Распространение пед опыта
статья на тему

Шишкина Наталья Анатольевна

Распространение пед опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_20.05.2016_shishkina_n.a.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметные образовательные результаты: как их оценить и обеспечить

Шишкина Н.А., учитель биологии и химии МБОУ «СШ № 40»

     Для  формирования и дальнейшего контроля УУД  на уроках биологии необходимо выбрать цель и объекты анализа. Для формирования метапредметных умений необходимо составить задания, объединенных в группы и отличающиеся  между собой и сгруппированы в виде основных блоков  познавательных метапредметных умений:

  • умений, лежащих в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов);
  • умений по работе с информацией (понимание информации, представленной в различной форме, преобразование информации из одной знаковой системы в другую);
  • умений, связанных с освоением общелогических приемов познания (сравнение, моделирование, классификации и т.д.);  
  • умений, связанных с овладением различными методами познания.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Рассмотрим формирование метапредметных умений для 5-6 классов.

             1.Регулятивные УУД

  • Самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Предлагать пути  и способы, средства самостоятельного решения проблемы  для достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • Умения обосновывать выбор оценки за проведенную работу.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  1. Познавательные УУД
  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение; строить классификацию на основе выделенных признаков.
  • Строить логическое суждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Уметь:

-  производить поиск информации, анализировать и оценивать её.

- рассматривать биологические процессы и оценивать их;

 использование биологических знаний в быту;

- объяснять устройство окружающего мира с точки зрения биологической науки.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, а также дополнительный материал предоставленный учителем или дополнительный источники принесенными учениками (справочники, энциклопедии, мультимедийные презентации).

  1. Коммуникативные УУД

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

    Для осуществления отслеживания  необходимо составить в виде таблицы распределения  заданий познавательных метапредметных умений с различным уровнем сложности ( содержательную структуру диагностической работы), с указанием максимального балла  по каждому проверяемому умению:

   - методы познания природы;

   - общелогические умения;

   - читательские умения;

  - работа с информацией.

Содержательная структура вариантов диагностической работы

Код

Проверяемая группа познавательных метапредметных умений

Количество заданий

Максимальный балл

Всего

I уровень

II уровень

III уровень

1

Методы познания

2

Общелогические умения

3

Читательские умения

4

Работа с информацией

Всего:

Максимальный балл:

                                                                             

Уровни сложностей задания определены  смысло-ориентированной технологией обучения:

1 уровень – выполнение заданий по образцу или алгоритму;

2 уровень -  выбор оптимального сочетания нескольких алгоритмов;

3 уровень – преобразование известного алгоритма в соответствии с поставленной  задачей или заданием.

     В результате осуществляется выявления индивидуального уровня сформированности   и овладения обучающимися познавательных метапредметных умений    в каждом варианте.

Результаты диагностики представлены в таблице:

Уровни овладения метапредметными

 умениями

% учащихся, продемонстрировавших данный уровень подготовки

Высокий (от 23 до 33  баллов)

Средний (от 10 до 22  баллов)

Низкий (менее 10  баллов)

Структура овладения учащимися метапредметных умений

Средний процент выполнения группы заданий

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1. Методологические умения

2. Логические умения

3. Работа с текстом

4. Работа с информацией

Низкий  уровень показывает, что обучающийся владеет низким уровнем овладения метапредметных умений,  может испытывать серьезные трудности в дальнейшем процессе обучения, ему необходимы компенсирующие  занятия по освоению всего  спектра общеучебных умений.

Средний уровень говорит о том,  необходим анализ выполнения учащимся каждой группы заданий с  целью выявления трудностей в освоении тех или иных способов действий и проведения соответствующей целенаправленной коррекции.

Высокий  уровень показывает, что обучающие свободно владеют переносом знаний в нестандартные условия.

     На протяжении всего учебного времени проводится контроль следующих метапредметных умений:

Код

Контролируемые метапредметные умения

1.1

Описание объекта наблюдения по определённому алгоритму

1.2

Выявление идеи (предположения), которая проверяется в ходе наблюдения или опыта

1.3

Определение последовательности выполнения  действий…

Обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией)

1.4

Нахождение и формулирование правила, закономерности, выводов по результатам наблюдений, опытов

2.1

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков

2.2

Сравнение объектов по наиболее характерным признакам, формулировка выводов по результатам сравнения

2.3

 Систематизация объектов по указанному признаку. Классификация по заданным критериям

2.6

Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач  (узнавание модели, соответствующей данному объекту; самостоятельное конструирование объекта для заданной модели)

2.7

Умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач

3.3

Определение основной темы текста

3.4

Составление простого плана к тексту

3.5

Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде

3.6

Установление связей, не высказанных в тексте напрямую, их интерпретация. Формулирование на основе текста простых выводов

3.7

Понимание информации, представленной в тексте в неявном виде.

3.8

Нахождение в тексте примеров, поясняющих смысл неизвестных слов

Элементарное обоснование высказанного суждения

3.10

Формулирование простых оценочных суждений на основе текста

4.1

Умение определять примерное содержание незнакомой книги по названию, типу справочного издания

4.2

Работа с информацией, представленной в разных форматах (таблица, диаграмма)

4.3

Овладение первоначальными умениями преобразования информации из одного вида в другой

         

Выводы

 При проведении диагностики  по оценке уровня сформированности познавательных метапредметных  умений  на 1-м уровне проверяются:

- выявление   идеи  (предположение), которая проверяется в ходе наблюдения или опыта;

- узнавание  модели, соответствующей данному объекту;

- определение  темы книги по ее названию;

- нахождения  информации, фактов, заданных в тексте в явном виде;

-формулирование   выводов   по содержанию текста;

- составление   простого   плана к тексту;

- определение  основной  темы текста.

На  2-м уровне уровне   проверяются  следующие умения: методологические, логические, работа с информацией и текстом.

 На 3- м уровне проверяются умения:

- нахождение и формулирование правила, закономерности, выводов по результатам наблюдений, опытов;

- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- элементарное обоснование высказанного суждения;

- формулирование простых оценочных суждений на основе текста.

         

Используемая литература

  1. Корягин  Д.А. «Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии» ( на правах рукописи) -  Москва, 2015.
  2. Корягин Д.А. Экспериментальная методическая модель формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии /Д.А. Корягин // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании науке». Часть 12. – 2013. – Тамбов. - С. 90-92.
  3. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий. Учебное пособие по спецкурсу. — Челябинск: Челябинский рабочий, 1988. — 86 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САЙТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ МОУ ГИМНАЗИЯ №10 КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

В данной статье рассматривается возможность использования информационно – коммуникационных технологий для распространения накопленного педагогического опыта учителей математики и информатики...

Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта

В данной публикации представлены основные проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта...

Распространение педагогического опыта

Распространение педагогического опыта...

Распространение педагогического опыта.

Информация об участии в семинарах, конкурсах, и др....

Обобщение и распространение инновационного опыта

Обобщение и распространение инновационного опыта...