Контекстные задачи
статья по биологии (11 класс) на тему

Матросова Евгения Семеновна

                                                                              

К контекстным относят такие задачи, содержание которых отражает ситуации, часто встречающиеся в реальной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontekstnye_zadachi.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Контекстные задачи

К контекстным относят такие задачи, содержание которых отражает ситуации, часто встречающиеся в реальной жизни

На протяжении ряда лет учащиеся российских школ показывают низкий уровень естественнонаучной грамотности при выполнении компетентностно-ориентированных заданий, предложенных в международных исследованиях РISA. Решение таких контекстных задач требует не столько знаний и умений, формированию которых в отечественной школе уделяется должное внимание, сколько применения их в конкретных жизненных ситуациях. Подчас, для решения той или иной проблемы требуются знания из разных областей.

Международный опыт показывает, что продуктивная разработка контекстных заданий возможна при использовании определенных принципов:

задание составляется на основе практической ситуации, которая должна обеспечивать возможность комплексной проверки знаний и умений, т.е. требовать использования знаний и умений из различных тем и разделов курса химии и из других учебных предметов (биологии, экологии, физики, географии) или внешкольных источников информации

в рамках предложенной ситуации должна возникать такая проблема, которая делает действительно необходимым использование химии для ее решения

контекст задачи не должен явно подсказывать область знаний и метод ее решения, которые надо использовать для решения поставленной проблемы

условие задачи должно включать излишнюю информацию, которая не является нужной для решения поставленной проблемы

Ниже представлен алгоритм составления контекстных задач с химико-экологическим содержанием и таблица, в которой в качестве примеров предложены факты для использования при составлении заданий. Разработкой заданий подобного типа могут быть заняты не только педагоги для создания дидактических материалов к элективному курсу, но и обучающиеся, которые могут разработать такие задачи самостоятельно в качестве творческого домашнего задания или в рамках учебного занятия.

Составление контекстных задач с биолого-экологическим содержанием

1. Выбрать интересный факт, связанный с изучаемыми организмами или явлениями, имеющий прикладное значение.

2. Записать особенности строения или явления

3.  Значение организма в природе и для человека

4.  Четко сформулировать задание.

5. Составить и записать текст задачи и вопрос с использованием опорных слов для данного типа задания.

6. Выполнить задание.

7. Записать ответ.

Пример:

Учащимся предлагается решить и обсудить итоги решения следующей контекстной задачи:                     Эти удивительные планарии. Планарии – существа удивительные! Поймав жертву (мелких ракообразных), планария терриколе крепко обнимает его своим плоским телом и, опрыснув кишечным соком, переваривает, даже не дав себе труда проглотить его. А если саму планарию захочет кто-нибудь проглотить, он должен, прежде всего, подготовить свои нервы к спектаклю. Когда терриколе угрожает опасность, она вдруг сама разрывает себя на куски, и перед изумлённым врагом вместо живого червя замирают, округлившись, десять-двадцать слизистых комков. Через несколько часов, когда опасность минует, каждый комочек, регенерируя орган за органом, воссоздаёт целого червя!

Какой вывод можно сделать об уровне специализации тканей и органов, если учесть, что планарии регенерируют из 1/279 части тела?

Домашнее задание

 

  1. Расселились планарии по всему миру — живут и в море, и в пресной воде, и в тропических лесах во мху. Пёстрые разноцветные «ленты» длиной с ноготь, а то и с ладонь, они не ползут, а скорее скользят, словно струятся, со скоростью несколько метров в час по слизистой «дорожке», которую сами под себя подстилают. «Вынюхивают» свою добычу. В коже пресноводных планарий, живущих в тех же водоемах, что и гидра, встречаются стрекательные клетки с ядом.                 

Какое значение для планарий имеют стрекательные клетки? Как вы считаете, каково происхождение этих стрекательных клеток? Ведь ученые не нашли в теле планарий ни одной молодой стрекательной клетки!                                                

  1. В конце 19 века американские ученые — Майнот и Мэрфи предложили использовать для лечения малокровия сырую говяжью печень. Был получен хороший эффект. Гематологи мира подтвердили это открытие, и Майнот и Мэрфи были удостоены в Нобелевской премии. Однако петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо и печень, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?         

2 вариант

  1. Зараженность аскаридами зависит от культурного уровня и бытовых условий населения: у отсталых по своей культуре народностей аскаридоз распространен сильнее, чем у цивилизованных, и чаще наблюдается у детей и подростков, чем у взрослых. Обыкновенным местопребыванием взрослых аскарид является тонкая кишка; оттуда они иногда попадают и в другие отделы кишечника и по пищеварительному тракту выносятся вместе с испражнениями наружу.                         Исследования обнаружили одну любопытную особенность в развитии аскариды. Венский врач Бремзер в опыте, поставленном на себе, выяснил, что из только что отложенных аскаридой яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?                                                                                                
  2. Дарвин был первым ученым, который обратил внимание на огромную роль дождевых червей в природе. Великие созидатели и преобразователи почвы для жизни на Земле, молчаливые труженики, они повышают плодородие почвы на 25%...                         

Если бы не дождевые черви, у археологов было бы мало работы. Ученые считают, что руины Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это происходит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контекстные задачи по географии.

Контекстные задачи можно использовать в 8 классе при изучении темы "Природно-хозяйственные зоны России"....

Особенности построения урока географии с применением контекстных задач.

Применение контекстных задач на уроках географии на примере урока в 6 классе по теме: "Вулканы. Горячие источники"....

Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС

Использование контекстных задач для  реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка являе...

"Контекстные задачи как средство формирования и оценивания УУД"

Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии САО...

Контекстные задачи по биологии

Коллеги!Предлагаю Вашему вниманию несколько задач по темам "Членистоногие", "Рыбы" и "Млекопитающие"...

Контекстные задачи в обучении химии (Творческая мастерская)

Контекстная задача  – это задача мотивационного характера, в условии описана конкретная жизненная ситуация, ассоциирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное,  данно...

Контекстные задачи по теме "Количество вещества.Моль".

Применение данного метода   позволяет повысить интерес  у обучающихся к решению расчётных задач....