Обобщающий урок "Пресмыкающиеся"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Презентация состоит из заданий разного характера для закрепления темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_-igra_presmykayushchiesya.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель игры: углубить и обобщить знания учащихся о пресмыкающихся; развить интерес и познавательную активность учащихся. Оборудование: задания для конкурсов: «Головоломка», «Шифровка», « Систематика», «Тёмная рептилия»; бочонок и жетоны с номерами от 1 до 15; секундомер.

Слайд 3

Условия: в игре принимают участие 3 команды (по рядам парт). За каждый конкурс команды получают определённое количество баллов, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1 место –«5», за 2 место – «4», за 3 место – «3», также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.

Слайд 4

Конкурс «РАЗМИНКА» Задание: командам раздаются листы и каждый член команды по очереди пишет по одной особенности внешнего или внутреннего строения пресмыкающихся Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Слайд 5

Конкурс «ГОЛОВОЛОМКА» Задание: найти начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочитайте, что здесь зашифровано. Оценка – 10 баллов.

Слайд 6

Конкурс «ГОЛОВОЛОМКА»

Слайд 7

Ответ: Чешуйчатые – самая многочисленная группа современных рептилий.

Слайд 8

Конкурс Шифровка Условия: составить названия амфибий из следующих слов, переставляя буквы. Оценка: за каждую расшифровку – 2 балла.

Слайд 9

Задания для 1 команды: КАНАДОАН ТОНПИ Задание для 2 команды: ЦИНКС НИВЕРЕЦАТЕ Задание для 3 команды: ЕХАНОМЕЛ ЛИГАРОТАЛ

Слайд 10

Задания для 1 команды: КАНАДОАН (анаконда) ТОНПИ (питон) Задание для 2 команды: ЦИНКС (сцинк) НИВЕРЕЦАТЕ (веретеница) Задание для 3 команды: ЕХАНОМЕЛ (хамелеон) ЛИГАРОТАЛ (аллигатор) ответы

Слайд 11

Конкурс «КТО БОЛЬШЕ» Задание: команды по очереди называют представителей рептилий. Побеждает команда, назвавшая наибольшее количество представителей. Оценка: за каждое название – 1 балл.

Слайд 12

Конкурс «СИСТЕМАТИКА» Задание : распределить представителей по отрядам. Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Слайд 13

отряды представители А)Чешуйчатые а)Змеи: б)Ящерицы: Б)Черепахи: В)Крокодилы: 1- гавиал; 2 – агама; 3 – обыкновенный уж; 4 – игуаны; 5 – дальневосточная черепаха; 6 – кобра; 7 – аллигатор; 8 – веретеница; 9 – гадюка; 10 – геккон; 11 – варан; 12 – эфа; 13 – удав; 14 – круглоголовка; 15 – ядозуб; 16 – медянка; 17 – гюрза; 18 – суповая черепаха; 19 – сцинк; 20 – щитомордник.

Слайд 14

Ответы: А: а) 3,6,9,12,13,17,20. б) 2,4,8,10,11,14,15,16,19. Б) 5,18. В) 1,7.

Слайд 15

Конкурс «ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ» Условия: команды по очереди задают командам противников по 3 вопроса. Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл; если команда отвечает неправильно, то 1 балл присуждается команде, задававшей вопрос.

Слайд 16

Конкурс «ТЁМНАЯ РЕПТИЛИЯ» Задание: определить по рисунку из частей каких рептилий составлено фантастическое животное . Оценка – 5 баллов.

Слайд 18

Ответы: голова – черепахи; туловище – ящерицы; лапы – крокодила; окраска – гадюки; хвост – гремучей змеи

Слайд 19

Конкурс « ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» Задание: команды по очереди вытаскивают из бочонка фишки с номерами и отвечают на вопросы под этим номером. Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Слайд 20

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10 № 11 № 12 № 13 № 14 № 15

Слайд 21

№ 1. В зелёной траве он зелёный, в высохшей и пожелтевшей – жёлтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? хамелеон

Слайд 22

№ 2. Змея и чаша – древнейшая эмблема медицины. Змея с коварным изяществом, обвив ножку чаши, склонилась над ней. Кто это? Почему она получила такое название? Эскулапова змея, название - в честь бога врачевания Эскулапа, изображение этой змеи имелось на его жезле

Слайд 23

№ 3. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьёт воду. Как она решает «водную проблему»? получает воду за счёт крови животных, которыми питается

Слайд 24

№ 4 . Гадюки, уходя на зимовку в убежища, собираются в одном месте до нескольких десятков и образуют большой клубок. Как можно объяснить этот факт? в клубке змеи согревают друг друга

Слайд 25

№ 5. Это животное особо почитали и даже обожествляли в Древнем Египте, в их честь сооружались храмы. Живых животных содержали в мраморных бассейнах. Сверкающие драгоценные камни украшали головы, а золотые браслеты – ноги животных. Жрецы подносили им пищу: жареных куропаток, окорока диких зверей. Что это за животное? крокодил

Слайд 26

№ 6. Крокодил, имеющий большую массу тела, может длительное время пребывать на берегу водоёма под палящими лучами тропического солнца. Зачем крокодилы греются на солнце? Почему у них не происходит тепловой удар? поддерживать температуру на определённом уровне, бороться с грибковыми заболеваниями, подсушивая кожу. Челюсти открыты, влага со слизистой оболочки испаряется, температура тела понижается

Слайд 27

№ 7 . Змеи высовывают язык, а крокодилы – нет. Почему? язык крокодила прирастает по всей длине к дну ротовой полости

Слайд 28

№ 8. Все змеи имеют почки удлинённой формы, левое лёгкое у них недоразвито, кишечник не образует петельки и идёт почти прямо. С чем связаны такие особенности строения змей? это связано с удлинённой формой тела животного и особенностями питания: змеи проглатывают добычу целиком

Слайд 29

№ 9. Как объяснить тот факт, что дыхание у черепах очень вялое: им приходится не вдыхать воздух, а как бы заглатывать его, подобно тому, как это делают лягушки. у черепах позвоночник срастается с панцирем – это сильно ограничивает подвижность грудной клетки

Слайд 30

№ 10. Известно, что, если ящерицу схватить за хвост, то она резкими движениями моментально отломит его и убежит. А оторванный конец хвоста ещё какое – то время будет двигаться, изгибаясь. Почему у ящерицы отрывается хвост? Какое это имеет биологическое значение? Какое значение имеет то, что оторванный хвост продолжает двигаться? это явление называется аутотомия, нужно оно для самосохранения, движение хвоста отвлекает врага, даёт возможность ящерице убежать

Слайд 31

№ 11. Как объяснить тот факт, что дыхание у черепах очень вялое: им приходится не вдыхать воздух, а как бы заглатывать его, подобно тому, как это делают лягушки. у черепах позвоночник срастается с панцирем – это сильно ограничивает подвижность грудной клетки

Слайд 32

№ 12. Эта небольшая пустынная ящерица отличается круглой головой и большими кожными бахромчатыми выростами, расположенными в углах рта. Увидев врага, она принимает оборонительную позу: широко раскрывает рот и раздвигает выросты – своеобразные «уши», которые наливаются кровью. Как называется эта ящерица? ушастая круглоголовка

Слайд 33

№ 13. Согласно Геродоту, каждый год в Древнем Египте собирали самых красивых девушек из знатных семей, которые тянули жребий. Вытянувшая его считалась «невестой Нила». А кто был её жених? крокодил

Слайд 34

№ 14. По одной из древнеиндийских легенд Будда во время странствий по пустыне так измучался, что упал на песок без сознания. Проползавшая мимо змея развернула свой капюшон и защитила его от палящего солнца. Очнувшись, Будда в знак благодарности прикоснулся к змее двумя пальцами, и с тех пор на ней остались эти божественные следы. Как называется эта змея? очковая змея, или кобра

Слайд 35

№ 15. С помощью погремушки, состоящей из сухих роговых чешуек на конце хвоста, эта змея предупреждает врагов о своём приближении. Кто она? гремучая змея, или гремучник

Слайд 36

Конкурс «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ» Условия: команды по очереди должны ответить на максимальное количество вопросов за 1 минуту. Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Слайд 37

Вопросы для 1 команды

Слайд 38

1.За что пресмыкающиеся получили своё название? тело волочится по земле 2.Есть ли зубы у ящерицы? да

Слайд 39

3.Чем объясняется пристальный, немигающий взгляд змеи? глаза неподвижны, лишены век 4.Могут ли змеи плавать? да

Слайд 40

5.Существует ли черепаха без панциря? да, мягкотелая черепаха 6.Зачем ядовитой гремучей змее погремушка на хвосте? для предупреждения о своём присутствии

Слайд 41

7.Почему змеи часто высовывают язык? для осязания 8.За счёт чего происходит дыхание у рептилий? за счёт грудной клетки

Слайд 42

Вопросы для 2 команды

Слайд 43

1.Какие ящерицы у нас в стране наиболее известны? прыткая и живородящая 2.Как отличить ужа от гадюки? у ужа по бокам головы оранжево – жёлтые пятна

Слайд 44

3.Как иначе называют пресмыкающихся? рептилии 4.Какой величины достигают старые крокодилы? до 10 метров

Слайд 45

5.Заботятся ли змеи о своём потомстве? да 6.Что такое герпетология? наука о рептилиях

Слайд 46

7.Правда ли что василиски могут бегать по поверхности воды? да 8.Сколько камер имеет сердце у рептилий? 3 камеры с неполной перегородкой в желудочке

Слайд 47

Вопросы для 3 команды

Слайд 48

1.Какая окраска тела у ящериц? покровительственная 2.Какие змеи обитают в пределах нашей страны? уж, полоз, медянка, щитомордник, гадюка, кобра

Слайд 49

3.Может ли змея проглотить добычу крупнее своей головы? да, их челюсти соединены растяжимой связкой 4.Как отличить сухопутную черепаху от морской? у морских на ногах ласты

Слайд 50

5.Какие приспособления к древесному образу жизни есть у хамелеонов? хвост, пальцы на ногах срастаются попарно 6.Змеи видят и слышат плохо. Однако когда наступают сумерки, они выходят на охоту. Как можно объяснить этот факт? у них есть терморецепторы

Слайд 51

7.Почему ранка не кровоточит, когда происходит самокалечение ящерицы? за счёт сокращения мышц 8.Какой вид оплодотворения у рептилий? внутреннее

Слайд 52

Подведение итогов игры

Слайд 53

Спасибо за участие!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Предлог"

Урок в стихах со множеством забавных и занимательных упражнений для закрепления темы....

Обобщающие слова

Опорный конспект по знакам препинания при обобщающих словах....

Обобщающее повторение по теме "Тип членистоногие"

Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интерактивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного п...

Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России" 8 клас

Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России". Форма проведения - группопая работа....

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...