Использование игры как нетрадиционной формы обучения на уроках биологии.
статья по биологии (7 класс) по теме
В данной статье раскрыта роль игровой технологии в развитии познавательной деятельности обучающихся с нарушенным слухом, а также описаны этапы проведения игры и основные результаты применения этой технологии обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
![]() | 31.5 КБ |
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Созонтова Людмила Николаевна,
учитель биологии
ГОУ СО «СКОШИ№126» г. Екатеринбург
Использование игры как нетрадиционной формы
обучения на уроках биологии.
Значение познавательной активности для учебного процесса в коррекционной школе заключается в том, что она является мотивом учения, стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, повышает работоспособность, компенсирует и коррегигует недостатки психического развития слабослышащего ребенка (Р.М.Боскис, С.А.Зыков, Б.Д.Корсунская).
Практический опыт показывает, что относительно низкий познавательный интерес у слабослышащих учащихся к усвоению биологических знаний вызван следующими причинами:
1.Трудностью усвоения учебного материала из-за недостаточного развития словесной речи, словесно-логического мышления.
2.Относительно небольшим объемом знаний фактического материала.
3.Ограниченными возможностями своевременного получения информации из-за снижения слуха, недоступности слабослышащими учащихся средств массовой информации.
4. Трудностью и недостаточной эффективностью работы с учебниками общеобразовательных школ, написанными сложным языком, с ограниченным количеством иллюстративного материала.
Все эти проблемы заставляют меня, как учителя биологии, искать новые пути, использовать различные методы и приемы обучения предмету. Как сделать, чтобы каждый урок был интересным, а учебный материал доступным? Поэтому наряду с существующими традиционными формами (тестирование, тематические вопросы, диктанты) активизации познавательной деятельности в своей практике применяю и нетрадиционные формы (игра, викторина).
«Учить, играя» - заповедь современной школы, которую можно использовать и при обучении слабослышащих учащихся на уроках биологии.
Занимательные уроки проводятся в необычной нетрадиционной форме. Это могут быть: Уроки-соревнования, Уроки-игры, Уроки по типу КВН, Уроки - деловые игры.
Игра является важным средством формирования ценностных ориентаций, развития творческих сил воображения;
- заставляет активнее мыслить, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире;
- ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе и к предмету;
- способствует формированию нравственных качеств личности.
Свою работу по активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся проводила поэтапно:
1.Изучила причины, ведущие к относительно низкой познавательной активности и усвоению знаний по предмету на начальных этапах его изучения.
2. Искала пути решения этих причин:
На первых этапах обучения предмету, учитывая возрастные особенности учащихся, вводила в урок элементы игры, которые дали положительную динамику учебного процесса. На обобщающих уроках использовала игры по типу: «Счастливый случай», КВН. При закреплении материала, повторении в урок включала вопросы викторины, разгадывание кроссвордов.
3.Определила основные результаты:
Чтобы заинтересовать ребенка новым изучаемым материалом, закрепить ранее изученный, использовала, как элемент игры дидактические сказки, сказки-повествования, сказку-ложный рассказ, сказки-загадки. Элементы игры использовала во внеурочное время, во время проведения недели биологии. Был разработан и проведен урок-игра «Суд над сорными растениями» с учащимися 6-х классов. При обобщении ранее изученных тем проводила уроки в форме игры «Счастливый случай», « КВН».
Игры состояли из этапов:
1. Подготовительный.
Класс был поделен на две команды, каждая из которых получила задания:
придумать название команды, выбрать капитана, приготовить эмблему и приветствие, написать мини-сообщение по теме «Это интересно», подготовить вопросы, составить рассказ- загадку команде-сопернице.
2. Проведение игры.
Игру может проводить учитель или ученик.
3. Подведение итогов. Проводит жюри. Критериями оценок берется полный и правильный ответ учащихся, внятность четкость речи, находчивость, знания учебного материала, научных фактов.
Каждая игра заканчивается подведением итогов с обязательным выставлением оценок.
В ходе игры выявились следующие результаты:
- готовясь к игре, учащиеся работали с разными источниками знаний, добывая большой занимательный материал;
- учащиеся ответственно отнеслись к выполнению заданий;
- во время игры была доброжелательная обстановка, где все учащиеся активно играли, стремясь к победе;
- во время игры учащиеся следили за высказываниями друг друга, дополняли ответы;
- игра дала положительный результат, показателем которого явились более высокая степень запоминания учебного материала и отличные оценки.
Таким образом, учебная игра – это нестандартная форма урока, необычная по замыслу, организации, методике проведения; она больше нравится учащимся, чем обычная, классическая.
Предварительный просмотр:
Созонтова Людмила Николаевна,
учитель биологии
ГОУ СО «СКОШИ№126» г. Екатеринбург
Использование игры как нетрадиционной формы
обучения на уроках биологии.
Значение познавательной активности для учебного процесса в коррекционной школе заключается в том, что она является мотивом учения, стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, повышает работоспособность, компенсирует и коррегигует недостатки психического развития слабослышащего ребенка (Р.М.Боскис, С.А.Зыков, Б.Д.Корсунская).
Практический опыт показывает, что относительно низкий познавательный интерес у слабослышащих учащихся к усвоению биологических знаний вызван следующими причинами:
1.Трудностью усвоения учебного материала из-за недостаточного развития словесной речи, словесно-логического мышления.
2.Относительно небольшим объемом знаний фактического материала.
3.Ограниченными возможностями своевременного получения информации из-за снижения слуха, недоступности слабослышащими учащихся средств массовой информации.
4. Трудностью и недостаточной эффективностью работы с учебниками общеобразовательных школ, написанными сложным языком, с ограниченным количеством иллюстративного материала.
Все эти проблемы заставляют меня, как учителя биологии, искать новые пути, использовать различные методы и приемы обучения предмету. Как сделать, чтобы каждый урок был интересным, а учебный материал доступным? Поэтому наряду с существующими традиционными формами (тестирование, тематические вопросы, диктанты) активизации познавательной деятельности в своей практике применяю и нетрадиционные формы (игра, викторина).
«Учить, играя» - заповедь современной школы, которую можно использовать и при обучении слабослышащих учащихся на уроках биологии.
Занимательные уроки проводятся в необычной нетрадиционной форме. Это могут быть: Уроки-соревнования, Уроки-игры, Уроки по типу КВН, Уроки - деловые игры.
Игра является важным средством формирования ценностных ориентаций, развития творческих сил воображения;
- заставляет активнее мыслить, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире;
- ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе и к предмету;
- способствует формированию нравственных качеств личности.
Свою работу по активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся проводила поэтапно:
1.Изучила причины, ведущие к относительно низкой познавательной активности и усвоению знаний по предмету на начальных этапах его изучения.
2. Искала пути решения этих причин:
На первых этапах обучения предмету, учитывая возрастные особенности учащихся, вводила в урок элементы игры, которые дали положительную динамику учебного процесса. На обобщающих уроках использовала игры по типу: «Счастливый случай», КВН. При закреплении материала, повторении в урок включала вопросы викторины, разгадывание кроссвордов.
3.Определила основные результаты:
Чтобы заинтересовать ребенка новым изучаемым материалом, закрепить ранее изученный, использовала, как элемент игры дидактические сказки, сказки-повествования, сказку-ложный рассказ, сказки-загадки. Элементы игры использовала во внеурочное время, во время проведения недели биологии. Был разработан и проведен урок-игра «Суд над сорными растениями» с учащимися 6-х классов. При обобщении ранее изученных тем проводила уроки в форме игры «Счастливый случай», « КВН».
Игры состояли из этапов:
1. Подготовительный.
Класс был поделен на две команды, каждая из которых получила задания:
придумать название команды, выбрать капитана, приготовить эмблему и приветствие, написать мини-сообщение по теме «Это интересно», подготовить вопросы, составить рассказ- загадку команде-сопернице.
2. Проведение игры.
Игру может проводить учитель или ученик.
3. Подведение итогов. Проводит жюри. Критериями оценок берется полный и правильный ответ учащихся, внятность четкость речи, находчивость, знания учебного материала, научных фактов.
Каждая игра заканчивается подведением итогов с обязательным выставлением оценок.
В ходе игры выявились следующие результаты:
- готовясь к игре, учащиеся работали с разными источниками знаний, добывая большой занимательный материал;
- учащиеся ответственно отнеслись к выполнению заданий;
- во время игры была доброжелательная обстановка, где все учащиеся активно играли, стремясь к победе;
- во время игры учащиеся следили за высказываниями друг друга, дополняли ответы;
- игра дала положительный результат, показателем которого явились более высокая степень запоминания учебного материала и отличные оценки.
Таким образом, учебная игра – это нестандартная форма урока, необычная по замыслу, организации, методике проведения; она больше нравится учащимся, чем обычная, классическая.
Предварительный просмотр:
Созонтова Людмила Николаевна,
учитель биологии
ГКОУ СО "ЕШИ № 13» г. Екатеринбург
Использование игры как нетрадиционной формы
обучения на уроках биологии.
Значение познавательной активности для учебного процесса в коррекционной школе заключается в том, что она является мотивом учения, стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, повышает работоспособность, компенсирует и коррегигует недостатки психического развития слабослышащего ребенка (Р.М.Боскис, С.А.Зыков, Б.Д.Корсунская).
Практический опыт показывает, что относительно низкий познавательный интерес у слабослышащих учащихся к усвоению биологических знаний вызван следующими причинами:
1.Трудностью усвоения учебного материала из-за недостаточного развития словесной речи, словесно-логического мышления.
2.Относительно небольшим объемом знаний фактического материала.
3.Ограниченными возможностями своевременного получения информации из-за снижения слуха, недоступности слабослышащими учащихся средств массовой информации.
4. Трудностью и недостаточной эффективностью работы с учебниками общеобразовательных школ, написанными сложным языком, с ограниченным количеством иллюстративного материала.
Все эти проблемы заставляют меня, как учителя биологии, искать новые пути, использовать различные методы и приемы обучения предмету. Как сделать, чтобы каждый урок был интересным, а учебный материал доступным? Поэтому наряду с существующими традиционными формами (тестирование, тематические вопросы, диктанты) активизации познавательной деятельности в своей практике применяю и нетрадиционные формы (игра, викторина).
«Учить, играя» - заповедь современной школы, которую можно использовать и при обучении слабослышащих учащихся на уроках биологии.
Занимательные уроки проводятся в необычной нетрадиционной форме. Это могут быть: Уроки-соревнования, Уроки-игры, Уроки по типу КВН, Уроки - деловые игры.
Игра является важным средством формирования ценностных ориентаций, развития творческих сил воображения;
- заставляет активнее мыслить, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире;
- ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе и к предмету;
- способствует формированию нравственных качеств личности.
Свою работу по активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся проводила поэтапно:
1.Изучила причины, ведущие к относительно низкой познавательной активности и усвоению знаний по предмету на начальных этапах его изучения.
2. Искала пути решения этих причин:
На первых этапах обучения предмету, учитывая возрастные особенности учащихся, вводила в урок элементы игры, которые дали положительную динамику учебного процесса. На обобщающих уроках использовала игры по типу: «Счастливый случай», КВН. При закреплении материала, повторении в урок включала вопросы викторины, разгадывание кроссвордов.
3.Определила основные результаты:
Чтобы заинтересовать ребенка новым изучаемым материалом, закрепить ранее изученный, использовала, как элемент игры дидактические сказки, сказки-повествования, сказку-ложный рассказ, сказки-загадки. Элементы игры использовала во внеурочное время, во время проведения недели биологии. Был разработан и проведен урок-игра «Суд над сорными растениями» с учащимися 6-х классов. При обобщении ранее изученных тем проводила уроки в форме игры «Счастливый случай», « КВН».
Игры состояли из этапов:
1. Подготовительный.
Класс был поделен на две команды, каждая из которых получила задания:
придумать название команды, выбрать капитана, приготовить эмблему и приветствие, написать мини-сообщение по теме «Это интересно», подготовить вопросы, составить рассказ- загадку команде-сопернице.
2. Проведение игры.
Игру может проводить учитель или ученик.
3. Подведение итогов. Проводит жюри. Критериями оценок берется полный и правильный ответ учащихся, внятность четкость речи, находчивость, знания учебного материала, научных фактов.
Каждая игра заканчивается подведением итогов с обязательным выставлением оценок.
В ходе игры выявились следующие результаты:
- готовясь к игре, учащиеся работали с разными источниками знаний, добывая большой занимательный материал;
- учащиеся ответственно отнеслись к выполнению заданий;
- во время игры была доброжелательная обстановка, где все учащиеся активно играли, стремясь к победе;
- во время игры учащиеся следили за высказываниями друг друга, дополняли ответы;
- игра дала положительный результат, показателем которого явились более высокая степень запоминания учебного материала и отличные оценки.
Таким образом, учебная игра – это нестандартная форма урока, необычная по замыслу, организации, методике проведения; она больше нравится учащимся, чем обычная, классическая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/07/picture-801.jpg)
Использование возможностей ИКТ на различных этапах урока биологии /закрепление и проверка ЗУН/
при объяснении нового материала(цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, анимации короткие и сюжетные, вспомогательный материал, электронные презентации);для закрепления полученных зна...
Использование ИКТ и метода проектов на уроках биологии.
статья об использовании НИТ в учебной практике....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-161042-1548343090.jpg)
Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Публикация по биологии на тему "Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/05/picture-278384-1375716229.jpg)
Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии
Краткое обобщение опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/25/picture-350906-1545741330.jpg)
Опыт использования развития самостоятельной деятельности учащихся на уроках биологии
Данный материал интересен методистам, учителям биологии. Опыт работы можно использовать в любом образовательном учреждении....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-69259-1389184041.jpg)
Приложене 1. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках биологии, как один из способов повышения качества знаний учащихся.
Использование ИКТ на уроках билогии позволяет сделать урок более интересными, наглядным....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-379870-1389499899.jpg)
Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»
В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии. Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...