Презентация "Группы крови. Резус-фактор."
презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему

Презентация знакомит учащихся с историей переливания крови. Дает характеристику группам крови и резусу-фактору ерови. Предлагается решение генетических задач на группы крови и резус-фактор. Презентацию можно использовать кака на уроках биологии, так и на занятияз спец. курса по биологии в старших классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРУППЫ КРОВИ. РЕЗУС-ФАКТОР. Работу выполнила: Морозова Ольга Александровна Учитель высшей категории МБОУ «Гимназия № 36» г. Иваново

Слайд 2

Уже в древности врачи пытались перелить кровь от человека человеку. Однако в большинстве случаев это заканчивалось смертью. Изучение явлений, происходящих при смешивании чужеродной крови, показало, что эритроциты одного человека, помещенные в плазму другого, могут склеиваться в комочки ( агглютинироваться ). В результате агглютинации эритроцитов и последующего их гемолиза возникает тяжелое состояние, называемое гемотрансфузионным шоком.

Слайд 3

Открытие групп крови: в 1901 году немецкий ученый Эрлих и его ученик Карл Ландштейнер открыли три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще одну группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет четыре разные группы крови.

Слайд 4

Изучение явления агглютинации эритроцитов выявило, что в крови имеются особые белковые вещества в эритроцитах – агглютиногены , а в плазме – агглютинины . В эритроцитах находят два вида агглютиногенов – А и В, а в плазме два вида агглютининов – α и β (греческие буквы альфа и бетта ). Агглютинация и гемолиз происходят только в том случае, когда встречаются одноименные агглютинины и агглютиногены – α и А, β и В. По наличию в крови тех или иных агглютиногенов и агглютининов кровь людей делят на четыре группы. Группа крови Антигены в эритроцитах (агглютиногены) Антитела в плазме и сыворотке ( агглютинины) I (0) II (А) III (В) IV (АВ) Нет А В АВ α и β β α нет

Слайд 5

Определение групп крови производится с помощью стандартных сывороток, содержащих известные агглютинины. На тарелку наносят по капле (не смешивая) стандартные сыворотки крови I , II и III групп, содержащие соответственно: I – α и β , II – β , III – α , и в них палочкой по капле вносят исследуемой крови. Появление в сыворотке агглютинации – комочков эритроцитов указывает на наличие в них одноименного агглютиногена .

Слайд 6

Кровь от одного человека другому можно переливать, только учитывая ее групповую принадлежность. Перед переливанием крови особое внимание обращают на агглютиногены эритроцитов, так как они у человека, которому переливают кровь, т.е. у реципиента , могут встретиться с родственными агглютининами и склеиться.

Слайд 7

Кровь I группы, не содержащая агглютиногенов , может быть перелита людям с любой группой крови, поэтому людей с кровью I группы называют универсальными донорами. Кровь II группы может быть перелита людям с кровью II и IV групп, кровь III группы – людям с кровью III и IV групп, и кровь IV группы – только людям с кровью IV группы. Людям, имеющим кровь IV группы, не содержащую агглютининов, может быть перелита кровь любой группы, поэтому их называют универсальными реципиентами .

Слайд 8

Кроме основных агглютиногенов А и В в эритроцитах могут быть дополнительные и, в частности, так называемый резус-фактор ( Rh -фактор), который впервые был обнаружен в крови обезьяны макаки резуса. Примерно у 85% людей в крови имеется резус-фактор. Такая кровь называется резус-положительной. Кровь, в которой отсутствует резус-фактор, называется резус-отрицательной. РЕЗУС-ФАКТОР.

Слайд 9

НАСЛЕДОВАНИЕ РЕЗУС-ФАКТОРА.

Слайд 10

НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ ЧЕЛОВЕКА (КОДОМИНИРОВАНИЕ) Аллели, которые представлены в популяции более чем двумя аллельными состояниями, называются множественными. Примером множественного аллелизма может служить наследование групп крови у человека по системе АВ0. В данном случае гены одной аллельной пары равнозначны, ни один из них не подавляет действие другого, т.е. оба являются равноценными – кодоминантными . Если они оба находятся в генотипе, то оба гена проявляют свое действие. Такой тип взаимодействия аллельных генов называют кодоминированием .

Слайд 11

По системе АВ0 у человека различают четыре группы крови. Они обусловлены наследованием трех аллелей одного гена: При этом группы крови принято обозначать следующим образом: I группа – II группа – или III группа – или IV группа – Кровь человека отличается также по резус-фактору, который наследуется как аутосомный доминантный признак, а ген, контролирующий этот признак, обозначается символом .

Слайд 12

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. В одной семье установлено, что отец имеет IV группу крови. А мать – I . Какие группы крови могут иметь их дети? Дано: Отец - Мать - F - ? Решение. Р: G : , F : Ответ: в указанной семье дети могут иметь II или III группу крови с вероятностью 50%-50%

Слайд 13

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. В семье резус-положительных родителей, в которой отец имел III группу крови, а мать II группу крови, родился резус-отрицательный сын с I группой крови. Определить генотипы родителей и вероятность рождения у них резус-положительного ребенка с IV группой крови. Дано: отец – III гр., Rh + мать – II гр., Rh + сын – I гр., Rh - Найти: Р - ? F ( IVRh -) - ? Решение. Так как в данной семье родился резус-отрицательный сын с I группой крови, т.е. имеющий генотип Rh-Rh - , то родители должны быть гетерозиготны по резус-фактору и группам крови. Р: Rh+Rh - Rh+Rh - Составим и проанализируем решетку Пеннета .

Слайд 14

Проанализировав данные, определяем, что вероятность детей резус-отрицательных с I группой крови составляет 1/16 часть или 100% : 16 = 6,25%. Тип задачи: наследование групп крови по типу кодоминирования и резус-фактора ( аутосомного признака) с полным доминированием.

Слайд 15

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ. Женщина, имеющая III группу крови, родила ребенка со II группой крови. Определить возможные группы крови отца ребенка и генотип матери. Мать имеет II группу крови, отец IV группу крови. Могут ли дети унаследовать группы крови своих родителей? В родильном доме перепутали двух детей, имеющих один I группу крови, а второй – III группу крови. Родители одного ребенка имеют II и III группы крови, а родители второго – I и IV группы крови. Определить, какой ребенок принадлежит первой, а какой второй паре родителей. Резус-положительный мужчина со II группой крови женился на резус-положительной женщине с III группой крови. Каковы возможные генотипы детей от этого брака, если мужчина и женщина гетерозиготны по обоим парам признаков?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Кровь.Переливание крови."

Урок-презентация проводится в курсе биологии 8 класса....

Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс

план-конспект к уроку и презентация...

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

изучение состава, строения и функций крови...

Наследование групп крови и резус-фактора

Данный материал можно использовать при изучении и решении задач, связанных с наследованием групп крови и резус-фактора...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека", тема "Наследование групп крови и резус-фактора"

Методическая разработка «Наследование групп крови и резус-фактора» разработана в соответствии с календарно-тематическим планом по предмету «Генетика человека» и рассчитана на о...

Методическая разработка "Наследование групп крови и резус-фактора"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека"...

Методическая разработка по теме "Наследование групп крови и резус-фактора"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Генетика человека с оснвами медицинской генетики"...