Значение проверки знаний учащихся по биологии
статья по биологии на тему

Важинская Елена Владиславовна

Значение проверки знаний учащихся по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_tema.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение проверки знаний учащихся по биологии

    Проверка знаний и умений – важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.

    Систематическая проверка знаний способствует выработке у школьников установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

    Различают текущую, тематическую и итоговую ( годовую ) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления.

    В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки ( устный и письменный опрос ). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли дети делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке школьников.

    Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов ( тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнением таблицы и др. ).

    Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке. Систематический тестовый контроль формирует у школьников мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.

    В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки школьников одного или нескольких классов.

    Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главные из них – высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умение учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, определять растения.

     В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.

    Введение в школу стандарта среднего биологического образования позволит реализовать дифференцированный подход в обучении, проводить проверку знаний как на уровне обязательной общеобразовательной подготовки учащихся, так и на более высоком уровне. Дифференцированный подход способствует применению заданий на базовом и повышенном уровне. Задания для проверки знаний на базовом уровне должны быть не очень сложными и соответствовать требованиям к уровню обязательной общеобразовательной подготовки школьников. В то же время не следует ограничиваться проверкой только минимального уровня подготовки школьников. Для учащихся, интересующихся биологией, используются более сложные задания, ориентирующие на разнообразные виды учебной деятельности: не только раскрывать содержание того или иного вопроса, но и доказывать, обосновывать факты, использовать теории для объяснения биологических явления и т.д.

    Таким образом, при составлении тестов важно исходить из дифференцированного подхода и с помощью задания выявить подготовку на обязательном и  более высоком уровне. Например, для проверки знаний учащихся шестого класса о растительных тканях  на обязательном уровне можно предложить следующие тестовые задания:

Какую функцию выполняют клетки кожицы листа?

А  -  запасающую   Б  -  защитную    В  -  образовательную   Г  -  опорную

Для проверки знаний на более высоком уровне тестовые задания усложняются.

Какие особенности клеточного строения листа обеспечивают проникновение света к хлоропластам?

А  -  наличие в листовой пластине жилок                         Б  -  прозрачность клеток кожицы листа  

В  -  наличие в клетках основной ткани хлоропластов    Г  -  большое число устьиц в покровной ткани листа.

Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями

    Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство школьников с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа.

    Например, при выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, учитель предлагает учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву.

    Вначале такая работа проводится фронтально.

    Каждый новый вид заданий требует обучения работе с ним.

    Таким образом, на первых этапах применения тестовых заданий важно больше времени уделять обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Овладение этой технологией позволит в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний.

    В педагогике спорным остается вопрос о числе ответов в задании.  Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Однако, многие методисты считают, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае сильно возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В то же время включение в задание шести – восьми ответов также оказывается неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ нетрадиционных форм проверки – экономия времени. Поэтому целесообразнее всего включать в тестовые задания этого типа четыре – пять ответов, из которых всего один правильный.

    Иногда в вопрос включается отрицательная частица «не», слово «нельзя» и т.п. При выполнении заданий этого типа школьники часто не обращают внимания на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут даваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание школьников к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить другим шрифтом. Однако составить задания с отрицанием «не» очень сложно, так как требуется подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся на другой, более сложный характер умственной деятельности и, чаще всего, превышают уровень обязательного усвоения.

Рассмотрим примеры подобных заданий.

Какую функцию НЕ выполняет стебель?

А  -  передвижение органических веществ   Б  -  передвижение минеральных веществ

В  -  опорную                                                   Г  -  поглощение воды и минеральных веществ

                                                                                                                                                                            ОТВЕТ    Г

Какое животное НЕ относится к классу земноводных?

А  -  крокодил                                                  Б  -  озерная лягушка

В  -  саламандра                                               Г  -  тритон

                                                                                                                                                                            ОТВЕТ    А

Какой орган НЕ относится к выделительной системе?

А  -  мочевой пузырь                                      Б  -  толстая кишка

В  -  мочеточники                                            Г  -  почка

                                                                                                                                                                             ОТВЕТ   Б

    Часто подобные задания используются, чтобы проверить овладели ли школьники биологическими терминами и понятиями. Легче учащимся выполнить задание, в котором дается определение и предлагается выбрать его название.

Процесс образования органических веществ в растении с использованием энергии солнечного света называется:

А  -  дыханием                                             Б  -  испарением

В  -  фотосинтезом                                       Г  -  размножением

                                                                                                                                                                             ОТВЕТ   В

Группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям, имеющих общее происхождение, называется:

А  -  органом                                                Б  -  тканью

В  -  корневым чехликом                            Г  -  камбием

                                                                                                                                                                             ОТВЕТ  Б

Изучением закономерностей наследственности и изменчивости организмов занимается наука:

А  -  физиология                                         Б  -  генетика

В  -  палеонтология                                     Г  -  гигиена

                                                                                                                                                                              ОТВЕТ   Б

    Среди заданий с выбором одного ответа наиболее сложны тесты, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак: основную причину биологического явления или процесса, значение органа и т.д. Ученику в этом случае предстоит определить наиболее точный ответ.

    Подобные тесты позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат школьников анализировать явления или процессы, выделять главное. Поэтому их можно использовать для проверки повышенного уровня усвоения.

Основная функция корня заключается в:

А  -  поглощении воды и минеральных солей               Б  -  передвижении органических веществ

В  -  укреплении растений в почве                                  Г  -  размножении растений

                                                                                                                                                                             ОТВЕТ  А

Основу поведения птиц составляют:

А  - условные и безусловные рефлексы                        Б  -  элементарная рассудочная деятельность

В  -  раздражимость, инстинкты                                     Г  -  перелеты

                                                                                                                                                                              ОТВЕТ  А

Свойства молекулы белка зависят от ее:

А  -  вторичной структуры                                             Б  -  первичной структуры  

В  -  третичной структуры                                              Г  -  четвертичной структуры

                                                                                                                                                                             ОТВЕТ  Б

    Для тестовой проверки знаний можно использовать рисунки. Задания с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними, проверят сформированность умения наблюдать. Задания с рисунками могут быть очень разнообразными. Чаще всего они ориентируют на выбор одного правильного ответа.

Тесты с выбором нескольких правильных ответов

    Характер мыслительной деятельности школьников усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов увеличивается до пяти-семи, число же правильных ответов школьникам не сообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом. Обычно такие задания не требуют выстраивания ответов в определенной последовательности, так как от этого их сущность не меняется.

Рассмотрим примеры подобных заданий.

Какова роль листа в жизни растения?

А  -  осуществляет поглощение воды и минеральных солей

Б  -  в нем происходит фотосинтез

В  -  выполняет опорную функцию

Г  -  выполняет функцию испарения воды

Д  -  используется животными для питания

Е  -  может выполнять функцию размножения

                                                                                                                                                                    ОТВЕТЫ:  Б, Г,Е

Какие функции выполняет цитоплазма в растительной клетке?

А  -  обеспечивает связь между ядром и органоидами клетки

Б  -  способствует поступлению веществ в клетку

В  -   в ней протекают процессы жизнедеятельности

Г  -  участвует в осуществлении связи между клетками

Д  -  является хранителем наследственной информации

                                                                                                                                                                    ОТВЕТЫ:  А, В

Какие функции в клетке выполняют углеводы?

А  -  каталитическую                                                Б  -  структурную

В  -  запасающую                                                      Г  -  двигательную

Д  -  сократительную                                                Д  -  энергетическую

                                                                                                                                                                  ОТВЕТЫ:   Б, В, Е

Тестовые задания на классификацию объектов и процессов

    Задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу, относят к разряду сложных. Однако после многократных упражнений их можно использовать и для контроля знаний на базовом уровне. Подобные задания хорошо применять для проверки знаний о классификации растений и животных, об особенностях строения животных разных групп. Рассмотрим несколько примеров.

Из приведенных ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Буквы, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу.

А  -  в семени две семядоля                                                    Б  -  в семени одна семядоля

В  -  корневая система стержневая                                         Г  -  корневая система мочковатая

Д  -  жилкование листьев сетчатое                                         Е  -  жилкование листьев параллельное

Ж  -  запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме

З  -  запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях

Класс однодольные

Б, Г ,Е ,Ж

Класс двудольные

А, В,  Д, З

Из перечисленных ниже признаков выберите характерные для безусловных и условных рефлексов. Соответствующие буквы занесите в таблицу.

А  -  передаются по наследству                                                                        Б  -  индивидуальны для каждой особи

В  -  врожденные                                                                                                Г  -  приобретены в течение жизни

Д  -  не передаются по наследству                                                                   Е  -  характерны для всех особей вида

Безусловные рефлексы

А, В, Е

Условные рефлексы

Б, Г, Д

Определите, в каких сосудах течет венозная, а в каких артериальная кровь. Соответствующие буквы занесите в таблицу.

А  -  в венах малого круга                                                                                   Б  -  в венах большого круга

В  -  в артериях большого круга                                                                         Г  -  в артериях малого круга

Артериальная кровь

А, В

Венозная кровь

Б, Г

 

Назовите признаки естественного и искусственного отбора. Сведения о них занесите в таблицу

А  -  отбор проводится человеком

Б  -  отбирающий фактор – условия внешней среды

В  -  сохраняются особи с полезными для человека признаками

Г  -  сохраняются особи с полезными для организма признаками

Д  -  признаки у особей имеют приспособительное значение

Е  -  признаки у особей не имеют приспособительного значения

Искусственный отбор

А, В, Е

Естественный отбор

Б, Г, Д

                                                                                                                                                                                 

Тестовые задания на установление последовательности процессов и явлений в живой природе

    Задания на выявление последовательности происходящих в живой природе событий позволяют проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами и т.д. Выполнение этих заданий требует сложной мыслительной деятельности, поэтому на первых этапах изучения биологии они могут даваться для проверки знаний отдельными школьникам, желающим иметь по биологии отличные оценки и интересующимся этим предметом. Однако в дальнейшем подобные задания можно использовать и для проверки знаний на базовом уровне, для определения достижения учащимися образовательного стандарта. В то же время наиболее простые задания этого типа можно давать в начале изучения курса для определения уровня обязательной общеобразовательной подготовки учащихся. Школьники лучше справляются с заданиями, в которых предлагается определить, какое явление или процесс следует за имеющимся в задании или предшествует ему. Приведу примеры таких заданий.

За какой систематической категорией в классификации растений следует семейство?

А  -  Вид                                                                                              Б  -  род

В  -  класс                                                                                            Г  -  отдел

Д  -  царство

                                                                                                                                                          ОТВЕТ:   Б

В процессе исторического развития растений голосеменные появились после:

А  -  водорослей                                                                                 Б  -  мхов

В  -  папоротников                                                                             Г  -  покрытосеменных

                                                                                                                                                         ОТВЕТ :   В

За какой частью дыхательной системы следует трахея?

А  -  носовая полость                                                                       Б  -  гортань

В  -  носоглотка                                                                                Г  -  капилляры

Д  -  бронхи                                                                                       Е  -  легочные пузырьки

                                                                                                                                                    ОТВЕТ :   Б

    Задание на определение последовательности событий усложняется, если учащимся предлагается составить ответ из приведенных элементов, определить порядок изложения. Эти задания требуют сложных мыслительных операций: нахождение нужных элементов, определения их последовательности, конструирования ответа в целом. Школьникам дается четыре и более правильных элементов ответа на вопрос, а они должны сконструировать из них один ответ. Приведу примеры подобных заданий.

Какова последовательность процессов жизнедеятельности у деревьев весной?

А  -  появляются молодые листья                                                         Б  -  начинается сокодвижение

В  -  корни начинают поглощать воду и минеральные соли              Г  -  почки набухают и развертываются

                                                                                                                                                            ОТВЕТ:  В, Б, Г, А

С помощью букв запишите последовательность расположения органов в пищеварительном канале

А  -  ротовая полость                             Б  -  желудок                            В  -  тонкая кишка

Г  -  прямая кишка                                  Д  -  пищевод                           Е  -  толстая кишка

Ж  -  глотка                                             З  -  анальное отверстие

                                                                                                                                            ОТВЕТ:   А, Ж, Д, Б, В, Г, Е, З

Определите последовательность процессов, происходящих при оплодотворении, у цветковых растений

А  -  пыльца прорастает  на рыльце пестика                                    

Б  -  пыльца переносится с одного цветка на другой

В  -  один спермий сливается с яйцеклеткой                              

Г  -  образуются спермии

Д  -  второй спермий сливается с центральной клеткой          

Е  -  из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш

Ж  -  из оплодотворенной центральной клетки развивается эндосперм    

                                                                                                                                        ОТВЕТ:   Б, А, Г, В, Д, Е, Ж

Задания с алгоритмом ответа ( с пропуском в тексте ряда слов )

    Кроме заданий с выбором ответа, его конструирования, для проверки знаний используются и задания с пропущенными в тексте словами. Эти задания применяются в тех случаях, когда учащиеся не могут связно изложить учебный материал. Это бывает на первых уроках по теме, на начальных этапах формирования биологических понятий, при изучении сложных вопросов программы, при проверке знаний слабоуспевающих учащихся. Учитель заранее подбирает текст, исключает из него ключевые слова. При этом важно обращать внимание на то, чтобы текст был грамотно составлен, изложен логично, отражал наиболее существенные вопросы содержания. На уроке учащимся раздается текст и предлагается вписать пропущенные слова. Работа с такими заданиями служит не только для проверки знаний, но и для обучения логично и грамотно излагать учебный материал.

Рассмотрим подобные примеры.

Вставьте пропущенные слова, характеризующие строение и жизнедеятельность хламидомонады

Хламидомонада – подвижная одноклеточная …. На переднем конце ее тела расположены два  …, с помощью которых она передвигается. Снаружи водоросль покрыта плотной …, под которой, находится бесцветная … Значительную часть клетки занимает …, содержащий хлорофилл. В хроматофоре происходит …, в результате чего из углекислого газа и воды образуются …

Вставьте пропущенные слова в текст о зонах корня

Часть корня, которая предохраняет его верхушки, называется … Он защищает молодые клетки корня, которые образуют зону … Поглощение воды и минеральных веществ осуществляют особые клетки корня, называемые…  

Вставьте пропущенные слова в текст о строении и функциях белков.

Белки – сложные органические вещества. Они состоят из мономеров - … Аминокислоты располагаются в молекуле белка в определенной последовательности, чем определяется его … структура. Закрученная в спираль полипептидная цепь представляет собой … структуру, благодаря чему молекула приобретает компактную форму. Функции белков черезвычайно разнообразны. Из белков состоят органоиды клетки, клеточные мембраны. Это … функция. Белки ускоряют химические реакции в клетке, выполняя … функцию. Белки способствуют перемещению веществ внутри организма, выполняя … функцию.

Биологический диктант

   

    С целью лучшего запоминания и проверки усвоения учащимися биологической терминологии, определений, названий видов растений и животных проводятся терминологические, графические и цифровые диктанты. Главная особенность этих диктантов состоит в том, что на их проведение не требуется много времени. Учитель заранее готовит текст диктанта и ключи для его проверки. На уроке он диктует текст, а учащиеся заполняют схемы, вписывают пропущенные термины, определения, отвечают на вопросы. Иногда учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет свой вариант работы. Чаще всего используются два-три варианта диктанта. Например, для проверки знаний основных признаков семейств растений одна группа учащихся в ходе диктанта выписывает сведения о семействе бобовых, другая – о семействе злаков, третья – о семействе розоцветных.

    В процессе проверки знаний учитель называет признаки семейств растений, а учащиеся в тетрадях ставят знак «+», если данный признак характерен для конкретного семейства, и знак   «-», если данный признак отсутствует у растений этого семейства. При этом школьники мысленно анализируют каждый признак растений, сопоставляют его с характеристикой группы или объекта и делают вывод о том, какой знак надо записать в тетради. Хорошо использовать для ответа тетрадь или лист бумаги в клеточку и в каждую клеточку записывать соответствующий знак.

Отметьте в таблице признаки крестоцветных и розоцветных.

  1. тычинок много.
  2. венчик состоит из пяти лепестков.
  3. чашечка состоит из четырех чашелистиков.
  4. плод стручок.
  5. плод костянка.
  6. венчик состоит из четырех лепестков.
  7. тычинок шесть: четыре длинные, две короткие.
  8. чашечка состоит из пяти чашелистиков.

Семейство

1

2

3

4

5

6

7

8

Крестоцветные

Розоцветные

  Для проверки знаний о клетках крови девятиклассникам можно предложить следующий диктант.

  1. имеют вид двояковогнутых дисков, утолщенных по краям.
  2. имеют красный цвет.
  3. изменяют свою форму.
  4. бесцветны.
  5. содержат  гемоглобин.
  6. не имеют ядра.
  7. имеют ясно видимое ядро.
  8. участвуют в фагоцитозе.
  9. переносят кислород от легких к тканям.

Клетки крови

1

2

3

4

5

6

7

8

9

эритроциты

лейкоциты

Для проверки знаний о плоских, круглых и кольчатых червях можно предложить текст диктанта.

  1. тело плоское, лентовидное .
  2. тело нечленистое, удлиненное, округлое в поперечном сечении.
  3. тело удлиненное, разделено на членики.
  4. наряду со свободноживущими есть паразиты.
  5. имеют кровеносную систему.
  6. не имеют кровеносной системы.
  7. промежутки между органами заполнены однородными клетками.
  8. есть третий слой клеток – мезодерма.
  9. полость тела с перегородками, имеет собственные стенки.
  10. не имеют анального отверстия.
  11. есть кожно-мускульный мешок.
  12. пищеварительная система начинается ртом и заканчивается анальным отверстием.

Типы червей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Тип Плоских червей

Тип Круглый червей

Тип Кольчатых червей

    Учет знаний можно провести и с помощью диктанта иного типа. Учитель формулирует вопросы, а ученик записывает краткие ответы. Учащихся заранее предупреждают, что ответы должны быть очень краткие, отражать самое существенное, состоять из нескольких слов.

Приведу примеры подобных заданий.

Раздел общая биология ( 11 класс ). Проверка знаний о нуклеиновых кислотах.

Какую роль в клетке выполняет ДНК?

Какова структура молекулы ДНК?

Что является мономерами молекулы ДНК?

Какие виды нуклеотидов входят в состав ДНК?

Из каких веществ состоит нуклеотид?

Что такое комплементарность?

Какой принцип лежит в основе удвоения молекулы ДНК?

    Диктант подобного типа может быть видоизменен. Класс можно разделить на две группы. Школьники каждой группы должны отвечать на общие вопросы, но применительно к разным объектам. При этом учитель после каждого вопроса делает небольшие паузы, чтобы школьники успели записать ответ. Например, при проверке знаний о кровообращении первая группа пишет о большом, а вторая – о малом круге кровообращения. Всем школьникам предлагаются следующие вопросы.

Где начинается круг кровообращения?

По каким сосудам происходит движение крови от сердца?

Каков состав крови в этих сосудах?

Где происходит изменение состава крови?

Как изменяется состав крови в капиллярах?

По каким сосудам кровь возвращается в сердце?

Каков состав крови, поступившей в сердце?

Где заканчивается круг кровообращения?

Ответы:

Вариант №1 В левом желудочке;  по аорте; артериальная кровь; в капиллярах; кровь из артериальной превращается в венозную; по венам; в правом предсердии

Вариант №2   В правом желудочке; по артериям; венозная; в капиллярах легких; кровь из венозной превращается в артериальную; по венам; артериальная; в левом предсердии

 

     Для проверки знаний терминов, определений, понятий может проводиться иной тип диктанта: учитель зачитывает содержание определений, но не называет определяемого слова. Учащиеся должны записать это слово в тетрадях. Например,  для проверки качества усвоения учащимися новых терминов в теме «Корень» можно провести следующие диктанты.

Часть корня, которая предохраняет его верхушку, называется …

Чехлик защищает молодые клетки корня, которые называются …

Поглощение воды осуществляется особыми клетками корня - …

Зона корня, по которой растворы минеральных солей поступают в стебель, называется …

Ответы:

Корневой чехлик, зона деления, корневые волоски, проводящая зона

Воздух в почве необходим для …

Корни дышат всеми …

Они поглощают из воздуха …, а выделяют …

Весной причиной гибели всходов в низинах чаще всего является недостаток …

Ответы :

Для дыхания, клетками, кислород, углекислый газ, воздух

Для проверки знаний критериев вида проводится следующий диктант.

Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида лежит в основе … критерия. Морфологически сходные виды, особи которых не скрещиваются между собой, называются видами … Характерный для каждого вида набор хромосом, их строго определенное число, размеры и форма составляют … критерий. Сходство процессов жизнедеятельности у особей одного вида составляет основу … критерия. Определенный ареал, занимаемый видом в природе, характеризует его … критерий. Совокупность факторов внешней среды, характерных для местообитания вида, составляет основу … критерия.

Ответы:

Морфологический, двойниками, генетический, физиологический, географический, экологический

    Трудно запоминают учащиеся термины, используемые для характеристики направлений эволюции, поэтому целесообразно проведение диктанта на эту тему. Например, даются небольшие диктанты для запоминания терминов и усвоения понятий ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

Эволюционные изменения, которые вызывают общий подъем организации, увеличение интенсивности жизнедеятельности, дают значительные преимущества в борьбе за существование, делают возможным переход в новую среду обитания, называются … Сокращение численности популяции, сужение ее ареала, уменьшение числа видов характерно для  …   …  Древние папоротники, древние пресмыкающиеся вымерли много миллионов лет назад, вступив на путь …  …  Мелкие эволюционные изменения, которые приводят к возникновению приспособлений у популяции к определенным условиям обитания, называются … В противоположность ароморфозу идиоадаптация не сопровождается изменениями основных черт организации, общим подъемом ее уровня, а характеризуется частными … Возрастание численности особей в популяции, расширение ее ареала, образование новых популяций, ускорение формирования новых видов характерно для …  …

Ответы:

Ароморфоз, биологического регресса, биологического регресса, идиоадаптацией, приспособлениями, биологического прогресса

    Характер диктанта можно видоизменить и предложить учащимся самим объяснить значение терминов. Например, девятиклассникам предлагается объяснить значение терминов по теме «Кровь и кровообращение».

Вариант №1

Кровообращение -  , эритроциты -  , фагоциты - , артерия - , венозная кровь - , пульс - , капилляры -  .

Вариант №2

Кровь - , плазма - , лейкоциты - , иммунитет - , артериальная кровь - , аорта - , кровяное давление - .    

    Усвоению старшеклассниками цитологических терминологии способствуют задания на разъяснение следующие терминов.

Вариант №1

Цитология -  , прокариоты - , плазматическая мембрана - , пиноцитоз - , эндоплазматическая сеть - , лизосома - , хлоропласты - , хромосомы - .

Вариант №2

Клетка - , эукариоты - , оболочка клетки - , фагоцитоз - , ядро - , рибосомы - , митохондрии - , хромопласты - .

    Для текущей проверки можно использовать и цифровой диктант. Учитель заранее на доске записывает набор ответов, обозначает их цифрами или буквами, затем зачитывает вопрос и предлагает школьникам записать цифровой или буквенный шифр правильного ответа.

    В качестве примера рассмотрим диктант для проверки знаний об энергетическом обмене и фотосинтезе. Класс делится на две группы, и работают по двум вариантам. Учащиеся, работающие по первому варианту, выбирают ответы об энергетическом обмене,

а по второму – о фотосинтезе.

Вопросы

Ответы

А  Какие этапы включает процесс?

Б  К клетках каких организмов происходит?

В  Что служит источником энергии для синтеза АТФ?

Г  Какие вещества образуются на конечном этапе?

Д  Какие вещества участвуют в начальных стадиях процесса?

Е  В каких органоидах клетки происходит процесс?

1  Подготовительный, бескислородный и кислородный.

2  Световая фаза и темновая фаза.

3  В клетках растений

4  В клетках животных и растений

5  Солнечная энергия

6  Энергия, освобождающаяся при окислении              органических веществ

7  С6Н12О6, О2

8  СО2, Н2О, АТФ

9  Углеводы, белки, нуклеиновые кислоты

10  Углекислый газ и вода

11  В митохондриях

12  В хлоропластах

Вариант №1 Энергетический обмен  А – 1, Б – 4, В – 6, Г – 8, Д – 9, Е – 11

Вариант №2 Фотосинтез А – 2, Б – 3, В – 5, Г – 7, Д – 10, Е – 12

Работа учащихся с таблицами

    Заполнение учащимися таблиц позволяет проконтролировать их умение анализировать, классифицировать и приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки. Может использоваться несколько вариантов заданий, требующих работы с таблицами. Так, в одном задании на доске можно записать признаки изучаемых объектов, обозначить их с помощью условного кода. Ученик получает таблицу, в которой заполнена только левая графа. Правую он должен заполнить самостоятельно, записав с помощью условного кода его характеристику. Например, для проверки знаний о классификации цветковых растений можно записать на доске признаки изученных семейств, а в первой графе таблицы – название семейств.

Признаки семейств:

  1. Лепестков четыре, расположены крестообразно.
  2. Околоцветник состоит из пяти чашелистиков и пяти лепестков.
  3. Корень стрежневой.
  4. Корень мочковатый.
  5. Плод – ягода или коробочка.
  6. Листья узкие, длинные, с параллельным жилкованием.
  7. Плод – боб.
  8. Соцветие – сложный колос, метелка, початок.
  9. На корнях образуются клубеньки.
  10. Плод – зерновка.
  11. Соцветие – кисть.
  12. Плоды – стручки или стручочки.
  13. Околоцветник двойной.
  14. Чашечка состоит из пяти лепестков, два из которых срастаются.
  15. Тычинок десять ( девять срослись, одна – свободная ).
  16. Соцветие – головка.
  17. Цветок имеет цветковые чешуи, две цветковые пленки, три тычинки и один пестик с двумя мохнатыми сидячими рыльцами.

Название семейства

Ответы

Крестоцветные

1,3,11,12,13

Бобовые

2,3,7,9,11,13,14,15,16

Пасленовые

2,3,5,13

Злаковые

4,6,8,10,11

    Для проверки знаний признаков семейств хищных животных можно предложить учащимся из перечисленных признаков выбрать те, которые присущи названным в таблице семействам.

Перечень признаков

  1. Имеют округлую голову.
  2. При ходьбе опираются на всю стопу.
  3. Используют как  растительную, так и животную пищу.
  4. Мелкие и средние по величине хищники с удлиненным телом и короткими ногами.
  5. Добычу догоняют и хватают на бегу.
  6. Крупные и средние по величине животные с острой мордой, остроконечными ушными раковинами и длинным пушистым хвостом.
  7. На пальцах развиты подушечки.
  8. Когти втягиваются  в особые углубления.
  9. Добычу подстерегают и набрасываются на нее из засады

    Сведения, характеризующие семейства хищных, заносятся в таблицу.

Название семейства

Номер признака

Волчьи

5,6

Кошачьи

1,7,8,9

Медвежьи

2,3

Куньи

4

    Ответы для выбора можно включить в содержание одной из граф таблицы. Для проверки знаний о митозе и мейозе можно использовать следующую таблицу.

Признаки процесса

Процесс

Ответ

1  состоит из четырех фаз: профазы, метафазы, анафазы, телофазы.

Митоз

1,3,4,5,8,9

2  включает два деления, каждое из которых состоит из четырех фаз.

Мейоз

1,2,3,4,6,7.10

3  деление клетки предшествует интерфаза.

4  хромосомы удваиваются в интерфазе.

5  в результате образуется  две дочерние клетки.

6  в результате образуется четыре дочерние клетки.

7  дочерние клетки гаплоидны.

8  дочерние клетки имеют такой же набор хромосом, как и материнская клетка.

9  процесс происходит в соматических клетках.

10  процесс происходит в половых клетках.

    Можно расположить ответы для выбора в последней графе таблицы. Тогда задание формируется, например, следующим образом: прочитайте в первой графе название основных отделов пищеварительного канала, в третьей графе найдите описание процессов, которые происходят в этих отделах. Цифры, соответствующие правильному ответу, поставьте против названия отделов.

Основные  отделы пищеварительного канала

Ответы

Этапы пищеварения

Ротовая полость

1,3

1  измельчение пищи

Желудок

2,4

2  расщепление некоторых видов жиров ( например, молока )

Тонкий кишечник

5,6,7,9

3  частичное расщепление углеводов

Толстый кишечник

8,10

4  расщепление белков

5  дальнейшее расщепление белков до аминокислот

6  всасывание питательных веществ

7  расщепление углеводов до глюкозы

8  всасывание воды

9  расщепление жиров до жирных кислот и глицерина

10  формирование каловых масс

    Аналогичное задание используется для проверки знаний об иммунитете.

Понятия

Ответы

Признаки понятий

Иммунитет

3

1  Введение в организм сильно ослабленных возбудителей болезни

2  Используются для лечения заболеваний

3  Способность организма защищать себя от микробов и вирусов

4  Может вызвать заболевание в легкой форме

5  В организм вводят готовые антитела

6  Проводятся для предупреждения заболевания

Предупредительные прививки

1,4,6

Лечебные сыворотки

2,5

Для проверки знаний о функциях органоидов клетки можно использовать задания такого же типа.

Органоиды клетки

Ответы

Функции органоидов

Лизосомы

3

1  синтез белков

Хлоропласты

2,4,6

2  синтез углеводов

Митохондрии

5,7

3  расщепление органических веществ до мономеров

Рибосомы

1

4  синтез органических веществ из неорганических

5  окисление органических веществ до углекислого газа и воды

6  использование энергии солнечного света для синтеза органических веществ

7  синтез АТФ

Проверка знаний с помощью заданий-группировок

    Особенности заданий этого типа состоит в том, что в них отдельные элементы ответов группируются в блоки. Блоки обозначены буквами, а каждый элемент ответа – цифрой. Из произвольно расположенных элементов ученик сам должен составить ответ на определенную тему и записать его с помощью условного кода. Начало ответа ученик берет из блока А, вторую часть – из блока Б, третью – из блок В и т.д. В каждом блоке может содержаться несколько ответов. В ответе ученик выписывает букву – код блока и рядом цифру – код элемента ответа.

    Такие задания применяются как для проверки знаний, так и для их закрепления. При выполнении этих заданий школьники учатся различать сходные понятия и находить их особенности.

Приведу примеры таких заданий.

Из частей фраз составьте три  рассказа:  1  о речном раке

                                                                     2  о майском жуке

                                                                     3  о пауке-крестовике

     

а  1  Речной рак

   2  майский жук

   3  паук-крестовик

б  1  живет в наземной среде обитания.

    2  живет в пресной чистой воде.

в  1  отделы тела – голова, грудь, брюшко.

    2  отделы тела – головогрудь и брюшко.

г  1  усики отсутствуют, четыре пары глаз.

    2  две пары усиков, одна пара глаз.

    3  одна пара усиков, одна пара глаз.

д  1  органы дыхания жабры.

    2  органы дыхания трахеи.

    3  органы дыхания трахеи и жабры.

е  1  четыре пары ходильных ног.

    2  пять пар ходильных ног, из которых первая имеет мощные клещи.

    3  три пары ног.

речной рак            А1,Б2,В2,Г2,Д1,Е2

майский жук         А2,Б1,В1,Г3,Д2,Е3

паук-крестовик    А3,Б1,В2,Г1,Д3,Е1

Составьте ответы о характеристике крови в разных сосудах большого и малого кругов кровообращения с помощью следующего задания

а  1  артериальная кровь.

    2  венозная кровь.

б  1  насыщена кислородом.

    2  насыщена углекислым газом.

в  1  она течет в венах большого круга кровообращения.

    2  она течет в артериях большого круга кровообращения.

г  1  она течет в венах малого круга кровообращения.

    2  она течет в артериях малого круга кровообращения

Атериальная кровь  А1,Б1,В2,Г1

Венозная кровь        А2,Б2,В1,Г2

Составьте из частей фраз три рассказа

а  1  ароморфоз – это …

    2  идиоадаптация – это …

    3  дегенерация – это …

б  1  мелкие эволюционные изменения.

    2  крупные эволюционные изменения.

    3  понижение уровня организации

в  1  ведет к упрощению организации.

    2  способствует приспособлению к определенной среде обитания.

    3  ведет к общему подъему организации.

г  1  связано с переходом к паразитическому или сидячему образу жизни.

    2  часто сопровождается переходом в новую среду обитания.

    3  обеспечивает более полное заселение среды обитания.

Ароморфоз                  А1,Б2,В3,Г2

Идиоадаптация           А2,Б1,В2,Г3

Дегенерация               А3,Б3,В1,Г1

Составьте два рассказа: первый о световой фазе фотосинтеза,  второй о темновой фазе фотосинтеза.

а  1  световая фаза фотосинтеза.

    2  темновая фаза фотосинтеза.

б  1  происходит в темноте и на свету.

    2  происходит только на свету.

в  1  энергия солнечного света превращается в энергию химических связей.

    2  из углекислого газа и воды синтезируются углеводы.

 г  1  источник энергии – молекулы АТФ

     2  источник энергии – солнечный свет.

д  1  конечные продукты – АТФ, атомы водорода, молекулы кислорода

    2  конечные продукты  - глюкоза.

Световая фаза   А1,Б2,В1,Г2,Д1

Темновая фаза  А2,Б1,В2,Г1,Д2

Тестовые задания для проверки умений

   

    При обучении биологии важное место имеет проверка не только знаний, но и умений. Контролировать умения очень трудно, поскольку это занимает много времени. Однако с помощью тестов модно быстро выявить уровень овладения умением сразу у многих учащихся

    Прежде всего, необходимо контролировать умения, включенные в требования стандарта среднего биологического образования, составляющие минимум обязательной общеобразовательной подготовки. Так, требуется, чтобы учащиеся овладели умением готовить и рассматривать микропрепараты, проводить наблюдения в природе, ставить опыты, определять растения, узнавать изученных животных, соблюдать гигиенические нормы, правила поведения в природе и др.

    Для проверки умения проводить наблюдения объекта или процесса в ответах к заданию также дается описание действий. При этом оно может включать как правильные, так и неправильные действия. Ученик должен выбрать только правильные и расположить их в нужной последовательности.

    Рассмотрим примеры подобных заданий.

Как узнать строение побега?

А  рассмотреть побег, найти его части: стебель, листья, почки.

Б  отобрать растение, удобное для наблюдения.

В  выяснить травянистый или древесный побег.

Г  рассмотреть расположение листьев и почек на стебле.

Д  рассмотреть внешнее строение стебля, листьев и почек.

                                                                                                      ОТВЕТ:    Б,В,А,Г,Д

Что необходимо сделать для определения видового названия растения, если его признаки не соответствуют описанию в тезе?

А  прочитать в определителе антитезу.

Б  перейти к чтению следующей ступени

В  перейти к чтению новой ступени, обозначенной цифрой справа.

Г  перейти на ступень, обозначенную в определителе цифрой в антитезе

                                                                                                                                      ОТВЕТ: А,Г

Что необходимо сделать и в какой последовательности , если человек оступился и вывихнул ногу?

А  самому вправить вывих.

Б  нагреть поврежденный сустав.

В  охладить поврежденный сустав.

Г  больше двигаться.

Д  обеспечить покой поврежденной конечности.

Е  вывих не вправлять, доставить больного к врачу.

Ж  сустав забинтовать.

                                                                                           ОТВЕТ:   Д,Ж,Е

Определите необходимый порядок действий при рассматривании строения клеток под микроскопом.

А  положить микропрепарат на предметный столик, опустить тубус и найти четкое изображение.

Б  поместить микропрепарат на предметный столик, осветить поле зрения, добиться четкого изображения, двигая тубус с помощью винта.

В  осветить поле зрения, определить расстояние тубуса до предметного столика, поместить микропрепарат и рассмотреть его.

Г  установить тубус, осветить поле зрения, поместить микропрепарат на предметный столик.

                                                                                              ОТВЕТ:  Б

Как размножать растения черенками?

А  нарезать черенки и посадить в почву.

Б  срезать черенок, оставить 2-4 листа, посадить наклонно в увлажненную почву и накрыть стеклянной банкой, поставить на свет.

В  сделать косой срез, оставить все листья, посадить прямо во влажную почву, накрыть стеклянной банкой и поставить на свет.

Г  на черенке в 20 см сделать косой срез, оставить 2-4 листа, посадить наклонно в увлажненную почву, закрыть стеклянной банкой и поставить на свет.

                                                                                             ОТВЕТ:  Г

Использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки

    Разнообразные тестовые задания могут успешно применяться как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений учащихся. Для текущей проверки используются все виды тестовых заданий. Они находят применение на разных этапах урока: проверки и закрепления знаний, изучения нового материала ( в последнем случае тестовые задания носят обучающий характер ).

    Учитывая недостатки тестовых заданий, целесообразно использовать их в сочетании с традиционными формами проверки знаний. Желательно проверять усвоение одного и того же понятия как с помощью тестов, так и вопросов и заданий со свободным ответом. Например, для проверки усвоения знаний о роли цитоплазмы в клетке можно применить следующее тестовое задание:

Цитоплазма в клетке:

А  -  защищает содержимое клетки от механических повреждений

Б  -  поглощает световую энергию

В  -  осуществляет связь между частями клетки

Г  -  обеспечивает деление клетки

                                                                                                       ОТВЕТ:  В

   

    Наряду с тестовыми заданиями знания о цитоплазме проверяются также с помощью обычных вопросов. Ученику предлагается рассмотреть изображение клетки на рисунке и рассказать о месте в ней цитоплазмы и ее функциях.

    В меньшей степени нетрадиционные формы и методы проверки применяются для итогового контроля.  Традиционно считается, что тестовые задания не могут дать объективной картины состояния знаний учащихся. Однако подобное мнение нельзя назвать правильным. Дело в том, что тестовый контроль занимает меньше времени, позволяет проверить большой объем знаний у всех учащихся класса одновременно. Тестовый итоговый контроль целесообразно проводить по завершении изучения крупной темы или ряда тем.

    В практику обучения биологии начинает внедряться зачетная система, в соответствии с которой в течение учебного года проводится несколько тематических зачетов. Таким путем удается осуществлять систематический контроль знаний учащихся по отдельным темам или более крупным блокам знаний по ряду тем, проверить уровень усвоения школьниками всей системы знаний, преодолеть главный недостаток – выставление отметки за знание ограниченного круга вопросов.

    Для проведения итогового ( тематического, годового ) контроля знаний и умений готовятся тесты, состоящие из большого числа заданий ( 15 – 20 ) и традиционных вопросов. На проведение подобного зачета выделяется целый урок. Чтобы не допустить списывания ответов, подготавливаются обычно четыре варианта тестовых заданий. При этом тесты в вариантах должны быть равноценными, идентичными. Это означает, что во всех вариантах первое задание направляется на проверку одной группы знаний, вторые задания – также на проверку однородной системы знаний и т.д. Например, для проверки знаний по теме «Побег» в 6 классе во всех четырех вариантах первые задания посвящаются проверке знаний определения побега и его частей, вторые – на контроль знаний о почках и т.д. Кроме того, задания в вариантах должны быть одинаковой сложности.

    Целесообразно в тест включать разнообразные по форме задания, а не только с выбором одного ответа. Это обусловлено тем, что к моменту проведения зачета учащиеся уже должны овладеть умением, работать с различными заданиями. В то же время для итоговой проверки следует использовать задания, требующие проверки, следует использовать задания, требующие более обобщенного ответа, в меньшей степени ориентировать на проверку отдельных фактов, деталей.

    Однако не все типы тестовых заданий можно эффективно использовать для итоговой проверки знаний и умений.

    Тесты должны быть составлены таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий – на обязательном для усвоения всеми учащимися уровне, а другая – на повышенном уровне. Например, тест содержит 20 заданий, из которых 15 составлены для всех и соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на повышенном уровне и предлагаются для выполнения учащимися, интересующимся биологией.

    Известно, что  с помощью тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразно для итоговой проверки использовать тестовые задания в сочетании с традиционными вопросами и заданиями, требующими свободного, традиционного ответа. Можно предложить учащимся 15 тестовых заданий и 5 заданий со свободным ответом. При этом все 5 заданий можно составить на повышенном уровне сложности. Но можно дать на повышенном уровне сложности 2-3 тестовых заданий и 2-3 традиционных вопроса.

    Приведу пример тематического зачета по теме «Клеточное строение растений» в 6 классе.

Вариант № 1

I   Выберите правильный ответ

1  Клеточное строение имеют:

     А  -  все растения

     Б  -  некоторые растения

     В  -  только плоды рябины

     Г  -  только кожица чешуи лука

2  Клетка живая, так как она:

     А  -  покрыта оболочкой

     Б  -  видна только в микроскоп

     В  -  дышит и питается

     Г  -  является единицей строения

3  Хромосомы клетки находятся в:

     А  -  цитоплазме

     Б  -  ядре

     В  -  клеточном соке

     Г  -  межклетниках

4  Какой из микроскопов увеличивает объект в 3600 раз?

     А  -  световой

     Б  -  электронный

     В  - микроскоп А. Ван Левенгука

5  Клеточным соком заполнены:

     А  -  вакуоли

     Б  -  ядро

     В  -  межклеточное пространство

     Г  -  цитоплазма

II   Исключите лишнее понятие и объясните свой выбор: ядро, цитоплазма, пластиды, микроскоп

III  Напишите функции следующих клеточных структур: цитоплазма, ядро, вакуоли.

IV  Ответьте на вопросы.

1  Назовите главные части светового микроскопа.

2  Клеточный сок – это вода с растворенными в ней сахарами и другими веществами. Где находится клеточный сок в растительной клетке?

3  Чем отличается молодая клетка от старой?

4  Как можно наблюдать движение цитоплазмы?

5  В ядре клетки находятся хромосомы. В каком состоянии клетки их можно увидеть?

Вариант № 2

I   Выберите правильный ответ

1  Чтобы получить максимально четкое изображение с помощью микроскопа надо:

     А  -  передвинуть  микроскоп к освещенному месту

     Б  -  улучшить освещение с помощью зеркала

     В  -  улучшить изображение с помощью зеркала и регулировочных винтов

     Г  -  поменять окуляр

2  Хромосомы клетки находятся:

     А  -  в цитоплазме

     Б  -  в ядре

     В  -  в клеточном соке

     Г  -  в межклетниках

3  Ядро в клетке:

     А  -   обеспечивает передвижение веществ

     Б  -  придает клетке форму

     В  -  участвует в делении клетки

     Г  -  выполняет защитную функцию

4  Хлоропласты – это пластиды:

     А  -  бесцветные

     Б  -  зеленые

     В  -  желтые

     Г  -  оранжевые

5  Границей клетки и окружающей среды является:

     А  -  цитоплазма

     Б  -  оболочка

     В  -  межклеточное пространство

     Г  -  цитоплазма

II   Исключите лишнее понятие и объясните свой выбор: окуляр, объектив, штатив, цитоплазма.

III  Напишите функции следующих клеточных структур: оболочка, ядро, пластиды

IV  Ответьте на вопросы.

1  Какого цвета бывают пластиды у цветковых растений?

2  Как называются зеленые пластиды?

3  Из чего состоят все органы растений?

4  Где находится клеточный сок и что в нем находится?

5  Чем объясняется рост органов растений?

Вариант № 3

I   Выберите правильный ответ

1  В  каком из органоидов содержится запас питательных веществ:

     А  -  в ядре

     Б  -  в хлоропластах

     В  -  в вакуолях

     Г  -  в ядрышке

2  К какому веку относится создание первого микроскопа?

     А  -  к 17 веку

     Б  -  к 12  веку

     В  -  к 19 веку

     Г  -  к 20 веку

3  Какую из указанных функций выполняет клеточная оболочка?

     А  -  деление

     Б  -  защита клетки

     В  -  обмен веществ

     Г  -  придание окраски клетки

4  Клеточное строение имеют:

     А  -  некоторые растения

     Б  -  только листья растений

     В  -  только корень

     Г  -  все живые организмы

5  Кто из ученых открыл существование растительной клетки?

     А  -  Роберт Гук

     Б  -  Антоний Ван Левенгук

     В  -  Луи Пастер

     Г  -  Михаил Ломоносов

II   Исключите лишнее понятие и объясните свой выбор: Лупа, хромосомы, микроскоп, бинокулярный микроскоп.

III  Напишите функции следующих клеточных структур: цитоплазма, оболочка, пластиды.

IV  Ответьте на вопросы.

1  Изобретение микроскопа позволило увидеть внутреннее строение растений. Во сколько раз увеличивает современный световой микроскоп           ( максимально )?

2  Как приготовить препарат кожицы лука?

3  От чего зависит окраска частей растений ( осенние листья, яркие плоды, лепестки цветов ).

4  Каждое из ядер двух вновь образовавшихся при делении клеток содержит то же число хромосом, что и материнская клетка. Чем это можно объяснить?

5  Какое значение для растений имеет движение цитоплазмы в клетках?

Вариант № 4

I   Выберите правильный ответ

1  Цитоплазма в клетке:

     А  -  выполняет защитную функцию

     Б  -  участвует в делении клетки

     В  -  придает клетке форму

     Г  -  осуществляет связь между частями клетки

2  Главную часть в поступлении питательных веществ в клетку играют:

     А  -  хромосомы

     Б  -  оболочка

     В  -  пластиды

     Г  -  хлоропласты

3  Клетка живая, так как она:

     А  -  является единицей строения всех живых организмов

     Б  -  дышит и питается

     В  -  видна только в микроскоп

     Г  -  покрыта оболочкой

4  Для чего используют увеличительные приборы?

     А  -  для исследования любых объектов

     Б  -  для исследования только биологических объектов

     В  -  для исследования объектов очень маленьких размеров

     Г  -  для исследования объектов очень больших размеров

5   Какой из названной части в клетке нет?

     А  -  ядро

     Б  -  цитоплазма

     В  -  пластиды

     Г  -  межклеточное вещество

II   Исключите лишнее понятие и объясните свой выбор:  клетка, ядро, цитоплазма,  пластиды

III  Напишите функции следующих клеточных структур: ядро, цитоплазма, вакуоль

IV  Ответьте на вопросы.

1  Перечислите признаки, по которым можно назвать клетку живой.

2  Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение?

3  Какой процесс предшествует делению клетки?

4  Какие увеличительные приборы вы знаете?

5  Чем отличается молодая клетка от старой?

Годовая проверка знаний по биологии

    Велика роль нетрадиционных форм и методов проверки не только для тематического контроля знаний и умений учащихся по биологии, но и для итоговой проверки, которая проводится в конце учебного года в каждом классе. Этот контроль предполагает проверку результатов усвоения большего по объему учебного материала, чем в тематической проверке, использования заданий более обобщенного характера. Контролируются знания биологических закономерностей, ведущих понятий, овладение основными видами учебной деятельности.

    Для получения объективных результатов, кроме тестовых заданий, целесообразно включать также в проверочную работу традиционные задания, требующие свободного ответа.

Заключение

    Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о том, что предлагаемые нами нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений учащихся чрезвычайно разнообразны, их можно широко  использовать как для текущего, так и для итогового контроля, для подготовки абитуриентов медицинских и биологических ВУЗов. Эффективным следует признать применение тестов не только для текущей проверки знаний, но и  для проведения тематических зачетов, а также для выявления успешного усвоения знаний и овладения умениями за отчетный триместр и учебный год. Повышению достоверности полученных знаний способствует применение разнообразных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами (опрос (индивидуальный и фронтальный), беседа, диспут, урок-лекция и т. д.), а также практическая проверка знаний и умений учащихся.

ШКОЛА № 228

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

И

МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ

ЗНАНИЙ   И   УМЕНИЙ  УЧАЩИХСЯ   НА  УРОКАХ

БИОЛОГИИ»

                                                                                                 Работа выполнена  учителем

                                                                                                биологии школы №228

                               Трашковой Еленой Владиславовной                                                                      

                                                     

2000 год

Литература

       

  1. Богданова Т.Л. Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1991.

2.    Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: просвещение: АО « Учебная литература », 1996.

3.    Бруновт Е.П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т. и др. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Пособие для учителя. -–М.: Просвещение, 1984.

4.    Гуленкова М.А., Дмитриева Т.А. Дидактический материал по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.

5.    Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

6.    Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

7.    Локшин Г.И. Биология. Краткий курс для школьников и абитуриентов. – М.: Лист-Нью, 1998.

8.    Максимова В.Н., Ковалева Г.Е. и др. Современный урок биологии. – М.: Просвещение, 1985.

9.    Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.

10.    Нестеров В.В. Зоовикторина. – СПб.: Лань, 1997.

11.    Резникова В.З., Мягкова А.Н., Калинова Т.В. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М.: Просвещение; Учеб. лит., 1997.

12.    Розенштейн А,М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

Содержание

Проверка результатов обучения биологии

Значение проверки знаний учащихся по биологии

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

Нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений

Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями

Тесты с выбором нескольких правильных ответов

Тестовые задания на классификацию объектов и процессов

Тестовые задания на установление последовательности процессов и явлений в живой природе

Задания с алгоритмом ответа ( с пропуском в тексте ряда слов )

Биологический диктант

Работа учащихся с таблицами

Проверка знаний с помощью заданий – группировок

Тестовые задания для проверки умений

Использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки

Годовая проверка знаний

Перечень материалов в папке

1  Методическая тема «Нетрадиционные формы и методы проверки знаний  и умений учащихся на уроке биологии".

2  Итоговая работа к курсу «Проблемы репродуктивного здоровья в современном обществе» - Заболевания, передающиеся половым путем.

3  Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Охрана растений».

4  Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Загадка красоты и запаха цветов».

5  Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Роль удобрений в жизни растений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые карточки-задания для проверки знаний учащихся 6-10 класса

Во всех классах вариант 1 - базовый уровень, вариант 2 - сложнее, вариант 3 - самый сложный (для тех, кто увлекается географией)....

Диагностические материалы по проверке знаний учащихся по ОБЖ

У многих учителей ОБЖ возникают проблемы с количеством оценок учащихся. При одном уроке в неделю сложно найти время для опроса . Поэтому оценка уровня знаний должна занимать небольшую часть урок...

Задания для проверки знаний учащихся 9 класса по темам «Поволжье», «Северный Кавказ», «Урал».

Данные задания можно использовать на уроке при проверке домашнего задания. Время выполнения работы 10  минут. Каждый ответ оценивается в 1 балл.  Оценка "5" - 10 баллов, "4" - 9 баллов, "3" ...

Формы и методы учета и проверки знаний учащихся по общей биологии.

Статья по теме"Формы и методы учета и проверки знаний учащихся по общей биологии."...

Тесты-альтернативы можно использовать при проверке знаний учащихся. Они позволяют систематически проверять знания всех учащихся. Способы могут быть различными: способом диктантов, способом раздаточных карточек и т.д. по усмотрению учителя.

  Тесты-альтернативы можно использовать при проверке знаний учащихся. Они позволяют систематически проверять знания всех учащихся. Способы могут быть различными: способом диктантов, с...

Организация учебной деятельности на этапе проверки знаний на уроках биологии

Грамотная и эффективная организация проверки знаний и умений учащихся позволяет выявить уровень подготовки школьников, вовремя обнаружить и ликвидировать имеющиеся пробелы.Если контроль знаний обучающ...