Технология продуктивного чтения на уроках биологии
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Перминова Ирина Владимировна

Статья содержит приёмы повышения познавательной активности учащихся, используемые на стадии вызова, осмысления и рефлексии урока при применении технологии продуктивного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_vdumchivogo_chteniya.docx260.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения на уроках биологии

из опыта работы

Перминова Ирина Владимировна,

учитель биологии МБОУ Менильская СОШ

17.03.2015 г.

Актуальность процессов чтения для образовательной деятельности не вызывает сомнений. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы определяет в том числе и смысловое чтение. Более того, чтение вместе с письмом - это те процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Каждый из нас живет в информационно насыщенном мире и должен уметь с этой информацией работать. Навыки такой работы ребенку необходимо приобрести в школе, чтобы впоследствии применять их на следующей ступени обучения и в профессиональной деятельности. Однако практика показывает, что зачастую наиболее важные для работы с информацией процессы – чтение и письмо, малоэффективны и не дают ожидаемого результата. Это позволяет предположить, что для повышения информативной грамотности в учебной деятельности необходимо менять сам подход к основным инструментам обучения – чтению и письму, и развивать эти навыки целенаправленно и последовательно.

Каждый образованный человек умеет читать разные тексты. Напомню, как происходит обывательское общение через текст в жизни: мы сами решаем, читать или не читать, во время чтения – читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интригующие нас сведения, после чтения  в разговоре с друзьями делимся своими впечатлениями, сравнивая своё понимание текста с пониманием других.

На уроках же биологии (как в целом в системе образования) традиционно иные способы работы с текстом:

1. Прочитайте дома и перескажите, ответьте на вопрос, выполните задание (реакция ученика - Зачем мне это надо?)

2. Прочитайте про себя и разъясните особенности типа кишечнополостные животные (реакция ученика - Что разъяснить, если половина слов непонятная?)

Эти приёмы полностью исключают мотивацию ребёнка к чтению того материала, который учитель запланировал на урок.

Основное правило системно - деятельностного подхода, определённого Стандартом – не давать ребенку знания в готовом виде. Педагог, во-первых, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребенка появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; во – вторых, он должен уметь организовать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием; в – третьих, организовать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода.

В своей педагогической деятельности для создания мотивации к чтению на уроках биологии я использую технологию продуктивного чтения, одну из базовых технологий развития критического мышления через чтение и письмо. Технология продуктивного чтения направлена на развитие текстовой компетенции,

  • она обучает гибкому чтению разных текстов;
  • даёт ориентиры чтения;
  • закладывает ориентиры осмысления текста

Что такое продуктивное чтение? Это когда вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… вычитывание всех видов текстовой информации – а значит, полное понимание текста. Это вычитывание трех видов текстовой информации:

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»).

Цель  технологии - научить самостоятельно понимать текст.

Средства - приёмы освоения текста до чтения, во время чтения, после чтения.

     Для обучения продуктивному чтению использую тексты учебно-научные (преимущественно из открытого банка заданий ОГЭ, ЕГЭ ФИПИ, учебников), художественные, занимательные тексты из энциклопедий и иных источников.

Первый этап, названный в технологии РКМЧП стадией вызова, призван включить механизмы мотивации. Именно в этот момент ученик определяет личные цели чтения, отвечая себе на вопросы: «Для чего я буду читать этот текст?», «Какую конкретно информацию я хочу почерпнуть из него?». Как известно, личная заинтересованность всегда делает процесс познания более эффективным, направленным. Для реализации идеи продуктивного чтения в технологии используются такие методические приемы, которые позволяют воспринимать информацию активно.

ПРИЁМЫ ДО ЧТЕНИЯ

1.  анализ заголовка, прогнозирование темы;

«Ценный хвост»

-у кого из пресмыкающихся ценный хвост?

- чем ценен хвост?

- если он такой ценный, то почему животные от него легко отказываются?

- а новый хвост вырастает?

- сколько раз вырастает новый хвост?

- животное обречено на гибель без хвоста?

«Вряд ли в какой-либо другой группе хвост играет столь важную роль, как у пресмыкающихся. При этом рептилии используют хвост необычайно разнообразно и многосторонне.

Первое, что приходит на ум при упоминании хвоста у пресмыкающихся, это уникальная способность ящериц отбрасывать хвост при опасности для сохранения своей жизни. В хвостовых позвонках ящериц, способных к такой аутотомии, есть неокостенелые прослойки, в этих местах и отделяется отбрасываемая часть хвоста. Само обламывание происходит благодаря резкому сокращению хвостовых мускулов. При этом мускулы не только разрывают хвост, но и сразу перетягивают кровеносные сосуды, не допуская потери крови. Вскоре у ящерицы отрастает новый хвост, т.е. происходит регенерация. Казалось бы – счастливый конец. Но всё не так просто. Во-первых, позвонки с необходимыми для аутотомии прослойками в новом хвосте не восстанавливаются, и он уже не может быть использован в случае новой опасности. Во-вторых, отращивание нового хвоста отнимает у ящерицы немало жизненных сил, нередко ослабляет её и снижает её шансы выжить. В-третьих, ценность утраченного хвоста заключается не только в возможности использовать его при опасности. В общем, утрата хвоста, даже если при этом была спасена жизнь ящерицы, для неё – настоящая драма. Поэтому ящерица старается избежать аутотомии, приберегая такую возможность на самый крайний случай.

В чём же заключается ценность хвоста? Хвост у многих ящериц – кладовая запасов питательных веществ. Нередко в нём содержится более 50% всего накопленного жира».

Рефлексия – экологический плакат на причинно-следственную связь гуманного отношения к ящерице живородящей

2.  просмотр рисунков, схем, подписей к ним, обсуждение предположений

Тема «Внутреннее строение насекомого»

Внутреннее строение насекомых

Предполагаем, под какими цифрами какие органы, системы органов изображены, отмечаем ранее не встречающееся при изучении членистоногих, пробуем вспомнить, видели ли это ранее у других животных, определить названия.

3. просмотр первого и последнего абзаца текста;

«Закаливание организма»

Очень низкая или, напротив, высокая температура среды одними людьми переносится хорошо, у других же вызывает различные заболевания. Неблагоприятные внешние условия лучше выдерживает тот, кто с малых лет закаляет свой организм….

Под  действием природных факторов тренируются защитные силы организма.

- большой объём текста пропущен?

- какую информацию автор изложил внутри текста?

- текст будет доступен для понимания?

- для вас в тексте будет новая информация?

- вызовет ли текст желание закаляться? Почему?

- чем будет полезен текст?

Рефлексия: плакаты о способах закаливания, правила закаливания для себя, родственников.

4. проблемные вопросы:

  • Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету?  С чем на ваш взгляд это связано?  (Биология, 7 кл.)
  • Что общего между магазином, легкими и рукопожатием? (Биология, 8 класс, тема  «Газообмен в лёгких и тканях»)

5. проблемные ситуации

- выберите из иллюстраций только животных. По каким признакам вы определили, что это животные? (записываю ответы на доске. Подвожу итог: итак, если тело организма покрыто перьями, шерстью, имеется хвост и т.д., то это животное.   Тогда давайте определим, кто остался на иллюстрациях: растения, бактерии или грибы?). Какая проблема возникла?

«Животные – представители одного из самых крупных царств органического мира.

Животные -  гетеротрофные организмы, т.е. питаются готовыми органическими веществами, в отличие от большинства растений – автотрофных организмов, создающих органические вещества в процессе фотосинтеза».

Другими важными особенностями животных являются активный обмен веществ и в связи с этим ограниченный рост тела, а также развитие в процессе эволюции различных систем органов, таких как двигательная, кровеносная, дыхательная, половая, нервная и др.

Животные подвижны, обладают специальными органами движения. Для них характерна чёткая симметрия тела».

Рефлексия: составление списка особенностей животных и возвращение к проблемной ситуации с иллюстрациями.

6. рассказ – предположение по ключевым словам

«Панцирь черепах»

  • Роговые щитки
  • Костные пластины
  • Элементы скелета
  • Вылезают из панциря
  • Собаки
  • Бронетехника
  • Карапакс
  • Пластрон
  • Концентрические кольца

«Черепахи – единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления. Их панцирь – собственно не просто видоизменённый кожный покров, но очень сложное образование, которое включает кожные роговые щитки, развивающиеся в коже мощные костные пластины и срастающиеся с ним элементы скелета – рёбра, отростки позвонков, ключицы. Только в наивных мультфильмах черепахи свободно выползают из своих панцирей, как собаки из будок. На самом деле черепахе ничуть не  легче проделать это, чем нам – вылезти из собственной грудной клетки.

Особую прочность панцирю придаёт то, что швы между роговыми щитками и костными пластинами не совпадают. В общем, сооружение по всем правилам бронетехники.

Панцирь состоит из двух половин. Спинная называется карапакс, брюшная – пластрон. По бокам карапакс и пластрон либо срастаются, либо подвижно соединены, а спереди и сзади между ними есть пространство для головы, конечностей и хвоста. Щитки панциря постоянно растут, образуя концентрические кольца, по которым можно рассчитать возраст животного (как по годовым слоям на спиле дерева).

У некоторых видов черепах отдельные части пластрона подвижно соединены друг с другом. При опасности такая черепаха может подтянуть эти части к карапаксу. У азиатских панцирных черепах таким способом панцирь со втянутой под него головой и конечностями полностью закрывается и спереди, и сзади. У мадагаскарской паучьей черепахи подвижная часть пластрона защищает только переднюю часть тела.

Рефлексия: подпишите на рисунке строение панциря черепахи.Черепаха изнутри. - d3.ru

7. приём верные - неверные утверждения

8 класс. Тема «Слуховой анализатор»

  1. Барабанная перепонка уха – это вымысел

  1. Ушная раковина действует как локатор

  1. Ухо улавливает колебания воздуха частотой 16-20 тыс. Гц в секунду

  1. Среднее ухо имеет выход в глотку

  1. Внутри уха имеются молоточек, наковальня и стремечко

  1. Орган слуха делится на два уха

  1. Внутри анализатора слуха имеется орган равновесия

  1. Внутри уха есть улитка

  1. Стремя – самая большая косточка слухового анализатора

  1. Внутреннее ухо имеет лабиринты

  1. В строении уха жидкость отсутствует

  1. Звуком можно убить

Рефлексия – возвращение к утверждениям.

ПРИЁМЫ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ:

Технология продуктивного чтения, которой необходимо обучить ученика:

1) Первичное чтение (целостное, элементарно-аналитическое восприятие и первичное понимание).

2) Вторичное чтение (осмысление прочитанного)

3) Перечитывание (просмотровое чтение).

Результат: индивидуальная интерпретация прочитанного; ученик учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы в знаниях, а обозначать их для выяснения в будущем.

ПРИЁМЫ

  • чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существенных моментах, первом и последнем предложении каждого абзаца;
  • выделение по ходу чтения значимой информации;
  • расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самим читающим (например, ? – непонятно, надо вернуться; ! – интересно, важно и т.д.): приём Инсерт
  • выделение смысловых частей текста, их озаглавливание;
  • прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное;
  • выделение ключевых слов;
  • выявление подтекстовой информации;
  • чтение с остановками способствует организации рефлексии по ходу чтения, фиксирует читательскую реакцию, демонстрирует многообразие «отражений». Для чтения с остановками используются  творческие вопросы, а также вопросы на анализ, синтез и оценку, которые являются, безусловно, более продуктивными для организации мыслительной деятельности;

      -   ведение двойных дневников и бортовых журналов;

      -   выделение ключевых слов;

      -   сюжетная таблица.

ПРИЁМЫ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ

  • составление вопросов проблемного характера во время и после чтения текста;
  •  составления плана, графика, схемы;
  •  кластер, синквейн, хайку, диаманта;
  • эссе;
  • сказка;
  • телеграмма;
  • инструкция и т.д.
  • заполнение таблицы после текста /текст «Механизм иммунитета»

Работа на стадии рефлексии способствует присвоению новой информации, при грамотной организации процесса происходит не только количественное приращение знаний, но и качественное изменение предыдущих представлений и предположений. На этом этапе ребенок определяет, в какой мере с помощью чтения он удовлетворил свои познавательные запросы и в каком направлении ему предстоит двигаться дальше. Именно на стадии рефлексии возрастает роль письма, способствующего организации процесса размышления.

Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет сформировать «грамотного читателя». Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты,                 размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном, использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.).

ПАМЯТКА  ГРАМОТНОМУ ЧИТАТЕЛЮ

Как читать учебно-научный текст изучающим чтением

1. Определи для себя цель чтения.

2. До начала чтения:

  • прочитай заглавие, постарайся предположить тему, содержание и построение текста;
  • определи стиль и объём текста.

3. Во время чтения:

  • задавай вопросы автору и ищи ответы на них в тексте;
  • обращай внимание на слова, выделенные шрифтом;
  • определи, на какой вопрос отвечает каждый абзац;
  • определи главную и второстепенную информацию.

4. После чтения:

  • определи, достигнута ли цель чтения
  • отметь то новое, что ты узнал из этого текста;
  • расскажи содержание текста по плану, выделяя главное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения на уроках математики

«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Технология продуктивного чтения на уроке географии в 8 классе.

Разработка урока "Почва- особое природное тело" с использованием технологии продуктивного чтения....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....

Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы

Технология продуктивного чтения позволяет учителю более глубоко и серьезно работать с текстом. В выступлении отражаются три этапа работы с текстом, даются комментарии, какие приемы можно использовать ...

Технология продуктивного чтения на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Обучение чтению предполагает решение следующих задач:1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие...