Программа работы с одаренными детьми по биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Елисеева Любовь Ивановна

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_odarennymi_detmi_po_biologii.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с одаренными детьми

по биологии

                                                                 

Составила

Елисеева Любовь Ивановна

          учитель биологии

                                           высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современного образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.

       Данная программа разработана мною в рамках модульной концепции гуманитарного образования гимназии и программы «Одаренный ребенок в социокультурном пространстве: программа работы с одаренными детьми МБОУ ВСОШ№2 им.Б.П.Зиновьева. Поисковая и проектно-исследовательская работа способствует формированию исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать знания, понимать, осваивать новое, выражать свои мысли, принимать решения, работать с разнообразной информацией; но и воспитывает любовь к животным, формирование здорового образа жизни.

Основная идея модульной концепции сводится к тому, что ребенок должен получать углубленное и универсальное знание в неком узком социокультурном пространстве, где он может и должен его апробировать. Знание становится функциональным, только тогда, когда субъект понимает его практическое предназначение. Такой подход ориентирован на формирование креативной личности.

        Цель: развития личности интеллектуально одаренного ребенка.

Задачи:

  1. Провести диагностику и создать банк данных по одаренным детям.
  2.  Формирование системы мониторинга роста количества одаренных детей, а так же участников – победителей интеллектуальных мероприятий различного уровня.
  3. Развитие  способностей и творческого потенциала талантливых и одаренных учащихся на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе и сложившихся традиций ВСОШ№2 им.Б.П.Зиновьева.
  4. Разработать методическое сопровождение.
  5. Мониторинг индивидуальных достижений учащихся.

Цель ближайшего развития – создание условий для выявления одаренных и талантливых детей.

Задачи ближайшего развития:

  • выявление талантливых детей
  • организация участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

Формы организации работы с одаренными и талантливыми детьми:

  • Выполнение проектов различного уровня;
  • Подготовка к научно-практическим конференциям;
  • Овладение исследовательской деятельности;
  • Выполнение творческих работ;
  • Проведение конкурсов и интеллектуального марафона;
  • Работа с дополнительной литературой и оформление рефератов;
  • Проведение анкетирования и опросов;
  • Работа с презентациями, построение графиков;
  • Разработка информационных буклетов.

         Программа имеет интеллектуальную направленность в рамках внеурочной деятельности.

Занятия работы с одаренными детьми рассчитаны на 1 час в неделю по одному часу, всего 35 часов.

Принципы работы педагога с одаренными и талантливыми детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип ценности личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Этапы реализации программы:

I этап (подготовительный) 2013г:

  • при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

II этап (практический) 2014-2015гг:

  • индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
    На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, , творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап (рефлексивно-аналитический) 2015-2017гг:

  • этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Анализ и оформление результатов реализации научно-исследовательских работ, проектов.

Обобщение и представление своих достижений в интеллектуальных мероприятиях различного уровня.

Ресурсное обеспечение программы:

- библиотечный фонд – наличие литературы

-  ИКТ

Планируемые результаты реализации программы:

  • Положительная динамика результативности участия  обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях,  конкурсах разного уровня.
  • Публикация результатов реализации программы работы с одаренными детьми по биологии 6-9 классов в виде статьи.
  • Оформление портфеля достижений каждого учащегося.

Индикаторы эффективности реализации программы:

1. Рост числа учащихся удовлетворенных организацией работы  с талантливыми и одаренными детьми.

 2. Увеличение числа  учащихся, овладевших ключевыми компетенциями.

3. Число детей, показывающих высокий уровень индивидуальных достижений по биологии.

Перспективный план в работе с одаренными и талантливыми детьми.

Планируется продолжить работу с учащимися более  углублено,  в целях активизации познавательной активности и развития интереса .Поддерживать Связь с УлГУ(экологический , медицинский факультет), УлСХА, УлГПУ.

План работы

с одарёнными детьми

учителя Елисеевой Любови Ивановны

на 2015-2016 учебный год

Цели:

  1. Сохранение интеллектуального потенциала.
  2. Повышение престижа интеллектуальной деятельности учащихся.
  3. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества, государства.

Задачи:

  1. Осуществление индивидуализации обучения.
  2. Формирование системности в знаниях.
  3. Внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми.
  4. Развитие навыков практической самостоятельной работы через анализ документов, их сравнительной характеристики, написание творческих работ, подготовку к олимпиадам и конкурсам различных уровней.

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

Изучение интересов и склонностей обучающихся, уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, творческой и др.

сентябрь

Елисеева Л.И.

Формирование списка одарённых детей

сентябрь

Елисеева Л.И.

Определение тематики исследовательской деятельности школьников

сентябрь

Елисеева Л.И.

Участие школьников в региональном этапе Всероссийского конкурса школьных лесничеств.

октябрь

Елисеева Л.И.

Организация и проведение школьного   этапа Всероссийской олимпиады школьников

сентябрь-октябрь

Елисеева Л.И.

Анализ итогов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

октябрь

Елисеева Л.И.

Участие школьников в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников

ноябрь

Елисеева Л.И.

Анализ итогов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

декабрь

Елисеева Л.И.

Индивидуальные консультации о требованиях к оформлению исследовательской работы, о методике защиты презентации

январь

Елисеева Л.И.

Завершение исследовательской деятельности .Обработка и написание исследовательских проектов.

февраль

Елисеева Л.И.

Организация участия школьников в предметной неделе

февраль

Елисеева Л.И.

Участие учащихся в Днях школьной науки

март

Елисеева Л.И.

Участие учащихся в школьной научно-практической конференции «Старт в науку»

апрель

Елисеева Л.И.

Кружковая работа

в течение года

Елисеева Л.И.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

в течение года

Елисеева Л.И.

Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах

в течение года

Елисеева Л.И.

Анализ работы с одарёнными учащимися, перспективы работы в следующем учебном году

май

Елисеева Л.И.

Учитель биологии Л.И.Елисеева

                        

Банк одарённых детей

в 2015-2016 учебном году

№ п/п

Фамилия, имя

Класс

Способности

1

Селифанова Ксения,Кононенко Анастасия, Садыкова Алена

8

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

2

Стожарова Полина, Стожарова Елена,По

9

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

3

Поляков Владичлав,Гусев Иван

10

По уровню: высокие;

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

4

Виноградова Татьяна Жеганова Виктория

11

По уровню: высокие;

По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

Учитель биологии                                                                     Л.И.Елисеева.

                                                                                        

Интернет ресурсы

  1. http://www.pandia.ru/
  2. http://natursciences.area7.ru/
  3. http://www.den-za-dnem.ru/
  4. http://olgasol18.narod.ru/

Приложение 1

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА.

Оформление реферата по госту требует соблюдения следующих условий. Согласно госту объем реферата не должен превышать 20 страниц. Он должен быть содержательным, включать в себя информацию и наглядные иллюстрации в виде графиков, таблиц, схем.

Одним из требований госта по оформлению реферата является подразделение доклада на следующие составные части:

  1. Титульный лист;
  2. Содержание;
  3. Введение;
  4. Основная часть;
  5. Заключение;
  6. Литература.

Титульный лист реферата по госту является первой страницей доклада, которая учитывается при подсчете общего объема, но не нумеруется. Все остальные страницы нумеруются.

На титульном листе следует отображать: название вуза и кафедры обучения — вверху; чуть ниже, посередине — название реферата, но без кавычек, а под ним слово «реферат» и название дисциплины. Еще ниже, справа — указываются инициалы студента, курс и группа, а также инициалы преподавателя. Внизу же страницы, посередине — название города и год сдачи работы, без использования слова «год».

Все новые разделы в реферате следует начинать с новой страницы, как и введение, заключение.

Список использованной литературы следует приводить в алфавитном порядке. Помимо учебников, зачастую, для написания реферата используются и другие информационные источники: различные законодательные акты, статьи из журналов или сайтов. Данные источники также следует указывать в списке литературы.

Вначале указывается законодательная документация, затем основные учебные пособия и периодические издания, а в самом конце — адреса электронных сайтов.

Для составления реферата следует использовать новые учебные пособия, к примеру, 5-7 летней давности. Можно и старые пособия, но только в том случае, если они являются уникальными.

Информация должна быть набрана с использованием шрифта Times New Roman, размер которого может быть 11-14. Кроме того, необходимо соблюдать следующие отступы от полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм.

Все страницы, за исключением титульного листа, должны быть пронумерованы. Нумерация проставляется посередине либо справа в углу.

Сноски разрешается делать в двух вариантах: либо в квадратных скобках указывать номер литературного источника и страницу, либо внизу страницы, под чертой, указывая автора, название учебника, издательства, города и года издания. Второй вариант является наиболее используемым, поэтому далее будет дан пример того, как можно вставить такие ссылки в программе Word.

Для начала надо вставить курсив после фразы, на которую автор ссылается, после чего на панели инструментов выбрать «вставка» и слово «ссылка», а затем «сноска» и нажать на него правой клавишей мыши. Сноска появится автоматически, необходимо будет лишь вставить необходимые данные под черту сноски внизу страницы.

На этом процесс оформления реферата можно считать законченным. Вышеприведенные правила по оформлению из госта являются основными и наиболее важными. Как правило, если данные требования не соблюдаются автором при составлении доклада, то он может быть не принят, пока не будет доработан соответствующим образом.

Приложение 2

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ССЫЛОК И СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Информация, приводимая в контрольной работе, должна быть подтверждена ссылками либо в конце текста, либо в подстрочных примечаниях.

2. В подстрочном примечании указываются: фамилия и инициалы автора работы, название работы, место и год издания, страница либо номер статьи при анализе текстов законов.

Пример:

1. Фрезер Д. Золотая ветвь / Д. Фрезер. – М., 1972. – С.120.

2. Хейзинга Й. Рыцарские ордена и рыцарские обеты // Хейзинга Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга. – М., 1988. – С.18.

 

3. Нумерация ссылок может быть как сквозная, так и отдельная для каждой страницы. Ссылка обозначается внутри текста определенной цифрой в скобках, либо над строкой. В подстрочном примечании, отделенном чертой от основного текста, определяется принадлежность ссылки. Если на странице ссылки на один и тот же источник следуют одна за другой, то полное наименование его, начиная со второй ссылки, не дается, а пишут: «Там же. – С. …».

Пример:

1. Прокопьев В.П. История германской государственности. XIX –XX вв. – Калининград, 1985. – С.28.

2. Там же. – С.36. 

При ссылках на одного и того же автора, но на разные написанные им работы, в случае, если ссылки идут одна за другой, допустимо писать «Он же», с последующим указанием работы.

В списке литературы (не путать со ссылками!) опускаются те страницы, которые приведены в ссылках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми учителя биологии

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными  и способными учащимися, их поиск, выявлени...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...

Программа работы с одаренными детьми по биологии

Сроки реализации программы:  2019-2021 гг.Для достижения цели - «Создание условий для выявления, поддержки и развития талантливых и одаренных обучающихся при изучении биологии, их самореали...