Урок по биологии в 6 классе «Эти удивительные первоцветы». Особенности раннецветущих растений.
занимательные факты по биологии (6 класс)

Баландина Марина Витальевна

 

Систематизация знаний о первоцветах: знакомство с раннецветущими растениями, их особенностями и мерами по их сохранению в природе. формирование экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pervotsvety._minutka_relaksatsii.ppt2.74 МБ
Файл urok_po_biologii_v_6_klasse.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П Е Р В О Ц В Е Т Ы

Слайд 2

ПОДСНЕЖНИК

Слайд 3

МЕДУНИЦА

Слайд 4

ПЕРЕЛЕСКА

Слайд 5

ПРОСТРЕЛ

Слайд 6

ПЕРВОЦВЕТ

Слайд 7

ХОХЛАТКА

Слайд 8

ВЕТРЕНИЦА

Слайд 10

МАТЬ – И – МАЧЕХА



Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 6 классе «Эти удивительные первоцветы»

Цель: систематизация знаний о первоцветах: знакомство с раннецветущими растениями, их особенностями и мерами по их сохранению в природе. формирование экологической культуры,

Задачи:

Предметные умения: знать органы цветкового растения, объяснять причины приспособленности первоцветов к условиям окружающей среды, обосновывать необходимость принятия мер по охране растений, соблюдения правила поведения в природе, научиться применять полученные знания в самостоятельной работе.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: выполнять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию, формулировать проблему; логические – осуществлять поиск существенной информации (из материалов презентации, воспроизводить в памяти примеры из личного практического опыта); коммуникативные – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать своё мнение, отстаивать собственную позицию; регулятивные – осуществлять постановку учебной задачи,   выполнять задания в соответствии с поставленной целью, адекватно воспринимать информацию учителя, оценивать свою работу и работу одноклассников; личностные – проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осознавать необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды.

Эпиграфы:

 «Цветок, который мы не срываем, единственный, что никогда не теряет своего запаха и красоты» В. Гюго

«Цветок - это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения покрытосеменных растений».

Данная тема дается на уроках биологии в 5-6 классах при изучении редких и исчезающих растений, при изучении вопросов охраны природы и влияния человека на растительный мир.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Всем доброе утро.

 Ребята, сегодня урок  буду вести у вас я учитель биологии  МОУ «Красногорская СОШ № 2» Марина Витальевна, надеюсь, что мы с вами подружимся.

Релаксация “Солнечный зайчик” - Сядьте удобно, расслабьтесь. Какой сегодня замечательный весенний день! Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Зажмурьте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладил нос, щеки, подбородок, коснулся ваших рук, ног. Он любит вас. Откройте глаза, глубоко вдохните и улыбнитесь друг другу.

2. Актуализация знаний.

2.1 Выход обучающихся на тему урока. ( видео ЧАЙКОВСКИЙ. АПРЕЛЬ). Танец распускающегося цветка

-Давайте посмотрим на экран и попробуем определить тему нашего урока.

- Ребята, может быть, кто-нибудь из вас уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня? (о первоцветах).

Запишите число и тему урока.

Целеполагание. Дерево желаний: Обратите внимание: у вас на столах лежат листочки. Каждая группа записывает на листочках вопросы: что вы хотите узнать на уроке. Я попрошу представителя от каждой группы выйти, зачитать вопросы и листочки прикрепить к дереву. В конце урока мы вернемся к ним…

Страница1. Теоретическая. Вопросы к учащимся.

Как в процессе эволюции первоцветы приспособились к  ускоренному развитию, к неблагоприятным условиям окружающей среды?

Учащимся предлагаются контейнеры, в которых: луковица мускаря, сахар, вода, земля, свеча, батарейка. Эти предметы имеют отношение к первоцветам? Обоснуйте свои ответы.  ( представители групп отвечают).

 (деконструкция)

Вас заинтересовал этот вопрос? Более подробную информацию вы можете получить из презентации, материал которой поможет вам выполнить практическую часть.

Просмотр презентации.

Весенний календарь таков:

  1. «Календарная весна» - 1 марта
  2. « Астрономическая весна» - 21 марта

День весеннего равноденствия на всём земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи;

  1. « Биологическая весна» - 8 апреля

Весна бывает календарной, астрономической, биологической.

Первоцветы – это многолетние растения, т.е. такие, которые по -многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются.

1.Загадка

- Из-под снега расцветают, раньше всех весну встречают (подснежники)

-Подснежниками в России принято называть самые разнообразные растения, зацветающие весной первыми. Однако существуют самые настоящие подснежники. Научное их название - "галактус", что в переводе с латыни обозначает «молочноцветник». Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческих слов «галла» молоко, и «актус» цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить её и согреть, несколько снежинок превратились в цветы, отсюда символом этого цветка стала надежда. Этот цветок подснежник белый. 

19 апреля – день подснежника. Свою историю он ведет из Англии, 1984 года. Вообще в мире, в зависимости от климатической зоны, подснежники зацветают от января до апреля.

Прострел даурский, или сон – трава, украшает склоны, берега и насыпи, железных дорог. По - другому его называют «бобрик», потому что он весь покрыт серебристым пушком. А почему растение зовут сон-травой? Согласно поверьям этот весенний цветок способен навевать сны.

Название прострел связано с легендой. Стала как-то нечистая сила прятаться за прострел-траву. Один из архангелов, чтобы раз и навсегда разделаться с нечистью, метнул громовую стрелу и прострелил траву сверху донизу. С тех пор нечистый обходит прострел стороной и ближе 12 верст к нему не приближается, а в старинном травнике по этому случаю записано: “Кто носит траву при себе, от того человека дьявол бежит, в доме – добро держать, а хоромы строить – под угол класть, жить стройно будешь”.

Другое название – сон-трава – толковалось как растение, несущее сон. У многих народов оно связано с представлением о сне. Возможно сам облик растения, густо покрытого мягкими волосками, пушистого на ощупь, наводил на мысль о мягкой дремоте, покое и отдыхе.

- Чтобы узнать, о каком растении пойдет речь дальше -послушайте загадку. (слайд с иллюстрацией мать-и-мачехи)
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки,
На зеленых стебельках – Круглые комочки. (мать-и-мачеха)

-Интересное название у этого цветка. Послушайте, почему его называют мать-и-мачеха.

- Листья у неё крупные, необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а снизу беловатые, покрытые мягкими волосками и как будто теплые. За эти особенности цветок получил свое имя: нежная сторона добрая «мать», а верхняя сторона листьев неласковая «мачеха». Латинское название означает «Выводящее кашель». Мать-и мачеха цветет до того, как развернутся зеленые листья. Листья и цветки мать - и- мачехи применяют при кашле, для полоскания горла.

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш).

- Многие люди любят этот скромный цветок – ландыш. Его фарфоровые чашечки привлекают к себе взоры и больших и маленьких. Но ландыш ядовит для людей и животных. Поэтому нельзя жевать цветки и листья ландыша. Ядовита даже вода, в которой стояли эти цветы.

А по древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, но тот отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать.

И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой безответной любви.
Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он и помощник человека. Препараты из ландыша применяют для лечения сердечно-сосудистой системы.

Никто другой в стране лесной

Не может, как она весной

В 3 цвета нарядиться (медуница)

-Медуница - этот очаровательный весенний цветок, появляющийся дней через 8-10 после мать-и-мачехи. Ранней весной у нее вырастают зеленые, но безлистные стебли с цветками.

Но пройдет несколько дней, и на стебельке кроме розовых появляются и голубые, и синие, и фиолетовые.

- А знаете, почему она меняет свои наряды? Все дело в красителе – антоциане. В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан окрашивает лепестки в ярко-розовый цвет. Если в клетках цветка среда кислая, цветки красные, если щелочная – цветки фиолетовые, а если нейтральная – грязно-синие. Через несколько дней клеточный сок становиться щелочным, антоциан придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Она прекрасный медонос, недаром её называют Медуницей.

Примула, или первоцвет весенний. У многих народов это растение известно под названием ключики. Трубчатые золотисто-желтые цветки, собранные в соцветия зонтики, действительно можно принять за связку диковинных ключей. “Ключей”, открывающих дверь к погожим весенним дням.

Листья довольно крупные, собранные в прикорневую воронку, морщинистые и неровные, они очень напоминают шкуру кудрявого барашка. Отсюда ещё одно название этого растения “баранчики”.

Молодые листья примулы содержат большое количество витамина С.достаточно съесть их несколько штук, чтобы удовлетворить суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. В Голландии, Англии примулы давно разводят как ценные овощные виды.

Общие черты строения первоцветов:

  • все растения - первоцветы приспособились к процессу ускоренного развития;
  • за короткий вегетационный период, да еще в спартанских условиях ранней весны, сложно создать большое количество питательных веществ, необходимых для жизни. Для решения этой проблемы их эволюция пошла по пути уменьшения размеров, поскольку маленькому растению большого количества питательных веществ не требуется, поэтому все наши первоцветы выглядят лилипутами;
  • крупные цветки с яркой окраской – желтой, фиолетовой, оранжевой, розовой, голубой. Такие цвета хорошо заметны в еще пустом весеннем лесу и необходимы для привлечения насекомых – опылителей;
  •  листовая пластинка большинства первоцветов сильно рассечена, так как крупный цельный лист быстрее подвергнется воздействию низких температур;
  • раннецветущие растения выработали в процессе эволюции целый ряд приспособлений. Например, бутоны и стебли сон-травы –– опушены многочисленными длинными оттопыренными волосками. Эта мохнатая “шубка” предохраняет бутоны от весенних холодов;
  • а у подснежников сок необычайный, он сахарный! Да, именно, в нем содержится много сахара, а такие растворы с большим содержанием сахара во время небольших морозов не замерзают. клеточный сок эфемероидов действует как незамерзающий антифриз.
  • они появляются на свет когда еще лежит снег и быстро развиваются, не смотря на весеннюю прохладу. Через неделю-другую они уже цветут, а еще через неделю у них появляются первые плоды с семенами, а затем их надземная часть отмирает. Происходит это в самом начале лета.

Страница 2. Практическая. Задания по группам: 1 группа  - ответы на проблемные вопросы; 2 группа – работа по карточкам «Морфологическое описание растения»; 3 группа – «Мини-лаборатория»  (опыт с растворами по определению окраски цветков медуницы).  ( реконструкция)

1группа: вопросы :

  • Для чего первоцветам необходима такая яркая окраска? (привлекают насекомых опылителей)
  • Каким образом первоцветы переносят эти неблагоприятные условия окружающей среды?(опушенность и рассеченность листа, запас питательных веществ, большое количество сахара в соке)
  • А почему все травянистые первоцветы имеют маленькие размеры? (сложно создать большое количество питательных веществ за короткий период)
  • Что позволяет первоцветам расти под снегом? (снег становится кристаллическим, слой его уменьшается и начинает пропускать солнечные лучи. Они нагревают почву, появляется вода, набухают почки. используют запас “прошлогодних” питательных веществ, который хранится или в корневищах, или в клубнях растений).
  • способ распространения семян эфемероидов. (Для распространения семян эфемероиды “приспособили” почвенных насекомых, и в первую очередь муравьев. На плодиках или семенах этих растений образуются особые, богатые маслом, мясистые придатки элайосомы, привлекающие муравьев, которые и становятся главными распространителями семян первоцветов).

2 группа (работа по карточкам, в тетрадях)

План морфологического описания цветкового растения

  • Название растения
  • Продолжительность жизни: однолетнее, двулетнее, многолетнее.
  • Жизненная форма: дерево, кустарник, полукустарник, кустарничек, травянистое растение.
  •  Надземные побеги: особенности строения: укороченные, удлиненные.
  • Видоизменения побега: луковица, корневище, клубень.
  • Тип стебля: прямостоячий, ползучий, вьющийся, цепляющийся, лежачий, приподнимающийся.
  • Листья простые или сложные. Особенности строения листьев: форма, толщина, цвет. Форма основания, верхушки, край листа.
  • Жилкование: сетчатое (перистое), параллельное, дуговое. Наличие волосков, воскового покрова.
  • Наличие цветков: цвет, двойной или простой околоцветник.
  • Наличие соцветий, их вид: простые (колос, щиток, головка, зонтик, початок, кисть,…) или сложные. Какое опыление преобладает: с помощью ветра или насекомых.

3 группа «мини- лаборатория»

На столах растворы соляной кислоты 3%, раствор щелочной, нейтральный. Лакмусовая бумага. Инструктаж по технике безопасности. Карточка проведения опыта.

Каждая группа отчитывается о своей работе.

Физкультминутка: Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Руки сложили назад.

Видеообращение к учащимся. Берегите первоцветы! нам по электронной почте пришло.

Листовки. Слоган, призыв. Не надо рвать большие букеты!” .“Не губи места произрастания первоцветов!” .“Не вырывай цветы с корнем!” .“Посади в саду первоцветы!” Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов!”
В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Рефлексия. Мы возвращаемся к дереву желаний.

Домашнее задание. Зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – надо подумать над темой.

Дата:

Класс: 6

Место проведения:

Продолжительность: 30 минут

Дисциплина: биология

Тип урока:

Цель урока: систематизация знаний о первоцветах, формирование экологической культуры, включающей экологические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для выявления, осознания и решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой.

Задачи урока:

Предметные: знать органы цветкового растения, объяснять причины приспособленности первоцветов к условиям окружающей среды, обосновывать необходимость принятия мер по охране растений, соблюдения правила поведения в природе, научиться применять полученные знания в самостоятельной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Урок по биологии 7 класс "Эти удивительные земноводные"

Это урок изучения многообразия и значения земноводных....

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести ...

разработка урока по биологии 5 класс по теме Растения ФГОС

Урок разработан с основными требованиям ФГОС...

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...