Программа элективного курса по биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Программа элективного курса по биологии 9 класс УМК Н.И.Сонин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Абсалямовская основная общеобразовательная школа»
Ютазинского муниципального района
Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО учителей естественно-математического цикла ______________ Якупова Р.И. Протокол № 1 От «19» августа 2016 г | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________ Кашафутдинова З.С. Педсовет №1 от« 20 » августа 2016 г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Абсалямовская ООШ» ___________ Шамсуллина Г.Ш.
Приказ № 106 от «22» августа 2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«БИОЛОГИЯ НА ОТЛИЧНО»
ДЛЯ 9 КЛАССА
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Якупова Раиса Идиаловна
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по биологии составлена на основе
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной программы основного общего образования Министерства образования и науки РФ. М, 2004 г;
- Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Образовательной программы МБОУ «Абсалямовская ООШ» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
- Учебного плана МБОУ «Абсалямовская ООШ» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2017 учебный год.
- Кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольно-измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Данный курс сопровождает учебный предмет “Биология” и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена по новой форме ОГЭ. Он также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по биологии и построения индивидуальных образовательных программ учащихся, проявляющих интерес к данной науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса биологии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий частей А, В, С контрольно-измерительных материалов.
Программа элективного курса составлена на 17 часов, (1 час в неделю) и рассчитана на проведение в первом полугодии.
Цель курса: Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка девятиклассников к успешной сдаче экзамена по биологии.
Основные задачи курса:
- Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса биологии основной школы.
- Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
- Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций.
- Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
- Формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Проверка знаний: тестирование по каждому разделу курса.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ОГЭ по биологии.
Система оценивания: зачётная
Учащиеся должны знать:
- Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
- Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
- Особенности строения бактериальной клетки;
- Особенности строения тканей растений и животных;
- Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
- Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
- Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
- Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
- определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
- распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
- распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
- характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
- изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
Содержание курса
Введение (1 ч )
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов в системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1.Царство Растения. ( 4 ч.)
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.
Лишайники – симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц отражающих строение клетки и тканей высших растений;
строение органов высших растений;
основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
многообразие и особенности строения лишайников.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 2. Грибы.(1 ч.)
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
съедобные и несъедобные грибы.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Раздел 5. Царство Животные.(5 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
особенности строения клетки и тканей животного организма;
многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 6. Человек и его здоровье (2ч.)
Особенности строения человека, органы и системы органов человека; место и роль человека в системе органического мира.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих особенности строения человека, системы органов человека.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 7. Эволюционное учение. (1ч.)
Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих развитие жизни на Земле, развитие эволюционных идей.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 8. Заключение. (1ч.)
Порядок заполнения бланков №1,№2,№3. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Вид деятельности | Дата |
Введение | 1 | |||
1 | Систематика живой природы. Отличия различных царств | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
Царство Растения | 4 | |||
2 | Клетка и ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
3 | Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные) | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
4 | Семейства покрытосеменных растений | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
5 | Работа с тренировочными заданиями | 1 | Тестирование | |
Царство Грибы | 1 | |||
6 | Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов | 1 | Лекция, демонстрация схем Тестирование | |
Царство Бактерии | ||||
7 | Бактериальная клетка. Процессы жизнедеятельности бактерий | 1 | Лекция | |
Царство Простейшие | ||||
8 | Особенности строения простейших. Многообразие | \ 1 | Лекция, демонстрация схем | |
Царство Животные | 5 | |||
9 | Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
10 | Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
11 | Общая характеристика и многообразие основных типов животных: моллюски, членистоногие | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
12 | Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
13 | Работа с тренировочными заданиями | 1 | Тестирование | |
Человек и его здоровье | 2 | |||
14 | Особенности строения человека, органы и системы органов человека | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
15 | Работа с тренировочными заданиями | 1 | Тестирование | |
Эволюционное учение | 1 | |||
16 | Развитие эволюционных идей. Вид, его критерии. | Лекция, демонстрация схем, тестирование | ||
Заключение | ||||
17 | Порядок заполнения бланков. Итоговое тестирование | 1 | тестирование |
Рекомендуемая литература
- Биология. Живой организм А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, Дрофа, 2012год
- Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина 6 класс «Живой организм», М., Дрофа, 2012год
- Игошин Г.П. Уроки биологии в 6 классе, развернутое планирование.
- Учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, «Многообразие живых организмов» Дрофа, 2012год
- Учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, «Человек» Дрофа, 2013год
- Учебник А.А.Плешаков, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, «Общие закономерности», Дрофа, 2012год.
- Агафонова И.Б.,Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб. пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы)
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
- Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
- Интернет ресурсы http://fipi.ru/oge-i-gve-9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-940011-1509390580.jpg)
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"
Программа элективного курса по биологии для 9 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114925-1549781182.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-496606-1577018358.jpg)
Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/02/picture-1350866-1633201035.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....