Реализация личностно ориентированной технологии через интерактивное обучение
статья по биологии на тему

Балабанова Татьяна Николаевна

В статье содержиться материал о результативном практическом опыте по использованию личностно ориентированной технологии на уроках биологии в 5-9х классах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Центр образования №43» г. Тулы

Реализация  личностно ориентированной технологии через интерактивное обучение

Учитель биологии

МБОУ ЦО №43 г. Тулы

 Балабанова Т.Н.

Тула 2013

«Каждый ребёнок индивидуален. Это свеча, зажжённая на земле»

Современная школа сегодня живёт и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие требования. В настоящее время развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, нравственные люди, которые в ситуации выбора способны самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способны к творческому сотрудничеству, отличаются динамизмом и конструктивностью, обладают толерантностью и высоким чувством ответственности.  

Поэтому, в условиях принципиально нового социального запроса современная школа должна ставить перед собой задачу не только на приобретение обучающимися определённой суммы знаний, но и на овладение и развитие умений и способов познания, формирование привычки самостоятельно добывать знания (ФГОС).  

Я считаю, что среди множества технологий системно-деятельностного подхода, оптимальной технологией в достижении поставленных целей и задач является личностно ориентированная технология обучения, под которой прежде всего понимают изменение отношения к ученику, уважение его личности, сотрудничество с ним. Но, на сегодняшний день, центром новой личностно ориентированной технологии становится развитие  личностнозначимых познавательных способностей и стратегий ученика через продуктивную учебную  деятельность на уроке.

Личностно ориентированную технологию я реализую через обучение, основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и с педагогом (интерактивное обучение), через «окультуривание» в процессе сотрудничества субъективного опыта учащихся, через предоставление каждому права выбора (способа решения, типа познавательного задания, домашнего задания).

Ожидаемый результат работы по личностно ориентированной технологии на окончании учащимися II ступени образования:

-сформированность познавательной сферы, познавательных способностей;

-воспитание свободных, самостоятельных, активных детей, проявляющих инициативу в деятельности и общении, способных отстаивать собственное мнение, достоинство, индивидуальность;

- развитие эмоциональной сферы учащихся (формирование чувства уверенности в своих силах, радости и удовлетворения от деятельности);

-формирование элементарных навыков поисковой, исследовательской деятельности;

- формирование и развитие положительного личностнозначимого отношения, интереса, как к данному предмету, так и к учению вообще;

- психологически подготовленных детей к переходу к новой жизни и участию в новой социальной ситуации развития.

На начальном этапе работы мною были изучены теоретические аспекты личностно ориентированной технологии. За концепцию личностно ориентированной технологии были взяты идеи доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской, технологические аспекты методики апробирую согласно разработкам Г. К. Селевко, В. В. Гузеева, в разрешении вопросов частных методик нахожу много полезного у Н. Л. Галеевой.

Исходя из концептуальных положений личностно ориентированной технологии я сформулировала  следующие принципы своей педагогической деятельности:

- раскрытие индивидуальности ученика через дифференцированный подход в обучении;

- создание условий для выявления и инициирования субъективного опыта учащихся на всех стадиях изучения учебного материала с целью формирования личностнозначимого отношения к изучению  биологии;

- реализация принципа сотрудничества учеников и учителя, направленное на обмен различного опыта;

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса, самостоятельной умственной активности учащихся.

Личностно ориентированный подход требует очень тщательного продумывания технологического аспекта. Технологический арсенал личностно ориентированного подхода очень широк. Большое  внимание в процессе обучения я уделяю выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д.

Я убеждена, что развитие познавательных способностей ребёнка должно идти через его самостоятельную деятельность. Важно научить человека мыслить самостоятельно, самому сопоставлять факты и искать информацию. Тогда он не перестанет учиться всю жизнь, независимо от своей профессии. Для самостоятельных работ я использую подборку дидактических материалов, позволяющих развивать у школьников умения проводить анализ, сопоставление, сравнение объектов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, широко использую аналитические, сравнительные и обобщающие таблицы, гербарные материалы, наборы коллекций, открытки, динамические таблицы и схемы, показывающие строение объекта или сущность процесса, инструктивные таблицы для выполнения лабораторной работы или задания для экскурсии.

 На мой взгляд, ещё более важным в личностно ориентированной технологии, является сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся (т. е. механизм интеракции – в переводе с английского языка означает «взаимодействие, воздействие»).  Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая в конечном итоге ведёт к целеполаганию, автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления и развития.

Именно через методы интерактивного обучения происходит актуализация субъективного опыта учащихся практически на всех этапах урока, общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. В результате создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

Один из приёмов интерактивного обучения, широко используемый мной на занятиях, является групповая форма обучения. В процессе интерактивного общения в группах у моих учащихся развивается мышление, умение рассуждать, делать выводы, на уроке создаётся атмосфера дружественных отношений между собой, между учителем и учащимися, ребята осознают ценность совместного опыта, учатся вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение остальных.  Эту форму обучения я  использую и при изучении нового материала и на обобщающих уроках. Для организации групповой работы мной разработаны рабочие листки для каждой группы, включающие  познавательные задания как репродуктивного, так и творческого характера. Ребятам предлагается выбрать и выполнить задания в соответствии со своими возможностями. При этом я поясняю каждое из предложенных на выбор заданий, раскрываю критерии его оценки. По завершении работы, результаты, полученные каждой группой, совместно обсуждаются. Если задание повышенной сложности (творческое) вызвало затруднение, то я предлагаю учащимся всего класса включиться в мозговом штурм. Такой интерактивный метод хорошо выявляет множество путей решения данной проблемы. Именно таким образом мне удаётся, как правило, вовлечь всех учащихся в учебный процесс.

Для активизации и поддержания познавательного интереса учащихся мною практикуется использование другого приёма интерактивного обучения – учебных игр: при проведении опроса и закреплении материала, как домашнее задание (кроссворд, например) или же как вариант проведения обобщающего урока (урок путешествие, урок аукцион и т.д).

Личностно ориентированное обучение не мыслимо без рефлексии учащихся. С целью формирования и развития данного умения у учащихся, я использую следующие приёмы: короткая беседа в конце урока (чем мы сегодня занимались? Что мы для этого делали? Что у нас получилось хорошо? Что нам пока не удаётся? и т.д.), незаконченные предложения (А вы знаете, что сегодня на уроке я _________. Больше всего мне понравилось _________.  Самым сложным для меня сегодня было  ___________. Сегодня я научился  ____________.  Сегодня я задумался ______________), синквейн (см. Приложение 3) – своеобразное стихотворение в прозе, состоящее из пяти строк. 

Немаловажное значение для развития интеллектуальных умений и навыков учащихся в контексте интерактивного обучения имеет метод проектов. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться  в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определённый период времени. Овладение учащимися технологией проектной деятельности позволила моим ученикам разработать ряд проектов и учебно-исследовательских работ, которые были представлены на областных и всероссийских конкурсах и получили высокие оценки (призовые места).

Таким образом, из обилия готовых педагогических рецептов и методик, я отобрала доступные, отвечающие требованиям современности методы и формы работы,  на основе которых складывается моя собственная практическая, интегрированная система работы.

В качестве методического обеспечения я выбрала программу под руководством Н.И. Пономаревой. Мной апробирован комплект учебников для 5-8 классов и методических пособий этого коллектива авторов. Учебники содержат занимательный материал, расширяющий кругозор школьников, способствующий повышению познавательной активности. Тетради с печатной основой к учебникам содержат большое число заданий к каждому уроку, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход в обучении, а ученику даёт возможность самому выбирать задания для  отработки какой-либо темы.

И всё же я не всегда могу найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Поэтому чаще всего мне приходится самостоятельно разрабатывать и в дальнейшем использовать различные виды учебных карточек, рабочих листков урока.

Работа по реализации личностно ориентированной технологии в рамках системно-деятельностного подхода позволила получить на сегодняшний день позитивные результаты. С целью определения уровня сформированности познавательного интереса к предмету в рамках промежуточного мониторинга в 2014/15 уч. году мной было проведено анкетирование в 8 А классе. Результат данного исследования показал увеличение количества учащихся с повышенным интересом к изучению биологии  по сравнению с 2013/14 уч. годом с 54% до 62%.

Заинтересованность детей в изучении предмета проявляется в их активном участии во внеклассных мероприятиях по биологии, посещении занятий в кружке и занятий по внеурочной деятельности, участие в школьной олимпиаде по биологии и  конкурсах различных уровней.  Доброй традицией становится ежегодное участие во Всероссийском эколого-просветительском марафоне «Зелёная планета», в городской эколого-туристской тропе.

Личностно ориентированный подход в обучении носит развивающий характер,  что существенно отражается на уровне интеллектуального развития учащихся. Качество знаний учащихся  имеет динамику роста с 75% до 81%.          

                   Все полученные промежуточные результаты работы, дают мне право думать, что моя деятельность по реализации личностно ориентированной технологии  ведёт к запланированным  результатам у учащихся II ступени образования.

Для себя я решила: так как усиливается роль личности в обществе и производстве, возрастают её потребности, происходит гуманизация и демократизация общественных отношений, интеллектуализация работы, быстрое изменение техники и технологий, то необходимо воспитание свободной творческой личности, готовой к самореализации и дальнейшему самообразованию, личности со своим пониманием картины мира. Вот основа моей педагогической философии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно-ориентированного обучения через интеграцию предметов на примере физики, математики, химии и литературы.

Сегодняшний день требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребе...

Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий

В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

В современном обществе, на мой взгляд, востребованы такие качества личности, как самостоятельность и гибкость мышления, стремление к самореализации в различных сферах деятельности, инициативность и от...

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике...

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения немецкому языку.

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение&r...

«Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения географии»

laquo;Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения географии»...