Клетка-начальная единица живого.
методическая разработка (природоведение, 5 класс) по теме

Знакомство с клеткой, начальной единицей живых организмов. Материал для природоведения в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prirodovedeniya_v_5_klasse.docx15.7 КБ
Файл prezentaciya_kletka.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения в 5 классе

Тема «Живые клетки»

Цель: изучить клетку как начальную единицу живого на планете.

Задачи: - познакомить с историей открытия клетки;

                - изучить строение клетки, основные процессы жизнедеятельности      

                   клетки;

                - познакомить с устройством микроскопа и научить с ним работать;

                - воспитывать интерес к живому;

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Клетки кожицы чешуи лука», таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Различные формы клеток», диск «Лабораторный практикум», материалы ЦОР.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

- Прозвенел звонок

  Начинается урок

  Все за парты сядем дружно,

  Начинать работу нужно.

  1. Постановка проблемной ситуации

Посмотрите внимательно на схему. Как вы думаете, чего здесь не хватает?

На доске:  ОРГАНИЗМ

                     СИСТЕМА  ОРГАНОВ

                     ОРГАН

                     ТКАНЬ

                            ?

Учитель подсказывает:

- она выстраивает живой организм, словно дом из кирпичей;

- она живая (дышит, питается, растет, размножается);

-она не видима невооруженным глазом;

- она может существовать самостоятельно или быть частицей многоклеточного организма;

-она состоит из органоидов, которые выполняют свою работу;

Дети догадываются, что речь идет о клетке.

  1. Актуализация знаний

Тема нашего урока «Живые клетки». Сегодня на уроке мы изучим строение живой клетки, познакомимся со строением микроскопа и выполним практическую работу.

  1. Изучение нового материала

Давайте окунемся в историю открытия клетки.

Это произошло в 1665 году. «Взяв кусочек коры пробкового дуба и отрезав от нее тонкую пластинку, я стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек»

То, что увидел английский ученый Роберт Гук стало великим открытием (показ слайда с портретом).  Именно он назвал эти маленькие ячейки «клетками». Вскоре было установлено, что и другие части растений состоят из клеток. Более того, было обнаружено, что из клеток тела животных и человека.

А теперь давайте познакомимся со строением клетки. Клетки очень сложно устроены. Каждая клетка имеет 3 главные части:

Оболочка – одевает клетку;

Ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме;

Цитоплазма – полужидкая масса, в которой находятся органоиды клетки.

Любую клетку можно сравнить с маленьким государством. Так, оболочка – это государственная граница с пропускными пунктами. Эндоплазматическая сеть – городское метро. Рибосомы – клеточные заводы по снабжению клетки белком. Митохондрии – энергетические станции, снабжающие клетку энергией. Лизосомы –  похоронная служба. Аппарат Гольджи – упаковочный цех и почтовый конвейер. А ядро – это центр управления государством.

- Ребята, а почему тема нашего урока называется «Живые клетки»? (дети отвечают: потому что она дышит, питается, растет, размножается и умирает как и все живое)

Показ слайда «Разноообразие живых клеток»

- Посмотрите на эти клетки, какой можно сделать вывод? (отвечают: они разной длины величины и формы)

Действительно, в живом организме встречаются разнообразные клетки. Все они имеют разную форму: округлую, веретеновидную, прямоугольную, звездчатую. Например, в организме человека примерно 200 разновидностей клеток, а их общее число около 10 триллионов (1000000000000000)

- Микроскоп – это увеличительный прибор для рассматривания объектов, не различимых глазом.

Показ слайда «Строение микроскопа» (изучение частей микроскопа и их назначения)

  1. Выполнение практической работы.

Детям раздаются микроскопы, микропрепараты «Кожица чешуи лука». Настраивают микроскоп, рассматривают микропрепарат, зарисовывают клетку в тетрадь и подписывают ее части.

  1. Итог урока

-Чем вам запомнился сегодняшний урок? Что вы узнали нового?

  1. Рефлексия

Прислушайтесь к своему самоощущению после урока и прикрепите стикет на радугу или тучку.

  1. Домашнее задание

Базовый уровень: стр. 102-104 читать, знать строение микроскопа;

Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами или

сочинить сказку о  клетке.

                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗМ СИСТЕМА ОРГАНОВ ТКАНЬ ? ? ?

Слайд 2

она выстраивает живой организм, словно дом из кирпичей; она живая (дышит, питается, растет, размножается); она не видима невооруженным глазом; она может существовать самостоятельно или быть частицей многоклеточного организма; она состоит из органоидов, которые выполняют свою работу;

Слайд 3

ОРГАНИЗМ СИСТЕМА ОРГАНОВ ТКАНЬ КЛЕТКА

Слайд 4

ТЕМА УРОКА ЖИВЫЕ КЛЕТКИ

Слайд 5

Клетка - удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное.

Слайд 6

Роберт Гук в 1665 г. Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений, ввел в науку термин «клетка».

Слайд 8

Растительная клетка

Слайд 9

Животная клетка

Слайд 12

Основной метод изучения клетки – использование микроскопа светового или электронного.

Слайд 14

Лабораторная работа «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука» 1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло. 3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его. 4 – Покройте кожицу покровным стеклом. 5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите. 6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника. 7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Слайд 17

Домашнее задание Базовый уровень : стр. 102-104 читать, знать строение микроскопа; Творческий уровень : вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами сочинить сказку о клетке.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!

Слайд 19

1С Образование ( ЦОРы ) Диск «Лабораторный практикум» 6 класс Используемые материалы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»

Все  растительные  организмы  имеют  клеточное  строение.  Живые  организмы  могут  состоять  из  одной  клетки,  колонии  к...

Клетка - единица живого

Обобщающий урок в виде игры по теме "клетка", способствует закреплению общебиологических понятий: оболочка, цитоплазма, ядро, органоиды. Продолжается формирование умений сравн...

Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения

В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...

Итоговая контрольная работа по разделу «Клетка - единица живого»

Разноуровневая    контрольная работа. 10 класс...

Урок по теме "Клетка - элементарная единица живого" 6 класс

Урок изучения нового материала, усвоения навыков и умений по учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм. 6 класс". Технология - развитие критического мышления....

6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»

Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...