Адаптированная программа по" Биологии" 9класс
рабочая программа (9 класс) по теме

Вишнякова Татьяна Викторовна

Адаптированная программа по "Биологии" в 9 классе предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида, I варианта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adp.biologiya-9kl._.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по «Биологии» для 9 класса предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение по индивидуальному учебному плану на дому с использованием дистанционных образовательных технологий по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1 вариант.

Адаптированная рабочая программа по Биологии разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1. – 224с.», в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

Обучение осуществляется на использовании учебника предназначенного для детей с ограниченными возможностями здоровья, который реализует требования 1 варианта учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: «Биология. Человек 9 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ под ред. И.В. Романова, Е.Г. Фёдоровой, – М.: Дрофа, 2013.,используемых для достижения поставленной цели в соответствии с адаптированной образовательной программой.

Цель рабочей программы Биологии: в коррекционном классе 8 вида направлена на коррекцию недостатков умственного развития учащихся, в процессе знакомства о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма.

Задачи:

  • развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
  • учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость организма и окружающей среды;
  • влияние среды на организм;
  • овладение учащимися начальных умений и навыков поиска и систематизации информации.

Общая характеристика предмета «Биология. Человек»

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом организма человека. Учащиеся знакомятся с ними и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением деятельности организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред наносят курение, употребление спиртных напитков, а также токсикомания.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет биология входит в обязательную часть 1 варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида уровня основного общего образования, обеспечивающего реализацию адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.

На предмет «Биология. Человек» отведены 35 часов (1 часа в неделю). Изменения в авторскую программу под ред. Воронковой   вносились.

Сроки реализации адаптированной рабочей программы по биологии для 9 класса:

2016-2017 уч. год

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся по результатам обучения должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;
  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
  • влияние физических нагрузок на организм;
  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Содержание программы учебного предмета.

Введение — 1 часа.

Место человека среди млекопитающих ( как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общий обзор организма человека — 2 часа.

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение — 5 часов.

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное, неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальценированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение — 6 часов.

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды ( а через кровеносную систему — на весь организм). Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы.

  1. Микроскопическое строение крови.
  2. Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег)

Дыхание — 3 часов.

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в лёгких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение — 5 часов.

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
  2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
  3. Действие слюны на крахмал.
  4. Действие желудочного сока на белки.

Почки — 1 часа

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа — 2 часа

Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении.

Нервная система — 3 часа

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации — 5  часов

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.

Календарно – тематическое планирование

по биологии 8 класс

№ п/п

Тема урока

Лабораторная работа

Дата

        Коррекция

                     Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (1 ч)

1

 Место человека среди в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных

                                                  Раздел 2. Общий обзор организма человека — 2 часа

2

Общий обзор организма человека Клеточное строение организма.

3

Ткани. Органы и системы органов

Раздел 3. Опора тела и движение — 5 часов.

4

Значение опорно - двигательного  аппарата, его состав. Строение костей.

5

Скелет человека. Соединения костей (подвижное, неподвижное).

6

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

7

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц

8

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Раздел 4. Кровь и кровообращение — 6 часов.

9

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.Л/работа «Микроскопическое строение крови»

Л/р

10

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа.

11

Большой и малый круги кровообращения.

   12

Движение крови по сосудам. Пульс. Л/р  «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» (выполняется дома)

Л/р

13

Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях

14

Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды, на весь организм.

                                                            Раздел 5. Дыхание  -  4 ч

15

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование.

16

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание

17

Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания.

                                                              Раздел 6. Пищеварение  - 5 ч.

18

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты

19

Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости,

20

Пищеварение  желудке кишечнике.

21

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

22

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.

Раздел 7. Почки – 1 ч.

23

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Раздел 10. Кожа – 2 ч.

24

Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.

25

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении.

Раздел 11. Нервная система  - 3 часа

26

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

27

 Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина

28

Сон и его значение

Охрана здоровья человека в Российской Федерации — 5 часов

29

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда.

30

 Организация отдыха

31

Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).

33

Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

34

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.

Резерв -1ч.

Учебно – методический комплекс:

1. Королева Н.В., Макаревич Е.В. Биология. Растения. Грибы, 7 класс. М., Владос, 2005.

2. Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные, 8 класс. М., Просвещение,2008..

3.Сивоглазов В. Естествознание, 9 класс. М., Просвещение, 1990. 4.Королева Н.В., Макаревич Е.В. Естествознание «Неживая природа», 6 класс. М.,  Влалос,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа геометрия 9класс

геметрия атанасян 9 класс рабочая программа...

рабочая программа побиологии 6 кл. кучебнику Пономарёва И. Н.

рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС (2010) на основе авторской программы Пономарёвой И. Н., Кучменко В. С. и др.(2014)...

Рабочая адаптированная программа 5-9классы по чтению и развитию речи

Данная программа  используется  в коррекционном классе 8 вида...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с НОДА, УО – легкой, ТНР – ФГОС с ОВЗ

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, УО – легкой, ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом ра...