Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире», 5 класс
тест по биологии (5 класс)

Князева Ольга Викторовна

          Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире» представлен в форме, отражающей специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С). Это позволит уже с 5 класса обучать школьников работе с тестовым материалом, что будет чрезвычайно полезным при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире» содержат 10 вопросов и 4 задания. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_no_1_biologiya_-_nauka_o_zhivom_mire.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире» 

Пояснительная записка

  1. Цели контроля: проверить уровень сформированности предметных и метапредметных результатов по теме «Биология – наука о живом мире».

Предметные результаты обучения: 

Знания:

  • понятие биология;
  • понятие орган, организм;
  • основные признаки живого организма;
  • методы изучения природы;
  • устройство и использование микроскопа;
  • особенности строения клетки и ее химический состав;
  • органоиды клетки и их функции
  • органические и неорганические вещества в клетке и их значение;
  • понятие о тканях (растительных и животных);
  • процессы жизнедеятельности клетки.

Умения:

  • отличать живые организмы от неживых тел;
  • характеризовать особенности живых организмов;
  • пользоваться микроскопом;
  • характеризовать особенности строения клетки;
  • определять органоиды в клетке;
  • отличать растительную клетку от животной клетки;
  • описывать особенности тканей растений и животных, приводить примеры;
  • характеризовать процессы жизнедеятельности клетки, приводить примеры роста клеток, развития, размножения;
  • характеризовать органические и неорганические вещества, приводить примеры;
  • владеть биологической терминологией.

.

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, находить и использовать причинно следственные связи, делать логические заключения и выводы.

Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий; осуществлять проверку своей деятельности, вносить изменения.

Коммуникативные: отражать в письменной форме результаты своей деятельности; управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата).

  1. Форма контроля: тест
  2. Время выполнения контрольной работы: 45 минут
  3. Количество вариантов: 2
  4. Количество вопросов и заданий в каждом варианте: 26
  5. Распределение заданий по уровню сложности:

- репродуктивный уровень – 10 вопросов (71%)

- конструктивный уровень – 3 задания по 5 вопросов (21%)

- творческий уровень – 1 задание (7%)

        

                Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире» представлен в форме, отражающей специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С). Это позволит уже с 5 класса обучать школьников работе с тестовым материалом, что будет чрезвычайно полезным при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире» содержат 10 вопросов и 4 задания. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).

Уровень А – базовый (10 вопросов). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Уровень В – более сложный (3 задания). Одно задание этого уровня содержит ответы с множественным выбором, два задания требует краткого ответа (в виде одного-двух слов).

Уровень С – повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.

                Критерии оценивания. 

                Вопросы части А оцениваются одним баллом за каждый правильный ответ, максимальное количество баллов – 10 баллов.

                Вопросы и задания в части В оцениваются по пятибалльной шкале, максимальное количество баллов – 15 баллов.

                Задание в части С оценивается тремя баллами, если дан правильный ответ и грамотно указано объяснение. Если ответ указан правильный, но объяснение дано частичное, то ставится два балла. В случае, если ответ дан правильный, а объяснение отсутствует – 1 балл. Если дан неправильный ответ – 0 баллов.

                Максимальное количество баллов  в контрольной работе – 28 баллов.

                Оценка «пять» ставится, если работа выполнена более чем на 80%; оценка «четыре» - 61% - 80%; оценка «три» - 40% - 60%; если работа выполнена менее чем на 40% ставится оценка «два».

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Количество баллов

23-28 баллов

17-22 балла

12-16 баллов

менее 12 баллов

Вариант 1

Часть А.  Выберите ОДИН правильный ответ.

  1. Биология – это наука: а) о веществах; в) о живых организмах; б) о явлениях природы; г) о великих ученых
  2. Живая клетка представляет собой: а) простое вещество; в) часть живого организма; б) сложное вещество; г) часть неживой природы.
  3. Хранит наследственную информацию: а) цитоплазма; б) клеточная мембрана;
    в) вакуоль; г) ядро
  4. Зеленую окраску растениям придает: а) вакуоль; б) ядро; в) хлорофилл;
    г) клеточная мембрана.
  5. У растений имеются ткани: а) нервная; в) мышечная; б) механическая;
    г) эпителиальная.
  6. Органическими веществами клетки являются: а) белки, жиры и углеводы;
    б) минеральные соли и вода; в) вода и витамины; г) минеральные соли и металлы.
  7. Зола, оставшаяся после сжигания семян это: а) белки; б) минеральные соли;
    в) жиры; г) углеводы
  8. Основным источником энергии для клетки являются: а) неорганические вещества; б) углеводы; в) вода и минеральные соли; г) белки.
  9. Самое распространённое неорганическое вещество, входящее в состав живых организмов - это: а) вода; б) соль кальция; в) поваренная соль; г) углекислый газ.
  10. Основная часть микроскопа: а) штатив; в) тубус (зрительная трубка); 
    б) предметный столик; г) зеркало.

Часть В.  

ЗАДАНИЕ №1. Выпишите номера пяти верных утверждений (по порядку)

  1. Белки, жиры, углеводы – это неорганические вещества
  2. Тканями называют группы клеток, сходных по строению и функциям
  3. Орган – это часть организма
  4. Органические вещества, которые входят в состав клетки – это вода и минеральные соли
  5. Размножение клеток происходит путем ее деления на 2 части
  6. Живые клетки дышат и растут
  7. Внутри клетки человека в цитоплазме расположен хлоропласт
  8. Все организмы имеют клеточное строение
  9. Гемоглобин – это белок крови.
  10. Ядро защищает содержимое клетки от внешних воздействий.

ЗАДАНИЕ №2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков слова, приведенные ниже в словарике.

Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает ________1____________, под ней находится вязкое полужидкое вещество __________2_______________У большинства клеток в центре расположено ________3________. Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат ______________4______________. Между клетками входящими в состав ткани имеются промежутки. Они заполнены ____________5______________

Словарик:  А) цитоплазма, Б) межклеточное вещество, В) хлоропласт, Г) наружная мембрана, Д) ядро.

ЗАДАНИЕ №3. Перечислите пять основных признаков  живого организма

Часть С. Какое слово является лишнем и почему? а) клеточная стенка; б) ткань;
в) вакуоль; г) хлоропласт:  

Вариант 2

Часть А. Выберите ОДИН правильный ответ.

  1. Все организмы имеют: а) клеточное строение; б) одинаковые органы;  
    в) одинаковую форму; г) одинаковые ткани.
  2. Полужидкое вещество, которое заполняет клетку - это: а) цитоплазма;
    в) наружная мембрана; б) хлоропласт; г) ядро
  3. Обеспечивает  взаимодействие всех компонентов клетки: а) цитоплазма;
    б) клеточная мембрана; в) вакуоль; г) ядро.
  4. В клетках животных отсутствует: а) клеточная мембрана; б) клеточная стенка;
    в) ядро; г) цитоплазма.
  5. Группы клеток сходных по строению и выполняемым функциям называют:
    а) ткань; б) межклеточное вещество;  в) орган; г) организм.
  6. У животных имеются ткани: а) соединительная; в) основная; б) механическая; г) проводящая
  7. Неорганическими веществами клетки являются: а) вода и минеральные соли;
    б) белки, жиры и углеводы; в) крахмал и клейковина; г) гемоглобин и клетчатка.
  8. Какую функцию выполняет вода? а) участвует в обмене веществ; б) придает клетки упругость; в) определяет ее форму; г) участвует в обмене веществ, придает клетки упругость, определяет ее форму.
  9. В клетках семени подсолнечника содержатся капли особых запасных питательных веществ: а) крахмала; б) масел; в) солей; г) белков
  10. Простейшим увеличительным прибором является: а) световой микроскоп;  
    б) штативная лупа; в) электронный микроскоп; г) ручная лупа

Часть В.  

ЗАДАНИЕ №1. Выпишите номера пяти верных утверждений (по порядку)

  1. Вода, минеральные вещества, углекислый газ – это органические вещества
  2. Клетки растений и клетки животных отличаются по строению
  3. Основное вещество в клетке – это вода.
  4. Размножение клеток происходит путем ее деления на 5 частей
  5. В клетках растений отсутствует клеточная мембрана
  6. Зеленую окраску растениям придает хлорофилл
  7. В клетках растений имеется крупная вакуоль.
  8. Межклеточное вещество это – вещество, которое входит в состав клетки
  9. У животных имеются проводящие ткани.
  10. Органоид крупнее клетки.

ЗАДАНИЕ №2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков слова, приведенные ниже в словарике.

Главное проявление жизнедеятельности клеток – это _____________1___________. В течение жизни клетка увеличивается в размерах. Этот процесс называется _____________2______________. Также можно наблюдать __________3_________ клетки. Оно проявляется в изменении свойств клетки. Новые клетки образуются в результате __________4______________. Этот процесс называется _______________5______________         

Словарик: А) деление, Б) рост, В) обмен веществ, Г) развитие, Д) размножение

ЗАДАНИЕ №3. Приведите пять примеров органических веществ:

Часть С. Какое слово является лишнем и почему? а) ядро; б) цитоплазма; в) клеточная мембрана; г) крахмал:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов».

Данная презентация является вспомогательным материалом для вводного урока по  биологии. Биология (от греч. bios — жизнь, logos — наука) — наука о жизни, об...

Сценарий урока биологии в 5 классе. "Биология- наука о живом мире" ФГОС

                    "Использование инструктивной карты  на обобщающем...

5 класс УРОК № 1 Тема: Биология – наука о живом мире.

Цель:  познакомиться с  живой и неживой природой и предметом науки биологии.Задачи урока: систематизировать знания учащихся о живой природе, полученные ими при изучении  предыдущих курс...

Электронный тест на тему Биология - наука о живом мире

Интерактивный тест используется как метод мониторинга знаний и умений учащихся при изучении материала. Оптимальный вариант использования – организация индивидуального контроля знаний. Время на выполне...

Материалы для работы по теме "Биология - наука о живом мире" 5 класс пр.И.Н.Пономарева

Презентации и проверочные работы для учащихся 5 класса по пр. И.Н. Пономаревой биология ФГОС...

Материалы для работы по теме "Биология - наука о живом мире" 5 класс пр.И.Н.Пономарева

Презентации и проверочные работы для учащихся 5 класса по пр. И.Н. Пономаревой биология ФГОС...

Повторение по теме: «Биология – наука о живом мире».

Данная разработка урока составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса....