Повторение по теме: «Биология – наука о живом мире».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Людмила Николаевна Романцова
Данная разработка урока составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок для родителей

Повторение по теме: «Биология – наука о живом мире».

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

Повторение по теме: «Биология – наука о живом мире».

Данная разработка урока составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса.

Тип урока

Урок развивающего контроля.

Цель

Систематизировать, обобщить и расширить знания о строении живых организмов.

Задачи

- образовательные: знать изученный материал по теме: «Биология – наука о живом мире».

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

- применяют знания о биологии, как науке о живом мире;

- оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме;

- владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы.

Метапредметные

- регулятивные: - самостоятельно определяют цель учебной деятельности, регулируют учебную деятельность;

- участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением, высказывают своё;

- коммуникативные: - осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

- познавательные: - извлекают необходимую информацию из учебника;

- соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Личностные

- в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку.

Ресурсы

Мультимедийное оборудование, учебник, плакаты «Строение клетки», «Увеличительные приборы»

Технологии

информационно-коммуникационные технологии - повышение эффективности и качества обучения, усиление мотивации обучения через использование мультимедийных презентаций; технология развития интеллектуально-творческого мышления - формирование интереса к изучаемому материалу, стимулирование мыслительной деятельности обучающихся; использование игровых технологий; здоровьесберегающие технологии - сохранение и укрепление здоровья обучающихся через физкультурно-оздоровительные мероприятия.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока, дидактические цели.

Содержание учебного материала. Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Форма организации учебной деятельности

Формирование УУД.

1 этап. Организационный

Приветствие учащихся.

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки.

«Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Биология сейчас».

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

фронтальная

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2 этап.

Актуализация знаний

«Давайте вспомним, что мы проходили в течение нескольких уроков».  

Учащиеся вспоминают пройденные темы по разделу «Биология – наука о живом мире»:

1.«Наука о живой природе»; 2. «Свойства живого»; 3. «Методы изучения природы»; 4. «Увеличительные приборы»; 5. «Строение клетки. Ткани»; 6. «Химический состав клетки»; 7. «Процессы жизнедеятельности клетки».

фронтальная

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

3 этап.

Создание проблемной ситуации

«Вспомним и проверим наши знания. Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока».

Осознают и проговаривают тему – повторение по разделу «Биология – наука о живом мире».

фронтальная

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, выдвигают проблему.

4 этап

Целеполагания

Повторение по разделу «Биология – наука о живом мире».

«Наш урок необычный – путешествие по станциям»

Чтение слайдов.

фронтальная

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности

5 - 6 этап

Осмысление.

Закрепление и обобщение.


 

1. Станция «Всезнайка»

Верите ли Вы что…

Вакуоль содержит цитоплазму.

Вакуоль содержит клеточный сок.

Микробиология – наука о животных.

Микология – наука о грибах.

Рост – то увеличение размеров тела.

Для живых организмов характерно только питание и выделение.

Живые организмы имеют клеточное строение.

Группы клеток, сходных по строению, функциям и имеют общее происхождение называют тканью.

Эпителиальная ткань – это ткань растений.

Механическая ткань – это ткань животных.

В состав клеток входят только неорганические вещества.

Крахмал, белок, жир – это органические вещества.

Жиры используются организмами как запасной источник энергии.

Вода, сахар, углеводы, клейковина – это неорганические вещества.

2. Станция «Микроскоп».

1)Восстановите правильную последовательность работы с микроскопом по ресурсному материалу (см карточку). Ресурсный материал. Восстановите правильную последовательность работы с микроскопом.

Вращая зеркальце и глядя в окуляр, добейся полного освещения поля зрения.

Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1-2мм от объекта исследования.

Поставь микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-8 см от края стола.

Положи готовый микропрепарат на столик микроскопа (над отверстием столика).

Глядя в окуляр, медленно вращай винт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

Ответ: 3, 1, 4, 2, 5; кодовое слово – « узнал» Расшифратор:

1

2

3

4

5

3

а

у

н

л

3. Станция «Клетка».

Назвать органоид клетки по предложенной характеристике и показать по таблице.

1) В этом органоиде накапливается
клеточный сок (вакуоль).

2) В этом органоиде хранится наследственная информация (ядро).

3) Она представляет собой вязкое, полужидкое содержимое клетки (цитоплазма).

4) Покрывает клетку снаружи (клеточная мембрана).

4. Станция «Оздоровительно-повторительная».

Физкульминутка – игра «Живое и неживое».

Называя тела живой природы, разводите руки в стороны и машете ими, изображая птичку.

Называя тела неживой природы, приседаете.

Дом, ромашка, парта, пробирка, кошка, грибы, берёза, бабочка стул, ласточка, лупа, цыплёнок, гусеница, тетрадь, сосна, пижма, лыжи, снег, ель, вода, традесканция и др.

5.Станция «Третий лишний».

Найдите лишнее понятие среди предложенных.

одноклеточные, холодноклеточные, многоклеточные;

курица, гидра, камень;

обдумывание, наблюдение, эксперимент;

лупа, компьютер, микроскоп;

окуляр, объектив, пинцет;

мышечная, механическая, нервная ткани;

покровная, проводящая, эпителиальная ткани;

вода, белки, жиры.  

6.Станция «Абракадабра».

Расшифруйте по предложенным карточкам на доске название органоидов клетки

родя - ядро

лапацтоимз- цитоплазма

вькуало - вакуоль

чоткленая брамнаме – клеточная мембрана

7.Станция «Загадки».

Я прозрачна и прочна,

Ни тонка, ни широка.

От микробов, ран, грибочков

Защищает …..(оболочка)

Клетке без меня не жить.

Я за всё в ней отвечаю:

Что делить, что пропустить.

Я об отдыхе мечтаю.

Без меня же всё мертво.

Вы напишите …..(ядро)

Я расту и расширяюсь

И всё больше округляюсь.

Коль спрошу у вас пароль,

Отзовётесь ……(вакуоль)

Я в движенье нахожусь

Я верчусь, сную, кручусь.

Соль дадите – ждите спазма,

Вмиг сожмётся ……(цитоплазма)

8.Станция «Кроссворд».

Презентация2


 

 

При согласии утверждения учащиеся хлопают в ладоши.

При несогласии утверждения – мотают головой в стороны.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 
 

Работают в паре по карточке – ресурсному материалу. Определяют правильную последовательность работы с микроскопом и с помощью расшифратора узнают кодовое слово – « узнал».


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся узнают органоид и показывают по таблице.

Осуществляют профилактику утомления.

Учащиеся называют лишнее понятие:

Холодноклеточные

камень

обдумывание

компьютер

 пинцет

механическая ткань

эпителиальная ткань

вода


 

Учащиеся письменно отвечают на вопросы и заполняют в бланк ответа.

Учащиеся узнают органоиды.


 Учащиеся отвечают на загадки.


 

По вопросам заполняют кроссворд. Презентация2

фронтальная


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


  

групповая


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

групповая


  

фронтальная


 


 


 


 


 


 

индивидуальная


 


 


 


 


 


 


 


 


 

фронтальная 

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.

Регулятивные:

продолжают формирование умений участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

продолжают формирование умений работать по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

продолжают обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные:

осознают свои возможности в учении; осознают неполноту знаний; устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом; оценивают собственный вклад в работу группы.


 


 


 


 

7 этап

Рефлексия (итог урока).

Продолжите фразы

Я хотел(а) похвалить себя…

Я хотел(а) похвалить одноклассников…

Мне хотелось бы…

Я желаю ребятам…

Я желаю себе…

Учащиеся продолжают фразы.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: проводят рефлексию учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий.



Предварительный просмотр:

Оценочный лист квеста «Биология-наука о живых организмах»

Название станций

Количество баллов

1 ряд

«Светлячок»

2 ряд

«Одуванчик»

3 ряд

«Апельсин»

Станция «Всезнайка»

1 балл за каждый правильный ответ

Станция «Микроскоп».

1 команда-3 балла

2 команда-2 балла

3 команда-1 балл

3. Станция «Клетка».

1 бал за правильный ответ + 1 балл за правильный показ органоида

4. Станция
«Оздоровительно-повторительная».

Не оценивается

5.Станция «Третий лишний».

1 балл за каждый правильный ответ

6.Станция «Абракадабра».

1 команда-3 балла

2 команда-2 балла

3 команда-1 балл

6. Станция «Загадки»

1 балл за каждый правильный ответ

7.Станция «Кроссворд».

1 балл за каждый правильный ответ



Предварительный просмотр:

Восстановите правильную последовательность работы с микроскопом.

  1. Вращая зеркальце и глядя в окуляр, добейся полного освещения поля зрения.
  2. Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1-2мм от объекта исследования.
  3. Поставь микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-8 см от края стола.
  4. Положи готовый микропрепарат на столик микроскопа (над отверстием столика).
  5. Глядя в окуляр, медленно вращай винт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

1

2

3

4

5

3

а

у

н

л

Восстановите правильную последовательность работы с микроскопом.

  1.         Вращая зеркальце и глядя в окуляр, добейся полного освещения поля зрения.
  2. Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1-2мм от объекта исследования.
  3. Поставь микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-8 см от края стола.
  4. Положи готовый микропрепарат на столик микроскопа (над отверстием столика).
  5. Глядя в окуляр, медленно вращай винт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

1

2

3

4

5

3

а

у

н

л

        

  1.         Вращая зеркальце и глядя в окуляр, добейся полного освещения поля зрения.
  2. Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1-2мм от объекта исследования.
  3. Поставь микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-8 см от края стола.
  4. Положи готовый микропрепарат на столик микроскопа (над отверстием столика).
  5. Глядя в окуляр, медленно вращай винт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

1

2

3

4

5

3

а

у

н

л


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: