Опорно-двигательная система
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Растащенова Наталия Владимировна

Конспект урока. Строение опорно-двигательной системы, ее функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oporno-dvigatelnaya_sistema.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Скелет человека»

Цель урока: Познакомить  учащихся со строением скелета человека.

Учебно –воспитательные задачи:

   Образовательная - обобщить и закрепить знания о строении и значении опорно – двигательной системы,  об особенностях строения и состава костей. Повторить материал о регулирующем влиянии гормонов на  рост и развитие скелета.  

  Развивающая – развивать способность использовать сравнивать и анализировать ранее полученные знания для усвоения новых и их обобщение. Учить концентрировать внимание, развивать логическое мышление.

 Воспитательная – обратить внимание учащихся на правильную посадку за партой, в целях формирования правильной осанки, воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Оборудование: Скелет человека, таблицы с изображением скелета, череп, муляжи верхней и нижней конечности.

                                               Ход урока.

 Организационный момент.

I. Повторение пройденного материала.

     Фронтальная беседа.

На прошлом уроке мы начали знакомство с опорно- двигательной системой, а  из каких частей состоит опорно – двигательная система?

 -Какое значение имеет опорно – двигательная система?

 -Какой тканью образован скелет?

 -Органические и неорганические вещества…

 -Какие свойства придают костям органические, а какие неорганические вещества?

-А на какие две большие группы подразделяются все кости?

Приведите примеры…

-А теперь подумайте над такой задачей:

В лаборатории одного института ученые изучали рост костей, обновление костного вещества. В ходе этого эксперимента молодой собаке сделали операцию на бедре, окольцевали бедренную кость проволочкой. Прошли годы, собака состарилась и умерла. Ученые вскрыли животное, но на поверхности бедренной кости проволоки не оказалось. Исследователи нашли ее внутри костной ткани.

 - Почему это произошло?

 - Так, а за счет, какой ткани происходит рост кости в толщину?

Вы знаете, что на рост костей в длину оказывает влияние железа внутренней секреции.

- Какая это железа, где она находится и какой гормон вырабатывает?

 - Что происходит при усиленной работе этой железы и наоборот?

Слайд №1

  1. Изучение нового материала.

   Итак,  на прошлом уроке мы с вами выяснили, что опорно –двигательная система человека образована скелетом человека и мышцами.

тема  нашего урока

« Скелет человека».

Демонстрация презентации

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в древней Греции он применялся к мумиям. У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам.

В теле взрослого человека более 200 постоянных костей.

У человека массой 70 кг средняя масса скелета 8-9кг.

   Слайд№2 

    Скелет человека состоит из:

  1. Скелета головы (черепа)
  2. Скелета туловища (позвоночника и грудной клетки)
  3. Скелета поясов верхних и нижних  конечностей и скелета свободных  конечностей.

     Слайд №3

     Учащиеся рассматривают слайд№3  и выясняют, какие

     соединения   костей существуют

   Соединение костей.

Неподвижное (шов) и  полуподвижное соединение костей.

Неподвижное соединение –  кости черепа и кости таза связаны между собой неподвижно

     Полуподвижное – кости позвоночника соединяются между

     собой  - полуподвижно.

      Слайд №4

      Подвижное соединение костей называется  суставом.

Строение сустава – две кости, суставная ямка, суставная головка, они покрыты хрящом и  связаны между собой связками,  сверху сустав покрыт  суставной сумкой, которая заполнена  суставной жидкостью.

  -Как вы думаете, почему необходима суставная жидкость?

     Слайд№5

Строение скелета головы или черепа

Череп состоит из 29 костей и представляет собой единое целое, в котором все кости, за исключением нижней челюсти прочно сочленены между собой швами. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности.

Скелет головы состоит из двух отделов – мозгового и лицевого.

      Слайд №6

      У человека в отличие от обезьяны мозговой отдел развит

      сильнее, чем лицевой, он состоит из 6 костей:

 Лобной, двух теменных, двух височных и одной затылочной.

      Лицевой отдел состоит из 15 костей, которые неподвижно

      срастаются друг с другом, одна подвижная кость – нижняя

      челюсть.

-Как вы думаете, какую роль играет череп?

    Слайд №7

Строение скелета туловища. Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из  33- 34 позвонков, которые между собой соединяются полуподвижно. Он состоит из нескольких отделов: шейный отдел, который включает 7 позвонков.

Задание. Нагните голову и нащупайте на позвоночнике выступающую кость – это 7 шейный позвонок.

Далее грудные позвонки – их может быть 12 или 13. Поясничные позвонки – 5, крестец образован 5-ю сросшимися позвонками и копчик.

Между позвонков находятся межпозвоночные хрящи. Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. К старости длина позвоночника уменьшается на 5-7 см.

-Как вы думаете, почему?

    Слайд №8

   Грудная клетка состоит из 12 -13 ребер, которые неподвижно

   срастаются с грудиной и полуподвижно с позвоночником.

- Как вы думаете, какую роль играет грудная клетка? И почему ребра присоединяются к позвоночнику полуподвижно?

    Слайд №9 и слайд№10

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Вновь у нас физкультминутка,

 наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

     Слайд №11

Строение скелета пояса верхних конечностей и свободной верхней конечности.

Пояс верхних конечностей играет большую роль  в прикреплении верхней конечности (руки) к скелету туловища. Он образован двумя ключицами и двумя лопатками.

Свободная верхняя конечность  образована:

а) костью плеча;

б) двумя костями предплечья – локтевой и лучевой и

в) костями кисти;

     Слайд №12

Строение скелета пояса нижних конечностей и свободной нижней конечности.

Пояс нижних конечностей играет большую роль  в прикреплении нижней конечности (ноги) к скелету туловища.

Он образован двумя парами тазовых  костей, которые неподвижно срастаются с крестцом позвоночника и между собой.

 Свободная нижняя конечность  образована:

а) бедренной костью;

б) двумя костями голени – малой берцовой и большой берцовой;

в) костями стопы;

  Слайд №13

 III. Задание на дом: Прочитать параграф, ответить на вопросы после параграфа.

Найти в учебнике зоологии  ответ на вопрос

      Чем скелет человека отличается от скелета млекопитающих  животных?

Для этого ответить на вопросы:

     а) какие изменения произошли в скелете головы;

     б) в скелете туловища;

     в) в скелете верхних конечностей;

     г) в скелете нижних конечностей;

Слайд №14

Итак, мы с вами познакомились со строением скелета человека, выяснили какую роль играет скелет в нашей жизни и какие функции выполняет опорно – двигательная система.

Слайд №15

IV.Закрепление.

Ответьте на вопросы

Подумай!

         1.Сустав – это…

2. Неподвижное соединение костей  – это...

3. Мозговой отдел черепа состоит из ….

4. Грудная клетка образована…

5. Верхняя конечность состоит из …

6. Нижняя конечность состоит из  …

Слайд №16

Рассмотри рисунок, найди биологическую ошибку…

План –конспект урока

                                                     Учитель биологии

                                                     ГОУ школа - интернат №31

                                                     Растащенова Наталия Владимировна

        Москва 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Опорно-двигательная система"

Контрольная работа по биологии, 8 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Опорно-двигательная система" . Форма: тестовые задания различного вида....

Презентация к уроку биологии "Опорно-двигательная система.Значение опорных систем в жизне животных и растений."

Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм....

Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Роль двигательной активности в развитии опорно-двигательной системы человека».

Изучение влияния физических упражнений на органы и системы органов, укрепление здоровья: двигательная активность входят в состав обязательного минимума содержания основной образовательной программы Че...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.

Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Роль двигательной активности в развитии опорно-двигательной системы человека»

Конспект урока биологиив 8 классепо теме: «Роль двигательной активностив развитии опорно-двигательной системы человека»...

Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, и их роль в осуществлении двигательных актов

Значение и роль систем организма человека в двигательной активности и формированию гармоничного развития личности...