Сообщение "Виды познавательной деятельности учащихся на уроках биологии"
статья по биологии на тему

Турлупова Ольга Владиславовна

Различные формы работы учащихся на уроках биологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 78

Московская обл., Ногинский р-н, д. Пятково, ул. Береговая, д.1/1

496-51-27449

Виды познавательной деятельности обучащихся на уроках биологии.

Из опыта работы учителя биологии

Турлуповой О. В.

  Одно из условий эффективности урока – повышение удельного веса самостоятельной учебной работы школьников непосредственно на уроке.

  Главное на уроке – учебный труд обучащихся. Часто на уроке ученики являются пассивными слушателями. Необходимо активизировать познавательную деятельность школьников. Обучение – это поиск истины самими  учениками. И этот поиск истины идет успешнее, если использовать интерактивные технологии.

  Активная познавательная деятельность обучащихся – главная забота учителя на уроке. Спланировать эту деятельность, подготовить необходимые для этого учебные материалы – во многом обеспечить успех занятий.

  Условия успешности самостоятельной работы в учебном процессе:

  1. Зафиксировать уровень способностей обучащихся к самостоятельной работе. До минимума свести влияние учителя.
  2. Постановка цели и управление мотивами через интерес.
  3. Активная творческая позиция учащихся.
  4. Соотношение вклада учителя и обучащихся в самостоятельную работу.
  5. Определение места и времени проведения самостоятельной работы. Времени должно чуть-чуть не хватать. Если нет временных границ, то цель не достигается.
  6. Соотношение индивидуальных, групповых, фронтальных форм работы.

2

Формы работы учащихся на уроках биологии.

1. Работа в парах:   обсуждение текста;

                                  составление вопросов к тексту;

                                   анализ (оценка) письменной работы соседа.

2. Исследовательская работа.

Научить делать аннотацию к тексту параграфа: читая текст, выписать ведущие понятия (опорные слова), используя которые можно восстановить этот текст. По списку слов воспроизвести текст.

3. Составление опорного конспекта: составить в виде схем, знаков, букв, рисунков, отдельных слов конспект параграфа. Условия: маленький размер, нельзя использовать предложения.

4. Задания «Найди ошибку»: обучащиеся получают тексты, в которых допущены ошибки. Необходимо выявить ошибки.

5. Работа с литературными произведениями.

  Например: А.С.Пушкин «Осень» (поэма)

                      И. А. Крылов «Листы и корни»

6. Дидактические игры.

  А) Составить двузначное число.

      1. крестоцветные                                        1. фасоль

      2. розоцветные                                            2. рожь

      3. бобовые                                                    3. капуста

      4. пасленовые                                              4. шиповник

      5. сложноцветные                                        5. яблоня

      6. лилейные                                                  6. лук

      7. злаки                                                          7. картофель

                                                                              8. подсолнечник

                                                                              9. календула

  13, 24,25, 31, 47,58, 59, 66, 72

3

 Б) Составить трехзначное число.

1               А

4              лук,

            капуста,

          шиповник,

         смородина

7        поражение

          нервной

          системы

2              В

5        печень,

      сливочное масло,

            морковь,

            томаты    

8                

                Цинга

3             С

6         печень, почки

          оболочка семян

            ржи, риса

  1. куриная

             слепота

         348, 159, 267

 В) Биологическое лото

 Г) Четвертый ( третий ) лишний.

7.

Домашние задания.

А) доклад: объем – А4 с одной стороны,  можно по материалу учебника, что не успевает рассказать учитель на уроке. Доклад рассказывать наизусть.

Б) стихи, сказки, небылицы.

В) рисунки загадочных животных, растений (6,7 классы)

8. Лабораторные работы.

9. Летние задания:

Поделки из природного материала, фотографии, гербарии.

4

Приложение. Сказки - небылицы.

Максимова Ольга 7 класс

Шелкопряды под окном

Пряли поздно вечерком:

«Кабы я была царица», -

Вдруг сказала кружевница,-

Я бы майского жука

Поколотила бы слегка».

«Кабы я была царица», -

Говорит ее сестрица –

Я бы рака с пауком

Облила бы кипятком».

«Кабы я была царица», -

Третья молвила сестрица,-

То на весь отдел одна

Намотала б кокона´.

Только так она сказала,

Бригадирша услыхала,

Стала бабочку ловить,

Чтобы в клетку посадить.

Рекордсмены нам нужны,

Чтоб был шелк для всей страны.

Будем нитки продавать,

Капиталы наживать.

Сестры тут перепугались,

Вокруг клетки заметались,

Стали думать да гадать,

Как бы бабочку достать?

Долго так они кружились,

В мрачну думу погрузились.

А тем временем злодей

Паутину свил над ней.

В уголке паук сидит

Да жертвою следит.

Хочет он поймать сестрицу

На все руки мастерицу,

Что грозилась кипятком

Облить рака с пауком.

Майский жук вблизи летал,

Патину увидал.

Стал на помощь звать друзей

Кузнецов и саранчей.

5

Кузнецы и саранча

Дружно взялись сгоряча.

Пауку бока помяли,

Паутину разодрали.

Только клетку, как назло,

Разломать не повезло.

В клетке бабочка сидит

И на всех с мольбой глядит:

Кто же сможет ей помочь

Вылететь из клетки прочь?

Вдруг видят, как рак ползет из речки,

Все притихли, как овечки.

Что же может сделать рак?

Не такой уж он дурак.

Рак клешни свои расправил,

Прутья в клетке откусил,

И, окошко сделав в клетке,

Бабочку освободил.

Тут все хором закричали:

«Вот так рак! Вот молодец!

Браво раку! Браво раку!»

 Вот и сказке сей КОНЕЦ!

6

Писаренко Эвелина 7 класс

Вредные насекомые.(сказка – небылица: найди ошибки)

Часто, сидя дома или на улице, мы слышим нудный писк бабочки. Которая норовит нас укусить. Помимо бабочек, часто достают нас и пауки, летающие по всей квартире. У пауков есть «близкие родственники» - мухи, которые строят сети-западни по углам и на ветвях деревьев. В эти ловушки часто попадаются и становятся жертвами мух колорадские жуки и другие полезные насекомые. Но у мух есть злейший враг – блоха, которая в несколько раз больше мухи. Блоха также является врагом стрекоз и шмелей. Со стрекозами мы встречаемся очень часто гуляя по лесу, натыкаясь на бугорки из веточек, соломы. Это жилище стрекозы – стрекозник. Стрекозы очень полезные насекомые, они служат санитарами леса. Они питаются гусеницами тараканов и других насекомых. Со шмелями мы встречаемся реже, так как это ночные насекомые. Они питаются растениями. Живут в гигантских дуплах. Шмели очень маленькие – величиной 3-5 мм.

Так же нам очень вредят речные раки, которые поедают ботву картофеля. С речными раками очень трудно бороться, так как у них очень большая плодовитость. В водоёмах нас часто хватает своей клешней за ногу божья коровка, но увидев, что не на тог7о напала, скрывается в своем убежище – коровнике.

Еще очень противное насекомое – майский жук. Он часто бегает в школах и в домах. Питается остатками еды.

Иногда после прогулок в лесу мы находим на себе кровососущих пчел. Которые, присосавшись, доставляют нам много неприятностей. Такие пчелы могут также разносить энцефалит, смертельный для человека.

Вот так много вредных насекомых в нашей жизни.

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием

стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...

Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"

Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

В данной статье описаны основные принципы, методы активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...