ТИПЫ КЛЕТОК

А) митохондрии                                           1) клетка печени животного

Б) клеточная стенка                                           2) бактериальная клетка

В) ядро        

Г) аппарат Гольджи        

Д) нуклеоид        

Е) жгутики

2. Найдите соответствие между заболеванием и дисфункцией железы

А) акромегалия                              1) гипофиз

Б) кретинизм                                   2) щитовидная железа

В) микседема                                   3) поджелудочная железа

Г) гигантизм

Д) сахарный диабет

Е) Базедова болезнь

3. Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого он характерен.

            ПРИЗНАК РЫБ                                                                                 КЛАСС

A) жаберные щели открываются наружу                                       1) Хрящевые рыбы

Б) рот смещён на брюшную сторону тела                                      2) Костные рыбы

B) большинство представителей имеют плавательный пузырь

Г) костный скелет

Д) жабры прикрыты жаберными крышками

МАТРИЦА ОТВЕТОВ 
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

10 класс

Фамилия ____________________________________________________

                         

Имя         ____________________________________________________

Класс      ____________________________________________________

Школа   _____________________________________________________

Часть 1. 30 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Ответ

Часть 2. 20 баллов (по 2 балла за каждое задание).

Вопрос

Вопрос

1

6

2

7

3

8

4

9

5

10

Часть 3. 15 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Часть 4. 9 баллов (по 3 балла за каждое задание).

                                                             

Вопрос

1

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 Вопрос 2

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 Вопрос 3

А

Б

В

Г

Д

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для проведения школьного этапа олимпиады

Материалы для проведения школьного этапа олимпиады по английскому языку в 5-9 классахМатериалы содержат тестовые задания для учащихся и методические рекомендации с ключами для учителй...

Задания с решениями для проведения школьного этапа олимпиады по математике в 10-ом классе

Данные задания дают вожможность выявить неординарно мыслящих школьников, которые достаточно хорошо усвоили не только разделы математики.но и смежные дисцплины....

Материал к проведению школьного этапа олимпиады по математике, 5-11 классы.

Материал к проведению школьного этапа олимпиады по математике,  5-11 классы....

Контрольно-измерительные материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии в 6 классе

Контрольно-измерительные материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии в 6 классе...

материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии для 10 класса

материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии для 10 класса...