Урок по теме: "Пресмыкающиеся".
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Урок обобщения знаний по теме "Пресмыкающиеся" с использованием электронной презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока.

  1. Организационный момент.

  1. Контроль знаний. Тестирование.

Вы пишите номера правильных суждений:

  1. о пресмыкающихся (вариант № 1),
  2. о земноводных (вариант № 2).

( слайды № 5,6,7)

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Изучение нового материала.
  1. Характерные признаки пресмыкающихся. (Беседа, слайд № 8)
  2. Систематика пресмыкающихся.

(Рассказ учителя, составление в тетради схемы «Систематика пресмыкающихся», слайд № 9,10)

  1. Основные отряды пресмыкающихся, их особенности и многообразие.

(Рассказ учителя, заполнение учащимися в тетради таблица «Основные отряды пресмыкающихся, слайды № 11-20)

  1. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

(беседа и составление плана ответы в тетради, слайды № 24-25)

  1. Редкие и исчезающие виды пресмыкающихся и их охрана.

(Сообщения учащихся, слайды № 21-23)

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Игра «Третий лишний»

(слайд №26)

  1. Составить 2 цепи питания, в которых пресмыкающиеся являлись бы одним из звеньев.

(слайд № 27)

  1. К каким пресмыкающимся и почему имеют отношение перечисленные ниже слова и словосочетания:

«железнодорожная насыпь», «чемодан», «грызуны», «оправа для очков», «лиса», «кухня», «заповедник».

(слайд № 28)

  1. Решение биологических задач.

Задача №1. Чем сходны между собой веретеница, уж и гадюка? Почему веретеницу относят к ящерицам? (слайд № 29)

Задача №2. У змей веки неподвижны, сращены друг с другом, прозрачны и покрывают глаза наподобие часового стекла. Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают ночью добычу, например, мышей?

Задача №3. Что надо делать, если вас или  

       вашего товарища укусила ядовитая змея?

       (слайд № 30)

Задача №4. Прочитайте следующие характеристики пресмыкающихся и установите, к какому отряду они относятся:

     А) водный и наземный образ жизни;

     Б) панцирь - внешний скелет;

     В) челюсти без зубов, имеют роговой клюв,    

     покрывающий челюсти;

     Г) размножение на суше, развитие без

     превращений.

     (слайд № 31)

Задача №5. Часто можно услышать  

     утверждение: «Змеи и ужи -…»Есть ли здесь

     зоологическая ошибка? Если есть, то какая?

Задача №6. Желтопузики спят с закрытыми

     глазами, а ужи и гадюки- с открытыми. Как

     это можно объяснить?

Задача №7. Змеи могут проглотить крупную добычу. Уж, например, легко заглатывает лягушек. Благодаря чему это возможно?

  1.  Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание § 42.



Подписи к слайдам:

Слайд 1
Многообразие, значение и охрана пресмыкающихся.
Автор: Пилюгина Г.В. – учитель биологии МБОУ СОШ № 92.

Слайд 2
Цель: ознакомление учащихся с многообразием пресмыкающихся, их значением в природе и жизни человека, сформировать знания о характерных признаках данного класса животныхЗадачи: 1.Познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, их значением в природе и жизни человека, сформировать знания о характерных признаках данного класса животных. 2. Развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор, развивать память. 3. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Слайд 3
Оборудование: таблицы «Тип хордовые. Класс пресмыкающиеся», «Редкие и исчезающие виды земноводных и пресмыкающихся», компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Используемые ЭОР:http://www.insect.narod.ruhttp://ru.wikipedia.orghttp://www.zooland/ru

Слайд 4
Контроль знаний.Тестирование.

Слайд 5
Выписать номер правильных суждений 1) о пресмыкающихся ( вариант №1) 2) о земноводных (вариант № 2)
1.Постоянная температура тела.2.Непостоянная температура тела.3.Обитают в воде и на суше.4.Тело покрыто влажной, слизистой чешуей.5.Кожа сухая, покрытая роговой чешуей.6.Кожа покрыта костной чешуей и слизью.7.Обитают на суше, некоторые вторично водные.8.Конечности наземного типа.

Слайд 6
9.Два круга кровообращения.10.Один круг кровообращения.11.Сердце трёхкамерное.12.Сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке.13.Сердце двухкамерное.14.Шея имеется.15.Шея отсутствует.16.Отделы позвоночник: туловищный, крестцовый и хвостовой ( или хвостовая кость).

Слайд 7
17.Отделы позвоночника: туловищный и хвостовой.18.Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.19.Мозжечок развит плохо.20.Имеются зачатки коры больших полушарий.21.Дыхание при помощи лёгких.22.Дыхание при помощи жабр.23.Органы дыхания- лёгкие и кожа.24.Оплодотворение внутреннее.25.Оплодотворение наружное.

Слайд 8
Пресмыкающиеся – это позвоночные животные, которые:имеют чешуйчатый покровдышат атмосферным воздухомоткладывают яйца, покрытые кожистой или плотной известковой оболочкой не имеют постоянной температуры тела

Слайд 9
Во всем мире ныне существует лишь пять групп животных, которые удовлетворяют такой характеристике:
ЧерепахиЯщерицыЗмеиКрокодилыГаттерия – внешне очень похожая на ящериц, но в действительности им не родственная.

Слайд 10
Разнообразие современных рептилий
Когда-то было 16 отрядов рептилий, известных по ископаемым остаткам, только четыре дожили до настоящего времени. В настоящее время класс Пресмыкающихся немногочислен, включает около 6000 видов и подразделяется на 4 отряда: Чешуйчатые (ящерицы, змеи)ЧерепахиКрокодилы Клювоголовые (один вид - гаттерия, которая обитает в Новой Зеландии)

Слайд 11
Ящерицы
являются хищниками.Имеют 4 конечности с коготками зубы роговой покровсухую кожуподвижные векиим свойственно явление регенерации
Бывают безногие (веретеница)Бывают двуногие (айолот)Некоторые меняют окраску в зависимости от времени суток, под влиянием беспокойства или испуга (хамелеоны)

Слайд 12
Змеи
Отсутствуют конечностиПередвигаются за счет изгибания туловищаНе имеют векНет внутреннего уха и звуки воспринимаются брюшной поверхностьюИмеют термолокаторСвойственна линька

Слайд 13
По способу питания змеи делятся:
Ядовитые (гадюка, кобра)Удавы (питон, анаконда)Ужеподобные (полоз, уж)

Слайд 14
Неуязвимые черепахи
Как ни тяжеловесен панцирь, но именно он помог черепахам успешно просуществовать долгих 175 мл. лет.Форма панциря зависит от способа существования вида. У морских панцирь тоньше, поэтому они самые быстроходные рептилии.

Слайд 15
У наземных черепах панцирь легкий и тонкий, он хорошо защищает от врагов и потери влаги.Конечности приспособлены для хождения.

Слайд 16
Гигантские крокодилы
Крокодилы – вторичноводные животные предки, которых обитали на суше. Это самые крупные и высокоорганизованные рептилии.

Слайд 17
Среди крокодилов встречаются:Нильский крокодил – длина более 5-ти метров.Индийский гавиал – имеет длину до 6,5 метров и самую узкую и длинную среди всех крокодилов морду.Южно-американский кайман - длина 2-4 метра. Способен издавать разнообразные звуки – от рычания и карканья до храпа и фырканья.

Слайд 18
Аллигатор или крокодил ? У аллигатора более широкая и округлая морда, а зубы верхней челюсти при закрытой пасти располагаются снаружи. У крокодила морда более заостренная, а зубы верхней и нижней челюстей находятся на одной линии.

Слайд 19
Избранница судьбы
Гаттерия (или туатара)- единственный вид, оставшийся от отряда клювоголовых.Обитают они в Новой Зеландии.Эти животные способны жить в прохладном климате.Обладают настоящим голосом, их печальное пение можно услышать туманными ночами.

Слайд 20
Редкие и исчезающие виды пресмыкающихся
Дальневосточный сцинк— вид ящериц , живущих на Курильских островах. Питается моллюсками, насекомыми. Длина с хвостом до 156 мм. Самец оливкового цвета. Вид включен в Красную Книгу России (2001). Охраняется в Курильском заповеднике.

Слайд 21
Редкие и исчезающие виды пресмыкающихся
Малочешуйчатый полоз - змея из рода из семейства Ужеобразные. Обитает на Дальнем Востоке. Длина до 140 см и даже до 200 см. Окрас от желтого до оливково- коричневого цвета с четырьмя темными продольными полосами.

Слайд 22
В мифологии азиатских народов часто упоминаются черепахи и змеи. Индийская мифология – сказочные змеи. Они отличались крутым нравом и безответственным поведением.
В древнем Египте крокодил священное животное.Американская геральдика отводила ведущее место гремучей змее.

Слайд 23
Пластины из панциря черепахи
Гребень из панциря черепахи
Ваза из хвоста крокодила
Изделие из змеиной кожи
Изделие из крокодиловой кожи

Слайд 24
ЗакреплениеИгра «Третий - лишний»
гаттерия, веретеница, кобраваран, кайман, гавиаланаконда, гюрза, хамелеонкобра, уж, гадюка

Слайд 25
Закрепление

Слайд 26
«железнодорожная насыпь» «чемодан» «грызуны» «оправа для очков» «лиса» «кухня» «заповедник»

Слайд 27
Решение биологических задач
Чем сходны между собой веретеница, уж и гадюка? Почему веретеницу относят к ящерицам?

Слайд 28
Решение биологических задач
У змеи веки неподвижны, сращены друг с другом, прозрачны и покрывают глаза наподобие часового стекла. Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают ночью добычу, например, мышей?Что надо делать, если вас или вашего товарища укусила ядовитая змея?

Слайд 29
Решение биологических задач
Прочитайте следующие характеристики пресмыкающихся и установите, к какому отряду они относятся:А) водный и наземный образ жизни;Б) панцирь - внешний скелет;В) челюсти без зубов, имеют роговой клюв, покрывающих челюсти;Г) размножение на суше, развитие без превращений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - закрепление материала по теме "Пресмыкающиеся"

Урок в 7 классе с использованием игровых технологий обучения....

Заключительный урок-игра по теме "Пресмыкающиеся"

Заключительный урок - игра по теме "Пресмыкающиеся". Игра проходит по аналогии с игрой "Что? Где? Когда?". Класс делится на команды, которые в течении 1 минуты ищут ответ на вопрос. Отвечает та команд...

план - конспект урока по теме "Пресмыкающиеся, особенности строения и процессы жизнедеятельности"

разработка урока по биологии для 7 класса и использованием личносно - ориентированных технологий: проблемного обучения, игровыХ технологий. На этом уроке развивается умение сравнивать изучаемых животн...

Урок-презентация на тему "Пресмыкающиеся как первые настоящие наземные позвоночные"

Тип урока: формирование новых знаний.Форма урока: урок – исследование.Цель: изучение особенностей строения пресмыкающихся как первых настоящих наземных животных.Задачи: Раскрыть особенности строения, ...

Урок-обобщение по биологии в 7 классе по теме "Пресмыкающиеся"

Обобщающий урок по теме "Касс пресмыкающиеся" ставит своей целью обобщить и систематизировать знания обучающихся о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания,...

презентация к обобщающему уроку биологии по теме "Пресмыкающиеся" к учебнику константинов в.м. и др.

Презентация содержит задания для обобщения знаний по теме "Пресмыкающиеся"...

Урок биологии по теме: "Пресмыкающиеся или рептилии" 7 класс

Цель занятия: познакомить учащихся с представителями класса пресмыкающиеся.Задачи занятия:Образовательные: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса пресмыка...