конспект открытого занятия по теме "Внешнее строение лягушек"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Мухамедханова Кристина Петровна

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. НО КАКОГО? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь. Итак,

Подсказка первая: эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая: эти животные имеют огромное значение в природе и в жизни человека - являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих. Слизь кожных выделений содержит некоторые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасными даже для человека – это используют и медики, и охотники, и колдуны, и домохозяйки (при хранении молока в теплом помещении).

Третья подсказка: многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, они так же служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им поставлено 2 памятника…

Верно, сегодня речь пойдет о лягушках – наиболее известных представителях класса земноводные. Это необыкновенные животные!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока58 КБ
Microsoft Office document icon kartochki.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая характеристика и внешнее строение земноводных

        Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. НО КАКОГО? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь. Итак,

Подсказка первая: эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая: эти животные имеют огромное значение в природе и в жизни человека - являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих. Слизь кожных выделений содержит некоторые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасными даже для человека – это используют и медики, и охотники, и колдуны, и домохозяйки (при хранении молока в теплом помещении).

Третья подсказка: многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, они так же служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им поставлено 2 памятника…

Верно, сегодня речь пойдет о лягушках – наиболее известных представителях класса земноводные. Это необыкновенные животные!

А в чем же их необычность? Действительно, это переходная форма от водных животных к типично наземным.

Какова цель нашего урока? Показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания.

Так давайте приступим к изучению этих удивительных животных!

Появились земноводные более 350 млн. лет назад, в палеозойскую эру, во времена глобальных изменений на Земле. Климат поменялся на континентальный. Моря со временем отступали, открывая все большие участки суши. Там поселились растения; выходившие на поверхность животные могли найти пищу, и жизнь на суше стала возможной. Путь на сушу амфибиям проложили рыбы, схожие с кистеперыми. Земноводные первыми освоили новую среду обитания – наземную. Правда, связь с водой у них все же осталась. Условия жизни в этих двух средах очень сильно отличаются. Это не могло не сказаться на их внешнем строении.

Парадоксально, что переход кистеперых рыб к жизни на суше был результатом их стремления остаться в воде. У земноводных были сильнее развиты плавники. Это было для них и выгодно и не выгодно. Невыгодность заключалась в том, что их массивные плавники не были приспособлены к плаванию в озерах и болотах с большим количеством воды. Однако в периоды засух, когда палящие лучи солнца высушивали озера и болота настолько, что от них оставались только лужи, предки земноводных оказывались в большой выгоде, так как их более сильно развитые плавники позволяли им лучше передвигаться по илистому дну высыхавших водоемов. Они могли переползать из одной лужи в другую, где еще было достаточное количество воды. Эти попытки предков земноводных увенчивались успехом еще и потому, что у них, как и у родственных им настоящих кистеперых, плавательный пузырь был превращен в нечто вроде примитивного дыхательного органа, питающегося кислородом из воздуха.

Земноводные очень разнообразны, их много изучали. Но, к сожалению, до сих пор отношение к ним человека не всегда достойно. Радует лишь то, что во все времена людям хватало мудрости и понимания, что в природе у каждого существа есть право на жизнь.

Не зря, наверное, стоят памятники лягушкам, складывают о них сказки, изображают на монетах. Вы, конечно, помните сказку о Лягушке-царевне, которая сбрасывала кожу. А я вам расскажу еще одну сказку, финскую.

Жили-были 3 царевны. И захотелось им в кого-нибудь превратиться. «Хочу стать такой, к кому бы прислушивались все люди». Вторая – чтоб вышло то, за чем гоняются люди. А третья захотела превратиться в то, на что все люди дивились бы. И превратились: первая в кукушку, вторая – в белку, а третья – в лягушку. И знаете – это Царевна-Лягушка и есть. Сказка –ложь, да в ней намек… Давайте же разберемся, что в земноводных сказка, а что – правда.

Итак, при переходе из водной в наземную среду земноводные столкнулись со многими проблемами. Как дышать кислородом в воздухе? Как не высохнут на суше? Действие силы тяжести на суше больше, чем в воде. Как с этим справиться позвоночнику? И как передвигаться по твердому субстрату? Как ориентироваться на суше? Как переносить перепады температур и смену времен года? Как размножаться на суше?

На ваших столах лежат конверты с вопросами. Используя материал учебника, рассуждая, размышляя, мы должны найти ответы на них. Работаем группой. На выполнение задания отводится 5 минут.

Обсуждение результатов

Лягушки — современник и человека, и динозавра. Лягушка запечатлела в себе самый длительный в истории жизни на суше опыт борьбы за существование. Это привело к универсальности ее анатомии и физиологии, обеспечив уникальную приспособленность к жизни в пограничной зоне. Как и миллионы лет назад, свою жизнь лягушка начинает в воде. Из икринки, отложенной в воду, развивается головастик. Пока что он мало отличается от мальков рыб. Но вот начинается серия превращений, состоящая примерно из тридцати переходных стадий, что и помогает лягушке приспособится к жизни на суше, и головастик превращается из «рыбы» в наземное животное (метаморфоз). Очень интересный вопрос: что помогает лягушке приспособиться к жизни на суше? А помогает лягушке приспособится к жизни на суше все те приспособления, которые появились во время превращения головастика в лягушку. Сначала у головастика появляются задние ноги, а затем и передние. Начинают развиваться легкие. Он через время поднимается к поверхности воды и заглатывает воздух, хвост постепенно укорачивается. Головастик становится  земноводным, после чего выходит на берег. И живет на суше приспособившись как надо. 

Первая группа, обсудим ваши ответы:

Карточки

Группа 1                                                                           Ответьте на вопросы

  1. Каково латинское название земноводных, что оно означает? Как называется сосуд с двумя ручками? Как называется место в театре для обозревания с двух сторон? Почему некоторые военные машины носят название «амфибия»? (ἀμφί- — «двоякий» и βίος — «жизнь»; амфора, амфитеатр, вездеход)
  2. На какие отряды делится класс земноводные? Какие признаки земноводных были использованы при разделении на отряды? (хвостатые, бесхвостые, безногие)
  3. Дайте систематическое положение лягушки травяной в системе живой природы (Ц-Ж, Т-Х, К-З/В, Отр-БЕСХВ, С-наст.лягушки, Р-л.бурая, В-л.травяная)
  4. Где обитают земноводные? Возможно ли их встретить в пустыне? (в безводной пустыне живет австралийская жаба. Она приспособилась выживать в таких засушливых условиях, где другие виды жаб обязательно погибли бы от жары и отсутствия влаги. Эта жаба мечет икру в пору австралийского дождливого лета (в январе-феврале) на землю. Развитие головастиков в жабы продолжается менее одного месяца).
  5. Почему у лягушки дно рта все время движется? (дышит)

Группа 2 _                                                                Ответьте на вопросы

  1. Что находится на голове лягушки? (Лягушка бесстрастно взирает на мир двумя большими круглыми глазами. Может, они и не очень выразительны, но то, что уникальны, — несомненно. При изучении глаза лягушки оказалось, что сетчатка анализирует информацию с помощью особых клеток. Их назвали детекторами — «обнаруживающими». Каждый тип детекторов реагирует лишь на строго определенные свойства предметов, например движение стимула в определенном направлении. Каждый вид раздражений передается по собственному волокну зрительного нерва в определенный слой мозга. В мозгу полученная информация обрабатывается, и животное воспринимает предмет в целом.) 
  2. Глаза лягушки в 2,5 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости  зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка – сидящей крупной или пролетающей мимо мелкой? (проглатывает глазами).
  3. От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому? (от иссушения-слезы).
  4. Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове? (дышать и смотреть)
  5. В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб? (Одним из наиболее оригинальных приспособлений к условиям обитания в пограничной зоне между сушей и водой является слуховой аппарат лягушки. Оказывается, она воспринимает звуковые сигналы по трем каналам. В воздушной среде звуковые волны улавливаются клетками внутреннего уха, через барабанную перепонку и ушную косточку. Звуки, распространяющиеся по почве, воспринимаются костями и мышцами конечностей и через кости черепа передаются во внутреннее ухо.) 
  6. Вопрос-загадка: Вот по желтенькой дорожке Скачет, вытянувши ножки, Этот толстый Тарас Кричать громко горазд) так почему «Тарас кричать громко горазд»? Правда ли, что виды земноводных различаются по их звукам?

Группа 3 _        Вставьте нужные слова и прочитайте характеристику внешнего строения лягушки.

        У лягушки тело делится на отделы: голова, туловище, одна пара передних конечностей, одна пара задних конечностей. Тело покрыто голой кожей со слизью. Окраска ее зависит от среды. (На окраску тела влияет не только температура, но и цвет фона, и освещенность, и влажность. Изменение этих факторов лягушки воспринимают непосредственно кожей. )

Чаще всего сверху она темная, а брюшко светлое. Иногда бывают особи яркой окраски, что говорит о ядовитости. «Матрена всегда намокрена», потому что кожа ее не только защищает тело лягушки, но и через нее она дышит. Но только если кожа влажная. На воздухе, ввиду отсутствия чешуи, кожа быстро высыхает. Поэтому и живут земноводные в основном вблизи воды, либо в местах с повышенной влажностью. Да и на коже есть специальные железы, которые вырабатывают слизь. Она не только увлажняет кожу, но и защищает от бактерий. Не зря в старину, когда не было холодильников, чтобы сохранить молоко, в него помещали лягушку. А вот что бородавки бывают, если взять в руки жабу или лягушку, это миф. Хотя некоторых брать в руки действительно не стоит. Слизь их желез бывает ядовита. Индейцы использовали ее для обработки своих стрел. А еще лягушки и пьют через кожу. В водоеме вода поступает через всю ее поверхность. А сухопутные припадут брюшком к влажной земле или мокрой от росы траве – и напьются. А еще говорят, если раздавить лягушку – это к дождю. Давить, конечно, нельзя. Но если лягушки появились – значит влажность воздуха повысилась и может пойти дождь. Так что кожа земноводных имеет значение гигрометра. Но и снашивается она быстро. 4 раза в год лягушки-царевны ее сбрасывают, этот процесс у животных называется линька. Кстати, старую кожу лягушка съедает.

Для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, мы напишем небольшой диктант, за который вы также получите оценки. Я диктую утверждения о земноводных, вы определяете, к какой среде обитания оно относится.

  1. Мои задние конечности более длинные и мускулистые, чем передние.
  2. У меня обтекаемая форма тела
  3. На моих задних конечностях имеются перепонки
  4. Моя кожа покрыта слизью
  5. У меня прекрасно развиты кожные железы
  6. Я – прекрасный пловец
  7. 2/3 воздуха поступает в мой организм через кожу
  8. 1/3 воздуха поступает в мой организм через ноздри
  9. Моя окраска зависит от окружающей среды
  10.  Я откладываю икринки в воду
  11. У моих личинок есть жабры и плавники
  12.  У меня есть среднее и внутреннее ухо
  13.  У меня есть 1 шейный позвонок
  14.  На моих глазах есть подвижные веки
  15.  Моя стопа заканчивается 5ю пальцами

Ответы

Водная среда: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11

Наземно-воздушная среда: 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 14, 15

Молодцы, вы справились на «отлично»

Домашнее задание у вас так же будет исследовательским, творческим. Предположите, откуда пошло слово «лягушка» и подберите народные приметы, связанные с лягушками.

Я бы хотела, чтобы вы также задумались над следующими словами:

Земля – наш дом огромный,

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных

Но суть совсем не в том.

А в том, что мы соседи,

И мы должны беречь

И рыб, и земноводных

Об этом наша речь!

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Группа 1                                                                            Ответьте на вопросы

  1. Каково латинское название земноводных, что оно означает? Как называется сосуд с двумя ручками? Как называется место в театре для обозревания с двух сторон? Почему некоторые военные машины носят название «амфибия»?
  2. На какие отряды делится класс земноводные? Какие признаки земноводных были использованы при разделении на отряды?
  3. Дайте систематическое положение лягушки травяной в системе живой природы
  4. Где обитают земноводные? Возможно ли их встретить в пустыне?
  5. Почему у лягушки дно рта все время движется?

Группа 1                                                                            Ответьте на вопросы

  1. Каково латинское название земноводных, что оно означает? Как называется сосуд с двумя ручками? Как называется место в театре для обозревания с двух сторон? Почему некоторые военные машины носят название «амфибия»?
  2. На какие отряды делится класс земноводные? Какие признаки земноводных были использованы при разделении на отряды?
  3. Дайте систематическое положение лягушки травяной в системе живой природы
  4. Где обитают земноводные? Возможно ли их встретить в пустыне?
  5. Почему у лягушки дно рта все время движется?

Группа 1                                                                            Ответьте на вопросы

  1. Каково латинское название земноводных, что оно означает? Как называется сосуд с двумя ручками? Как называется место в театре для обозревания с двух сторон? Почему некоторые военные машины носят название «амфибия»?
  2. На какие отряды делится класс земноводные? Какие признаки земноводных были использованы при разделении на отряды?
  3. Дайте систематическое положение лягушки травяной в системе живой природы
  4. Где обитают земноводные? Возможно ли их встретить в пустыне?
  5. Почему у лягушки дно рта все время движется?

Группа 2                                                                            Ответьте на вопросы

  1. Что находится на голове лягушки?
  2. Глаза лягушки в 2,5 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости  зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка – сидящей крупной или пролетающей мимо мелкой?
  3. От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому?
  4. Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове?
  5. В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб?
  6. Почему «Тарас кричать громко горазд»? Правда ли, что виды земноводных различаются по их звукам?

Группа 2                                                                            Ответьте на вопросы

  1. Что находится на голове лягушки?
  2. Глаза лягушки в 2,5 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости  зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка – сидящей крупной или пролетающей мимо мелкой?
  3. От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому?
  4. Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове?
  5. В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб?
  6. Почему «Тарас кричать громко горазд»? Правда ли, что виды земноводных различаются по их звукам?


Группа 2                                                                            Ответьте на вопросы

  1. Что находится на голове лягушки?
  2. Глаза лягушки в 2,5 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости  зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка – сидящей крупной или пролетающей мимо мелкой?
  3. От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому?
  4. Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове?
  5. В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб?
  6. Почему «Тарас кричать громко горазд»? Правда ли, что виды земноводных различаются по их звукам?

Группа 3                         _        Вставьте нужные слова и прочитайте характеристику внешнего строения лягушки:

        У лягушки тело делится на отделы: ___________, ______________, одна пара ___________ ____________, одна пара ___________ _____________. Тело покрыто ____________. Окраска ее зависит от ______________________

Чаще всего сверху она ______________, а брюшко _____________. Иногда бывают особи яркой окраски, что говорит о _________________. «Матрена всегда намокрена», потому что кожа ее не только защищает тело лягушки, но и через нее она _____________. Но только если кожа ______________. На воздухе, ввиду отсутствия чешуи, кожа быстро высыхает. Поэтому и живут земноводные в основном вблизи ____________, либо в местах с повышенной влажностью. Да и на коже есть специальные железы, которые вырабатывают _____________. Она не только увлажняет кожу, но и ____________________________________. Не зря в старину, когда не было холодильников, чтобы сохранить молоко, в него помещали лягушку. А вот что бородавки бывают, если взять в руки жабу или лягушку, это _________________. Хотя некоторых брать в руки действительно не стоит. Слизь их желез бывает ____________. Индейцы использовали ее для обработки своих стрел. А еще лягушки и _____________ через кожу. В водоеме вода поступает через всю ее поверхность. А сухопутные припадут брюшком к влажной земле или мокрой от росы траве – и напьются. А еще говорят, если раздавить лягушку – это к дождю. Давить, конечно, ____________. Но если лягушки появились – значит, влажность воздуха _____________ и может пойти дождь. Так что кожа земноводных имеет значение ______________. Но и снашивается она быстро. 4 раза в год лягушки-царевны ее ____________, этот процесс у животных называется ____________. Кстати, старую кожу лягушка _____________.


Группа 3                         _        Вставьте нужные слова и прочитайте характеристику внешнего строения лягушки:

        У лягушки тело делится на отделы: ___________, ______________, одна пара ___________ ____________, одна пара ___________ _____________. Тело покрыто ____________. Окраска ее зависит от ______________________

Чаще всего сверху она ______________, а брюшко _____________. Иногда бывают особи яркой окраски, что говорит о _________________. «Матрена всегда намокрена», потому что кожа ее не только защищает тело лягушки, но и через нее она _____________. Но только если кожа ______________. На воздухе, ввиду отсутствия чешуи, кожа быстро высыхает. Поэтому и живут земноводные в основном вблизи ____________, либо в местах с повышенной влажностью. Да и на коже есть специальные железы, которые вырабатывают _____________. Она не только увлажняет кожу, но и ____________________________________. Не зря в старину, когда не было холодильников, чтобы сохранить молоко, в него помещали лягушку. А вот что бородавки бывают, если взять в руки жабу или лягушку, это _________________. Хотя некоторых брать в руки действительно не стоит. Слизь их желез бывает ____________. Индейцы использовали ее для обработки своих стрел. А еще лягушки и _____________ через кожу. В водоеме вода поступает через всю ее поверхность. А сухопутные припадут брюшком к влажной земле или мокрой от росы траве – и напьются. А еще говорят, если раздавить лягушку – это к дождю. Давить, конечно, ____________. Но если лягушки появились – значит, влажность воздуха _____________ и может пойти дождь. Так что кожа земноводных имеет значение ______________. Но и снашивается она быстро. 4 раза в год лягушки-царевны ее ____________, этот процесс у животных называется ____________. Кстати, старую кожу лягушка _____________.


Группа 3                         _        Вставьте нужные слова и прочитайте характеристику внешнего строения лягушки:

        У лягушки тело делится на отделы: ___________, ______________, одна пара ___________ ____________, одна пара ___________ _____________. Тело покрыто ____________. Окраска ее зависит от ______________________

Чаще всего сверху она ______________, а брюшко _____________. Иногда бывают особи яркой окраски, что говорит о _________________. «Матрена всегда намокрена», потому что кожа ее не только защищает тело лягушки, но и через нее она _____________. Но только если кожа ______________. На воздухе, ввиду отсутствия чешуи, кожа быстро высыхает. Поэтому и живут земноводные в основном вблизи ____________, либо в местах с повышенной влажностью. Да и на коже есть специальные железы, которые вырабатывают _____________. Она не только увлажняет кожу, но и ____________________________________. Не зря в старину, когда не было холодильников, чтобы сохранить молоко, в него помещали лягушку. А вот что бородавки бывают, если взять в руки жабу или лягушку, это _________________. Хотя некоторых брать в руки действительно не стоит. Слизь их желез бывает ____________. Индейцы использовали ее для обработки своих стрел. А еще лягушки и _____________ через кожу. В водоеме вода поступает через всю ее поверхность. А сухопутные припадут брюшком к влажной земле или мокрой от росы траве – и напьются. А еще говорят, если раздавить лягушку – это к дождю. Давить, конечно, ____________. Но если лягушки появились – значит, влажность воздуха _____________ и может пойти дождь. Так что кожа земноводных имеет значение ______________. Но и снашивается она быстро. 4 раза в год лягушки-царевны ее ____________, этот процесс у животных называется ____________. Кстати, старую кожу лягушка _____________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел».

Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»....

Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел».

Конспект открытого урокапо теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»....

План конспекта открытого занятия на тему:"компас." "строение компаса."

План конспекта открытого занятия на тему компас . строение компаса....

Конспект открытого урока по теме: "Строение и функции органов дыхания."

Тема урока: "Строение и функции органов дыхания."Тип урока: изучение нового материала.Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.Цели урока: Образ...