Рабочая программа по биологии 7 классс 2015-2016 учебный год
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Шипачева Надежда Сергеевна

Рабочая программа составлена на основании авторской пронраммы В.Б Захарова. Количество часов в неделю 2. Количество часов за год 70.

Данная программа дает распределение учебных часов по разделам предмета "Биология", последовательность тем и разделов. В программе сформированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7_klass.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

                муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яйская основная общеобразовательная школа № 3»

                                                       

                     

Рабочая программа

по биологии

для учащихся 7 класса

Количество часов – 70 часов

Количество часов в неделю – 2 часа

Захаров В.Б.,  Биология: Многообразие живых организмов [Текст]: Учебник для 7 класса для общеобразовательного учреждения./ авт.- В.Б Захаров: Дрофа, 2009 г.

 

                                                                                                   Составитель:

                                            Шипачева Надежда Сергеевна        

                                                                 учитель биологии

                                                         Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..   3
  2. Тематическое планирование……………………………………………… 4
  3. Календарно-тематическое планирование…………………………...... ...5
  4. Перечень ключевых слов………………………………………………..    9
  5. Список литературы……………………………………………………… .13

                                              Пояснительная записка.

                                                 

  Рабочая программа составлена на основании  авторской программы В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой, Н.И.Сонина (Программы для образовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы.─ 2-е изд., доп.─ М: Дрофа,2006.─ 138с. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Программа использована без изменений.

Цели и задачи изучения биологии:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли  биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими  объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений для соблюдения правил поведения в окружающей среде, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Количество часов в неделю - 2

Количество часов за год -70  

Из них 11 лабораторных работ.

               В преподавании предмета биология используются следующие формы работы с учащимися:

   1.Работа в малых группах (2-5 человек);

   2. Проектная работа;

   3. Подготовка рефератов;

   4. Информационно-поисковая деятельность;

   5.  Выполнение лабораторных работ.

Формы контроля знаний:  итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов )

    В реализации программы  используется учебно-методический комплекс:

1.Захаров, В. Б., Сонин, Н. И. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, Н. И. Сонин.  –  10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009 г. – 246, [2] с.: ил.

 2.Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009

3. Мультимедийное приложение к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина ООО «Дрофа»,2011.

                                                   Тематическое планирование

НОМЕР РАЗДЕЛА  И ТЕМЫ

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

Введение

РАЗДЕЛ 1.

Тема 1.1.

ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов.

РАЗДЕЛ 2.

Тема 2.1.

Тема 2.2.

ЦАРСТВО ГРИБЫ

Общая характеристика грибов

Лишайники

РАЗДЕЛ 3.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

18ч, из них:

Тема 3.1.

Общая характеристика царства растений

Тема 3.2.

Низшие растения

Тема 3. 3.

Высшие растения

Тема 3.4.

Отдел Голосеменные растения

Тема 3.5.

Отдел Покрытосеменные растения

РАЗДЕЛ 4.

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

38ч, из них:

Тема 4.1.

Общая характеристика животных.

Тема 4.2.

Подцарство Одноклеточные

Тема 4.3.

Подцарство Многоклеточные

Тема 4.4.

Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные.

Тема 4.5.

Трехслойные животные. Тип Плоские черви.

Тема 4.6.

Первичнополостные. Тип Круглые черви.

Тема 4.7.

Тип Кольчатые черви.

Тема 4.8.

Тип Моллюски.

Тема 4.9.

Тип Членистоногие.

Тема 4.10.

Тип Иглокожие.

Тема 4.11.

Тип Хордовые. Бесчерепные животные.

Тема 4.12.

Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы.

Тема 4.13.

Класс Земноводные.

Тема 4.14.

Класс Пресмыкающиеся.

Тема 4.15.

Класс Птицы

Тема 4.16.

Класс Млекопитающие.

РАЗДЕЛ 5.

ЦАРСТВО ВИРУСЫ

Обобщение: Царство животные

2 ч

Итого:

70 ч

                             

                             

                               Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока

Наименование темы

Форма контроля

Дата

ВВЕДЕНИЕ 3ч

1.

1.

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

2.

2.

Чарлз Дарвин и происхождение видов.

3.

3.

Многообразие организмов и их классификация.

тест

РАЗДЕЛ I. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ 3ч

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

4.

1.

Общая характеристика и происхождение прокариот.

5.

2.

Подцарство Архебактерии.

6.

3.

Подцарство Оксифотобактерии.

тест

РАЗДЕЛ II. ЦАРСТВО ГРИБЫ 4ч.

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

                         

7.

1.

Царство грибы. Общая характеристика.

8.

2.

Отдел Настоящие грибы.

9.

3.

Отдел Настоящие грибы.  Отдел Оомицеты.

Лабораторная работа №1 Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

тест

Тема 2.2. Лишайники

10.

4.

Отдел Лишайники.

РАЗДЕЛ III. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ 18ч

 Тема 3.1. Общая характеристика растений

11.

1.

Общая характеристика царства растений.

12.

2.

Общая характеристика царства растений.

Тема 3.2. Низшие растения

13.

3.

Общая характеристика водорослей.

Лабораторная работа №2 Изучение внешнего строения водорослей

14.

4.

Многообразие водорослей, их роль в природе и жизни человека.

15.

5.

Многообразие водорослей, их роль в природе и жизни человека.

тест

Тема 3.3.  Высшие растения

                         

16.

6.

Подцарство Высшие растения. Общая характеристика.

17.

7.

Отдел Моховидные.

Лабораторная работа №3 Изучение внешнего строения мхов.

18.

8.

Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные.

19.

9.

Отдел Папоротниковидные.

Лабораторная работа №4 Изучение внешнего строения папоротника.

тест

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

20.

10.

Отдел Голосеменные.

21.

11.

Многообразие голосеменных.

Лабораторная работа №5 Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

тест

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

22.

12.

Отдел Покрытосеменные.

23.

13.

Отдел Покрытосеменные.

Лабораторная работа №6 Изучение строения покрытосеменных растений.

24.

14.

Класс Двудольные. Основные семейства. Особенности их организации.

25.

15.

Класс Двудольные. Основные семейства. Особенности их организации.

26.

16.

Класс Однодольные. Основные семейства. Злаковые.

27.

17.

Класс Однодольные. Основные семейства. Лилейные

тест

28.

18.

Прокариоты. Грибы. Растения. Обобщение.

РАЗДЕЛ IV. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (38 ч)

Тема 4.1. Общая характеристика животных

29.

1.

Общая характеристика царства Животные.

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

30.

2.

Общая характеристика царства Животные.

31.

3.

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека.

Лабораторная работа №7 Строение инфузории-туфельки.

тест

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные

32.

4.

Общая характеристика многоклеточных животных..

Тема 4.4. Двухслойные животные.

         Тип Кишечнополостные

33.

5.

Особенности организации кишечнополостных.

34.

6.

Особенности организации кишечнополостных.

35.

7.

Многообразие кишечнополостных, значение в природе и жизни человека.

тест

Тема 4.5. Трехслойные животные.  

           Тип Плоские черви

36.

8.

Особенности организации плоских червей.

37.

9.

Плоские черви – паразиты.

Тема 4.6. Первичнополостные.

                     Тип Круглые черви

38.

10.

Тип Круглые черви. Особенности их организации.

Тема 4.7.Тип Кольчатые черви

39.

11.

Тип Кольчатые черви. Особенности их организации.

Лабораторная работа № 8 Внешнее строение дождевого червя.

40.

12.

Многообразие кольчатых червей.

41.

13.

Многообразие кольчатых червей.

тест

Тема 4.8. Тип Моллюски

42.

14.

Особенности организации моллюсков.

Лабораторная работа №9  Внешнее строение моллюска.

43.

15.

Многообразие моллюсков, значение их в природе.

тест

Тема 4.9. Тип Членистоногие

44.

16.

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 10 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих

45.

17.

Многообразие ракообразных, их роль в биоценозах.

46.

18.

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.

47.

19.

Многообразие паукообразных, их роль в природе.

48.

20.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

49.

21.

Размножение и развитие насекомых.

50.

22.

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

тест

Тема 4.10.Тип Иглокожие

51.

23.

Тип Иглокожие, особенности их организации.

Тема 4.11.Тип Хордовые. Бесчерепные животные.

52.

24.

Особенности организации хордовых. Подтип Бесчерепные.  

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные).   Надкласс Рыбы

53.

25.

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.

54.

26.

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение.

тест

Тема 4.13.  Класс Земноводные

55.

27.

Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности .

56.

28.

Многообразие земноводных, их роль в природе и жизни человека.

тест

Тема 4.14. Класс  Пресмыкающиеся

57.

29.

Класс Пресмыкающиеся.

Особенности строения, жизнедеятельности.

58.

30.

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека.

тест

Тема 4.15.  Класс Птицы

59.

31.

Класс Птицы. Особенности строения, жизнедеятельности .

60.

32.

Класс Птицы. Особенности строения, жизнедеятельности .

61.

33.

Экологические группы птиц.

62.

34.

Экологические группы птиц.

тест

     Тема 4.16.Класс Млекопитающие

63.

35.

Класс Млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности .

64.

36.

Класс Млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности. Лабораторная работа  11 Изучение строения млекопитающего

65.

37.

Многообразие млекопитающих, их роль в природе и жизни человека.

тест

66.

38.

Многообразие млекопитающих, их роль в природе и жизни человека.

РАЗДЕЛ V. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2ч) (4)

67.

1.

Царство Вирусы.

68.

2.

Царство Вирусы.

тест

69.

3.

Царство животные. Обобщение

 70.

4.

Царство животные. Обобщение

тест

Перечень ключевых слов

Автотрофы

Амфибии

Анаэробы

Антенны

Антеннулы

Аскарида

Аскомицеты

Аэробы

Базальная мембрана

Базидиомицеты

Бактерии

Бактериофаг

Барабанная перепонка

Бесчерепные

Биокосное вещество

Биосфера

Биоценоз

Борьба за существование

Вид

Вирус

Вирусология

Воднососудистая система

Водоросли

Гаметофит

Гетеротрофы

Гидроидные

Гидромедуза

Гифы

Головогрудь

Голосеменные

Голотурии

Грибница

Грибы

Дафния

Двойное оплодотворение

Двудольные

Двусторонняя симметрия

Доядерные

Дыхальце

Жгутиковые клетки

Живое вещество

Заросток

Зеленные железы

Земноводные

Зигомицеты

Иглокожие

Изменчивость

Иммунодефицит

Инфузории

Искусственный отбор

Камбий

Киль

Кишечнополостные

Класс

Клетка

Кокон

Колония

Кольчатые черви

Конкуренция

Коралловые полипы

Косное вещество

Круглые черви

Кукушкин лен

Кутикула

Ленточные черви

Лишайники

Лучевая симметрия

Малощетинковые

Мантийная полость

Мантия

Матка

Мегаспора

Мезоглея

Мезодерма

Микробиология

Микроспора

Миксотрофы

Мицелий

Млекопитающие

Млечные железы

Многощетинковые

Моллюски

Моховидные

Мочевина

Надкрылья

Насекомые

Нематода

Однодольные

Опахало

Оплодотворение

Орган

Организм

Основной хозяин

Острица

Отдел

Отряд  

Папоротниковидные

Паразиты

Параподии

Паукообразные

Паутина

Паутинные железы

Педипальпы

Пигмент

Пиявки  

Плавательный пузырь

Планула

Плауновидные

Плацента

Плацентарные животные

Плечевой пояс

Плодовое тело

Подцарство

Позвоночные

Полиморфизм

Популяция

Пресмыкающиеся

Прокариоты

Простейшие

Промежуточный хозяин

Псевдоподии

Пыльца

Ракообразные

Раковина

Регенерация

Рептилии

Ресничные черви

Ризоиды

Саркожгутиконосцы

Сегменты

Семейство

Семенные чешуи

Семя

Семяпочка

Сердцевина  

Симбионты

Систематика

Склероций

Слоевище  

Сосальщики

                    Споровики

                    Спорофит

                    Среднее ухо

                     Статолит

                     Статоцист

                     Сумчатые животные

                     Сфагнум

                     Сцифоидные

                      Таллом

                      Тазовый пояс

                      Тип

                       Ткань

Трахеи

Трахеиды

Фасеточные глаза

Фикоцианины

Фикоэритрины

Филлярия

Фитобентос

Фитопланктон

Фотосинтез

Фототаксис

Хвощевидные

Хелицеры

Хемосинтетики

Хитридиомицеты

Хищники

Хлорофилл

Хордовые

Хроматофор

Царство

Циклоп

Циста

Членистоногие

 Щетинки

 Щупальца

 Эктодерма

 Эндосперм

 Энтодерма

 Эукариоты

 

                                                       

                                                          Список литературы

Литература для учителя

  1. Бенуж, Е. М. Тесты по биологии: 7 класс: К учебнику В. Б. Захарова, Н, И, Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» [Текст] / Е. М. Бенуж. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 159 [1] с.: ил. – (Учебно-методический комплект).
  2. Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология» [Текст].
  3. Биология. 6 класс: тесты по всем программам [Текст] / авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. – 97 с.
  4. Биология 6 – 7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия (КВН, устный журнал, праздники., викторины, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) [Текст] / сост. Н. А. Касаткина – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
  5. Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина [Текст]  / авт.-сост. М. В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2006. – 447 с.
  6. Воронина, Г. А. Школьные олимпиады. Биология. 6 – 9 классы [Текст]  / Г. А. Воронина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Школьные олимпиады).
  7. Газета «Биология». – Издательский дом «Первое сентября».
  8. Захаров, В. Б., Сонин, Н. И. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: [Текст] /  Учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, Н. И. Сонин.  –  10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009 г. – 246, [2] с.: ил.
  9.  Классная биология в вашей школе: 5-8 классы: учебное пособие [Текст]/  / авт.-сост. Н. А. Бравая. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 317 с.: ил. – (Библиотека учителя).
  10. Лернер, Г. И. Тема «Животные» (7 – 8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы [Текст] / Г. И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288 с. – (Мастер-класс для учителя).
  11. Нетрадиционные уроки по биологии в 5 – 11 классах (исследование, интегрирование, моделирование) [Текст] / Авт. сост. М. В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2004. – 80 с.
  12. Олимпиадные задания по биологии. 6 – 11 класс [Текст] / Авт. сост. Л. М. Кудинова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
  13. Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся  [Текст] / сост. И. П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.
  14.  Экология. 7 – 8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека[Текст] / авт.-сост. Н А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 183 с.: ил.

Список литературы для обучающихся

1.Захаров, В. Б., Сонин, Н. И. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: [Текст] /  Учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, Н. И. Сонин.  –  10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009 г. – 246, [2] с.: ил.

 2.Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов». Рабочая тетрадь. [Текст]/   – М.: Дрофа, 2009

3. Мультимедийное приложение к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина,  [Электронный ресурс]/   ООО «Дрофа»,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...

Рабочая программа по истории на 2015-2016 учебный год (ФГОС второго поколения)

Рабочая программа по истории для 5–9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного образования (Прик...

Рабочая программа по истории на 2015-2016 учебный год (ФГОС первого поколения)

Рабочая программа по истории для 5–9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного образования (Прик...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа 6 класса Сонин 1 час в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 7 класс

Рабочая программа по биологии Сонин 2 часа в неделю...