календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Самородова Лидия Алексеевна

  Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich._8_klass.docx69.89 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ «Человек и его здоровье»  8 КЛАСС

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Содержательное наполнение

(основные понятия)

Формируемые

универсальные

учебные

действия

Оснащенность урока

Формы контроля  ЗУН учащихся

Домашнее задание

план

факт

Применение ТСО

Применение учебно-наглядных пособий

Введение (1 часа)

1 (1)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии.

Урок усвоения новых знаний

Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Становление наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья, методы анатомии, физиологии, психологии и гигиены.

Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека. Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине

мультимедиа

фронтальная

§ 1, 2  и выводы по главе 1.

Раздел 1. Происхождение человека (3 часа)

1 (2)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.

Демонстрация  модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

Урок усвоения новых знаний

Доказательства происхождения человека от животных. Таксоны, рудименты, атавизмы

Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументируют) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных

презентация

фронтальная

 §3, вопросы в конце §.

2 (3)

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

Комб.

Строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людей. Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.

Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют  основные этапы эволюции человека

фронтальная

§4. Термины.

3 (4)

Человеческие расы. Человек как вид.

Комб.

Соотношение биологических  и  социальных факторов, становление рас и народов. Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная; расизм.

Объясняют возникновение рас. Обосновывают  несостоятельность расистских взглядов

презентация

Табл. «Человеческие расы»

Текущая

тестирование

§5, основные положения главы 2.

Раздел 2. Строение и функции организма (57 часов)

ТЕМА 2.1     Общий обзор организма (1 час)

1 (5)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Урок усвоения новых знаний

Уровни организации, структура: органы, система органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы.

Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки

организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами

мультимедиа

Табл. «Расположение внутренних органов»

фронтальная

§6, повто-рить строение клетки.

ТЕМА 2.2     Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

1 (6)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма.  

Урок усвоения новых знаний

Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосома, гены, ДНК, РНК, ядрышко.

Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов.

Модель-аппликация

письменная

§7, с. 27-28

2 (7)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма.  

Комб.

Органоиды, ЭПС, рибосомы, митохондрии, лизосомы.

Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов

мультимедиа

Модель-аппликация, табл. «Клетка»

фронтальная

§7, с. 28-30

3 (8)

Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Демонстрация  разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Комб.

Центриоли, обмен веществ, рост, развитие, ферменты.

Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов

мультимедиа

письменная

тестирование

§7, с 30-33, вопросы на с 32, 33.

4 (9)

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.

Л. р. №1. «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».

Урок-практикум

Взаимосвязь, строение и функции, типы тканей.

Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах.

Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике  изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве

микроскопа и правилах работы с ним. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Презентация

(цифровой микроскоп)

Табл. «эпителиальные, соединительные и мышечные ткани»

письменная

работа с КИМами

§8, с. 33-37, вопросы на с. 39-40 (!)

5 (10)

Строение и функция нейрона. Синапс.

Комб.

Нервная ткань: тело нейрона, дендриты, аксон, нейроны, нейроглия, нервное волокно, синапс.

Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции

жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной

регуляции процессов жизнедеятельности организма человека.

мультимедиа

фронтальная

§8, с. 37-39, вопросы на с. 39-40 (!)

ТЕМА 2.3     Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1+1час)

1 (11)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Л. р. №2. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

Л. р. №3. «Коленный рефлекс»

Урок усвоения новых знаний с элементами практикума

Рефлекс, рефлекторная дуга и ее части.

Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции

жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной

регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Мультимедиа + презентация

Табл. «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги»

письменная

работа с КИМами

§9, осн. положения  главы 3.

Повт

§ 1-9

2(12)

Контрольная работа № 1 по темам «Происхождение человека», «Клеточное строение ткани»

Закрепление знаний

тестирование

ТЕМА 2.4     Опорно-двигательная система (7часов)

1 (13)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей.

Л. р. №4. «Микроскопическое строение кости»

Урок усвоения новых знаний с элементами практикума

Функции скелета и мышц, химический состав костей, типы костей, возрастные изменения костей.

Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы

(кости). Выделяют существенные

признаки опорно-двигательной

системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

(цифровой микроскоп)

Табл. «Скелет», «Скелетные мышцы»

Скелет человека

текущая

§10, вопросы с.50

2 (14)

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей.

Комб.

Сравнение скелета человека и животных, особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Строение и функции скелета.

Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника

презентация

Табл. «Скелет», «Скелетные мышцы»

Скелет человека

фронтальная

§11

3 (15)

Скелет человека. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей.

Комб.

Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные – суставы.

Определяют типы соединения костей

мультимедиа

Табл. «Скелет», «Строение костей и типы их соединения»

письменная

тестирование

§12, вопросы с. 62.

4 (16)

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты.

Л. р. №5 «Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома)

Комб. С элементами практикума

Строение мышц. Мышцы-антагонисты, мышцы-синергисты, группы мышц.

Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе по-

лученных результатов

Табл. «Скелетные мыщцы, «Мышцы»

Объемная модель

письменная

тестирование

§13, л.р. №5 с.64-68.

5 (17)

Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке,  последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Л. р. №6 «Утомление при статической и динамической работе»

Л. р. №7 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»

Урок-практикум

Двигательная единица. Динамическая, статическая работа, тренировочный эффект, биологическое окисление. Гиподинамия.

Объясняют особенности работы мышц.

Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические

исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

мультимедиа

Табл. «Скелетные мышцы»

текущая

§14.

6 (18)

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.  Р/К

Л. р. №8  «Выявление нарушений осанки»

Л. р. №9  «Выявление плоскостопия» (выполняется дома)

Урок-практикум

Осанка.
Остеохондроз. Корригирующая гимнастика. Сутулость. Сколиоз. Плоскостопие. Влияние физкультуры на формирование скелета. Повреждения скелета: ушиб, переломы, синяк, шина, растяжение связок, вывих.

Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия

Табл. «Предупреждение искривления позвоночника»

«Предупреждение плоскостопия»

письменная

работа с КИМами

§15. Л. р. №9 с.75.

7 (19)

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация приемов первой помощи при травмах.

Р/К

Комб.

Меры первой помощи.

Приводят доказательства

(аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики

травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

презентация

фронтальная

§16, выводы по главе 4.

ТЕМА 2.5     Внутренняя среда организма (3 часа)

1 (20)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Л. р. №10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

Урок усвоения новых знаний с элементами практикума

Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; раскрыть понятие гомеостаз; проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови, рассмотреть механизм свертывания крови; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных.

Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между

особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение

презентация

Табл. «Кровь»

фронтальная

§17, вопросы с.89 (!)

2 (21)

Р/К Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.

Комб.

Ввести понятия: «фагоцитоз», «антигены» и «антитела». Иммунитет и его виды; значение клеточного и гуморального иммунитета; ввести сведения об органах иммунной системы; показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни.

Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета

Презентация + мультимедиа

текущая

§18.

3 (22)

Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет.  Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Р/К

Комб. с элементами повторения

Иммунология, история открытия вакцинации (работы Э. Дженнера и Л. Пастера); лечебные сыворотки, вакцины, антитела, антитоксины, естественный иммунитет, искусственный иммунитет, аллергия, аллерген, тканевая совместимость, группы крови, резус – фактор, донор, реципиент.

Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови

мультимедиа

письменная

§19, вопросы с. 99 (!), выводы по главе 5.

ТЕМА 2.6     Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 +1часов)

1 (23)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.

Р/К

Урок усвоения новых знаний

Взаимодействие кровеносной и лимфатической систем. Виды кровеносных сосудов, аорта, лимфатические сосуды.

Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем

мультимедиа

Табл. «Кровеносная система»

текущая

§20, вопросы с. 105 (!)

2 (24)

Круги кровообращения.

Л. Р. №11  «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».

Л. Р. №12  «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

Урок-практикум

Изменение состава крови в кругах кровообращения. Артериальная кровь, венозная кровь, венечная артерия.

Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят

биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Презентация + мультимедиа

Табл. «Схема кровообращения», рельефная таблица

текущая

§21.

3 (25)

Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.

Демонстрация моделей сердца и торса человека.

Комб.

Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Сердечный цикл, фазы сердечного цикла, симпатический и блуждающий нервы, адреналин.

Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями

Презентация + мультимедиа

Табл. «Сердце», «Фазы работы сердца»

письменная

тестирование

§22, вопросы с.114 (!)

4 (26)

Р/К Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.

Л. Р. №13   «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Урок-практикум

Кровоснабжение органов, гипертония и гипотония, спазм сосудов, артериолы, некроз, инсульт, инфаркт. Тонометр, фонендоскоп. Механизмы  регуляции кровоснабжения.

Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки

Презентация + мультимедиа

Табл. «Сердце»

Объемная модель

письменная

§23, с.115 -117

5 (27)

Артериальное давление крови, пульс. Демонстрация приемов измерения артериального давления по методу Короткова.

Л. Р. №14   «Опыты, выясняющие природу пульса».

Комб. С элементами практикума

Артериальное давление крови, пульс.

Приводят доказательства

(аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний

тонометр

текущая

§23, с.117-120.

6 (28)

Р/К Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация приемов остановки кровотечений.

Л. Р. №15    «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».

 Урок-практикум

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов; последствия гиподинамии, заболевания ССС, их профилактика. Виды кровотечений, меры первой помощи.

Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят

в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов

Презентация + мультимедиа

Табл. «Значение тренировки сердца»

письменная

работа с КИМами

§24, 25, выводы по главе 6.

7(29)

Контрольная работа № 1 по темам «Опорно-двигательная система», «Внутренн среда организма», «Кровеносная система».

Закрепление знаний

тестирование

ТЕМА 2.7     Дыхательная система (4 часа)

1 (30)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь.

Демонстрация  модели гортани, роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Урок усвоения новых знаний

Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи; легкие, легочная плевра, бронхиальное дерево, альвеолы; голосовые связки, около носовые пазухи, миндалины, артикуляция, тембр. Заболевания аденоидов, гайморит, фронтит, тонзиллит; врач оториноларинголог; дифтерия.

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы

Мультимедиа

Объемная модель

Табл. «Органы дыхания»

фронтальная

§26, вопросы с.139 (!)

2 (31)

Газообмен в легких и тканях.

Комб.

Связь дыхательной и кровеносной систем, роль большого и малого кругов кровообращения в газообмене. «Ворота легких», легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, механизм газообмена, диффузия. Механизм вдоха и выдоха.

Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения

Мультимедиа

Датчик относительной влажности

Датчик СО2 И О2 выдыхаемого воздуха

Табл. «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании»

Объемная модель

письменная

работа с КИМами

§27.

тестирование

3 (32)

Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Демонстрация модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов проходимости носовых ходов у маленьких детей.

Л. р. № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».  

Урок-практикум

Роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов (кашель, чихание и др.);Вред курения; источники загрязнения атмосферного воздуха; методы определения его запыленности. Воздушная среда и ее охрана. Никотин, респиратор, смог.

Объясняют механизм регуляции дыхания

Табл. «Изменение состава воздуха при дыхании», «Органы дыхания»

письменная

§28, вопросы с.146 (!)

4 (33)

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Демонстрация измерения жизненной емкости легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Р/К

Демонстрация приемов искусственного дыхания.

Л. р. №17 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

Комб. С элементами практикума

ЖЕЛ, остаточный воздух, обхват грудной клетки. Флюорография, туберкулез легких, палочка Коха, рак легких, электротравма, клиническая смерть, биологическая смерть, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Приводят доказательства

(аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении

угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в

учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов

Презентация + мультимедиа

курения»

Табл. «Гигиена дыхания», «Профилактика воздушно-капельных инфекций», «Вред

письменная

тестирование

§29, выводы по главе 7.

ТЕМА 2.8     Пищеварительная система (6 часов)

1 (34)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.

Урок усвоения новых знаний

Пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты. пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества.

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения.

Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы

презентация

фронтальная

§30, вопросы с.161 (!)

2 (35)

Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы.

Демонстрация торса человека.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Комб.

Ферменты, их действия. Умение давать комментарии к опытам.

Пищеварение в ротовой полости. Лизоцим, амилаза. Зубы. Кариес, пульпит.

Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на

основе полученных результатов

презентация

Торс человека

Табл. «Схема строения органов пищеварения», «Зубы»

письменная

работа с КИМами

§31, с.165 вопросы (!)

3 (36)

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.

Демонстрация торса человека.

Л. р. №18  «Действие ферментов слюны на крахмал»

Урок-практикум

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Основные свойства ферментов, их роль в расщеплении пищи; проследить за изменением питательных веществ при переходе из одного отдела в другой и подготовку их к всасыванию. Трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз.

Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на

наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы

на основе полученных результатов

презентация

Табл. «Схема строения органов пищеварения»

фронтальная

§32.

4 (37)

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.

Демонстрация торса человека.

Комб.

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. строение ворсинок и механизм всасывания; рассмотреть барьерную роль печени; разъяснить функции аппендикса и предупредить о связанном с ним заболевании – аппендиците. Гликоген. Перитонит.

Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы

презентация

Табл. «Схема строения органов пищеварения»

текущая

§33.

5 (38)

Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Комб.

Фистула. История открытия безусловных и условных рефлексов; взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения.

Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения

фронтальная

§34.

6 (39)

Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.

Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Комб. С элементами повторения

Правила потребления пищевых продуктов, их физиологическая значимость;  правила гигиены питания; дать понятие о наиболее опасных кишечных инфекциях: ботулизме, сальмонеллезе, холере, дизентерии. Карантин, диарея, дизентерия, дизентерийная палочка, дезинфицирующие средства.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни

мультимедиа

Табл. «Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний», «Вред алкоголя»

письменная

работа с КИМами

§35, выводы по главе 8.

ТЕМА 2.9     Обмен веществ и энергии (3 часа)

1 (40)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен.

Л. р. №19  «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

Урок усвоения новых знаний с элементами практикума

Подготовительная, основная и заключительная фаза обмена, превращения белков, жиров и углеводов в организме, значение воды и минеральных солей.

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека.

мультимедиа

фронтальная

§36, с. 184-185.

2 (41)

Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.

Комб.

Амилаза, микроэлементы и макроэлементы.

Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов.

Раскрывают роль ферментов в организме человека

текущая

§36, с. 185-188.

3 (42)

Р/К Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Л.р. №20  «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

Урок-практикум

Значение витаминов, дать понятие об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Витамины: А, В, С,Д, Цинга, бери-бери, «куриная слепота», рахит. Основной обмен, общий обмен, энерготраты организма, энергетическая емкость пищевых продуктов (калорийность), нормы питания, ненасыщенные жирные кислоты.

Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов.

Обсуждают правила рационального питания

Мультимедиа + презентация

Табл. «Суточные дозы витаминов»

письменная

работа с КИМами

§37, 38, выводы по главе 9.

ТЕМА 2.10     Покровные органы. Терморегуляция (3 часа)

1 (43)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы.  Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции.

Демонстрация  рельефной таблицы «Строение кожи»

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.

Урок усвоения новых знаний

Строение и функции кожи, волос, ногтей; выработать навыки связи между макро- и  микроструктурами. Эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти.

Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Де- лают выводы на основе полученных результатов

Презентация + мультимедиа

Рельефная таблица

Табл. «Кожа»

фронтальная

§39, вопросы с.204 (!)

2 (44)

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.

Самонаблюдения: определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Комб.

Гигиенические требования по уходу за кожей и ее производными. Первая помощь при поражениях кожи.  Болезни кожи: чесотка,  лишаи; ожоги; химические и термические; обморожения, теплоизолирующая повязка.

Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены

письменная

работа с КИМами

§40, вопросы с.208-209 (!)

3 (45)

Р/К Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при  общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Комб. С элементами повторения

Терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой удар, солнечный удар, закаливание; роль одежды в адаптации организма к погодным условиям.

Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова

мультимедиа

текущая

§41, с. 217-218.

ТЕМА 2.11     Выделительная система (1 + 1 час)

1 (46)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения»

Урок усвоения новых знаний

Значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды; механизмы мочеобразования на микро- и  макроуровне; работа нефронов; урологические заболевания и их предупреждение. Мочекаменная болезнь.

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах

органы мочевыделительной системы.

Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения

мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы

Презентация + мультимедиа

Табл. «Органы выделения»

фронтальная

§42.

2 (47)

Контрольная работа № 3 по темам «Дыхательная система», «Пищеварительная система»,   «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы» и «Выделительная система».

Закрепление знаний

тестирование

ТЕМА 2.12     Нервная система человека (5 часов)

1 (48)

Значение нервной системы. Мозг и психика.

Урок усвоения новых знаний

Значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов. Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение.

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Объемная модель

письменная

тестирование

§43.

2 (49)

Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга.

Комб.

Понятие о строении и функциях центральной и периферической нервной системы; распределение серого и белого вещества спинного и головного мозга; строение и функции спинного мозга, рефлекс и рефлекторная дуга спинномозговых рефлексов. Шок.

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают

функции спинного мозга

мультимедиа

Табл. «Схема строения нервной системы»,

«Спинной мозг и схема коленного рефлекса»

фронтальная

§44.

3 (50)

Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

Демонстрация модели головного мозга.

Л. р. №21  «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

Л. р. №22  «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»

Урок-практикум

Строение головного мозга, расположение его желудочков и основных отделов головного мозга; функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга

мультимедиа

Табл. «Головной мозг человека»

Объемная модель

письменная

тестирование

§45

4 (51)

Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая  и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Комб.

Строение и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий головного мозга; функции коры; значение асимметрии левого и правого полушарий. Борозды, доли.

Раскрывают функции переднего мозга

мультимедиа

Объемная модель

текущая

§46.

5 (52)

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Л. р. №23   «Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменения тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»

Урок-практикум

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы; гипоталамус, симпатическая подсистема: узлы симпатического ствола; парасимпатическая подсистема: блуждающий нерв, вегетативные узлы.

Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят

биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

мультимедиа

Табл. «Схема строения нервной системы»

письменная

работа с КИМами

§47, выводы по главе 11.

ТЕМА 2.13     Анализаторы (5 часов)

1 (53)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.

Демонстрация моделей глаза и уха.

Урок усвоения новых знаний

Показать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств». Модальность, галлюцинации, иллюзии.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств

фронтальная

§48.

2 (54)

Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза.

Демонстрация опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.

Комб. С элементами практикума

Строение и функции глаза; роль колбочек и палочек. Бинокулярное зрение.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора

мультимедиа

Табл. «Зрительный анализатор»

текущая

§49, с. 244-246.

3 (55)

Р/К Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.

Демонстрация обнаружения слепого пятна.

Л. р. №24  «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

Глазные инфекции, конъюнктива, конъюнктивит, Близорукость, дальнозоркость, мышцы ресничного тела, преломляющая способность глаза, диоптрия, бельмо.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения

Мультимедиа

ЛО Анализаторы, датчик освещенности

Табл. «Профилактика близорукости»

Письменная

тестирование

§49, с. 247-249, §50.

4 (56)

Р/К Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Демонстрация определения остроты слуха.

Комб.

Отделы органа слуха; строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха человека. Стереофоническое звучание. Причины заболеваний слухового анализатора и правила гигиены слуха.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха

Мультимедиа

ЛО «Органы чувств»

Табл. «Шум и борьба с ним», «Слуховой анализатор»

фронтальная

§51.

5 (57)

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация – зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

комб.

Вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные каналы, мышечное чувство, кожная чувствительность, вибрационное чувство, осязание, обонятельные клетки, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности

кожно-мышечной чувствительности.

Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы

Мультимедиа + презентация

Табл. «Обонятельный и вкусовые анализаторы»

письменная

работа с КИМами

§52, выводы по главе 12.

ТЕМА 2.14     Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

1 (58)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Демонстрация  безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления 

Урок усвоения новых знаний

ВНД, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, внешнее торможение, внутреннее торможение, доминанта.

Характеризуют вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей

нервной деятельности

текущая

§53, вопросы с. 273 (!)

2 (59)

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Демонстрация двойственных изображений, иллюзий установки.

Л. р. №25  «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».

Урок-практикум

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты; запечатление (импринтинг), этология.  Приобретенные программы поведения.

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека

мультимедиа

письменная

§54, вопросы с.278 (!)

3 (60)

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.

Комб.

Биологические ритмы, сон и бодрствование, медленный сон, быстрый сон, сновидения.

Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека

Мультимедиа + презентация

письменная

§55.

4 (61)

Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Демонстрация – выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Комб.

Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция;  речь: внешняя, внутренняя; познавательные процессы.

Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти.

Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов

фронтальная

§56, с.288 вопросы (!)

5 (62)

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Л. р. №26  «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольн., произвольном внимании и при активной работе с объектом»

Комб. С элементами практикума

Волевое действие, внушаемость, негативизм; эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения, внимание.

Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности

и внимания

презентация

письменная

работа с КИМами

§57, выводы по главе 13.

ТЕМА 2.15       Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2+1 часа)

1 (63)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Урок усвоения новых знаний

Единство нервной и гуморальной регуляции, гормоны, железы смешанной секреции.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции

мультимедиа

Табл. «Железы внутренней секреции»

фронтальная

§58, с.301 вопросы (!)

2 (64)

Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Урок-повторение

Функции гипофиза, щитовидной железы, половых желез, надпочечников и поджелудочной железы; нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией этих желез. Профилактика эндокринных болезней.

Раскрывают влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека

презентация

Табл. «Железы внутренней секреции»

письменная

работа с КИМами

§59, выводы по главе 14.

3 (65)

Контрольная работа № 4 по темам: «Нервная система», «Анализаторы», «В.Н.Д» и «Эндокринная система»

Закрепление знаний

тестирование

Раздел 3.   Индивидуальное развитие организма (5 часов)

1 (66)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции.

Урок усвоения новых знаний

Жизненные циклы, способы размножения; мужская и женская половые системы, образование и развитие зародыша. Гены, половые хромосомы.

Выделяют существенные признаки органов размножения человека

Презентация + мультимедиа

Табл. «Женская репродуктивная система»,

«Внутренние женские половые органы»

фронтальная

§60.

2 (67)

Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Комб.

Биогенетический закон, онтогенез, филогенез; плацента, пупочный канатик (пуповина), зародыш, плод, беременность.

Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности.

Выделяют основные этапы развития зародыша человека

 презентация

письменная

§61, с.317 вопросы (!)

3 (68)

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Р/К

Комб.

Наследственные болезни (гемофилия), врожденные болезни (алкогольный синдром плода), венерические болезни, сифилис, бледная спирохета (трепонема), СПИД, гепатит В.

Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путём,

ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека

фронтальная

§62.

4 (69)

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу.

Демонстрация  тестов, определяющих типы темпераментов.

Комб.

Ребенок новорожденный и грудной, пубертат.

Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий: «темперамент», «черты характера»

презентация

письменная

работа с КИМами

§63, вопросы с.324 (!)

5 (70)

Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Комб.

Индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты, самооценка.

Раскрывают суть понятий:

«интересы», «склонности», «способности»

письменная

§64, выводы по главе 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...