Адаптированная программа по биологии 6-9 классы.
рабочая программа по биологии на тему

Программа составлена на основе образовательной программы для специальных  (коррекционных) общеобразовательных  учреждений 8 вида под редакцией Н. Н Воронковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_programma_po_biologii_6-9_kl.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная

программа

по учебному предмету «Биология»

6 -9 классы

Брюшина Л. А., учитель

биологии МОУ Андреевская средняя

общеобразовательная школа

2015 год


Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа учебного курса биологии для 6 -9 классов для учащихся с ОВЗ  составлена на основе общеобразовательной

программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией Н.Н. Воронковой «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 6 -9 классы»; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012 и частично

реализует Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки от 05.03.2004 г. № 1089 г.

Учебно-методический комплект

1. Никишов А.И. Биология Неживая природа, 6 класс учебник для специальных (коррекц.)

образовательных учреждений 8 вида - М: Просвещение, 2009.

2. Клепина З.А. Биология Растения, бактерии Грибы, 7 класс учебник для специальных

(коррекц.) образовательных учреждений 8 вида – Москва: Просвещение, 2009.

3. Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных

(коррекц.) образовательных учреждений 8 вида - М, : Просвещение, 2008.

4. Соломина Е.Н. Шевырева Т.В: Биология «Человек» 9 класс учебник для специальных

(коррекц.) образовательных учреждений 8 вида - М, : Просвещение, 2011.

Сведения о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа

Класс

6

7

8

9

Количество

часов

68

68

34

34

итого 204

Цель: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной

естественнонаучной картины мира; методах познания неживой и живой природы; о живой

природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей

роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе.

Задачи:  коррекционно - развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных

и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,

биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; развитие

наблюдательности, речи, мышления, памяти. Развитие и интеллектуальной и эмоциональной

сферы деятельности учащихся.

воспитательные: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,

собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

образовательные: формирование способности и готовности использовать приобретенные

знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными,

заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки

последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму,

здоровью других людей. Формирование умений соблюдения правил поведения в

окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и

стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Научить учащихся применять биологические

знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности

собственного организма; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием

его собственного организма.

Межпредметные связи: химия, география, астрономия, физика, русский язык.__

Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны знать:

- признаки биологических объектов: клеток, тканей, органов, систем органов и

организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего

региона;

- сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, раздражимость,

транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности

организма, индивидуальное развитие организма (онтогенез), формирование

приспособленности организмов к среде обитания, круговорот веществ.

- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

человека;

- строение биологических объектов: растений, животных, грибов, бактерий.

Учащиеся должны уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

-профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушении осанки, зрения, слуха,инфекционных  и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- разницу ядовитых и съедобных грибов, знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в

окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода заними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Содержание – 6 класс

1. Общее знакомство с природой (3 ч.)

Живая и неживая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу.

2. Вода (17 ч.)

Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и её измерение. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния воды при замерзании. Лед – твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые вещества в природе. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Что мы узнали о воде.

Демонстрация опытов:

1. Расширение воды при нагревании и сжатии при охлаждении.

2. Расширение воды при замерзании.

3.Растворение соли, сахара марганцово-кислого калия в воде.

4.Очистка мутной воды.

Практическая работа:

1. Определение текучести воды.

3. Воздух (15 ч.)

Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг. Воздух – плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатии при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха в природе. Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа. Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. Что мы узнали о воздухе.

Демонстрация опытов

1.Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва)

2.Объем воздуха в какой – либо емкости.3. Упругость воздуха.

4. Воздух - плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практическая работа

1.Наблюдение за отклонением пламени свечи.

4.Полезные ископаемые (21 ч.)

Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит. Известняки. Песок и глина. Горючие полезные ископаемые. Торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды, черные руды. Чугун, сталь. Медные и алюминиевые руды. Алюминий. Медь и олово. Что мы узнали о полезных ископаемых

Демонстрация опытов

1.Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.

2.Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.

3.Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность)

Практическая работа:

1. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

5.Почва(12 ч.)

Что называют почвой. Состав почвы. Перегной – органическая часть почвы. Песок и глина минеральная часть почвы. Минеральные соли в почве. Различие почв по их составу. Как проходит вода в разные почвы. Весенняя обработка почвы. Охрана почв.  Что мы узнали о почве.

Демонстрация опытов:

1.Выделение воды и воздуха из почвы.

2.Обнаружение в почве песка и глины.

3.Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать её.

Практическая работа на УОУ:

1.Обработка почвы: вскапывание и боронование почвы, вскапывание приствольных кругов деревьев, рыхление почвы.

2.Определение типа почвы на УОУ.

7 класс

1. Растения вокруг нас (2 ч.)

Разнообразие растений. Значение растений и охрана растений

2. Общее знакомство с цветковыми растениями (16 ч.)

Строение растений, органы растений. Цветок, соцветия, опыление цветков. Разнообразие плодов. Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян. Внешнее и внутреннее строение семени фасоли и пшеницы. Определение всхожести семян, условия прорастания. Правила заделки семян в почву. Виды корней и корневых систем, их видоизменения. Значение корней для растения. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Образование органических веществ в растении, испарение, дыхание, листопад и его значение. Строение и разнообразие стеблей, значение стебля. Взаимосвязь частей растения и со средой обитания.

Демонстрация:

Муляж цветка; таблица Виды соцветий; коллекция сухих влажных плодов; таблица

Распространение семян; коллекция семян. Корневые системы. Виды корнеплодов,

гербарии листьев. Виды стеблей и их разнообразие.

Опыт 1. Условия, необходимые для прорастания семян.

Опыт 2. Глубина заделки семян

Опыт 3. Испарение воды листьями.

Лабораторная работа:

1.Строение цветка. 2.Определение всхожести семян

3. Многообразие растительного мира (34 ч.)

Деление растений на группы. Строение, среда обитания, свойства, значение мхов,

папоротников, голосеменных, покрытосеменных. Семейства класса однодольных и двудольных, Сходство и различие представителей семейств. Дикорастущие, овощные, технические, цветочно–декоративные, плодово-ягодные растения. Уход за комнатными растениями. Осенние и весенние работы на УОУ.

Демонстрация:

гербарии растений, таблицы Представители семейств. Комнатные цветы

Лабораторная работа 3.Строение луковицы. 4.Строение клубня картофеля.

4. Бактерии (2 ч.)

Виды бактерий, положительное и отрицательное значение бактерий

5. Грибы (2 ч.)

Строение грибов, съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Демонстрация опытов:

Коллекция грибов, таблицы Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы

6. Повторение курса 7класса. (8 ч.)

Повторение, углубление, закрепление изученных тем, практические навыки работы с растениями

Практическая работа на УОУ(4 ч.)

1.Обработка почвы: вскапывание и боронование почвы, вскапывание приствольных

кругов кустарников, деревьев, рыхление почвы, уход за многолетними цветковыми

растениями.

2. Посев, полив, уход за однолетними цветковыми растениями на УОУ.

3. Перевалка комнатных растений.

4. Пересадка комнатных растений

8 класс

1. Многообразие и значение животного мира(1 ч.) Типы в царстве животного мира,

места обитания и приспособительные признаки к среде обитания, значение в природе и в жизни человека, охрана животных.

2. Беспозвоночные животные(5 ч.) Особенности внешнего и внутреннего строения, образ жизни, среда обитания, значение для природы и в жизни человека, Вред и польза беспозвоночных животных, меры борьбы с вредными насекомыми, значение

одомашненных насекомых. Охрана беспозвоночных животных.

3. Позвоночные животные(28 ч.) Знакомство с классами позвоночных животных,

особенности внешнего и внутреннего строения, образ жизни, среда обитания, значение для природы и в жизни человека, эволюционные черты развития классов позвоночных животных, охрана животных, уход, содержание, значение домашних животных

Демонстрация: коллекций, сухих и влажных препаратов рыб, пресмыкающихся,

земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих; таблиц по классам и охране животного мира, раздаточный материал со скелетами представителей классов животного мира.

9 класс

1. Место человека среди млекопитающих. Науки о человеке(1 ч.) Признаки внешнего и внутреннего сходства человека и других млекопитающих.

Демонстрация: торса человека

2.Общий обзор организма человека (31 ч.) Строение и функции клеток, тканей, органов и систем органов человека. Строение, функции, значение опорно – двигательной системы, профилактика и предупреждение заболеваний скелета. Роль физических упражнений в формировании опорно – двигательной системы.

Строение, функции, значение крови, сосудов, органов кровообращения; большой и малый круг кровообращения; профилактика и предупреждение сердечно – сосудистых заболеваний, ПМП при кровотечениях._ Строение, функции, значение органов дыхания; газообмен в легких и тканях. Гигиена

дыхания, Болезни органов дыхания и их предупреждение.

Строение, функции, значение пищеварительной системы, значение и гигиена питания, витамины, профилактика и предупреждение желудочно – кишечных заболеваний

инфекционных и глистных заражений. Пищевые отравления.

Строение, функции, значение мочевыделительной системы, профилактика и

предупреждение почечных заболеваний.

Строение, функции, значение кожи и её роль в жизни человека. Уход за кожей, волосами ,

ногтями. Закаливание организма. ПМП при поражениях кожи.

Строение, функции, значение нервной системы, сон и его значение профилактика и предупреждение нервных заболеваний. Режим дня, гигиена труда.

Строение, функции, значение органов чувств и их роль в жизни человека. Гигиена и предупреждение заболеваний органов чувств.

Демонстрации: устройство светового микроскопа, торса человека, отдельных органов

человека, таблицы по профилактике заболеваний, таблицы: «Физиологические системы»,

« Органы чувств, демонстрация разных видов шин, модели глаза, уха, сердца.

Лабораторные работы:

1. Строение клетки, тканей.

2. Микроскопическое строение крови.

3. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Охрана здоровья человека (2 ч.) Здоровье, здоровый образ жизни, диспансеризация,

профилактические навыки. Система учреждений здравоохранения.

Тематическое планирование_6 класс

тема

Количество часов

Введение

3

2

Вода

17

3

. Воздух

15

4.

Полезные ископаемые

21

5

Почва

12

Итого:

68

Тематическое планирование_7 класс

тема

Количество часов

1

. Растения вокруг нас

2

2.

Общее знакомство с цветковыми растениями

16

3.

Многообразие растительного мира

34

4

. Бактерии

2

5

. Грибы

2

6.

Повторение курса 7класса

8

7.

Практическая часть

4

Итого:

68

Тематическое планирование_8 класс

тема

Количество часов

1

. Многообразие и значение животного мира

1

2.

Беспозвоночные животные

6

3

. Позвоночные животные

27

Итого:

34

Тематическое планирование_9 класс

тема

Количество часов

1.

Место человека среди

млекопитающих.

Науки о человеке

1

2.

Общий обзор организма человека

31

3

. Охрана здоровья человека

2

Итого:

34


Ресурсное обеспечение программы

Литература для учителя

1.Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997.

2. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.

3. Н.И.Сонин и др. «Живой организм». 6 класс: учебник для общеобразовательных

учреждений/ Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010.

4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида

5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012

Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.

Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой

Литература для учащихся

1. Плешаков А.А. зеленые страницы: м: Просвещение 1994.

2. Полуянов И.И. Наши соседи Северно – Западное книжное издательство 2005г.

3. Калинова Г.С, Мягкова А.Н. 900 вопросов и заданий по биологии Разделы « Растения» «Бактерии. Грибы. Лишайники» Москва «Аквариум» 2004г

4. Резникова В.З. 1000 вопросов и заданий по биологии. Животные Москва «Аквариум» 2004г

5. Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида - М, : Просвещение, 2008.

Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы

1.Учебные фильмы по предметам «Биология»

«Эволюция животного мира». «Мир животных».

2. nsportal. ru. Школа. Коррекционная педагогика.

3. festival 1 september.ru. Преподавание биологии.

4. zavuch. info Методическая библиотека. Разработка уроков биологии

Материально-техническое обеспечение (оборудование)

1.Таблицы к темам по биологии;

2. коллекции, модели и муляжи к темам по биологии;

3. микроскопы и микропрепараты;

4.оборудование к лабораторным работам и практическим работам на УОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по" Биологии" 9класс

Адаптированная программа по "Биологии" в 9 классе предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида, I варианта)...

рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида

рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида...

Адаптированная программа по биологии 5-7 класс В.В. Пасечник

Данная программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ...

Адаптированная программа по биологии 7 класс

Адаптированная программа по биологии 7 класс...

адаптированная рабочая программ по биологии для 7 класса по Пасечнику

Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. В программу внесены изменения, не превышающие требования к уровню подготовки обучающихся.В связи с тем, что в МОБУ ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...