ПРОГРАММА самореализации личности учащегося по курсу «Биология» Тема: «Клетка »
тренажёр по биологии (9 класс) на тему

Марисая Ольга Васильевна

 

Создан для работы с одаренными учащимися, содержит разнообразные задания, способствующие формировать самообразовательную, информационную компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kletka.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артемовский  городской отдел образования

Методический кабинет

Артемовская общеобразовательная школа I-II ступеней №1

ПРОГРАММА

самореализации личности учащегося

по курсу «Биология»

Тема: «Клетка »

                                         Составитель:

                                                              учитель биологии ош №1

                                                                  Марисая Ольга Васильевна

                                         

ДОРОГОЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ДРУГ!

     В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. (Леонардо да Винчи )

 Зачем человеку нужны знания? Вспомни,  биология - это наука, изучающая основы жизнедеятельности и взаимодействия живых организмов. Изучение биологии изменило многие сферы деятельности человека. С помощью этой науки человек  узнает больше о живой природе вокруг себя. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса. Но базовые знания в этой науке необходимы и неспециалистам для того, чтобы успешно ориентироваться в современном мире и делать правильный выбор, например, в ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, или с собственным здоровье.

Один из разделов биологии изучает клетку и тебе предоставляется возможность стать исследователем. Тела живых организмов состоят из миллионов мелких частиц — клеток. Каждая клетка — это маленький живой организм: она питается, размножается и взаимодействует с другими клетками. Клетки. Шарообразные, яйцевидные, имеющие форму параллелепипеда, куба подковы, звезды, ветвящиеся, извилистые…Клетки являются живыми кирпичиками, из которых состоит тело человека. Клетки, соединяясь одна с другой , образуют стенки органов или кожный покров. Вытянутые, с удлиненными окончаниями, они представляют собой "электрические провода", по которым передаются нервные импульсы. Наконец, они служат "живыми транспортными средствами", имея форму шариков, циркулирующих в кровотоке. Это и многое другое ты узнаешь , работая по этой программе.

  Для решения заданий и вопросов опирайся на имеющийся опыт или актуализируй ранее полученные знания. Работа с программой будет способствовать развитию твоих положительных природных наклонностей, способностей и одаренности , потребности и умения самосовершенствоваться, овладению практическими умениями и навыками научной, элементами опытно-экспериментальной деятельности, а также приучает к самостоятельности и ответственности.

Побед и удачи, тебе, на пути отк рытий!

Самая ценная победа, полученная честно, своими силами!

Проект программы предусматривает

Знать:

–  методы изучения клетки

– строение и функции органоидов клетки, цитоплазмы, поверхностного аппарата;

– отличия ядра и нуклеоида;

– строение клеток растений ,животных, бактерий

– основные положения современной клеточной теории.

Уметь

–  работать с учебной, справочной, научно-популярной литературой;

–  классифицировать органоиды клетки;

– работать с микроскопом, микропрепаратами;

– объяснять процессы и явления живой природы и научные факты.

Нормировать:

–  свою учебную деятельность;

–  письменные и устные ответы по алгоритму;

–  знания по теме в виде схем, таблиц, планов-конспектов.

Ценить: 

 –  научные открытия клетки;

–  разнообразие окружающего мира живой природы;

–  знания как основу культуры, сохранения жизни и здоровья человека;

–  настойчивость в достижении цели, рациональное использование

    рабочего времени, развитие творческой, социальной, информационной и

    поликультурной компетентностей.

Ознакомившись с заданиями, спланируй свою учебную деятельность рационально. Трудись с вдохновением!

Выполнив задание, определи своё отношение к нему – поставь напротив каждого задания соответствующий знак:

! – интересное задание

? – трудное задание

0 – неинтересное задание

~ – не могу определиться

и оцени свою работу по двенадцатибалльной системе.

В ходе обсуждения выполненных заданий ты сможешь сопоставить свою оценку с оценкой учителя.

Приступаем к работе!

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

(Леонардо да Винчи)

Целевая установка

Задания

Дата выполнения

Уро

вень интере

са

Само

оценка

1.

Систематизируем и структурируем знания по теме

1.Методы изучения клетки.

2.Современная клеточная теория - основные положения.

3.Функции поверхностного аппарата клетки.

4.Строение и функции мембранных и немембранных органелл и включений.

5.Ядро эукариотов.

6.Нуклеоид прокариотов.

2.

Работаем с дополнительными источниками информации.

Значение стволовых клеток.

3.

Немного занимательного

Из « Книги рекордов Гиннеса» Клетки человека.

Продолжительность существования клеток.

Чем интересна водоросль ацетабулярия?

4.

Составляем биографическую справку

 Роберт Гук. 

 А. ван Левенгука

5.

Устанавливаем последовательность исследования  и открытия клетки

Составить хронологическую таблицу основных достижений в исследовании клетки.

6.

Решаем проблемный вопрос

1.Согласно классической модели строения клетки в ее состав входит одно ядро. Однако встречаются и исключения – безъядерные и многоядерные клетки. Приведите известные вам примеры таких клеток. С чем, по вашему мнению, связаны такие особенности их строения ?

2. Какие функции не смогла бы выполнять плазматическая мембрана, если бы в её состав не входили белки?

7.

Исследуем

Что изучают науки цитология, гистология, генетика?

8.

Обосновываем

Предположим, что Р. Гук не открыл клеточное строение организмов. Как  это отразилось бы  на развитии биологической науки? Почему вы так думаете?

9.

Объясняем

Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

10.

Устанавливаем причинно-следственные связи

О чем может свидетельствовать принципиальное сходство химического состава и строения клеток растительного и животного организма?

11.

Сравниваем

Сравнить строение клеток растений, животных и бактерий.

органеллы

животные

растения

Бактерии

О чем может свидетельствовать наличие различий в строении и функционировании клеток растений и животных?

     .

Юный друг!

Ты хорошо поработал, если достиг поставленных целей – справился с предложенными заданиями.

Возможно, работая с различными источниками информации, у тебя возникли новые вопросы, а может, ты знаешь на них ответы?!  Сформулируй вопросы по теме, которые можно задать любознательным учащимся биологам-эрудитам, олимпийцам.

Сделай мини–анализ проделанной работы.

Напиши научный очерк на одну из тем:

« Зачем изучают клетку?»

«Клетка – элементарная целосная живая система.»

«Процессы жизнедеятльности клетки для сохранения здоров’я.»

(Очерк – прозаический документальный жанр, чаще всего посвящён фактам жизни, науки, людям, приближается к рассказу.)

Составь презентацию : « Строение клетки.»

                                                                                          

Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.

(Сухомлинский В. А.)

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах под ред. Р.Сопера. – М.: Мир, 1993
  2. Балан П.Г., Верес Ю.Г.биология,10.К. «Генеза».2010
  3. Кнорре Е.Живое в прожекторах науки. М. «Детская литература.»1986
  4. Общая биология . Учебник для 10-11 кл.Под редакцией Д.К Беляева. М. «Просвещение».1992
  5. Соболь В.И. Биология. Справочник и тесты. Камянец-Подольский.Абетка.2013
  6. Соколова Н.П., Андреева И.И.Биология. Пособие для подготовительных отделений с\х вузов.К. Издательство УСХА. 1989
  7. СтрашкоС.В., Горяная Л. И.биология.9 кл, К. «Грамота».2009
  8. Тагліна О.В.,Біологія .10. Харьків. 2010
  9. С. Штрбанова. Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. Москва, 1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося

Выступление на съезде классных руководителей Республики Крым на тему "Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося"...

Программа самореализации личности учащегося 9 класса по биологии

Программа самореализации личности учащегося 9 класса по биологии.дорогой друг! Ваш возрастной период – юношеский – является определяющим в выборе профессии, поэтому стремление познать себя тоже р...

Создание комфортных условий для самореализации личности учащихся

        Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя (преподавание)...

Программа самореализации личности учащегося по теме: «Текстильное материаловедение».

Программа самореализации личности учащегося по теме: «Текстильное материаловедение».в  6 классе (Раскрой свой творческий потенциал!) в системе модульно- развивающего обучения....

Творческие работы как средство самореализации личности учащегося на уроках английского языка.

Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития уча...

ПРОГРАММА самореализации личности учащегося по курсу «Биология» Тема: «Класс Птицы»

Создан для работы с одаренными учащимися, содержит разнообразные задания, способствующие формировать самообразовательную, информационную компетентности....

Программа самореализации личности по курсу Биология 5 класс Тема "Клетка"

Программа позволит ученику основательно изучить тему "Клетка"...