ПРОГРАММА элективного курса по биологии
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Огнева Татьяна Анатольевна

Программа элективного курса по биологии Огневой Т.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Уймонская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО                                 СОГЛАСОВАНО                                       УТВЕРЖДЕНО                                      

на заседании методическо-                  Заместитель директора по УР                     Директор школы:

го объединения                                        __________________                                 _________________

Протокол №____

от «___»_________2015г.                      Т.А.Огнева                                                   Т.И.Ничкова

                                                                  от «___»_________2015г                           от «___»________2015г

                                                                                                                                         

ПРОГРАММА

элективного курса по биологии

«Все началось с диковинных зверушек

Левенгука»

                                                                                                                            Огнева Т.А.

                                                                       учитель биологии

                                                                                                                 Количесво часов: 16

                                                                                                                 Класс:9

с.Верх-Уймон, 2015

                                                                                     

   Пояснительная записка.

Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса по разделу «Общая биология».

Вид элективного курса предметно- ориентировочный.

Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и в определенной степени дополняет учебную программу.

Значимость, роль и место данного курса определяется тем, что тема «Молекулярный уровень» является важным компонентом в системе общего образования и направлена на углубленное изучение избранных разделов в области биотехнологии.

Программа  рассчитана на 16 часов – 1 час  неделю, в течение 3,5 месяцев.

Цель курса:

1.Поддержать интерес обучающихся к биологии.

2.Определить готовность школьников осваивать знания об уровнях организации живой природы на повышенном уровне.

3.Создать условия для качественной подготовки к экзаменам по биологии- предмету будущего профилирования.

Данный курс решает задачи:

1.Углубление знаний о  возникновении первых живых организмов, эволюционных процессов, происходивших на земле, о строении и функциях биополимеров,  вирусов, о достижениях науки биотехнология и ее необыкновенных возможностях.

2.Формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении курса.

3. Формирование навыков сотрудничества в  процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.

4.Создание условий для творческой самореализации и саморазвития

   школьников.

Приемы и методы работы, которые планируются при реализации программы:

-устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

-составление таблиц по особенностям строения и функциям биологических полимеров;

-выполнение практических работ по сбору цепи ДНК, РНК,  решение задач по цитологии;

-использование компьютерных технологий с целью закрепления полученных знаний по данному разделу и выполнение виртуального экзамена.

                                             

                            Тематическое  планирование

Тема занятия

Количество

      общее

часов

теория

практика

1

Введение

1

1

2

Открытие нового мира- диковинные «зверушки» Антонии Ван Левенгука.

1

1

3

Уровни организации живой природы

1

1

4

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки

1

0.5

0.5

5

Состав и строение белков

1

1

1

6

ДНК- наследственная нить жизни

4

1

3

7

Вирусы- переходная форма между живой и неживой материей

1

1

8

«Старая» и «новая» биотехнология

4

2

2

9

Выполнение виртуального экзамена по разделу биологии «Молекулярный уровень организации живой природы»

1

1

10

Обобщение по темам курса

1

                       

                                               Итого:

16

8

7

Содержание курса

Введение (1ч)

Знакомство с программой курса, идами заданий, с формами и планируемым объемом работ. Определение критериев оценки деятельности обучающихся.

1. Открытие нового мира -  Диковинные «зверушки» Антонии Ван Левенгука.(1ч.)

Лекция с элементами дискуссии. История открытия бактерий и простейших организмов. Исследователи свойств микробов и «охотники» за микробами. Дыхание без кислорода.

2. Уровни организации живой природы (1ч.)

Лекция. Молекулярный уровень: общая характеристика.

3.Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки(1ч.)

Практическое занятие. Составление структурных формул биополимеров.

4. Состав и строение белков (1ч.)

Проблемная дискуссия. Человеческий белок из бактерий?

Практическое занятие.  Составление таблиц по особенностям строения и функциям биологических полимеров

 5. ДНК- наследственная нить жизни (4ч.)

Лекция с элементами дискуссии. Знакомство  с кишечной палочкой

Практическое занятие. Решение задач по цитологии.

                                         Конструирование модели ДНК, РНК

6. Вирусы- переходная форма между живой и неживой материей (1ч.)

Видеофильм «Интерферон- первое лечебное средство против вирусов»

7.«Старая» и «новая» биотехнология (4ч.)

Доклады: «Добрые гномы» в домашнем хозяйстве и промышленности», «Ферменты «на привязи», «Микробы как приправа к супам», «Новые белки как средство против бактерий»

 Составление проекта «Биотехнология – наука будущего».

8.Выполнение виртуального экзамена по разделу биологии «Молекулярный уровень организации живой природы»(1ч.)

9.Обобщение по темам курса (1ч.)

   

Литература

  1. Альберс Б. Молекулярная биология клетки.- М. «Мир»,1998.Т.
  2. Ленинджер А. Основы биохимии- М.:Мир, 1985 т.1.
  3. Каменский А.А.и др. Биология 9 класс- М.:Дрофа, 2003
  4. Мецлер Д.Биохимия т.1.- М.:Мир,1980

  1. Ренненберг Р. От пекарни до биофабрики. - Москва «Мир»,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...

Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"

Программа элективного курса по биологии для 9 класса....

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"

Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....