Олимпиада начинается в школе
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Особой формой работы с одаренными детьми является подготовка обучающихся к участию в олимпиадном движении. Олимпиада  проверяет способности и умения ребят решать различные биологические задачи и проводить биологические эксперименты, требует от участников интереса к биологии, творчества, находчивости и настойчивости.Школьная олимпиада – это своеобразная форма оценки знаний и творческой одаренности учащихся. Биологическая олимпиада объединяет школьников, проявляющих интерес к предмету. В процессе соревнования они решают разнообразные нестандартные биологические задачи, проводят опыты, эксперименты и анализируют наблюдения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podg_k_olimp.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада начинается в школе

«Ребенок не рождается бесталанным.

Каждый талантлив по-своему!»

Особой формой работы с одаренными детьми является подготовка обучающихся к участию в олимпиадном движении. Олимпиада  проверяет способности и умения ребят решать различные биологические задачи и проводить биологические эксперименты, требует от участников интереса к биологии, творчества, находчивости и настойчивости.

Из опыта работы можно сделать вывод о том, что подготовка детей к участию в олимпиаде складывается из следующих  этапов:

1 этап – поисковый (выявление одаренных детей)

Это этап отбора учащихся, проявляющих интерес к предмету и желающих участвовать в олимпиаде. На этом этапе должна сработать проницательность и профессиональная интуиция учителя. Учитель должен суметь заметить неординарно мыслящих детей именно в области своего предмета. Ведь эти дети порой в силу своей скромности могут и не проявлять активности. Учащиеся, возможно, и сами не предполагают своей потенциальной успешности. И принципом их поведения зачастую является: спросят – скажу, не спросят – промолчу. Используем признаки одаренности:

  1. высокая любознательность, исследовательская активность;
  2. отличная память, абстрактное мышление;
  3. способность классифицировать информацию, проводить причинно-следственный анализ явлений;
  4. большой словарный запас, потребность в чтении, яркая речевая      индивидуальность;  
  5. повышенная концентрация внимания, упорство в достижении цели.

По понятным причинам большого количества детей на данном этапе быть не может. Таких детей учитель может отметить и по их письменным работам на уроках. И то, как учитель обратит на них внимание и предложит участвовать в олимпиаде, повлияет на будущий исход. Нерешительность и сомнение ребенка может перерасти в уверенность, увлеченность и азарт.

2 этап – теоретический

Этот этап в работе учителя должен быть “хроническим”. Так как теоретические основы закладываются на уроках, учитель сам должен постоянно совершенствоваться и действовать по принципу “всего знать невозможно, но стремиться к этому надо”.

В процессе урока на этом этапе учитель должен ориентироваться не на слабых, а на сильных учеников. То есть всегда давать почву для размышлений тому, кому это необходимо.

В целом обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость её преодоления. При этом стараться применять такие современные технологии, как исследовательская, коммуникативная, дифференцированного обучения, опережающего обучения, развивающего обучения. А также использовать на уроках следующие методы: эвристический, проблемный (проблемного изложения, частично-поисковый), метод проектов. Все это способствует укреплению теоретического фундамента и, как следствие, повышает вероятность потенциального успеха.

Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр.

Использую любые возможности для поиска типовых заданий прошлогодних олимпиад различных уровней с целью отработки теоретических знаний. Провожу дополнительные занятия и консультации для подготовки к различным олимпиадам по биологии и экологии школьного, муниципального, регионального, Всероссийского и Международного уровня.

Для обучающихся  9, 10-11 классов провожу элективный курс «Уровни организации жизни», программа которого размещена в приложении.

Традиционно в 10-11 классах химико-биологического профиля провожу элективный курс «Генетика в задачах» (см. приложение). Составлено и издано учебно-методическое пособие - сборник «Генетика в задачах».[1] 

3 этап – практический.

На этом этапе формируются необходимые умения:

  1. Общенаучные (наблюдение, измерение, группирование и классификация, нахождение взаимосвязей, вычисление, организация данных и их представление, прогнозирование, формулирование гипотезы, оперативное описание, экспериментирование).
  2. Биологические (умение работать с лабораторным оборудованием; зарисовка препаратов; точное описание биологических рисунков с использованием биологических терминов).
  3. Применение методов биологического исследования:
  • Цитологические (техника приготовления микропрепаратов).
  • Методы изучения анатомии и физиологии растений (препарирование различных частей растения).
  • Методы изучения анатомии и физиологии животных (препарирование).
  • Этологические методы: определение и интерпретация поведения животных).
  • Экологические методы.
  • Таксономические методы.
  1. Применение физических и химических методов.
  2. Применение микробиологических методов.
  3. Применение статистических методов.

Основы практических навыков формируются также на уроках. Поэтому выполнению практической части программ необходимо уделять должное внимание.

А дополнительные практические умения развиваются в ходе индивидуальных занятий с детьми.

Результаты работы по подготовке обучающихся к олимпиадам по биологии и экологии

«Вся гордость учителя в его учениках, в росте посеянных им семян». Слова Д.И.Менделеева вполне отражают результаты работы с одаренными детьми. Сколько ожиданий и надежд связываем мы с ними. И чтобы достичь желаемого результата, мы стараемся особым образом планировать свою урочную и внеурочную деятельность, моделируем формы творческого сотрудничества.

Результаты участия обучающихся в олимпиадах (сертификаты и грамоты размещены в приложении):

Год

Мероприятие

Результат

2010 –2011

 

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

Пахтусов Н. 10 кл. – победитель. Видманова Ю. 11 кл. – призер, Пашкова Е. 10 кл. – призер, Молотихина Е. 8 кл. – призер

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Пашкова Е. 10 кл. – победитель, Воложанина Т. 8 кл. – призер, Видманова Ю. 11 класс – призер, Назарова Н. 10 кл. - призер

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

Участники Пахтусов Н., Видманова Ю. 10кл.

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Участники Видманова Ю. 11кл., Пашкова Е.10кл.

2011 -2012

 

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

Пахтусов Н. 11 кл.– призер, Пашкова Е. 11 кл.- призер

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Воложанина Т.9 кл. – призер, Назарова Н. 11 кл.– призер, Пашкова Е. 11 кл.- призер

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Пашкова Е. 11 кл. – призер

2012 –2013

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

Селиванова А. 10 кл. – призер, Третьякова Я. 10кл. – призер

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Петрова Е. 10 кл.– победитель, Громова Е. 7 кл. – призер

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Петрова Е. 10 кл. – участник

2013 – 2014

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

Тарасова Е. 10 кл. – призер, Петрова Е. 11 кл. - призер

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

Тарасова Е.10 кл., Петрова Е.11 кл. – участники

2014 –2015

 

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

Тарасова Е.11кл. – призер, Савич А.10кл – призер, Комлев Р.10кл. – призер, Мягкоступова Е.9кл. – призер, Телицин Д.9кл. – призер, Колчев М.8кл. – призер, Капитолинина Е.8кл. – призер, Комольцев Д. 8 кл. – призер, Зноев М.7кл – призер, Сушкова Н.7кл. - призер

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Тарасова Е.11кл. – победитель, Пыкус А. 9кл. - призер

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

Тарасова Е.11кл. - призер

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Пыкус А.9кл. – призер, Тарасова Е. 11кл. - участник

2015-2016

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

Панасюк М.11кл. – победитель, Сушкова Н. 8кл. – призер, Комольцев Д. 9кл. – призер, Губанова Е. 10кл. – призер, Комлев Р. 11кл. - призер

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Зноев М. 8кл. - призер

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

Панасюк М. 11кл. - призер

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Пыкус А. 10кл. – призер, Громова Е. 10 кл. - участник

Международная олимпиада САФУ «Будущее Арктики»

Панасюк М. 11кл. – 4 место, Гашкова П. 11кл. – участник заключительного этапа

Ежегодно обучающиеся принимают участие во Всероссийском конкурсе «Человек и природа», Всероссийском Молодежном биологическом чемпионате и показывают хорошие результаты:

год

мероприятие

результат

2012

Всероссийский Молодежный биологический чемпионат

Громова Е. 7 кл.(1 место в городе) Сверкунова Д.10 кл., Орлова А.7 кл. (2 место в городе),

Тарасова Е. 9 кл., Третьякова Я. 10 кл. (3 место в городе)

Международный природоведческий конкурс «Колосок осенний 2012»

Катков И. 6 кл., Громова Е., Григорцевич А. 7 кл.(1 место в городе)

Шергина В. 6 кл.(2 место в городе),

Мякшина К., Ловдина Т. 8 кл.(3 место в городе)

2013

Всероссийский Молодежный биологический чемпионат

Дурягин А., Рубан С. 8 кл.(2 место в городе),

 Тарасова Е.10 кл., Петрова Е. 11 кл.(2 место в городе)

2014

Международный конкурс – игра по естествознанию «Человек и природа»

Конончук Д. 7 кл.(1 место в школе),

Задорина Е., Корсакова Т. 7 кл.(2 место по школе), Русакова А. 8 кл.(1 место в школе, 5 место в городе), Ловдина Т. 8 кл.(2 место в школе), Шемякин Н.10 кл.(1 место в школе)

2015

Международный конкурс – игра по естествознанию «Человек и природа»

Соснина М. 5 кл.– 2 место в городе, Ермушина Д. 7 кл. – 1 место в городе, Тюхтина Д. 9кл. – 2 место в городе

2016

Международный конкурс – игра по естествознанию «Человек и природа»

Участвовало 47 обучающихся 6-10 классов

Школьная олимпиада – это своеобразная форма оценки знаний и творческой одаренности учащихся. Биологическая олимпиада объединяет школьников, проявляющих интерес к предмету. В процессе соревнования они решают разнообразные нестандартные биологические задачи, проводят опыты, эксперименты и анализируют наблюдения. Практикую подготовку к олимпиадам в группах. В группу по предмету (биология, экология) входят обучающиеся разных классов, что дает возможность более эффективно готовиться. Ребята старших классов передают опыт подготовки и участия младшим. Считаю, что такие технологии подготовки к олимпиадам являются эффективными, о чем свидетельствуют результаты работы.


[1] Мякшина А.О. Генетика в задачах: учебно-методическое пособие. – Северодвинск: «Перспективы», 2015. – 36с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Олимпиада начинается со школы!"

В октябре месяце в Твери состоялась региональная  научно практическая конференция " Олимпизм. Олимпийское движение. Олимпийские игры".  Тема моего выступления была: "Олимпиада начинается со ...

Олимпиада начинается в школе!

Разработки уроков, конкурсных программ, внеклассных мероприятиях....

программа развития физической культуры и спорта, олимпийского движения "Олимпиада начинается в школе"

ПРОГРАММА   развития физической культуры  и спорта, олимпийского движения« Олимпиада начинается в школе»....

Сценарий внеклассного мероприятия "Олимпиада начинается в школе"

Сценарий внеклассного мероприятия "Олимпиада начинается в школе"  предназначена для открытия школьной олимпиады по физической культуре....

Программа внеклассной работы "Олимпиада начинается в школе"

Настоящая программа является ориентационной основой деятельности коллектива МОУ Гимназии № 16, определяющей систему организационных, содержательных условий, содействующих реализации одного из приорите...

"Олимпиада начинается в школе"

Вопросы и ответы по теории Олимпийских игр...

программа внеурочной деятельности по физической культуре "Олимпиада начинается в школе"

Здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик...