Клетка структурная единица живого
план-конспект урока по биологии (9 класс)

MakarovaOS

Урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspenkt_urokakletka_edinitsa_zhivogo.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 9

Дата:

Предмет: Биология

Тема урока: Клетка - структурная и функциональная  единица живого.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. усвоение новых знаний и умений, формирование практических умений и навыков

Вид урока: традиционный.

Цели:

Образовательная: формирование целостного представления о клетке как элементарной структурной и функциональной единице, выполняющая все свойства живого.

Воспитательная: раскрыть единство всех живых организмов на Земле на клеточном уровне.

Развивающая: отработка умений выделять основное; обобщать, сравнивать и анализировать ранее полученные выводы.

Задачи: 1. повторить, обобщить и систематизировать знания о клетке.

               2. Доказать, что клетка – структурная и функциональная единица живого, в которой всё взаимосвязано.

               3.  Сравнить строение растительной и животной клеток.

               4. Показать возможность использования компьютерных технологий в преподавании биологии.

Оборудование: учебник для 9 класса С.Г. Мамонтов «Биология: общие закономерности», презентация, тест, кубик Блума.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте! Сегодняшний урок я хочу начать со слов  В.Брауна

«Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем растут новые ветви, увеличивается толщина ствола. Поэтому я желаю Вам, чтобы Ваши знания, потенциал и возможности увеличивались и преумножались.

 Садитесь на свои места.

  1. Основная часть:

Живая природа представляет собой сложно организованную иерархическую систему.  Ученые – биологи на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации живой материи.

Назовите их, пожалуйста?

Отвечают.

Учитель: Правильно. Выделение уровней организации живой материи позволяет наиболее плотно характеризовать отдельные проявления жизнедеятельности организмов. Ученые доказали, что основа всех явлений жизни это межмолекулярное взаимодействие органических соединений.

Учитель:  Скажите, а что является наименьшей структурной и функциональной единицей?

Учащиеся отвечают: клетка.

Учитель: Правильно. Именно на клеточном уровне в биологии начинается  изучение вопросов строения и жизнедеятельности, функции, отличия и специализация клеток и происхождение организмов на Земле.

Учитель: Итак, какова тема урока?

КЛЕТКА – СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО (учитель записывает тему на доске)

Учитель: Ребята, по данным  рисункам попробуйте сформулировать задачи урока?  (учитель использует учебные плакаты)

КЛЕТКА -  СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА ЖИЫВОГО.

Клетка - элементарная единица живой системы. А почему ее называют элементарной?

Учащиеся отвечают: т.к. в природе нет более мелких систем, которым были бы присущи все без исключения свойства живого.

Учитель: назовите свойства живого?

Ответы учащихся, учитель показывает слайды презентации.

Учитель: Скажите, а все ли живые организмы имеют клеточное строение?

Ответы учащихся: Вирусы не  имеют  клеточного строения.

Учитель: На какие две группы по строению можно разделить клетки?

Учащиеся отвечают.

Учитель:  Выделяют 2 уровня клеточной организации и соответственно две группы клеток:

  1. Прокариотические (безъядерные)
  2. Эукариотические (ядерные)

Учитель показывает слайд презентации.

Учитель: Чем отличаются друг от друга прокариоты и эукариоты?

Учащиеся  работают с учебником и выделяют основные особенности отличия эукариот от прокариот.

Учитель: Каждая клетка может обмениваться веществами и энергией с внешней средой, она может расти и размножатся. Внутреннее строение клеток очень сложно, т.к. клетка выполняет функции в одноклеточном и многоклеточном организме.

Любая клетка эукариотического одноклеточного или многоклеточного организма имеет связанные между собой части: цитоплазма и ядро, все это объединяет в элементарную живую систему.

Учитель:  Давайте вспомнить, что из себя представляет растительная и животная клетка.

(учащиеся вспоминают материал 5 класса, работают с раздаточным материалом, работают с рисунками учебника)

Физминутка (Упражнения в ходьбе на месте)

1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Учитель: (демонстрация слайдов растительная и животная клетка)  Какие клеточные структуры Вы видите?

Учитель: Снаружи каждая клетка покрыта плазматической мембраной. Внутри клетки находится цитоплазма, в которой расположены ядро (у эукариот), ядерное вещество (у прокариот)  и другие органоиды: рибосомы, митохондрии, лизосомы и др.

Учитель: Какие органоиды встречаются только в растительной клетке?

Закрепление материала: тест

  • К органоидам клетки относятся:
  • а) углеводы
  • б) белки
  • в) митохондрии
  • г)
  • глюкоза
  • Эукариоты – это
  • а) живые организмы, в клетках которых содержится ядро
  • б) живые организмы, в клетках которых отсутствует ядро
  • в) бактерии
  • г)вирусы
  • Как называется структурная и функциональная единица живого:
  • А) органоид
  • Б) клетка
  • В) граны
  • Г) кристы

(учащиеся проверяют тест друг у друга)

Физминутка (гимнастика для глаз)

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

  1. Итог урока:

Учитель: Предлагают Вам немного поиграть.

(демонстрация Кубик Блума)

(Вопросы к Кубику Блума: Назови: органоиды прокариот, свойства живого, почему: клетка единица живого, для чего нужны уровни организации живой материи.

Придумай: что было, если бы мы не знали о клетке, как будет развиваться клетка спустя 200 лет.

Предложи: профессии, где можно использовать знания темы нашего урока; в какую область изучения ты бы применил знания сегодняшнего урока.

Объясни: ты действительно думаешь, что эукариоты отличаются от прокариот;

Поделись:  что ты запомнил с сегодняшнего урока; темой урока)

Учитель: Итак, давайте подведем итог урока. Чем мы сегодня занимались.

Домашнее задание: п. 25 – повторить, п.29 вопросы в конце устно., записи в тетради.

Учитель: Спасибо за урок. До свидания.

Учебная литература:

Д.К.Беляев. Общая биология. – М.: Просвещение, 2011.

Ю.И.Полянский. Общая биология. – М.: Просвещение, 2008.

А.О.Рувинский. Общая биология. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»

Все  растительные  организмы  имеют  клеточное  строение.  Живые  организмы  могут  состоять  из  одной  клетки,  колонии  к...

Клетка-начальная единица живого.

Знакомство с клеткой, начальной единицей живых организмов. Материал для природоведения в 5 классе...

Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения

В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...

Урок по теме "Клетка - элементарная единица живого" 6 класс

Урок изучения нового материала, усвоения навыков и умений по учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм. 6 класс". Технология - развитие критического мышления....

Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»

Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...

6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»

Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...