Активизация познавательной деятельности учащихся
презентация к уроку по биологии на тему

Данный материал  подготовлен для Публичной презентации результатов деятельности учителя биологии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии» Автор: Брюшина Людмила Алексеевна МОУ Андреевская средняя общеобразовательная школа

Слайд 2

Это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Слайд 3

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся: • принцип самостоятельной активности учащихся; • принцип осознанности познания; • принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;

Слайд 4

Методы активизации познавательной деятельности учащихся: • Поворот от обучения в условиях класса к обучению в группах. • Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску . Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, • Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. • Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. • Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, урок-экскурсия, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др..

Слайд 5

1) Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса ,активизация мыслит дея-ти 2) Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей . 3) Формирование компьютерной компетентности учащихся 4) Развитие интереса к предмету. Задачи развития творческой познавательной активности

Слайд 6

: . Факторы, положительно влияющие на устойчивую мотивацию 1.Содержание учебного материала. 2.Организация учебной деятельности. 3.Коллективные формы учебной деятельности. 4. Оценка учебной деятельности. 5. Стиль педагогической деятельности

Слайд 7

Методы повышения мотивации познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки )

Слайд 8

1.учебно-исследовательская 2. проектная деятельность 3.Использование ИТК 4) Дидактические игры 5 ) Проблемные ситуации 6) Творческие задания 7) Разминки Методы активизации познавательной деятельности

Слайд 9

Постановка проблемы Формулировка гипотезы Собственно исследование Планирование Оформление результатов Представление результатов Учебно-исследовательская деятельность

Слайд 10

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках 1) Решение биологических задач. а) Задачи, способствующие развитию логического мышления. б) Задачи на распознавание натуральных объектов. в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы. г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков. д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими. е) Задачи, связанные с самонаблюдением. ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию. З. ситуационные задачи. Представьте ситуацию, проанализируйте ,

Слайд 11

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках 2) Постановка эксперимента. учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; 3) Наблюдение 4) Лабораторная работа

Слайд 12

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках 5) Нетрадиционные уроки: урок на местности. урок-исследование, урок- заочная экскурсия урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных урок—защита исследовательских проектов урок-экспертиза урок - конференция 6) Домашнее задание исследовательского характера

Слайд 13

: . Формы организации учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время 1) Летняя практика, работы по опытам. 2) Олимпиады, конкурсы, «Всероссийские программы». конференции, 3) Экологический мониторинг. 4) Работа над исследовательским проектом. 5) Природоохранная 6.участие в предметных неделях 7.походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.

Слайд 14

Темы исследовательских работ Название исследовательской работы Год Кол-во участников Где представлена 1.Изучение биоценоза Андобы 2009-2010 2011-2012 8 кл 5 (8 кл) Школьная конференция «Человек и природа». 2.Экологическая экспертиза продуктов питания 2011-2012 8 чел (7,8 кл ) Школьная конференция «Человек и природа» 3.Изучение сортов картофеля в условиях села Андреевское 2010-2011 2011-2012 6чел (10-11 кл ) Региональный конкурс исследовательских работ 4.Изучение снежного покрова в разных местах Андреевского 2012-2013 8 чел (7,8 кл ) Школьная конференция «Человек и природа» 5.Изучение видового состава леса 2012-2013 6-8 кл Школьная конференция «Человек и природа» 6.Изучение степени загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной 2010-2011 2011-2012 8 чел (7-11 кл ) Школьная конференция «Человек и природа». Региональный конкурс исследовательских работ Бытовая химия 2012-2013 2(7 кл ) Муниципальный конкурс исследовательских работ Шк конференция «Здоровьем дорожить умейте» «Что мы едим и пеьем » 2012-2013 4 чел (8 класс) Шк конференция «Здоровьем дорожить умейте»

Слайд 15

2.Проектная деятельность обучающихся проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта

Слайд 16

Типология проектов По уровню творчества: Доминирующая деятельность: Предметно-содержательная область: Характер координации проекта: Характер контактов Количество участников Продолжительность Возрастной состав исполнительский, конструктивный, творческий. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий, информационный). моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). ( среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). Индивидуальный, групповой, парный. Краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные одновозрастной, разновозрастной).

Слайд 17

Условия выполнении Проекта проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося; для выполнения проекта должны быть все условия обучающиеся должны быть в определенной мере подготовлены к выполнению проектов необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы

Слайд 18

«Зачем я собираюсь делать этот проект?» Цель работы «Что для этого следует сделать? Задачи работы как это делать?

Слайд 19

Проекты, выполненные на уроках биологии . год Тема класс 2010-2011 Многообразие рыб 7 «Кожа- лицо организма 8 Развитие жизни на Земле 9 2011- 2012 Мир цветковых растений 7 Мир насекомых 7 «Правильное питание» 8 Появление кислорода на Земле 9 2012- 2013 Живой организм- единое целое 6 «Экологические группы птиц» 7 2013-20214 «Курить – здоровью вредить» 8 «Влияние гиподинамии на здоровье человека», 8 Темперамент и характер 8 Эра динозавров 9

Слайд 20

«Портфолио» проекта 1)«Лист планирования», 2)Разработку проекта, 3)«Реализацию проекта», 4)«Визитную карточку проекта», 5)«Рефлексию», 6) «Критерии оценивания», 7) результат-продукт проекта

Слайд 21

3.ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся «Детская природа требует наглядности» Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями - одна из компетенций учителя.

Слайд 22

Направления использования ИКТ демонстрация слайдов (использование презентаций); использование компьютера для закреплени,обобщения знаний; использование электронных пособий; работа над проектами. создание совместно с учащимися различных электронных продуктов, На уроках я использую ИКТ на всех этапах: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий

Слайд 23

- оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор; - учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи; - мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса Функции учебной игры 4.Дидактические игры

Слайд 24

5. Проблемные ситуации Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы: - при изучении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу; - при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу; - при контроле знаний (творческое применение знаний).

Слайд 25

6) Творческие задания 1) составление кроссвордов ;( и дома и в классе) 2) сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо биологическом объекте; (дома) 3) выполнение рисунков; 4) изготовление аппликаций или поделок, макетов 5) составление рассказа с биологическими ошибками; 6) составление тестов, опорных схем и конспектов; 7) сбор и оформление гербариев, коллекций. (экскурсии и дома) 8.Найти биологические ошибки в сказках, баснях, рисунках

Слайд 26

7. Разминки – короткие, емкие задания – упражнения А) «Ключевые слова» - каждый учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. Б) «Верю – не верю» - предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. В) « Да-нетка » - по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «да» или «нет», Г) « Кроссвординки » - предлагается разгадать мини-кроссворд

Слайд 27

Уровень обученности Предмет Класс % обученности 2010-2011 уч г 2011-2012 уч г 2012-2013 уч г биология 5 - - 50 6 91 65 54,67 7 64 67 58,4 8 89,33 50 45,3 9 68,33 47 67,3 10 54,4 66 64 11 82 47 69, 3 Уровень обученности по предмету 74,18 57,2 61,82 : позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся

Слайд 28

Качество знаний Предмет Класс % качества знаний, умений, навыков 2010-2011 уч г 2011-2012 уч г 2012-2013 уч г биология 5 - - 50 6 100 83 66,67 7 100 60 80 8 83, 3 50 60 9 83,71 38,5 38,4 10 40 73 100 11 100 40 80 % качества знаний 81, 82 57 72,73

Слайд 29

Предмет Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА) 2010-2011 год 2011-2012 год 2012-2013 год Биология 9 класс 100 Не сдавали 100 Предмет Средний балл по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ 2010-2011 год 2011-2012 год 2012-2013 год Биология 62,3 58 71,7 Средний балл по региону 55,9 62,5 Ученики успешно сдают ГИА и ЕГЭпо биологии и поступают в учебные заведения на специальности, связанные с биологией

Слайд 30

Название конкурса Уровень Год Участники Результат, призеры 1.Оранжерейная инновация муниципальный 2010-2011 6 чел (9 кл) Победитель 2.Оранжерейная инновация региональный 2010-2011 6 чел (9 кл) Свидетельство участника 4. «Мы за сохранение лесов России» региональный 2010-2011 1-11 классы Свидетельство участника 5.Конкурс проектов о лесе . Проект «Возродим наш лес» региональный 2010-2011 7 чел (9 кл) Свидетельство участника 6.Конкурс плакатов по наглядной противопожарной агитации региональный 2010-2011 Каримова Г Диплом 3 степени 7.Сохраним птиц региональный 2010-2011 1-11 кл Свидетельство участника 8.Юный исследователь-растениевод Защита исслед работы«Изучение сортов картофеля в условиях села Андреевское» региональный 2010-2011 Макарова А Свидетельство участника 9.Оранжерейная инновация муниципальный 2011-2012 6 чел (10 кл) Победитель Участие учеников в конкурсах, имеющих отношение к биологии. позитивная динамика участия ребят в конкурсах разных уровней

Слайд 31

10.Оранжерейная инновация региональный 2011-2012 6 чел (10 кл) Свидетельство участника 11.Конкурс исследовательских работ. Работа«Изучение степени загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной» региональный 2011-2012 8 чел. (7-11 кл) Свидетельство участника 12.Юных исследователей окружающей среды. Защита работы «Изучение степени загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной» региональный 2011-2012 Каримова Г Свидетельство участника 13.Конкурс исследовательских работ «Бытовая химия в нашем доме» муниципальный 2012-2013 Чуркина К( 7 кл) Игнатюк Е (7 кл) призер 14.«Живой символ малой родины» региональный 2012-2013 Смирнова Е (8 класс) Каримова Г (8 кл) Свидетельство участника 15.«Не оставим без дворца, ни синицу , ни скворца» Буклет «Птицы нашей местности» региональный 2013-2014 Каримова Г (9 кл) Свидетельство участника 16.«Отходам- вторую жизнь» региональный 2013-2014 Каримова Г (9 класс) Смирнова Е (9 класс) Свидетельство участника Свидетельство участника 17.Каждой пичужке- свою кормушку» региональный 2013-2014 Каримова Г(9 класс) Каримова А (4 класс)

Слайд 32

Учебный год Учащийся Класс Название мероприятия Диплом 2010-2011 Смирнова Алена Смирнова Елизавета Тощева Любовь Зав. УОУ - Брюшина Л. А. 9 6 8 Региональный Областная выставка «Юннат-2010. Номинация «Овощевод» победитель 2010-2011 Каримова Галина 6 Региональная олимпиада (заочная) «Зеленый мир –весна 2011» призер 2010-2011 Каримова Галина 6 Региональный конкурс Конкурс плакатов по наглядной противопожарной агитации Диплом 3 степени 2011-2012 Смирнова Алена Горбунова Екатерина Смирнова Ксения Екатеринина Ольга Трушина Наталья Груздева Ксения 10 Муниципальный конкурс Оранжерейная инновация Победитель 2011-2012 Каримова Галина 7 Региональная олимпиада (заочная) «Зеленый мир –весна 2012» призер 2011 - 2012 Чуркина Ксения 6 Дистанционная олимпиада по биологии среди учащихся 6 класса победитель 2012-2013 Чуркина Ксения Игнатюк Екатерина 7 7 Муниципальный конкурс исследовательских работ (Исследовательская работа «Бытовая химия в нашем доме.») Призер 2012-2013 Груздева Ксения 11 Муниципальная олимпиада по биологии победитель 2011-2012 2012-2013 2013-2014 Учащиеся школы Зав УОУ – Брюшина Л. А. Муниципальный смотр-конкурс учебно-опытных участков победитель Призовые места

Слайд 33

ФГОС

Слайд 34

Учащиеся должны: - овладеть умением «учиться»; - обладать повышенным уровнем мотивации к процессу образования; - иметь высокую познавательную активность; - обладать творческой активностью и уметь реализовать себя во всех видах учебной и внеучебной деятельности.

Слайд 35

важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы.

Слайд 36

Спасибо за Внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности дидактических методов и приемов для активизации запоминания учащимися сложной терминологии в специальных (коррекционных) классах

Работа посвящена проблеме запоминания учащимися коррекционных классов сложной терминологии. В ней раскрыты возможности использования различных методов, приемов и дидактического материала на уроках с ц...

«Проблемная ситуация на уроках биологии для активизации деятельности учащихся»

Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты ...

Тематическая консультация для родителей «Активизация чтения учащихся»

Современная школа давно переориентировалась с памяти на мышление: роль книги, казалось бы, должна возрастать. Читают же современные дети все меньше и меньше. Причин тому много. Но на сегодняшний день ...

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ        “Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным...

Учебник физики – неизменная основа активизации деятельности учащихся на уроках

Исходя из опыта своей работы, рассматриваются основные преимущества и недостатки учебников: Перышкин А.В. 7 -9 класс; Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика.10класс» и «Физика. 11класс»...

Активизация деятельности учащихся на уроках литературы.

В работе представлен личный опыт по активизации деятельности учащихся на уроках литературы....

Из моих раздумий на рубеже 21 века. Семантический анализ физических терминов с целью активизации деятельности учащихся на уроке.

...возникли проблемы. Основная – снижение общего уровня развития учащихся, не смотря на все возрастающий процесс информатизации общества. Анализ сложившейся ситуации привел к довольно-таки парад...