Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма.Особенности животных клеток и тканей
учебно-методическое пособие по биологии (7 класс) на тему

Пугина Татьяна Александровна

Познакомить учащихся с особенностями строения животной клетки

Скачать:


Предварительный просмотр:

биология – 7 класс

Тема: Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма.Особенности животных клеток и тканей 

 Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями строения животной клетки, показать, что функции клетки определяют ее строение; обратить внимание на различия растительной и животной клетки.

     

     Задачи урока: 

  а) сформировать знания семиклассников о единстве органического мира на основе учения о      клетке, о сходстве и различии растительной и животной клеток, о взаимосвязи функций всех тканей организма;

б) продолжать развивать умения и навыки работы школьников с учебником.

в) способствовать развитию речи, памяти, внимания.

Оборудование урока:   готовые микропрепараты растительной и животной клеток, различных видов тканей; микроскопы, таблицы, иллюстрирующие внешнее строение растительной и животной клеток.

Интерактивная доска; презентация урока, просмотр видеофильмов «Биология –онлайн»

 http://biology-online.ru/uroki-onlain/7-klass-biologij

Содержание урока:   

  1. Организация учащихся на урок.
  2. Фронтальная проверка знаний. Вопрос: клетка как структурная и функциональная единица всего живого (повторение темы из курса ботаники).
  3. Изучение нового материала:

1.Цитология – наука о клетке (объяснение  учителя).

Изучением строения, развития и жизнедеятельности клетки занимается наука цитология (от греч. «цитос» — клетка и «логос» — учение). История изучения клетки связана с развитием методов исследования. Началом изучения клетки можно считать 1665 год, когда английский физик и ботаник Роберт Гук впервые увидел в микроскоп на тонком срезе пробки мелкие ячейки, которые он назвал клетками. По мере усложнения микроскопов появлялись все новые и новые сведения о строении клеток, их жизнедеятельности.

 Мы знаем, что все живые организмы имеют клеточную структуру. (Лишь вирусы представляют собой неклеточные формы жизни.) Клетка — основная структурно-функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Живые организмы могут быть одноклеточными, например, бактерии, простейшие, некоторые водоросли, или многоклеточными, таких животных большинство. Многоклеточные животные могут состоять из многих миллионов и даже миллиардов клеток.

-  Приведите примеры многоклеточных животных.

Размеры животных клеток очень разнообразны, но большинство из них имеет диаметр 10-100 микрометров.

Несмотря на принципиальное сходство внутреннего строения, форма и размер клеток могут быть очень разнообразны. Например, яйцеклетка страуса имеет диаметр 10 см, а малярийный плазмодий - 5 мкм. Форма и размер клеток зависят от выполняемых ими функций. Например, клетки покровных тканей плоские и плотно прилегают друг к другу. Нервные клетки имеют звездчатую форму с многочисленными отростками, которые могут достигать

1метра длины. Мышечные клетки сильно вытянуты и имеют форму веретена.

Клеточные структуры, обеспечивающие выполнение специфических функций в процессе жизнедеятельности клетки, называются органоидами клетки.

Каждая клетка ограничена от окружающей среды и других клеток мембраной. Мембрана сохраняет форму клетки, защищает ее от физических и химических повреждений, обеспечивает транспорт в клетку пищевых веществ и вывод из нее продуктов жизнедеятельности. В этом проявляется избирательная проницаемость клеточной мембраны

2.Строение растительной и животной клеток:

а)  мембрана – ее свойства и функции;

б)  цитоплазма – ее свойства и функции;

в)  ядро – его свойства и функции;

г)  органоиды – их строение и функции.

(рассказ учителя с использованием таблиц «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», микропрепаратов растительной и животной клеток.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

О Заполнить таблицу , пользуясь материалом учебника §6, стр. 26-27.

 Сделать вывод о различии строения растительной и животной клетки.

Органоид клетки

Описание

Функции

Клеточная мембрана

 

 

Цитоплазма

 

 

Вакуоли

 

 

Ядро

 

 

Эндоплазматическая сеть

 

 

Рибосомы

 

 

Митохондрии

 

 

Аппарат Гольджи

 

 

JIизосомы

  • Назовите отличительные особенности клеток животного организма.
  • Рассмотрите рисунок 20 учебника. Объясните, в чем сходства и различия растительной и животной клеток.
  • Нарисуйте животную клетку, укажите цифрами и напишите названия основных частей клетки.
  • Пользуясь учебником, заполните таблицу.

Строение животной клетки

  1. Понятие ткань (объяснение учителя.)
  2. Состав тканей, их функции и типы (рассказ учителя с использованием рисунка 21 учебника и таблицы.)
  3. Функции тканей и взаимосвязь процессов жизнедеятельности (рассказ учителя).
  1. Закрепление знаний
  1. Объясните, что такое ткань и назовите типы тканей. (Задания 1 и 2 §7 в рабочей тетради.)
  2. Задание повышенной сложности: заполнить таблицу, пользуясь материалом учебника §6, стр. 26—27 и материалом учебника по биологии для 6 класса (ботаника).

Признак

Растительная клетка

Животная клетка

Органоиды

 

 

Особенности мембраны

 

 

Наличие пластид

 

 

Особенности вакуолей

 

 

Клеточный центр

 

 

Аппарат Гольджи

 

 

  1. Объясните, какой вид ткани имеется только у животных и с чем это связано.
  1. Обобщение знаний по теме урока

Ключевой вопрос

Доказательства целостности клетки как биологической системы.

  1. Домашнее задание:

§6 учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.

Индивидуальное задание: сообщения:  «История изучения клетки», «История происхождения микроскопа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по биологии по теме "Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых систем"

Тип занятия: лекция с элементами практической работы Цель: обобщить и закрепить полученные знания о строении и функционировании клетки Задачи:- обобщение изученного материала по теме «Клетка...

Конспект урока биологии "КЛЕТКА - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"

В ходе урока создаются условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний,  для проверки качества усвоения учебного материала учащимися по теме: «Основы цитологии»; создаются условия для ...

Тема 2. Строение тела животных.Урок на тему "Клетка. Ткани." биология – 7 класс

формирую знания семиклассников о единстве органического мира на основе учения о клетке, о сходстве и различии растительной и животной клеток, о взаимосвязи функций всех тканей организма; продолжа...

Урок биологии. 5 класс. Тема: «Клетка – элементарная структурная единица строения живых организмов»

Материал урока направлен на создание условий для обобщения, систематизации и закрепления знаний,  для проверки качества усвоения учебного материала по теме: «Основы цитологии»...

Клетка структурная единица живого

Урок обобщения и систематизации полученных знаний....

6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»

Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...