Особенности дидактических методов и приемов для активизации запоминания учащимися сложной терминологии в специальных (коррекционных) классах
статья по теме

Марина Юрьевна Щеголихина

Работа посвящена проблеме запоминания учащимися коррекционных классов сложной терминологии. В ней раскрыты возможности использования различных методов, приемов и дидактического материала на уроках с целью активизации запоминания и воспроизведения сложнопроизносимых и труднозапоминаемых слов.

(Сб. "Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы" материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Артемовские чтения", Пенза, 2011)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizaciya_zapominaniya.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ  ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ЗАПОМИНАНИЯ УЧАЩИМИСЯ СЛОЖНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ  В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ

М. Ю. Щеголихина

В последнее время в России, появилось множество новых, труднопроизносимых слов и терминов. Они неотступно входят в нашу жизнь и требуют знания и осмысления. Учащимся коррекционных классов для успешной социализации в обществе необходимо эти термины знать и уметь использовать.

Особенности восприятия и осмысления учебного материала у детей с ограниченными умственными возможностями неразрывно связаны с особенностями их памяти. Так как основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у них имеют специфические особенности: они лучше запоминают внешние, часто случайные зрительно воспринимаемые признаки.

У школьников с проблемами интеллектуального развития сложно формируется произвольное запоминание, еще сложнее и дольше – преднамеренное запоминание. Специалисты в области дефектологии Л.В. Занков и В.Г. Петрова отмечают, что слабость памяти у таких детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания, приводит к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного, особенно труднопроизносимого, материала.

На протяжении нескольких лет мы работаем над проблемой активизации запоминания школьниками сложной терминологии, целью которой является  разработка системы методов, приемов и дидактического материала, обеспечивающих эффективное запоминание изучаемого. Знание терминологии является важным аспектом на всех этапах обучения: объяснение нового, формирование и закрепление знаний, контроль за усвоением, систематизация, повторение и обобщение изученного. Учащиеся, не владеющие специальными терминами, не могут не только запомнить учебный материал, но даже понять его.

Использование различных форм обучения запоминанию  способствует углублению знаний, повышению познавательного интереса к предмету и качества образования. По мнению Л.С. Выготского, лучше запоминается то, что является целью или предметом деятельности, а не способом или условием, в которых эта деятельность происходит. Интеллектуальная работа с информацией, подлежащей запоминанию, влияет на прочность и длительность хранения его в памяти. Неотъемлемыми составляющими, определяющими эффективность запоминания и воспроизведения, являются мотивация и интерес к изучаемому материалу. Педагог, предлагая ребенку задание, предполагает не простое пассивное восприятие, а активную работу с ним, выполнение мыслительных операций. Т.е. повышает продуктивность непроизвольного запоминания путем активного действия – игрового или мыслительного.

На уроках в специальных (коррекционных) классах используются различные способы обучения, активизирующие запоминание сложных терминов учащимися с недостатками интеллектуального развития:

  1. Запись терминов – последовательное записывание с доски, на слух (под диктовку учителя) и по памяти. В этом случае задействуются зрительное и слуховое восприятия, а так же тактильная память, что способствует более быстрому и длительному запоминанию. Составление словаря терминов.
  2. Карточки – с графическими изображениями, рисунками, словами, частями слов, которые передают информацию в закодированном виде. При этом главное может быть выделено цветом, формой и т.д. (рис. 1)

Допиши слова, обозначающие сельскохозяйственные профессии:

ВОД

Овощевод, птицевод, свиновод, садовод, полевод.

Исключи лишнее, объясни почему

Мексика, Канада, Вашингтон, Куба.

Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Лима.

Париж, Германия, Испания, Россия.

Подбери подходящий термин

Антарктида – остров, океан, материк, животное.

Африка – часть света, залив, страна, столица.

Рис. 1

Отметь знаком «+» правильные ответы

Стихийное бедствие - это

К средствам индивидуальной защиты относятся

Цунами

Противогаз

Дождь

Носовой платок

Землетрясение

Респиратор

Рис. 2

3. Тестовые задания – определение правильных ответов. Наиболее эффективно используются для проверки и закрепления знаний. Они могут заменять фронтальный опрос и экономят время на уроке (рис.2).

4. Работа с недостающими буквами в терминах (только гласные, только согласные, вперемешку).

_НТ_РКТ_Д_ (Антарктида)

_Е_И_О_ _ И_А_ИЯ (Великобритания)

Е_Р_З_Я (Евразия)

5. Игры стимулируют мыслительную активность, развивают интерес к предмету, непроизвольно заставляют задуматься над решением поставленных задач. На усвоение знаний в игре затрачивается меньше усилий, а учебный материал  лучше запоминается.

  1. Игра «Эстафета» - учащиеся поочередно дают правильные ответы по определенной теме. Игра продолжается до исчерпания правильных ответов.
  2. Игра «Домино». Учащимся раздаются карточки, из которых составляется последовательная замкнутая цепочка (например, к названию государства подбирается название столицы этого государства).
  3. Игра «Лото». На доске вывешивается таблица с символами географических объектов (река, остров, гора и т.д.), учащимся раздаются карточки с названиями (Амазонка, Огненная земля, Анды и т.д.), которые они должны соотнести с изображениями.
  4. Игра «Дежурный по словарю». Школьники поочередно получают задание найти в словаре слово, относящееся к следующей изучаемой теме. В начале объяснения материала «дежурный» объясняет его смысл.
  5. Игра «Слова наоборот». Учащиеся должны прочитать на табличках и записать в тетрадь слова, записанные наоборот: ЯИМОНОРТСА, РОТАВКЭ и т.п.
  6. Игра «Отгадай-ка». Из набора букв с помощью загадки составить зашифрованный термин. Например, даны буквы О Р М Е и загадка: Кругом вода, а с питьем беда (море).

6. Ребусы – карточки с зашифрованными в них определенными терминами.

7. Кроссворд. Использование кроссвордов с опорными словами, выделенными рамкой или цветом. Слова, в зависимости от уровня подготовленности учащихся, можно сообщить заранее или получить путем решения кроссворда.

8. Шарада «Эрудит». Учащимся сообщается количество закодированных слов, при необходимости - тематика. В приведенной таблице (рис.3), зашифрованы: озеро, болото, море, родник, вода, река.

к

е

р

у

б

у

1

2

АБВГ

3

ДЕЖЗ

о

р

е

з

о

р

н

о

к

о

л

п

4

ИЙКЛ

5

МНОП

6

РСТУ

е

м

а

д

о

в

о

у

с

и

т

я

7

ФХЦЧ

8

ШЩЪЫ

9

ЬЭЮЯ

к

и

н

д

о

р

                 Рис. 3                                                                                 Рис. 4

 9. «Клавиатура». С помощью клавиатуры сотового телефона (рис.4) учащиеся отгадывают зашифрованный термин. Например: Самый крупный остров на Земле – 2, 6, 3, 5, 4, 2, 5, 3, 4, 9? Гренландия.

10. Мнемонические приемы запоминания основаны на внесении определенной систематизации в изучаемые термины. Из существующего множества мнемонических упражнений, способствующих запоминанию, в специальных (коррекционных) классах используются наиболее доступные:

  1. Рифма и ритм. Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала – это зарифмовать его (этот прием часто используется в рекламе). Например: Если едешь на Камчатку, не забудь надеть перчатки. Если едешь на Таймыр, то возьми с собою сыр.
  2. Аббревиатура (акроним). Этот способ широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания  из памяти нужной информации. Аббревиатура применяется для фиксирования самой различной информации: ЮАР, США, КНДР – названия государств; ОБЖ, СБО, ППТ – название учебных предметов; ЧС, МЧС, СИЗ, ЗОЖ – термины из курса «Человек и его среда» и т.д. Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Так для запоминания цветов радуги и их последовательности обычно используется фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
  3. Метод расположения предметов представляет собой способ запоминания с помощью фиксирования месторасположения предметов: для запоминания сторон горизонта на карте прикрепляются таблички с названиями (север, юг, запад, восток), затем они заменятся табличками с буквами (С, Ю, З, В). Аналогично этот метод можно использовать для запоминания любых объектов. Главное, что надо сделать – это установить некоторую последовательность в перечислении.
  4. Метод использования картинок. Его суть заключается в переводе различных названий (особенно имен собственных) в некоторые образы, ассоциативно возникающие при их произнесении. Данный метод можно использовать и с искусственными ассоциациями - к сложному термину подбирается и показывается картинка, характеризующая его.
  5. Метод кодирующей фразы. Каждый термин нужно представить в виде доступной фразы, которая должна быть лаконична, логична и закончена. Например: Ямал – я маленький, Пномпень – пень пнём, Бухарест – бух и арест. Этот метод самый сложный в использовании, т.к. подобрать кодирующую фразу не всегда просто. Тогда можно использовать кодирующее слово – «ОВАЛ» (четыре самых крупных реки России – Обь, Волга, Амур, Лена).

Запоминание сложной терминологии для детей с ограниченными умственными возможностями процесс непростой, длительный и трудоемкий, т.к. опосредованная смысловая память у них развита слабо, отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, что тоже затрудняет запоминание сложнопроизносимых слов.

Несомненно, что использование разнообразных методов и приемов, направленных на непреднамеренное запоминание терминов, способствует развитию интереса у учащихся к предмету, к изучаемым объектам и результатам своей активной мыслительной  деятельности. У них развиваются познавательные и поисковые навыки, мотивация учения, творческая активность. Включение в запоминание зрительной, слуховой и моторной памяти, установление образно-ассоциативных связей, совершенствование репродуктивных умений повышает эффективность занятий и качество образования в целом.

Таким образом, обучение запоминанию сложной терминологии школьников с особыми образовательными потребностями во многом зависит от  использования учителем комплекса методов, приемов и дидактического материала. Основным условием для непреднамеренного запоминания является работа с материалом в форме нестандартного, активного обучения. Технология активного обучения запоминанию требует глубокой подготовки педагога к уроку, где основным фактором, влияющим на результат запоминания школьниками терминов, является умение учителя подобрать тот педагогический прием, те формы и содержание работы, которые наиболее оптимально соответствуют возможностям каждого учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида

Ни для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Работая в специальных (коррекционных) классах и проводя одновременно урок в кл...

презентация "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида".

Презентация к статье "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида"....

Формы, методы и приемы работы с родителями учащихся коррекционной школы

На сегодняшний день остается актуальной проблема поиска классными руководителями воспитательных форм, приемов и методов работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Тесное взаи...

Презентация "Диагностическое обследование мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах VIII вида ".

Для того, чтобы правильно построить коррекционную работу с умственно отсталым ребенком по преодолению дефектов развития, необходимо выявить эти дефекты. Диагностическое обследование всех функций мысли...

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида.

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида....

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида.

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида....

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры, педагогического мастерства.Мало самому знать свой предмет и помнить что-то, что было когда-то выучено по методике и дидактике.Важн...