календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему

Самородова Лидия Алексеевна

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008. – 368 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по биологии  11 класс

Тема, тип урока. Домашнее задание

Сроки

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Лабораторные работы

РАЗДЕЛ 4. ВИД (20 ЧАСОВ)

ТЕМА 4.1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (4 ЧАСА)

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея

Ключевые понятия: креационизм,

трансформизм, классификация Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. представление о сущности жизни и еѐ развитии. «Система природы» К.Линнея

Давать определения ключевым понятиям

Вводный, урок изучения и

закрепления новых знаний

Называть ученых и их вклад в

развитие биологической науки.

Д.з. § 52, с. 186-187, индивидуальные

задания

Объяснять роль биологии в

формировании научного мировоззрения

2

Эволюционная теория Ж.-

Б.Ламарка

Ключевые понятия: эволюция

Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

Давать определения ключевым понятиям

тестирование

Урок изучения и закрепления новых

знаний. Семинар

Формулировать законы

«Упражнения и неупражнения органов» и «Наследования благоприятных признаков»

Д.з. § 52, с. 187-189, индивидуальные

задания

3

Предпосылки развития теории

Ч.Дарвина

Ключевые понятия: эволюционная

палеонтология Естественнонаучные и социально- экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

Называть естественнонаучные и

социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

Урок изучения и закрепления новых

знаний. Семинар

Объяснять роль биологии в

формировании научного мировоззрения

Д.з. § 52 с. 189- 190,

индивидуальные задания

Находить информацию в различных

источниках

4

Эволюционная теория Ч.Дарвина

Ключевые понятия: борьба за

существование, искусственный отбор, естественный отбор, Роль эволюционной теории в

формировании естественнонаучной картины мира

Называть основные положения

учения Ч.Дарвина о естественном отборе

Работа с КИМами

Урок изучения и закрепления новых

знаний. Семинар

Характеризовать сущность действия

искусственного отбора

Д.з. § 52 с. 190-195

Сравнивать искусственный и

естественный отбор и делать вывод на основе сравнения

ТЕМА 4.2. СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (8 ЧАСОВ)

5/1

Р/К  Вид. Критерии вида

Ключевые понятия: генофонд, вид,

критерии вида

Вид, его критерии. Наличие видов- двойников, неравномерное распределение видов в пределах

Характеризовать критерии вида

тестирование

Комбинированный урок

Обосновывать необходимость

определения вида по совокупности критериев

Д.з. § 53

Составлять характеристику видов с

Л.р. № 1. «Описание


ареала

использованием основных критериев

особей вида по

морфологическому критерию (на примере гербарных образцов)

6/2

Р/К  Популяция – структурная единица

вида и эволюции

Ключевые понятия: популяция,

генофонд популяции Эволюционные изменения в популяции

Давать определения ключевым

понятиям

ЛР №2. Выявление изменчивости у особей одного вида на примере комнатных растений

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Характеризовать популяцию как

структурную единицу вида и эволюции

Д.з. § 54-56

Находить информацию о популяции

в различных источниках и оценивать

еѐ

7/3

Факторы эволюции

Ключевые понятия: борьба за

существование, изоляция Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Эволюционные изменения в популяции

Называть факторы эволюции

тестирование

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Характеризовать факторы

эволюции

Д.з. § 57, 59

Объяснять причины изменяемости

видов

8/4

Р/К  Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

Ключевые понятия: движущий

отбор, стабилизирующий отбор Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

Называть причину борьбы за

существование

Л.р. 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Комбинированный урок

Характеризовать естественный

отбор как результат борьбы за существование и формы естественного отбора

Д.з. § 58

Выявлять приспособленность

организмов к среде обитания

9/5

Р/К  Видообразование

Ключевые понятия: географическое и экологическое видообразование Видообразование – результат

эволюции. Процесс видообразования

Давать определения ключевым понятиям

Работа с КИМами

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Называть способы видообразования

и приводить примеры

Д.з. § 60

Описывать механизм

видообразования

10/6

Доказательства эволюции

органического мира

Ключевые понятия:

палеонтология, эмбриология,

биогеография

Прямые и косвенные доказательства эволюции. Биогенетический закон Геккеля - Мюллера

Давать определения ключевым

понятиям

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции

Д.з. § 61

Приводить доказательства

эволюции на основе комплексного

использования всех групп доказательств

11/7

Главные направления эволюции

органического мира

Ключевые понятия: параллелизм,

конвергенция, дивергенция,

Давать определения ключевым

понятиям

тестирование


Урок изучения и закрепления новых

знаний.

ароморфоз, идиоадаптация, общая

дегенерация

Эволюционные изменения. Типы эволюционных изменений. Главные направления эволюции

Характеризовать основные

направления эволюции

Д.з. § 63, повторить § 53-62

Характеризовать типы

эволюционных изменений

12/8

Урок-зачет по теме Современное

эволюционное учение»

Тестовая контрольная работа № 1 в нескольких вариантах из заданий разного типа

Урок контроля и оценки знаний

ТЕМА 4.3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ЧАСА)

13/1

Развитие представлений о

происхождении жизни на Земле

Ключевые понятия: материализм,

идеализм, креационизм

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

Самозарождение жизни, панспермия,

стационарное состояние

Давать определения ключевым

понятиям

П.Р №1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения  жизни

Урок изучения и закрепления новых

знаний. Лекция

Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни

Д.з. § 89, индивидуальные задания

Характеризовать роль эксперимента

в разрешении научных противоречий

14/2

Современные представления о

происхождении жизни

Ключевые понятия: абиогенез,

биогенез, коацерваты

Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции

Находить и систематизировать

информацию по проблеме

происхождения жизни

Урок изучения и закрепления новых

знаний. Семинар

Анализировать и оценивать работы

С.Миллера и А.И.Опарина

Д.з. § 90

Объяснять вклад эволюционной

теории в формирование современной естественнонаучной картины мира

15/3

Развитие жизни на Земле

Ключевые понятия: гипотеза

биопоэза

Этапы эволюции. Усложнение живых организмов в процессе эволюции

Выявлять черты биологического

прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции

Работа с КИМами

Урок изучения и закрепления новых

знаний. Семинар

Устанавливать взаимосвязь

закономерностей развития

органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами

Д.з. § 91

ТЕМА 4.4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (5 ЧАСОВ)

16/

1

Положение человека в системе

животного мира

Ключевые понятия: антропогенез,

атавизмы, рудименты Доказательства животного происхождения человека. Человек – биосоциальное существо

Называть место человека в системе

животного мира

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Обосновывать принадлежность

человека к животному миру

Д.з. . § 69

Доказывать, что человек – существо

биосоциальное

17/2

Эволюция человека

Естественное происхождение

человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо-

Называть стадии эволюции человека

и представителей каждой эволюционной стадии

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Д.з. § 70

Характеризовать особенности


18/3

Эволюция человека (продолжение)

физиологическая эволюция человека

роль факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

представителей каждой стадии

эволюции человека с биологических и социальных позиций

Работа с КИМами

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Д.з. § 71

19/4

Гипотезы происхождения человека

Ключевые понятия: антропология,

антропогенез

Гипотезы происхождения человека. Современная теория антропогенеза

Называть положения гипотез

происхождения человека

ПР.Р №2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Характеризовать развитие взглядов

ученых на проблему антропогенеза

Д.з. § 72

20/5

Р/К  Человеческие расы

Ключевые понятия: расы и нации,

расизм

Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма

Называть и различать человеческие

расы

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Объяснять механизмы

формирования расовых признаков

Д.з. § 73, повторить § 69-73

Доказывать несостоятельность

расизма

РАЗДЕЛ 5. ЭКОСИСТЕМЫ (14 ЧАСОВ)

ТЕМА 5.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 ЧАСА)

21/1

Р/К  Организм и среда. Экологические факторы

Ключевые понятия: экология, среда

обитания, экосистема

Задачи экологии. Среда обитания. Экологические факторы.

Называть экологические факторы и

задачи экологии

тестирование

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Объяснять взаимосвязь организмов

и окружающей среды

Д.з. § 74, 75 с. 294-295

Выявлять закономерности влияния

факторов на организм

22/2

Р/К  Абиотические факторы среды

Ключевые понятия:

фотопериодизм, толерантность

Приспособленность организмов к определенному комплексу абиотических факторов

Называть абиотические факторы

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Описывать приспособления

организмов к определенному комплексу абиотических факторов

Д.з. § 75 с. 295-299

Объяснять взаимосвязь организмов

и окружающей среды

23/3

Биотические факторы среды

Ключевые понятия: хищничество,

паразитизм, конкуренция, симбиоз Прямое или косвенное воздействие видов друг на друга. Межвидовые отношения

Называть виды взаимоотношений

между организмами

Работа с КИМами

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Характеризовать основные типы

взаимоотношений организмов

Д.з. § 77, 78

Объяснять механизм влияния

взаимоотношений между организмами на формирование биологического разнообразия

ТЕМА 5.2. СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (5 ЧАСОВ)

24/1

Р/К  Структура экосистем

Ключевые понятия: биоценоз,

биотоп, фитоценоз, зооценоз, микробиоценоз

Структура экосистем

Описывать структуру экосистем

ПР.Р №3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Называть компоненты

пространственной и экологической структуры экосистемы

Д.з. § 81

Характеризовать компоненты


пространственной и экологической

структуры экосистемы

25/2

Р/К  Взаимосвязи организмов в сообществе

Ключевые понятия: трофические

связи, экологическая пирамида Круговорот и превращение энергии в экосистемах. Направление потока вещества в пищевой цепи

Приводить примеры организмов,

представляющих трофические уровни

тестирование

Комбинированный урок

Характеризовать трофическую

структуру биоценоза

Д.з. § 82-84, творческое задание:

составить схемы передачи вещества и энергии (2-3 примера)

Составлять схемы передачи

вещества и энергии

26/3

Р/К  Экологические пирамиды

Ключевые понятия: пирамида

биомассы, пирамида численности Пищевые связи – регулятор численности видов, входящих в биоценоз

Характеризовать процессы,

происходящие в экологической пирамиде

Л.Р №4. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Урок изучения и закрепления новых

знаний.

Объяснять отличие пирамиды

численности от пирамиды энергии

Д.з. § 85

27/4

Р/К  Экологическая сукцессия

Ключевые понятия: динамическое

равновесие

Видовое разнообразие – причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистем. Смена экосистем в природе

Давать определения ключевым

понятиям

Урок изучения и  закрепления новых

знаний.

Объяснять причины смены

экосистем, необходимость сохранения многообразия видов

Д.з. § 86

Выявлять изменения в экосистемах

28/5

Р/К  Влияние человека на экосистемы

Ключевые понятия: аборигенные

виды, агроценозы Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую среду

Приводить примеры экологических

нарушений

ПР.Р. № 4 «Выявление

антропогенных изменений в экосистемах свой местности»

Комбинированный урок

Называть способы сохранения

экосистем

Д.з. § 87, 88

Характеризовать влияние человека

на экосистемы

ТЕМА 5.3. БИОСФЕРА – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 ЧАСА)

29/1

Эволюция биосферы

Ключевые понятия: биогенное

вещество, живое вещество

Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Учение Вернадского В.И. о биосфере

Называть границы биосферы и

факторы, их обуславливающие.

Урок изучения и закрепления новых

знаний.  Лекция

Характеризовать живое вещество,

биокосное и косное вещество биосферы

Тестирование

Д.з. § 92, с. 356-357

30/2

Р/К  Влияние живых организмов в

биосфере

Ключевые понятия: круговорот

веществ и элементов, ноосфера Круговорот в-в - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого в-ва в биосфере

Описывать биохимические циклы

воды и углерода

Урок изучения и закрепления новых

знаний.  Лекция

Характеризовать роль живых

организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы

Д.з. § 92, с. 357-359

ТЕМА 5.4. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (4 ЧАСА + 1 час на заключительный урок)


31/1

Р/К  Биосфера и человек

Антропогенные факторы воздействия

на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис. Экологический кризис и его последствия

Приводить примеры прямого и

косвенного воздействия человека на природу

ПР.Р.№ 5 Решение экологических задач

Урок изучения и закрепления новых

знаний.  Лекция

Находить и систематизировать

информацию о последствиях

деятельности людей на биосферу

Д.з. § 92, с. 359-360, § 93

32/2

33/3

Р/К  Основные экологические проблемы современности, пути их решения

Ключевые понятия: предельно

допустимая концентрация Последствия деятельности человека в окружающей среде. Рациональное использование природных ресурсов.

-------------------------------------------------

Экологические проблемы

Находить и систематизировать

информацию о глобальных

экологических проблемах

ПР.Р № 6. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

тестирование

Комплексное применение ЗУН.

Семинар

Анализировать и оценивать

глобальные экологические проблемы

Д.з. индивидуальные задания, повторить § 74-88

Обосновывать необходимость разработки принципов рационального природопользования

34/4

Урок-зачет по теме «Экосистема»

Тестовая контрольная работа № 2 в нескольких вариантах из заданий разного типа

Урок контроля и оценки знаний

35/5

Р/К  Роль биологии в будущем

Ключевые понятия: устойчивое

развитие

Сфера жизни человека как фактор здоровья

Характеризовать роль

международного сотрудничества в решении экологических проблем человечества

Мини - проекты:

мультимедийные презентации, информационные буклеты

Комплексное применение ЗУН.

Круглый стол

ИТОГО: лабораторных работ        - 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...