рахработка урока биологии в 8 классе по теме "Сон"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Карелина Ярослава Анатольевна

разработка урока биологии в 8 классе по теме "Сон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_son.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               МОКУ Устьпёрская ООШ

                                                                                               учитель биологии

                                                                                               Карелина Ярослава Анатольевна

Урок по биологии в 8 классе по теме:

"Высшая нервная деятельность. Сон»

Цель:

создать условия для формирования представления и понимания обучающимися значения сна для жизнедеятельности организма человека, о состоянии головного мозга во время сна, о физиологии сна.

Задачи:

Образовательные: раскрыть сущность процесса сна, выяснить физиологию сна, состояние головного мозга во время сна, рассмотреть вопрос нарушений сна  и его гигиены.

Развивающие: продолжить развитие умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; развивать навыки работы с учебным материалом, исследовательской работы с образовательными модулями, совершенствовать навыки работы с интернетом; развивать монологическую речь учащихся, мышление, внимание, память.

Воспитательные: совершенствовать умение работать в коллективе, формировать и развивать нравственные качества личности: коллективизм, взаимопонимание; показать необходимость бережного отношения к своему здоровью.

Ход урока.

С этим состоянием каждый из нас знаком с первых часов своей жизни. В начале жизни каждый маленький человечек проводит в этом состоянии большую часть суток. Да и для любого взрослого человека нет занятия привычнее…

Вот как рисует картину этого состояния В.Катаев в своем произведении:

«Бойцы конницы Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак.…К мукам жажды, немоты, голода и зноя прибавилась еще новая мука… Атака закончилась. Бойцы едва держались в седлах, не было никакой возможности бороться с этим состоянием. Наступал вечер. Веки были как намагниченные. Глаза закрывались. Сердце, налитое кровью, тяжелой, неподвижной, как ртуть, затихало медленно, и вместе с тем останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки».

Так о каком состоянии человека идет речь? (ответы детей)

Это и будет темой сегодняшнего урока.

А.Эйнштейн как-то сказал: «Я провел во сне  треть моей жизни и эта треть отнюдь не худшая!». Я думаю, каждый мог бы с ним согласиться.

А что вы знаете о сне? (ответы)

А что вы хотели бы узнать больше, подробнее? (ответы)

Это и будет задачами нашего урока.

СЛАЙД

Сон - это привычка, рефлекс, выработанный на время, на обстановку. Если человек привыкает ложиться спать в одно и то же время, и даже если не устал, то все равно в определенный час наступает сонливость.

Что напоминает смену сна и бодрствования? Какова природа сна?

Ответ на этот вопрос вы найдете с помощью модуля, зад. (1,2)

(Смена сна и бодрствования – это повторение природного ритма Земли – смена дня и ночи, к которому приспособлены все живые организмы).

(готовят ответ и затем отвечают на вопросы)

(О суточных биоритмах)

Исследования показали, что сон - это общее торможение клеток головного мозга, во время которого клетки головного мозга отдыхают. Торможение постепенно распространяется на значительную часть коры больших полушарий головного мозга.

(гипотеза, кот. разместить на доске)

Так ли это? Мы лишь знаем, что это естественное состояние организма.

Давайте попробуем ответить на вопрос: что же такое сон, какова его природа?

В каких источниках мы обычно находим ответы на интересующие нас вопросы?

Конечно, в интернете. Прошу вас, найдите определение,  что такое СОН.

а также вам поможет модуль (3) + факты внизу, 

материал учебника на стр.200 учебника и энциклопедия.

(работа в и-нете, Википедия,

Записать определение в тетрадях).

 Вы, конечно, замечали, что человек испытывает сонливость, когда устал, замечали, что сон снимает волнение, успокаивает человека, облегчает горе.

Какова же физиология сна?

(работа с модулем (4)

Ответы детей)

У человека сон протекает циклично. Цикл включает две фазы:

1 фаза - фаза медленного сна.

2 фаза - фаза быстрого сна.

(Когда засыпает человек, то сразу наступает медленный сон, а через 1,5 часа - наступает быстрый сон. При медленном сне у человека частота пульса падает, дыхание становится реже, мышцы расслабляются. При быстром сне, который продолжается 10-15 минут, активизируется деятельность всех внутренних органов. Медленный сон очень полезен. Это глубокий, отдыхающий сон. Неслучайно древневосточные врачи рекомендовали ложиться спать сегодня, а не завтра. Сон до полуночи - самый полезный сон).

 (работа с раздаточным материалом: отметить фазы сна)

Наши ощущения физической усталости создаются мозгом ввиду его нежелания управлять телом. И единственный выход – дать мозгу отдохнуть.

Сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга.

Итак, сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга (гипотеза).

И человеку снится сон…

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны…

Помните, у Пушкина, в  «Евгении Онегине»?...

И снится чудный сон Татьяне,

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена.

Во сне Татьяну преследует медведь, а затем чудовище с собачьей мордой. Видит Татьяна Онегина и вдруг…

Вдруг Онегин хватает длинный нож,

И в миг повержен Ленский…

В «Евгении Онегине» Пушкин описал, как сложно переплетаются реальные жизненные ситуации и волнения Татьяны.

Ее тревожат сновиденья,

Не замечая, как его понять,

Мечтанья страшного значенья

Татьяна хочет отыскать.

Если это торможение в коре головного мозга, то откуда сновидения?

И вообще что такое сновидения?

(модуль (4)) + факультатив

Еще в далекие времена верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то.

Откуда такие домыслы?

(ответы детей: работа мозга)

Дело в том, что в снах отражаются наши чувства. Часто снится то, чего мы очень хотим, или, наоборот, то, чего мы опасаемся. Это и дает нам повод судить о том, что сны сбываются, что они «вещие».

Попробуйте объяснить значение сновидения, описанное в стихотворении М.Лермонтова «Сон»:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

(ответы детей:

Сон - это показатель физического и психического состояния здоровья человека).

Нередко происходит длительное нарушение сна.

Какие нарушения сна вам известны? (сонливость, бессонница)

Сонливость - это результат переутомления, усталости, а бессонница - это признак различных болезней. И.П.Павлов сонливость назвал просьбой организма об отдыхе.

Пожалуй, ничего человеку не отравляет так жизнь, как невозможность легко и быстро вечером заснуть и проспать глубоким сном целую ночь. Это может подтвердить любой человек, которого мучает бессонница.

     Очень помогает избавиться от бессонницы простой самомассаж. В практике китайской народной медицины значительное место занимает лечебная физкультура. Она очень помогает при бессоннице. Для этих целей спортивный костюм не обязателен.

Поэтому мы проведем небольшую физминутку. У вас на столах раздаточный материал, время на подготовку 30 сек.

ФИЗМИНУТКА

 Первое упражнение называется: косить траву.

Встаньте, ноги слегка согните в коленном суставе. Руки полусогнуты на уровне груди, пальцы разведены, голова слегка опущена. Обе руки одновременно уходят в сторону, за ними поворачивается туловище. Далее руки и туловище возвращаются в исходное положение и повторяют движение в противоположную сторону. Данное упражнение необходимо повторять 10 раз, и вы избавитесь от бессонницы.

Еще одно упражнение и оно называется: «Оттолкнись от стены, которой нет»

Исходное положение - стоя на слегка полусогнутых в коленном суставе ногах. Руки согнуты в локтях, ладони обращены друг другу. Пальцы слегка расставлены, голова опущена. Перенесите центр тяжести на одну ногу, а рукой оттолкнитесь от мысленной стены, одновременно кисть другой руки плавно перевернуть, будто вы держите пиалу. Это движение необходимо повторить в обе стороны раз 10.

Используя точечный массаж, вы тоже можете избавить себя от болезненного состояния- бессонницы. Но массаж противопоказан при кожных заболеваниях. Проводят массаж одним любым пальцем, слегка надавливая на нужную точку и совершая вращательные движения не более 2-3 минут. Первая точка находится между бровями, вторая точка находится на лучезапястном суставе со стороны большого пальца, а самая эффективная точка находится между большим и указательным пальцами

(выполнение упражнений)

Сон - это показатель физического и психического состояния здоровья человека. И мы подошли к вопросу о гигиене сна.

Модуль (5)

Недосыпание, как и длительный сон, вредно организму. Взрослый человек в среднем должен спать 7-8 часов. Недосыпание и длительный сон делают человека вялым, ленивым. Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе, а также, чтобы избавиться от бессонницы, можно на ночь выпить чай с медом или стакан теплого молока.

Закрепление изученного материала:

(КОНТРОЛЬНЫЙ модуль на закрепление)

(класс делится на группы, время на подготовку 3 минуты, затем проверяем)

Подтвердилась ли гипотеза о том, что сон - это торможение клеток больших полушарий головного мозга. Так ли это? Давайте попробуем подытожить и сделать вывод.

(дети сами делают вывод, затем

Давайте обратимся к модулю ВЫВОД.

Итак, давайте вспомним, какие задачи к уроку мы ставили?

СЛАЙД (задачи)

СЛАЙД (рефлексия)

  • Домашнее задание (раздаточный материал)
  • Оценивание ответов учащихся.

СПАСИБО ЗА УРОК! (СЛАЙД)

____________________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).

Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"

Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются  особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...

Урок биологии 6 класс "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"

Разработка направлена на изучение растений класса Двудольные семейства Паслёновые.  Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения. Подробная характеристика семейства паслёновые (...

Класс Головоногие моллюски урок биологии 7 класс УМК Пономарёвой

Презентация содержит биологические задачи по теме Класс Двустворчатые моллюски, слайды по теме Головоногие моллюски и закрепление по теме Головоногие моллюски...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...