Экологическая игра "Монополия"
методическая разработка по биологии (7, 8, 9 класс) на тему

Кинзагулова Рузалия Рамилевна

Данная разработка посвящена ежегодной акции "Марш парков", которую можно использовать на уроках экологии или как внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx31.64 КБ
Файл prilozhenie_igrovoe_pole.docx17.12 КБ
Файл primer_denezhnyh_kupyur.docx41.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя   образовательная школа с. Первомайское  муниципального района Стерлитамакский район  Республики Башкортостан

Сценарий эколого - экономической  игры

«Монополия», посвященная «Маршу парков»

                                                                                             Разработала: учитель химии               и технологии

МОБУ СОШ с. Первомайское

                                                                                                           Кинзагулова Рузалия

 Рамилевна  

С. Первомайское, 2016

Тема: ««Монополия», посвященная «Маршу парков»

Цель: формирование экологической культуры школьников через познавательные игры и конкурсы

Задачи:

        способствовать самореализации, уверенности в себе каждого учащегося;

        развивать умения работать в микрогруппах, умение рассуждать логически, систематизировать информацию, коммуникативные умения (выражать свои мысли устно, вести диалог, слушать собеседника); развитие креативности (способности к творчеству) учащихся, способствовать снятию напряжения;

        активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы;

        привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды своей республики;

        формировать социально-активную позицию школьников;  

        выявлять и поощрять учащихся, имеющих хорошие знания по разным предметам;

        воспитывать бережное отношение к природе.

Тип игры: интеллектуальная, познавательная.

Педагогические возможности: игра основана на дополнительных знаниях экологии, биологии, географии.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к занятию, раздаточный материал (карточки с вопросами), игровое поле (на ватмане), фишки (по количеству команд, или игроков. Если маленькие классы), кубики – кости, Красная книга Республики Башкортостан, ксерокопии денежных купюр.

Отступление: учитель может взять помощника, который будет передвигать фишки игроков (команд) по игровому полю и раздавать деньги.

Этапы:

  1. Организационный момент

Вступление

Сегодня мы проводим игру Монополия в рамках изучения предметов и географии, и биологии, и химии. Наша точка соприкосновения — планета «Земля». Биология изучает её живые организмы, география — её среду обитания, химия – превращения веществ, а наука, изучающая взаимосвязь организма со средой обитания, называется экологией.  Природа- чудесна, богата, полна тайн. Она дает человеку несметные богатства, а взамен требует бережного, нежного отношения к себе. Всюду кипит жизнь- под водой, в воздухе, на земле. Наша игра посвящена Ежегодному дню «Марш парков», посвященный экологическим проблемам нашей зеленой планеты ЗЕМЛЯ!

Учитель держит на ладони яблоко. Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко — это Земля. Делим его на 4 части, 3 из них — вода, а 1/4 — земля. 1/ 4 разделим на 4 части и получим кусочек, где люди не живут, эту 1/8 часть яблока делим на 3 части, 2 из них — это поля, города, дороги и только 1 маленькая часть — это земля, занятая естественными природными сообществами. Невольно приходят на память слова: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Правила игры:

  1. Задача игроков или команд набрать как можно быстрее 200 рублей. На старте все участники получают по 10 рублей, проходя через старт, они каждый раз приобретают еще 10 рублей из «Банка  знаний».

  1. Игровое поле. Замкнутая клеточная дорожка разбита на 6 секторов: «По страницам Красной книги» (квадраты «Старт» - 5), "Экологический калейдоскоп» (6 - 11), «Заповедные места Республики» (12 -17), «Субботники» (18 - 23), «Почему?» (24 - 29), «Это интересно» (30 - 35). В каждом секторе имеются клеточки со знаком вопроса, с цифрами, клетки «Знайка» и «Сюрприз».
  2. Игроки ставят свои фишки на клетку «Старт», и бросая кубик по очереди, продвигают свои фишки на соответствующее количество клеток (от 1 до 6).
  3. Если фишка попала на клетку со знаком «?», игрок должен взять верхнюю карточку из соответствующей стопки, и выполнить задание, указанное в ней. Если задание выполнено правильно, игрок получает 10 руб. В случае неполного или неточного выполнения задания деньги не приобретаются и не теряются. После ответа карточка убирается, чтобы в ходе игры ее не взяли еще раз.
  4. При попадании кубика на клетку «Сюрприз» игрок берет карточку из соответствующей стопки.
  5. Клетка «Знайка» переправляет фишку по стрелке сразу на клетку под номером 29, причем игрок получает 10 рублей в качестве приза и берет карточку «Сюрприз».
  6. Клетка «Забывайка» вынуждает игрока вернуться на клетку «Отдых» и пропустить ход. Ход пропускается также и при простом попадании на клетку «Отдых».
  7. Клетка «Лень» самая каверзная: игроку, оказавшемуся на ней, придется пропустить три хода.
  8. На клетке под номером «5» игрокам придется заплатить в «Банк» штраф, а на клетке под номером «18» - порадоваться призу.

  1. Основная часть

Задания для сектора «По страницам Красной книги»

1. Крупная хищная птица - "рыболов-профессионал" - среди соколообразных птиц. Обитает вблизи богатых рыбой и чистых водоемов. Питается исключительно рыбой, которую выслеживает в полете над водой.(Скопа)

2. Самый крупный сокол, подлежащий охране.(Балобан)

3. Самая красивая бабочка Республики Башкортостан. Относится к семейству парусников и подлежит охране. (Махаон)

4. Весенний первоцвет у которого в начале цветения нет ни листьев не стебля, а только мохнатый фиолетовый цветок. Существует поверье, что растение обладает усыпляющим действием.(Прострел или сон-трава)

5. Этому растению в старину славяне приписывали чудодейственную силу, называли его одолень - травой считая, что оно одолевает всякую нечистую силу. Растет оно в стоячих водоемах, а сорванный цветок быстро вянет. (Кувшинка белая)

6. Растение с желтыми цветами, обладающее тонизирующим действием. Бесконтрольная заготовка корней этого растения для лекарственных целей сделала его редким. Народные названия - "золотой корень", "сибирский женьшень"(Радиола розовая)

7. Цветочные коллекционеры Европы тратят огромные деньги на этих экзотических красавиц. Растение это родом из тропических лесов, его крупные цветы похожи то на бабочек, то на пчел, то на лучистые звезды. В тропиках они растут на деревьях, а в наших лесах в почве произрастает прямой родственник этих цветов. (Орхидея Венерин башмачок.)

8. На тонком стебельке – нежный цветок с шестью желтыми или белыми лепестками. В сырую погоду и на ночь закрывается и поникает. Название растение получило за то, что его цветок качается даже от легкого ветерка. (Ветреница.)

9. Медоносное растение с мелкими разноцветными цветами - розовыми и фиолетовыми. (Медуница.)

10.Зимующая птица с хохолком на голове. (Свиристель)

11.Какая певчая птица может в поисках корма нырять и бегать под водой? (Оляпка-водяной воробей)

12. Какая птица к зиме белеет?(Куропатка)

Задания для сектора «Экологический калейдоскоп»

1.        Какую экологическую роль  в природе играет  воробей? (Воробьи уничтожают личинок опасного вредителя садов жука-долгоносика).

2. Почему погиб лес, когда вырубили все старые дуплистые деревья? (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.)

3. Какое дерево можно называть "пионером леса" и почему? (Береза одна из первых завоевывает старые вырубки или участки выгоревшего леса.)

4. Какое дерево  называют доброй няней ели и почему? (Молодые елочки под березами не гибнут от заморозков и лучей солнца(ель тенелюбивое дерево). Пройдет время и постепенно ель подрастет и береза как заботливая матушка уступит ей свое место.)

5. Нижняя сторона листьев этого растения – холодная, а нижняя – теплая и пушистая.(мать-и-мачеха)

6. Почему там, где волков осталось мало, они взяты под защиту и даже завозятся? (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных).

7.  Какая птица ходит по стволу вниз головой? (Поползень)

8. В суровые зимы, когда в озёрах и непроточных водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы от недостатка кислорода. Что необходимо сделать, чтобы не допустить этого? (Делать проруби).

9. Назовите самое глубокое озеро на Земле. (Байкал)

10. Где на Земле грибы бывают выше деревьев? (в тундре)

11. У рыб – малёк, у тюленей – белёк, а человека - ? (ребёнок).

12. Что это за трава, которую узнают и слепые? (Крапива)

 

Задания для сектора «Заповедные места Республики»

1.        Сколько заповедников создано на территории Республики Башкортостан  (4)

2.        Перечислите заповедные места нашей республики (национальный парк "Башкирия", Башкирский заповедник, Южно-Уральский заповедник, заповедник Шульган-Таш.)

3.        Заповедник расположен в центральной части Южного Урала, на территории Бурзянского района Республики Башкортостан. Создан для охраны ненарушенных экосистем горного Предуралья, в первую очередь ненарушенных лесов. Ландшафты заповедника формировались под влиянием тех же геологических процессов, что и весь Южный Урал (Башкирский заповедник)

4.        Заповедник расположен на территории Белорецкого района р-ки Башкортостан и Катав-Ивановского района Челябинской области, наиболее высокогорном районе Южного Урала (массивы Иремель и Ямантау), создан для охраны горно-таежных экосистем Южного Урала во всем их разнообразии (Южно-Уральский заповедник)

5.        Заповедник находится на западном макросклоне Южного Урала, водоразделе рр. Белая и Нугуш; в Бурзянском районе республики Башкортостан, основная цель, которого охрана аборигенной популяции башкирских диких пчел (единственный в мире заповедник, охраняющий аборигенных пчел) (Заповедник "Шульган-Таш")

6.        Сведения о скольких растениях включены в Красную книгу Башкортостана (В книгу включены сведения о 232 видах сосудистых растений, 24 видах мохообразных, 12 лишайников, 10 водорослей, 5 грибов.)

7.        Какого цвета страницы имеет Красная книга? ( Красные — исчезнувшие виды; белые — печатаются редкие виды; желтые — сокращающиеся виды; серые — неопределенные, о состоянии этих видов нет четких сведений; зеленые — виды, численность которых восстановлена).

8.        Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? ( На молодых деревьях еще недостаточно семян для восстановления новой поросли).

9.        От чего больше всего страдают леса? (От пожаров)

10.        Какие вы знаете формы охраняемых территорий? (Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы).

11.        Чем отличается национальный парк от заповедника ? (в Парке турист может заходить, в заповеднике нельзя)

12.        Сколько заповедников в настоящее время известно в России? (100)

Задания для сектора «Субботники»

  1. Как можно сохранить жизнь взрослого 50-80 летнего дерева? (Собрать 60 кг макулатуры ).
  2. Почему в лесу нельзя поднимать шум ? (Птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, теряет родителей, гибнет).
  3. Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоёма? (5 г бензина затягивает плёнкой 50 м2 водной поверхности).
  4. Какой вред приносит оставленный в лесу мусор.? (Оставленный мусор будет загрязнять окружающую среду. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года., консервная банка — 90 лет, полиэтиленовый пакет — более 200 лет , стекло практически вечно ).
  5. Какова роль муравейников в лесу? (Один большой муравейник охраняет один гектар леса от насекомых, большинство из которых — вредители).
  6. По каким признакам в городском парке можно судить о чистом воздухе ? (Лишайники, хвоя, сосна).
  7. На некоторых участках степных заповедников регулярно выкашивают траву. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы? (Нет, это заменяет воздействие копытных, в противном случае, идет вытеснение степной растительности и степь быстро зарастает лесом!)
  8. В Ульяновской области в России до революции жители сел покупали на зиму щеглов и чижей, а ранней весной выпускали. Зачем они это делали?( Зимой жители топили дома дровами. Чтобы не погибнуть от угарного газа, заводили птичек, которые лучше чувствовали дым и начинали дергаться в клетке. Они употребляют больше кислорода, газ на них действует быстрее)
  9. Назвать две причины ультрафиолетового голодания растений в городе.  (Загазованность в атмосфере, пыль)
  10. Что могут сделать школьники для охраны природы? (Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зелёные насаждения. Строить домики для птиц весной, а зимой - кормушки и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не разорял птичьи гнёзда, не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнём в лесу).
  11. При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества. (Диоксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО).
  12. Наука о живых организмах во взаимодействии со средой обитания.(Экология)

Задания для сектора «Почему?»

  1. Почему птиц можно называть экологами? (Распространяют семена растений, ограничивают рост  растений, уничтожают вредных насекомых, санитары леса, опылители растений, уничтожают вредителей сельского хозяйства)
  2. Почему глухаря называют глухарь? (во время токования птица ничего не слышит)
  3. Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу? (Дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае они зачастую гибнут).
  4. Почему нельзя топтать мухоморы? (Красный мухомор для оленей, лосей служит лекарством, которое помогает им избавиться от паразитов на зиму грибы. Мухоморы считаются у белок лекарством от многих болезней. Мухоморы также лечат и растения).
  5. Почему нельзя разорять муравейники? (Муравьи уничтожают личинок листогрызущих насекомых - преимущественно гусениц бабочек и личинок пилильщиков, которые губят деревья. Поэтому разорение муравейников приведет к гибели лиственных деревьев в лесу).
  6. Почему вода большинства водоемов России непригодна для питья? (Вода загрязнена отходами от предприятий и ядовитыми веществами с полей).
  7.  Почему морская вода непригодна для питья, может вызвать отек мозга, гибель человека при избыточном употреблении? (Вода содержит большой процент минеральных солей).
  8. Почему инфракрасное или ультрафиолетовое излучение наиболее опасно для всех живых организмов на земле? (Ультрафиолетовое. Это излучение невидимое для человеческого глаза и отличается высокой химической активностью. Особенно ультрафиолет опасен для кожи и сетчатки глаз. Это излучение может спровоцировать развитие и рост онкологических опухолей.... )
  9. Почему лесные птицы садятся на муравейник, проводят на нем некоторое время и при этом не едят муравьев? (В перьях диких птиц живут множество паразитов, которые доставляют пернатым много неприятных минут. Муравьи бегают по муравейнику и начинают опрыскивать птицу кислотой, которая имеет довольно резкий запах. Таким образом, лесные птицы проводят борьбу с перьевыми паразитами).
  10. Аральское море вскоре умрет и исчезнет с лица земли? (Площадь этого моря уменьшилась втрое. Произошло это из-за того, что людям срочно понадобилась территория для посадки хлопчатника и риса. На реках, которые вливались в Аральское море, были построены сеть каналов для отвода воды. Почти за пятьдесят лет объем воды в море снизился в несколько раз, увеличилась концентрация соли, погибли вся рыба и растения, которые находились в море. Исправить эту экологическую катастрофу, созданную руками человека уже невозможно)
  11. Почему акклиматизация (переселение животных и растений в районы, где они раньше не обитали) сейчас рассматривается как мероприятие в значительной мере опасное? (Они могут вытеснить местные виды из-за отсутствия врагов, большей способностью к выживанию и распространению).
  12. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

Задания для сектора «Это интересно»

  1. Какое самое загрязнённое место в отечественной квартире? ( Кухня с газовой плитой. Продукты неполного сгорания превышают ПДК в 7-10 раз.)
  2. Чем опасно «пассивное курение»? ( Человек получает до 80 % веществ выделяемых при курении).
  3. Можно ли считать воду из водопроводного крана чистой? (Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ).
  4. Какова возможная продолжительность жизни человека? (По мнению учёных, 180-280 и даже 1000 лет).
  5. По какой причине чаще всего заболевает человек? (Функционирование организма зависит от состояния психики человека ).
  6. Назовите главные источники очищения воздуха в доме (Главным источником очищения воздуха являются комнатные цветы).
  7. Назовите бытовой прибор, который оказывает большой вред здоровью человека и экологии дома открытым сжиганием газа в квартире?  Как предотвратить этот вред? (Газовая плита. С целью очистки воздуха применяют на кухнях воздухоочистители, вытяжки приборы для увлажнения и других видов обработки воздуха).
  8. Одним из основных источников загрязнения воздуха в России выступает автомобильный транспорт. Предложите свои пути решения данной проблемы. (Переход на экологический вид топлива. Если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях).
  9. «Мусорная» проблема уже не первый год остро стоит в Стерлитамакском районе. Предложите свои пути решения данной проблемы. (Правильный ответ: строительство мусороперерабатывающего предприятия. Использование экологических пакетов, перерабатываемых бутылок. Приобщение населения к сортировке мусора).
  10. Какая гора могла бы так о себе сказать: “Я – горелая гора”, “Я – плохая гора”, “Меня с давних пор называли каменный пояс”. (Янгантау, Ямантау, Уральские горы)
  11. Назовите пещеры, расположенные на территории Башкортостана. (Капова или Шульган-аш, Кутук-Сумганская, Мурадымовская, Лаклинская)
  12. Что за даты: 18 апреля, 22 апреля, 5 июня (День заповедников и национальных парков, День Земли, Всемирный день охраны окружающей среды

Задания для сектора «Сюрприз»

  1. Ты имеешь право дать по одному заданию всем игрокам (командам), взяв карточки из разных секторов.
  2. У тебя день рождения. Все игроки дарят тебе (команде) по 10 рублей.
  3. Забывайка утащил у тебя немного знаний – штраф 30 рублей.
  4. Возьми карточку в секторе «Факты».
  5. Перейди на клетку10. Проходя через клетку «Старт», получаешь 10 рублей.
  6. Ты можешь сделать два дополнительных хода.
  7. Все игроки могут дать тебе по одному заданию, взяв карточки из разных секторов.

  1. Подведение итогов. Подсчет банка. Выявление и награждение победителей.

  1. Рефлексия.

Заключительные слова

Нам кажется, что мы умней природы,

Самообман, не более того.

Но мозг, при всем величии его,

Не бог, не царь, а вещество природы.

Теории Эйнштейна и Ньютона

Ракеты, теплоходы и заводы,

Наука вся, искусство всех времен

Есть лишь частица вещества природы! (Н. Доризо)

Используемые источники:

1. Красная книга Республики Башкортостан

2.        http://ru.wikipedia.org/wiki

3.        http://flowers.forum2x2.ru/t37p15-topic#302

4.        http://funfacts.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni/857-interesnye-fakty-o-derevjah.html

5.        http://www.gardenia.ru/moduls/abc_derevya.htm

        



Предварительный просмотр:

Приложение 1. Игровое поле

9

СЮРПРИЗ

    11

ОТДЫХ

     12

     13

   

    14

    15

 

      ?

    17

ПРИЗ

10 рублей

      ?

               

           29

                                                                     

                                                                      12

 

    19

      7

    20

ЗНАЙКА

СЮРПРИЗ

ШТРАФ

      10 рублей

     22

     4

        ?

     ?

   ЛЕНЬ

     2

       25

     1

   

      26

СТАРТ

   

       35

СЮРПРИЗ

     33

    32

      ?

ЗАБЫ-ВАЙКА

     29

    28

      ?



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Пример денежных купюр (можно придумать свои)

D:\Мои документы\Мои рисунки\smeshnye-anekdoty-novye-pro-vovochku.jpg

D:\Мои документы\Мои рисунки\smeshnye-anekdoty-novye-pro-vovochku.jpgD:\Мои документы\Мои рисунки\smeshnye-anekdoty-novye-pro-vovochku.jpgD:\Мои документы\Мои рисунки\smeshnye-anekdoty-novye-pro-vovochku.jpgD:\Мои документы\Мои рисунки\smeshnye-anekdoty-novye-pro-vovochku.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...