Лаборатория юного исследователя как неурочная форма проведения учебных занятий
статья (5 класс) по теме

Рубцова Елена Александровна

В статье приводятся примеры проведения учебных занятий как неурочной формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rubtsova_esse.doc.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лаборатория юного исследователя как неурочная форма

проведения учебных занятий

МБОУ «Агинская СОШ №2»

Учитель химии и биологии

Рубцова Е. А.

Я работаю в сельской школе, которая является краевой пилотной площадкой по введению ФГОС: ООО. Пришлось разбираться в требованиях новых стандартов и перестраивать привычные уроки. Отличие уроков по ФГОС заключается в формировании не только предметных, но и метапредметных результатов. ФГОС не подразумевает коренное изменение традиционных уроков какими-то необычными и игровыми практиками. Традиционные уроки всегда были, есть и должны быть. Без них качественного образования не будет. Отличие в том, что в своём планировании учитель должен выбрать 30% уроков, которые он проведёт в нестандартной форме. Для уроков биологии такой формой я выбрала «Лабораторию юного исследователя». В этой форме подразумевается использование системно-деятельностного подхода.

Лаборатория юного исследователя - аудиторное занятие, которое создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Самое главное при проведении этой формы - дать ребёнку самостоятельно сделать открытие. Ребёнок должен сам уметь находить ответы на вопросы, а условия для этих открытий должен создавать учитель.

Что касается формирования универсальных учебных действий (УУД), то в этой форме урока происходит формировании всех четырёх УУД. Например, познавательные УУД - умение проводить элементарные исследования через выполнение практических заданий; овладение умением оценивать и фиксировать полученную информацию через работу с таблицей. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях через выполнение задания каждым участником. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам через следование инструкции; умение делать вывод по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе групп или пар.

Работая в 5 классе два года, у меня появились интересные идеи для проведения Лаборатории юного исследователя. Так на втором уроке учащиеся проходят тему «Методы изучения природы». Ученикам предлагается выполнить три задания в группах: определить длину, ширину различных предметов; посмотреть за поведением рыбок в аквариуме при различных воздействиях; выяснить в каких продуктах питания содержится крахмал с помощью раствора йода. Затем к каждому заданию подобрать название метода которым они пользовались. Как показывает практика, после таких уроков учащиеся всегда с желанием возвращаются в кабинет биологии.

Не менее интересен урок открытия нового знания с использованием лаборатории юного исследователя. Так, при изучении темы «Из истории биологии» не обязательно делать акцент на всех открытиях, представленных в параграфе, заполнять привычную таблицу и т.д. Это можно сделать и дома в качестве домашнего задания. На этом уроке я  предлагаю учащимся перенестись в век, в котором жил Роберт Гук и попробовать повторить его открытие. Естественно, сначала учащиеся знакомятся с устройством микроскопа, с правилами работы с ним, а затем готовят микропрепарат, но не пробкового дерева, а кожицы лука. После чего, описывают увиденное в микроскоп, пытаются дать этому название. Сам факт того, что учащиеся повторили опыт учёного и сделали открытие в данный момент именно для себя, является незабываемым и основополагающим для дальнейшего изучения окружающего мира.

При введении ФГОС: ООО особое внимание уделяется смысловой работе с текстом. В конце года обязательно проводится метапредметная работа именно на выполнение заданий по данному тексту. Лаборатория юного исследователя также способствует формированию смыслового чтения. К примеру, при изучении темы «Живые царства. Бактерии» учащимся выдаётся текст с описанием различных форм бактерий, внутреннего строения бактерий. Прочитав этот текст, ученики должны перевести слова в форму с помощью пластилина. В 5 классе важно уметь включать на уроке действия, подобные игре. При выполнении этого задания, у детей возникает множество вопросов, они постоянно пытаются узнать правильность ещё не доделанной модели. По окончании «лепки» вместе с классом находим правильно выполненные модели, разбираем ошибки. К примеру, при выполнении этого же задания в 10 классе, которые проходят прокариотическую клетку, ученики медленнее справились с этим заданием, кому-то совершенно не хватило времени, а кто-то из учащихся так и не смог перевести прочитанное в модель. Парадоксально, но факт, навык смыслового чтения у 10-тиклассников оказался развит слабее.

Использование лаборатории юного исследователя на уроках может способствовать включению учащихся в работу научно-исследовательского общества. Так, в 5 классе при изучении темы «Живые царства. Грибы» в начале урока я даю возможность детям рассказать всё то, что они знают о грибах. А затем рассказываю им о дрожжах, которые также относятся к царству Грибы. И ставлю проблемный вопрос: какие дрожжи лучше использовать для приготовления пирожков? Им предлагается это выяснить с помощью ускоренного метода, где обязательно нужно замесить тесто на дрожжах. После этого урока учащиеся обязательно делятся своими впечатлениями и результатами с родителями. Ну, а тем, кому очень сильно понравились подобные действия, просят помочь им выполнить научно-исследовательскую работу на определённую тематику, которая им интересна.

До введения ФГОС я занималась научно-исследовательскими работами только с учащимися 8-11 классов. С открытием, прежде всего для себя самой, такой формы урока как лаборатория юного исследователя, я могу заниматься научными исследованиями и с младшими школьниками (5-7 классы), заинтересовывать остальных детей своим предметом.

Главное помнить, не важно, в какой школе работает учитель – в сельской или городской. Важно, что везде учатся дети, которые хотят изучать и познавать окружающий мир, видеть его ярким и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект вводного занятия группы "Юные исследователи природы"

Представленный материал "Из опыта работы с учебной группой "Юные исследователи природы"  (учебная группа эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования детей МБОУ Д...

программа занятий учебной группы "Юные исследователи природы"

Дополнительная общеразвивающая  программа "Юные исследователи природы", срок реализации 5 лет...

конспект занятия "Онлайн-лаборатория юного исследователя «Исследуем окружающий мир»

конспект  занятия "Онлайн-лаборатория юного  исследователя «Исследуем окружающий мир»...

Неурочное учебное занятие. Творческая лаборатория. Стихи о малой родине, восприятии окружающего мира Анастасии Константиновны Донских.

Презентация поможет учителю на уроке рассказать о творчестве талантливого поэта Анастасии Константиновны Донских, много лет проработавшей учителем математики в МБОО "Лицей села Верхний Мамон"...

Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"...

Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"

Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя", подготовленной кафедрой специальных исторических дисциплин и методики преподавания исто...