Обобщающий урок по теме "Типы червей"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Повторительно-обобщающий урок по биологии в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_chervey.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок

по биологии в 7 классе по теме: Типы червей

Пояснительная записка

       Интеллектуальная урок игра  по теме: «Типы червей» проводится в целях создания условий для актуализации знаний обучающихся по биологии, расширения  их знания в объёме содержания вопросов, представленных в игре.

    Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся. Повышается эрудиция как игроков, так и зрителей.

       Данную игру можно проводить как обобщающий урок по теме «Типы червей»  среди учащихся 7 классов.

      Цель: обобщение и проверка  знаний по темам «Плоские черви», « Круглые черви», «Кольчатые черви».

    Формирование УУД:

    Личностные: развитие умения приобретать знания самостоятельно, формирование осознанного отношение к живой природе; соблюдение  санитарно- гигиенических норм, формирование осознанного отношения к своему здоровью; использование приобретенных  знаний  в новых нестандартных ситуациях

Познавательные: 

формирование познавательного интереса к предмету, навыков  самоконтроля личных достижений;

развитие   умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

-развитие логического,  образного мышления

Коммуникативные: развитие  навыков  работы в группе, умения отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: закрепление,   систематизация и обобщение  знаний  об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей, их значении в природе и жизни человека;  умение выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания; оценка степени усвоения материала

Вид разработки: дидактическая игра

Педагогические технологии:

  • игровая интерактивная технология: деловая игра
  • технология активного обучения
  • мультимедийная и цифровая технология
  • рефлексия

Методы:

  • мотивации и стимуляции;
  • интерактивный метод
  • метод анализа конкретной ситуации
  • игра-состязание

Форма работы: групповая


Оборудование: игровые  столы  по количеству команд; компьютер, мультимедийный проектор; презентация, грамоты и призы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
а) приветствие
б) фиксирование присутствующих
в) знакомство с целями и формой проведения урока
2. Обобщение и закрепление темы.
    Учитель зачитывает эпиграф:

     « Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные, которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, как эти низкоорганизованные существа»

Ч.Дарвин

Учитель:  Как вы думаете, о каких животных  говорил  Ч.Дарвин? (Ответ: о червях.)
   Знакомство с целями и формой и правилами проведения «Своя игра», представление жюри, деление класса на команды.

Правила игры:

  1. В игре  принимают участие три команды, которые, пользуясь приведённой ниже  схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость (можно провести игру на личное первенство).
  2. Право ответа принадлежит команде (игроку), первой поднявшей руку. В случае верного ответа на счёт команды (игрока) поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда (игрок) получает право выбора следующего вопроса. Если команда (игрок) дала (-ёт) неправильный ответ, то с её (его) счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам (игрокам).
  3. Для оценки работы команд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается 30-40 сек. В нижнем левом  углу каждого слайда помещена управляющая кнопка «Назад » т.е. к таблице категорий вопросов.

В игре встречаются следующие подраунды:

  • “Кот в мешке”. Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде (другому игроку);
  • “Своя игра”. Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда (игрок). Соперники могут “выкупить” право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде (игроку). Если одна из команд (один из игроков) идёт ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на их (его) счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету команды (игрока) остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды (игрока) удваивается.

     Поведение игры:

Классификация

Блиц - вопрос

Угадай – кто?

СЭС предупреждает

Развитие червей

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

40

40

40

40

40

50

50

50

50

50

Категория №1

Классификация

10. К какому типу и классу относится молочно-белая планария?

Ответ: Тип Плоские черви, класс Ресничные черви

20.Назовите тип и класс, к которому относится нереида.

Ответ: Тип Кольчатые черви, класс Многощетинковые черви.  

30. Эти черви обладают высокой регенерацией.

Ответ: Тип Кольчатые черви, Класс Малощетинковые черви) «КОТ В МЕШКЕ»

40. К какому типу червей относятся: острица, трихинелла, нитчатка?

Ответы: Тип Круглые черви (Нематоды))

50. Перечислите классы червей, относящиеся к типу кольчатые черви.

Ответ: Класс Многощетинковые, Класс Малощетинковые, Класс Пиявки

Категория № 2        Блиц-вопрос

10.Часть тела ленточного червя  

Ответ: членик

20. Как называется защитное образование на поверхности кожных покровов паразитических червей?

Ответ: кутикула

30. Как называется наука, изучающая паразитических червей?

Ответ: гельминтология

40. Что такое параподии? «КОТ В МЕШКЕ»

Ответ: параподии — это лопастевидные выросты тела, из которых наружу торчат пучки щетинок.

50. Вооруженные цепни имеют на голове помимо присосок крючки - органы прикрепления, невооруженный цепень имеет только присоски

Ответ: Вооруженные цепни имеют на голове помимо присосок крючки - органы прикрепления, невооруженный цепень имеет только присоски

Категория № 3       Угадай - кто?

10 . Название этого червя происходит от атмосферного явления

Ответ: дождевой червь

20. Движение этих червей напоминает медленное плавное скольжение по поверхности различных предметов, погруженных в воду. Способ движения отразился в их названии. Что это за черви?

      Ответ: планарии

30. Свое название этот кольчатый червь получил за то, что его применяют в медицине для кровопускания. Как он называется?

Ответ: медицинская пиявка

40. В библии этого червя называют огненной змеей, в переводе с латинского это название звучит как «дракончик». А как его называем мы?

Ответ: ришта

50. Заражение домашних животных, например овец, этим паразитом вызывает у них болезнь под названием «вертячка». Овцы беспрерывно крутятся на месте и через 4-6 недель погибают. Как называется червь - возбудитель этой болезни? «КОТ В МЕШКЕ»

Ответ: мозговик

Категория 4     СЭС предупреждает!

10. Употребляя в пищу плохо проваренное мясо можно заразиться...

Ответ: бычьим цепнем

20. Травинки с сырых лугов нельзя брать в рот, так как на них могут быть... «КОТ В МЕШКЕ»

Ответ: личинки печеночного сосальщика

30.В XIX в. Петербургский врач Вейс заметил,  что у детей, страдающих малокровием, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого солитеры. Почему?

Ответ: заражение происходило через сырое мясо, так как животные являются промежуточными хозяевами этих паразитов.

40. Назовите распространенный в Китае метод борьбы с ожирением.

Ответ: Заражение паразитическими червями

50. Почти все коренные народа крайнего Севера (чукчи, ненцы, якуты) заражены ленточными червями, т.к. постоянно употребляют в пищу сырую рыбу и мясо. Но они, зная об этом,  не спешат избавляться от паразитов.  Почему?

Ответ: Летом хозяин кормит червя и он растет. Доказано, что  черви не только запасают минералы и витамины впрок, но и умеют синтезировать  некоторые из них. Зимой в тундре не хватает витаминов и червь начинает отдавать часть хозяину, сокращаясь в длину на треть, а то и на половину.  Получается своеобразный симбиоз.

Категория 5       Развитие червей

10.Стадия жизненного цикла аскариды, на котором происходит заражение человека

Ответ: яйцо«КОТ В МЕШКЕ»

20.Дайте определение терминам:

окончательный хозяин –

промежуточный хозяин-

Ответ:

- окончательный хозяин – в нем обитает половозрелая стадия паразита или происходит его размножение половым путем

- промежуточный - хозяин, в котором обитает личиночная стадия паразита или происходит его размножение бесполым путем

30.Пузырчатая стадия жизненного цикла цепней…..

Ответ: финна

40.Какие стадии развития бычьего цепня обозначены на рисунке буквами   А- Ж?

Ответ:

А – корова (окончательный хозяин)

Б – взрослая особь

В – яйца

Г- личинка с ресничками

Д – прудовик

Е – личинка последнего поколения

Ж - циста

50. Одна из личиночных стадий цикла  развития печеночных сосальщиков,  живущая в теле малого прудовика,  названа в честь итальянского  натуралиста-врача   Ф. Реди.  Как она называется?

Ответ: редия

Категория 6

Эта болезнь, встречающаяся в тропическом поясе, приводит к изменению формы и объема органов. В большинстве случаев отмечается поражение ног, но известны и другие случаи заболевания (в частности отек мошонки). Передается с укусами комаров. Развивается паразит в лимфатических протоках.

Как называется болезнь, и каким паразитом вызывается? (Слоновая болезнь, Тип Круглые черви, Филярии)

Рефлексия.

В конце игры жюри подводит итоги: называется победитель и призёры игры.

Учитель в заключение  игры организует рефлексию по вопросам:

1. Какой вопрос был для вас наиболее сложным?

2. Какой вопрос был для вас наиболее интересным  и запоминающимся?

3. Что  из того, что вы сегодня узнали пригодится вам в жизни?

Желающие по очереди отвечают на предложенные для рефлексии вопросы.

Источники

  1. Биология. Многообразие живых организмов 7 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров. Н.И.Сонин.– М.: Дрофа, 2008 – 255с.: ил.
  2. Биология. Животные: учеб. Для 7 кл. общеобразовательных заведений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – М.: Дрофа, 2000. -304с.:ил.
  3.  А.Теремов, В. Рохлов «Занимательная зоология»  М. «Аст-пресс» 1999г.
  4.  А. Гин. И. Андржеевская  «150  творческих задач о том, что нас окружает»  М. «Вита» 2012г.
  5. http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-12824
  6. http://biolike.ru/2013/09/vsegda-li-paraziticheskie-chervi-eto-zlo/
  7. https://infourok.ru/prezentaciya-obobschayuschiy-urok-po-teme-chervi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Плоские, круглые черви"

Урок проходит в конкурсной форме.Специальная группа готовит инсценировку, где главные действующие лица – черви. Все команды должны определить кто есть кто и написать ответы на листе бумаги. При выполн...

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви"

1. Общая характеристика червей (таблица) 2. Кроссворд по теме: "Плоские черви" 3. Составить из иллюстраций схему "Цикл развития печеночного сосальщика" 4. Составить из иллюстраций схему "Цикл разви...

Уроки-проект "Многообразие червей"

                   Т...

Урок-Проект"Многообразие червей"

                   Т...

Контрольно-обобщающий урок "Плоские Черви"

Данная разработка урока позволит учителю на уроке:Обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания;Расширить знания учащ...

Методическая разработка обобщающего урока биологии по теме "Черви" (для учащихся 7 класса)

Обобщающий урок для учащихся 7 класса. P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель урока: обобщить знания учащихся по темам: «Круглые черви», «Плоские черви», «Кольчатые черви...

Тема урока: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.

Конспект урока по биологии по теме: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.7 класс (по концентрическому принципу ФГОС)Учебник «Биология:Многообразие жи...