Урок в 10 классе "Мутации"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Шамилова Лайсан Ханифовна

Урок в 10 классе "Мутации" с элементами мыслительных приёмов и обучающих структур 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shamilova_urok_mutatsii.docx70.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Мутации".               Урок биологии в 10 классе.

 Учитель биологии высшей кв. категории

МБОУ «Сармановская гимназия»                                                                                          Шамилова Лайсан Ханифовна.

      Цели урока:

             Обучающие: раскрыть сущность мутационной наследственности; познакомить с видами мутаций и факторами, способствующими их возникновению.

     Развивающие: Создать условия для развития критического мышления, способствовать развитию у учащихся умений и навыков выдвигать и доказывать гипотезы, выделять главное, ставить цели, алгоритмов работы в группе, содействовать развитию умения интегрировать материал разных наук (биологии, физики, истории, музыки, литературы).

     Воспитательные: воспитывать  коммуникативные качества, формировать гигиенические навыки и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, создать условия для проявления качеств необходимых для работы в группе: терпимости, распределения обязанностей, умения выслушивать оппонента и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникабельность учащихся.

    Дидактическая цель: Создать условия учащимся для осмысления новой учебной информации, её применение в учебных и жизненных ситуациях.

    Задачи: Актуализировать изученный ранее материал по теме «анализаторы».

  • Сформировать знания о наследственной изменчивости и ее основных типах.
  • Развить логическое мышление и умение анализировать информацию.
  • Закрепить изученный материал путем решения самостоятельных заданий.

      Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, запись часов, менедж мэты, листы А4, А3;  вопросы для обсуждения,  надписи основных мутагенов, надписи с цифрами для столов, запись музыки, тестовые задания, плакаты с обучающими структурами.

      Формы организации учебной деятельности – 1) фронтально-групповая

      Уровни усвоения знаний – 1) исполнительский, 2) репродуктивный, 3) творческий

      Личностная значимость (мотивация) Воспитание осознанной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих на основе знаний о мутагенных факторах.

      Методы работы: рассказ, беседа, обучающие структуры.

План урока

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний.
  • Изучение нового материала.
  • Рефлексия
  • Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг-друга. Партнеры по лицу поприветствуйте, пожалуйста используя прием ДАБЛ ФАМС (DOUBLE THUMBS),а партнеры по лицу – прием ПАМП АП (PUMP UP). Я попрошу сейчас улыбнуться всех, кто сегодня пришёл в школу с хорошим настроением. Те ребята, которые сегодня будут помогать мне на уроке, похлопайте в ладоши. Я тоже рада нашей встрече с вами.

2. Актуализация знаний и умений

Для того чтобы хорошо усвоились новые знания, необходимо сначала активировать те, которые Вы получили при изучении предыдущих тем. Итак, дайте ответы на следующие (ДЕЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ – ДК 6: ВОЗМОЖНОСТИ):

Что такое фенотип?

  1. Что такое генотип?
  2. Что такое наследственность?
  3. Что такое изменчивость?
  4. Какая изменчивость называется модификационной?
  5. Как она ещё называется?
  6. Что такое норма реакции?

   Ответы на эти вопросы вы представите с помощью структуры ТОКИН МЭТ (Talking Mat - Говорящее поле)

В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:

ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).

ДК 2- Время время для размышления  над ответом  на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.  

ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)

ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса,  умеющие принимать решения самостоятельно

ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга  

Памятка для выполнения структуры ТОКИН МЭТ: Помните, что структура выполняется не произнося ни слова, кроме финального обсуждения результатов работы. На столе у вас листочки А3. Участник №1 нарисует квадрат в центре, партнер по лицу напишет тему задания изменчивость, 

  1.  В течение 2 мин. каждый участник команды одновременно пишут как можно больше слов и выражений на данную тему.
  2. Команды меняются столами и находят связи в определениях и задают вопросы данной команде (2 мин)
  3. Команды отвечают на вопросы и обсуждают связи
  4. Финал: Участники представляют свои работы классу

Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. (ДК 4. Я5: Язык обратной связи и оценивания обратная связь и похвала, чтобы помочь ученикам достичь лучших результатов в обучении и мышлении 

Так как наш мозг включен и готов мыслить критически встанем  и сделаем ТИМ ЧИР  Сначала участники показывают большой палец вытянув правую руку, Затем участник №3 и повторяем с другими . Раскачивая башню участники громко говорят «Наш мозг включен!»

         

      3. Изучение нового материала:

Просмотр картины с изображением руки. Структура СИ ФИНК УАНДЭ ( 5 мин)

  1. Посмотри - что изображено на картине?

     2.Подумай -

     3. Задайся вопросом- Как выдумаете. Как это изображение связано с нашим сегодняшним уроком?

В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:

ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).

ДК 2- Время время для размышления  над ответом  на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.  

ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)

ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса,  умеющие принимать решения самостоятельно

ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга  

 Действительно, нечасто в природе встретишь двухголовую змею А можете ли вы предположить, в чем причина появления этих парадоксальных, необычных организмов? (возможный ответ: наличие изменений в организме (Где произошли изменения?), мутации (А что такое мутации?)). Все эти организмы следствие изменений в организме, в генах и хромосомах. Тема нашего урока «Мутации:

(Запись темы урока в тетрадях) Мутация от латинского «mytatio» - изменение.  Это качественные и количественные изменения ДНК организмов, приводящие к изменениям генотипа. (слайд  3 и запись в  рабочей   карте).

Термин введён Гуго де Фризом в 1901 году.

Мутационная изменчивость – устойчивые изменения генотипа, происходящие под влиянием внешней и внутренней среды. Процесс возникновения мутаций называют мутагенез, организмы, у которых произошли мутации, — мутантами, а факторы среды, вызывающие появление мутаций, — мутагенами. (Запись определения в тетрадях)

Какими же характеристиками обладают мутации в сравнении с модификациями:

-А к каким последствиям могут привести мутации? Всегда ли это болезни и физические уродства? (вернуться к слайду, обратить внимание, что бабочка  и растения тоже имеют изменения в организме - мутации)

  По уровню возникновения мутации делят на группы : (работа с со схемой на мыслительном листе, по мере изучения новой темы).

 Закрепление

Фронтальная работа:

 Проявлением какой изменчивости являются следующие изменения:

1) родился бесшерстный щенок с недоразвитыми зубами (Мутация)

2) ягнят выращивали в условиях холода, и у них шерсть стала гуще (Модификация)

3) на поле все всходы погибли от холода, а одно более морозостойкое растение выжило  (Мутация)

4) при добавлении толчёного мела в корм курам скорлупа яиц становится толще (Модификация)

5) на гряде с помидорами выросло одно растение, в цветке которого было 7, а не 5 лепестков (Мутация)

6) при внесении в почву калийных удобрений на одном кусте картофеля развивается больше клубней, чем при отсутствии удобрений (Модификация)

-КОПИ КЛЭП

Структура ФО БОК СИНЕКТИКС  В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:

ДК 1-Ожидание (1.Тщательное наблюдение и описание наблюдаемого 2. Построение объяснений и интерпретаций 3: Аргументированное рассуждение 4: Связь новых знаний с предыдущими 5: Принятие во внимание различных точек зрения Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).

ДК 2- Время время для размышления  над ответом  на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.  

ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)

ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса,  умеющие принимать решения самостоятельно

  1. ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга
  2.  ДК7: Мыслительные приемы и структуры

 Памятка для выполнения структуры

  1. Берут листочки А4, сгибают 2 раза, делают в центре квадрат, обводят линии и пронумеруют квадраты.
  2. Подумать и нарисовать 4 неодушевленных предмета, один из которых движется
  3. Написать в центре тему
  4. Написать 4 предложения похожа на     , потому что
  5.  Подумать и найти аналогии и записать. Время 2 минуты

Физкультминутка. 

А как вы думаете, какие факторы вызывают мутации?Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:

ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).

ДК 2- Время время для размышления  над ответом  на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.  

ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)

ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса,  умеющие принимать решения самостоятельно

ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга .

Памятка для выполнения структуры

  1. Подумайте и   попробуйте найти ответ на этот вопрос.
  2. Обсуждают по кругу. Начинает номер под №3
  3. Отвечает участник №2                        

  Рефлексия: Действенный вопрос: Какие мутагены по-вашему самые опасные для здоровья? Используется структура КОНЭРС. В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:

ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).

ДК 2- Время время для размышления  над ответом  на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.  

ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)

ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса,  умеющие принимать решения самостоятельно

ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга .

Памятка для выполнения структуры

 1.Учитель дает несколько секунд на обдумывание.

2. Записать свой выбор на листочках. Для этого № 1 и № 3 берут листочки А4  сгибают,  делят пополам и передают партнеру по лицу.

3.Разойдитесь по углам. (На различных углах таблички с надписями: радиация и УФ излучения; химические вещества: диоксин, ртуть, свинец, лекарства; никотин , алкоголь, наркотики, физические излучения: компьтеры, телевизоры, сотовые телефоны, СВЧ-печи, )

4. Найдите себе партнера в своем окружении и обсудите с ним вопрос: Почему выбрали эту часть анализатора?

Используется структура ТАЙМД ПЭА ШЭА. В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:

ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).

ДК 2- Время время для размышления  над ответом  на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.  

ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)

ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса,  умеющие принимать решения самостоятельно

ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга.

Памятка для выполнения структуры

1.Учитель дает время, учащиеся обсуждают в парах.

2. Затем из каждой группы спросить по 1-2 партнера.

3. Отвечает тот партнер, у кого темнее волосы).

          Итак какой вывод мы делаем, Каждый мутаген влияет на здоровье человека. Давайте сделаем круг и посмотрим как это происходит. Ученики встают в круг, берутся за руки и воспроизводят влияние каждого мутагена на организм человека. ДК8: Моделирование

  • пример проговаривания хода своего мышления вслух на уроке

Парковка: напишите на сердечках сегодняшнее ваше настроение

Домашнее задание: Формулирование правил учащимися: как сохранить свое здоровье и защитить от мутагенов.Структура РЕЦЕПТ В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:

ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).

ДК 2- Время время для размышления  над ответом  на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.  

ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среду для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)

ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса,  умеющие принимать решения самостоятельно

ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга.

 Спасибо за урок!!!Поблагодарили друг друга и похвалили за работу! Всем спасибо за активное участие на уроке.  Желаю всем здоровья и хорошего дня!

Мыслительный лист

Приложение 1. Сравнение видов изменчивости.

Характеристика

Модификационная изменчивость

Мутационная изменчивость

Объект изменения

Фенотип в пределах нормы реакции

Генотип

Отбирающий фактор

Изменение условий окружающей
среды

Изменение условий окружающей среды

Наследование при
знаков

Не наследуются

Наследуются

Подверженность изменениям хромосом

Не подвергаются

Подвергаются при хромосомной мутации

Подверженность изменениям молекул ДНК

Не подвергаются

Подвергаются в случае
генной мутации

Значение для особи

Повышает или
понижает жизнеспособность. продуктивность, адаптацию

Полезные изменения
приводят к победе в борьбе за существование,
вредные — к гибели

Значение для вида

Способствует
выживанию

Приводит к образованию новых популяций, видов и т. д. в результате дивергенции

Роль в эволюции

Приспособление
организмов к условиям среды

Материал для естественного отбора

Форма изменчивости

Определенная
(групповая)

Неопределенная (индивидуальная), комбинативная

Подчиненность закономерности

Статистическая
закономерность
вариационных рядов

Закон гомологических
рядов наследственной изменчивости

Свойства мутаций:

  1. возникают случайно, стихийно
  2. затрагивают гены, хромосомы и генотип.
  3. Частота возникновения - единичны
  4. Носят ненаправленный характер
  5. Наследуются генеративные.
  6. Бывают вредные, полезные и нейтральные

Мутагенные факторы:

1.радиация

2.температура

3.химические вещества (никотин, бензопирен, метиловый спирт)

4.Рентгеновское излучение

5.вирусы

Приложение 2. Характеристика хромосомной  изменчивости.

Хромосомная мутация

Особенность

Пример

Утрата

потеря концевой части хромосомы

Мутация в 21 хромосоме - белокровие

Делеция

потеря срединной части хромосомы

Дупликация

удвоение участка хромосомы

Восьмикратно повторяющийся ген у дрозофилы

Инверсия

Поворот на 180° срединной части хромосомы

Транслокация

Прикрепление части от другой хромосомы

Приложение 3

ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «МУТАЦИИ»

        

Самоанализ урока «Наследственная изменчивость»

Тема урока «Наследственная изменчивость». Класс по наполняемости стандартный (23 человека), средний по своим способностям. Поэтому главной  развивающей задачей я поставила задачу дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса, через включение их в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления и поддерживание внимания через смену учебной деятельности.

Урок «Наследственная изменчивость» является первым из четырех в  данной теме и призван дать общий обзор и  расставить основные акценты и понятия.

Тип урока – урок изучения нового материала

Место урока в учебном плане – урок введения нового материала.

Главная цель (для учащихся) – в  процессе разных видов деятельности изучить генотипическую изменчивость. Главная задача, связанная с формированием опыта деятельности -  обогащение личного опыта ученика посредством учебного эксперимента.

Тема и содержание урока предопределили постановку воспитательных задач:

- повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ, действия мутагенов и тем самым способствовать формированию собственной жизненной  позиции с точки зрения гражданина;

- продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, работы в группах с ЛСМ, лабораторной работы.

Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны. Организационный момент настроил учащихся на достижение цели: была создана проблемная ситуация, сообщена цель урока, объявлен прогнозируемый результат, дан общий план урока, мотивация на реализацию цели,  объявлены критерии и алгоритм оценивания знаний. Все это позволило включить учащихся в ход урока.

На  этапе урока актуализации знаний большую часть учебного материала я предпочла давать дедуктивно. Для этого учащимся предложила ответить на вопросы, при ответе на которые были озвучены ранее приобретенные знания и в то же время мы приступили к изучению нового материала. Это позволило мне использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Новые понятия и знания были предложены учащимся в  кластере «Изменчивость», на основе которого показаны различные виды изменчивости, и ЛСМ «Мутации», в которой приведены свойства, классификации мутаций и основные мутагены.

Для систематизации учебного материала  учащиеся заполнили таблицу «Виды хромосомных мутаций», используя текст учебника и выполнили упражнение на построение фрагмента ДНК после разных хромосомных мутаций.

Включение в урок проекта «Войны, изменившие генофонд человечества»  позволило использовать дифференцированный подход: более сильные учащиеся выполнили опережающее задание на систематизацию и интеграцию знаний  и находку творческого решения. Были реализованы межпредметные связи  различных предметных областей: биологии, химии,  истории, ОБЖ.

Для первичного закрепления материала учащимся была предложена лабораторная работа  «Выявление мутаций у дрозофилы».

 При работе на уроке использовались следующие методы обучения:

  1. словесный (виды изменчивости);
  2. наглядный (демонстрация слайдов, схем, ЛСМ);
  3. проблемно-поисковый (индивидуальные и групповые задания)
  4. эвристический (проблемный вопрос в начале урока)
  5. исследовательский (лабораторная работа)
  6. проектный (защита проекта);

Сочетание данных методов на уроке показало высокую эффективность. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока, проведением физкультминутки и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.

Завершающим этапом стала оценка результатов урока, подведение итогов и комментирование деятельности учащихся.

Цель урока выполнена, задачи реализованы.

Жертвы яда "Оранжевый дождь": до сих пор во Вьетнаме рождаются дети-уроды (фото)

Происшествия: Жертвы яда "Оранжевый дождь": до сих пор во Вьетнаме рождаются дети-уроды (фото)

 

Жертвы яда "Оранжевый дождь": до сих пор во Вьетнаме рождаются дети-уроды (фото)

Жертвы яда "Оранжевый дождь": до сих пор во Вьетнаме рождаются дети-уроды (фото)

Жертвы яда "Оранжевый дождь": до сих пор во Вьетнаме рождаются дети-уроды (фото)

[все 22 фото]

Спустя более 30 лет после окончания военных действий во Вьетнаме отношения между Ханоем и Вашингтоном остаются по-прежнему натянутыми. Причина - использование Америкой химического оружия, вещества "Эйджент Орандж" (Agent Orange). 

Эта война закончилась 30 апреля 1975 года, но её проклятье сказывается и на втором, и на третьем поколении жителей Вьетнама.

В 60-е и 70-е годы американцы, стремясь обнаружить укрытия Вьетконга, распыляли с самолётов "Эйджент Орандж". Главный компонент "Эйджент Орандж" - яд "номер 1" - диоксин. 

Диоксин - обобщающее название целой группы хлорорганических веществ довольно специфического строения. Всего диоксинов около восьми десятков. Наиболее распространенный на "языке химиков" обозначается аббревиатурой ТХДД. Пожалуй, он же и самый опасный, так как в 67 тысяч раз ядовитее цианистого калия. Он может стать сильным иммунодепрессантом, как вирус СПИД. Может вызывать серьезные онкологические заболевания.

Во время войны США распылили над территорией Вьетнама около 80 миллионов литров "Эйджент Орандж"... 

Эта содержащая диоксин дьявольская смесь не только превращала плодородные регионы в "мёртвую зону". 

Вьетнамцам приходилось неделями сидеть в укрытиях из-за американских бомбежек. Когда они выходили наружу, деревья вокруг были уже без листьев. 
"Эйджент Орандж" оказывала и оказывает пагубное влияние и на генофонд населения этих регионов. 

До сих пор во Вьетнаме на свет появляются 
дети с разного рода врождёнными уродствами, физическими и умственными. Многие из них входят в группу повышенного риска онкологических заболеваний. 
Особенно много инвалидов в отдалённых деревнях в долине реки Меконг.
Во Вьетнаме насчитывается примерно 4,8 миллиона жертв этого отравляющего вещества, в том числе, три миллиона непосредственно пострадавших от так называемого "оранжевого дождя". 
Зарегистрировано еще большое число людей, которые стали инвалидами из-за того, что их родители, дедушки и бабушки, подверглись диоксиновой обработке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...