Контекстные задачи по биологии
материал по биологии (7 класс) по теме

Маслак Екатерина Николаевна

Коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию несколько задач по темам "Членистоногие", "Рыбы" и "Млекопитающие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontekstnye_zadachi_po_biologii.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Контекстные задачи по биологии

Задания по теме «Членистоногие»

Бабочка

Ремонтируем сети

Пауки плетут сети ночью или ранним утром. Причём, служат эти сети недолго. Почему? Просто в сухом воздухе липкое вещество меняет свою консистенцию и прочность сети снижается. Жуки, шмели и другие крупные насекомые рвут паутину. Поэтому через одну – две ночи пауку приходится обновлять сеть. Такие слабые сети нужно постоянно ремонтировать, а это ведет к большому расходу строительного материала. Так и материала не напасёшься. Как эту проблему решили пауки?

Решение 1. Для экономии времени и липкого белка пауки повторно используют старые нити. Они их поедают. Опыты с радиоактивным материалом показали, что 90% паутинного шелка используется повторно.

Решение 2. Хотя, быть может, и не все виды и разновидности пауков так поступают, но некоторые, за которыми, волей или неволей, приходилось мне наблюдать в Крыму, также ставят и заплатки на сети.

Решение 3. «в СУХОМ воздухе липкое вещество меняет свою…» поэтому выход – постоянно смачивать паутину какой-либо жидкостью - росой, например.

Решение 4. Еще можно сделать так, чтоб именно КРУПНЫЕ насекомые (которые собственно и рвут паутину) видели ее, и она их отпугивала, например, чтоб она была окрашена в «цвет опасности» или имела для них отпугивающих запах. Но, естественно, для мелких насекомых (т.е. для еды паука) эта паутина должна быть «привлекательной».

Переворот в улье

Иногда в пчелином улье необходимо произвести «государственный переворот» — заменить старую матку новой, более сильной. Но как это сделать, ведь население улья сразу же пытается умертвить непрошеную гостью?

Подсказка 1. Пчелы сами не трогают (не могут тронуть) новую пчелу-матку.

Подсказка 2. Необходимо обеспечить отсутствие прямого контакта между пчелами и новой маткой, но это сделать крайне сложно.

Подсказка 3. Используйте особенность поведения пчел — за несколько дней они привыкают к новой матке   

Решение. Московский пчеловод Е. Пальмов новую матку помещает внутрь цилиндрика из сетки и подвешивает в улье. Сверху цилиндрик закупорен пластмассовой крышечкой, снизу — полиэтиленовой пробкой, в которую налит мед для питания матки. Пчелы не могут добраться до новой королевы, а через день-другой привыкают к ней и начинают кормить нектаром. Тогда можно ее выпускать из заточения.

Рыба

Задания по теме «Рыбы»

О любопытной Варваре

Как без сетей и удочек в прибрежной полосе моря ловили рыбу люди каменного века?

Решение. Рыба ловилась сама. В прибрежной полосе моря строились большие лабиринты из камней. Биологи доказали, что раба, попав в лабиринт, может активно его обследовать как «чистого   любопытство», так и  с целью  найти выход,  чтобы  удрать. Но  искать  выход  приходится долго. Общая длина дорожки в нем от входа до выхода в двадцать раз превышает диаметр  самого лабиринта. Во время прилива вода покрывает большой лабиринт, принося с собой много рыбы. В или просто «любопытствует», теряя  время. Тут-то она и становится легкой добычей человека.

Ловись, рыбка, большая и маленькая!

В промысловом лове рыб возникают сложные проблемы. Рыбаки забрасывают  трал, и в него попадает много рыбы. Но полные  сети под водой, к сожалению, еще не означают хорошего улова. Пока их поднимают, четверть, а то и половина всей пойманной рыбы успевает удрать. Как, не усложняя устройство сети, не дать уйти рыбе?

Подсказка. Рыба ориентируется на узелки и нити, из которых связан любой трал: куда движется узелок – туда устремляется рыба. Но вот трал поднимают, рыба делает рывок – и была такова. Отсюда родилась задача: как, опираясь  на знания о зрении рыб, можно их перехитрить?

Решение. Движение воспринимается рыбами в результате так называемого риноскопического эффекта – последовательного перемещения зрительных образов с одних  чувствительных клеток  на другие. Видимый предмет не может просто переместиться из одной  клеточки в другую, он должен «исчезнуть» без следа в одной  и внезапно появиться  в соседней. Но всякий рецептор, оказывается, должен  отдыхать: исчезновение предмета из своего «поля зрения» он не сразу способен заметить, нужно некоторое время.  Если предмет появляется и исчезает в поле зрения  довольно часто, причем  при условии, что время его отсутствия меньше времени рефрактерного периода, то глаз рыбы факта «наличие/отсутствия» объекта уже не заметит. Для короткого ослепления рыбы применяют импульсное освещение.

Задания по теме  «Млекопитающие»

Ежик

 Эй ты, горилла! Иди сюда!

Однажды работал в джунглях Заира германский энтомолог Бодо-Фридриху Ауэ. Работал себе спокойно, никого не трогал, слушал радиоприемник. И вдруг к нему толпой направилось стадо свирепых горилл. Ничего себе шуточки. А что же делать?

Решение 1.  Деваться некуда. И тогда ученый решил ошеломить животных: включил радиоприемник на полную громкость и швырнул его в вожака. Обезьяний народ разбежался.

Решение 2. Мне понравилась вторая подсказка: "Смените канал воздействия на горилл.." Просто гориллам не понравилась музыка, которую слушал уважаемый энтомолог.

Решение 3.  А выключить приёмник он не догадался? Для пробы....

Решение 4. И (сменить канал) посветить фонариком  прямо на них, или применить какое-нибудь сильно пахнущее вещество... ученый же он как-никак...

Решение 5. Бить себя в грудь и орать, как Тарзан, глядишь притормозят...: А если серьёзно, то переключить радио с противной даже гориллам немецкой радиостанции на французскую или настроить на русское радио, а там: "Русское радио - всё будет хорошо". Можно, если не жалко запустить по горилле лидеру радиоприёмником, а самому притвориться валенком... В любом случае Фридрих потеряет нервные клетки

Решение 6. Срочно десантировать в джунгли 10 "конкретных пацанов", они эту толпу "дошколят" мигом разгонят, да еще и дань положат в виде свежее сорванных бананов.

Решение 7. Я бы на его месте первым делом выяснила, не радиоприемник ли привлек зверушек. И если это было бы действительно так, просто подарила бы им желаемую игрушку, пусть бы слушали музыку.

Олениха и олененок

Пятнистая шкура оленя позволяет маскироваться в случае опасности. Но эта же шкура мешает малышу-олененку следовать за мамой, особенно в случае опасности. Стоит только отвернуться на минуту - и маму не найдешь. Как помочь олененку не отстать от мамы?

Подсказка 1. Олениха должна быть хорошо заметна олененку, чтобы он мог за ней следовать, и должна быть незаметная, чтобы маскироваться от хищников.

Подсказка 2. Шкура оленихи сама показывает олененку - Вот, я!

Подсказка 3. Используйте посредник, дающий сигнал, легко обнаруживаемый оленёнком.

Решение 1. Если он испугается и бросится бежать, эта “салфетка” становится шире, заметнее. Это ориентир для олененка. Кроме того - это своеобразный сигнал опасности для других особей.

Решение 2. Оленёнок, когда потеряется, подаёт звуковой сигнал, мама отзывается.

Решение 3. Думаю конструктор оленя (природа, создатель, бог, или кто еще) предусмотрел железу, которая вырабатывает специальное вещество с запахом который чувствует олененок,

используя обоняние.

Лошади и мошки

Известно: лошадь отгоняет насекомых - комаров, мошек своим хвостом. Но до головы хвостом не дотянешься. Что должен сделать коневод, имеющий дело с несколькими лошадьми?

Подсказка 1. Лошадь сама хвостом отгоняет мошек

Подсказка 2. Хвост лошади, должен быть большим, чтобы отгонять насекомых от головы, и должен быть маленьким (таким, как есть), чтобы не мешать лошади

Решение 1. Лошади становятся так, чтобы отгонять своим хвостом мошек и от головы другой лошади. В коневодческой практике такие позы называют "лошадиным флиртом»

Решение 2. Если коневод не беден, то ему следует установить спец. устройство. Устройство это простой сенсорный воздуходув. Лошадь подходит к нему и ее обдает поток воздуха. Лошадь запоминает это и в следующий нужный ей раз повторяет процедуру (вырабатывается условный рефлекс).

Использованные источники:

  1. http://www.trizland.ru/
  2. http://www.natm.ru/triz/kurs_tam.htm
  3. http://www.trizminsk.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контекстные задачи по географии.

Контекстные задачи можно использовать в 8 классе при изучении темы "Природно-хозяйственные зоны России"....

Особенности построения урока географии с применением контекстных задач.

Применение контекстных задач на уроках географии на примере урока в 6 классе по теме: "Вулканы. Горячие источники"....

Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС

Использование контекстных задач для  реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка являе...

"Контекстные задачи как средство формирования и оценивания УУД"

Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии САО...

Контекстные задачи

                                                      ...

Контекстные задачи в обучении химии (Творческая мастерская)

Контекстная задача  – это задача мотивационного характера, в условии описана конкретная жизненная ситуация, ассоциирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное,  данно...

Мастер -класс Решение контекстных задач на уроках биологии как способ развитие читательской грамотности школьников

Сценарий мастер - класса   по использованию задач с биологическим содержанием для формирования читательской  грамотности как важного компанента функциональной грамотности...